Дешевая-обувь.рф

14. Определите отношение окружности талии к окружности бедер (от/об). Силовой индекс


4. Определите силовой индекс мышц ведущей кисти.

Показатель вычислите путем деления показателей силы сгибателей кисти на массу тела.

Средними величинами силового индекса кисти у взрослого мужчины считают 0,70–0,75, женщины – 0,5–0,6.

Данные занесите в табл.1.

Показатели силы мышц

Таблица 1.

Масса тела, кг.

Рост, см

Сила мышц кисти, кг.

Силовой индекс мышц,

для ведущей руки

стоя

сидя

левой

правой

3. Определите свою осанку. Дайте рекомендации по профилактике возможных ее нарушений.

Для выполнения работы студенты делятся на группы по 2-3 человека. Желательна легкая спортивная форма.

Первая методика. Статист (студент) становится спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались стены. Помощник просовывает кулак между поясницей и стеной, не нарушая при этом положение тела. Если это сделать ему не удаётся, он вместо кулака проводит ладонь.

Вывод: Осанка нормальная, если проходит ладонь и, она нарушена, если проходит кулак.

Вторая методика: комплексная оценка нарушений осанки человека и искривления позвоночника методом осмотра. При осмотре обратите внимание на уровень надплечий, положение лопаток, контуры талии, линию остистых отростков позвоночника. Для нормальной осанки характерны: прямое положение головы и позвоночника; симметричность надплечий и углов обеих лопаток, ягодичных складок; строго вертикальное положение остистых отростков позвонков; горизонтальный уровень подвздошных костей; физиологические изгибы позвоночника; одинаковая длина нижних конечностей.

Если осанка статиста имеет отклонения от нормы, то определите и охарактеризуйте вид нарушения.

Третья методика: определение сколиоза. Обследование статиста проводите в положении сидя, стоя. Для выявления возможных деформаций проведите цветную маркировку костных ориентиров: остистых отростков всех позвонков, нижних углов и верхних остей лопаток, гребней подвздошных костей, ключиц и яремной вырезки грудины.

В положении сидя определите отсутствие или наличие перекоса таза и боковое искривление позвоночника. В положении стоя оцените расположение остистых отростков. Чтобы определить наличие бокового отклонения позвоночника, прикрепите нить отвеса лейкопластырем к коже у верхушки остистого отростка 7 шейного позвонка. Если нить отвеса с линией остистых отростков позвонков образует угол, то имеется сколиоз. При наличии этой патологии одно плечо выше другого, лопатка на вогнутой стороне расположена ближе к остистым отросткам, чем на выпуклой. Расстояние до угла лопатки меньше на выпуклой стороне искривления, чем на вогнутой. В положении стоя определите длину обеих нижних конечностей, наличие контрактур тазобедренного, коленного и голеностопного суставов.

Четвертая методика: выявление структурного сколиоза: статист делает медленно наклон вперёд. Помощник изучает спину, глядя со стороны головы вдоль линии остистых отростков. В этом положении хорошо видно боковое искривление позвоночника, на соответствующей стороне спины чётко вырисовывается рёберный горб или мышечный валик.

4. Определите наличие или отсутствие у себя плоскостопия разными методами, сравните результаты.

А) Педометрический метод Фридландера.

Измерьте длину стопы от конца пятки до конца более длинного пальца.

Измерьте высоту свода стопы: от пола до верхнего края ладьевидной кости.

Рассчитайте педометрический индекс по формуле:

Педометрический индекс =

Высота свода стопы х 100

длину стопы

Индекс в пределах 29 – 27 встречается у большинства людей.

Индекс от 27 до 25 указывает на плоскостопие.

Индекс ниже 25 указывает на резкое плоскостопие.

Б) Анализ отпечатков стопы по Чижину.

Мокрой или смазанной кремом стопой встаньте на лист чистой бумаги, полученный отпечаток стопы обведите карандашом.

На полученном отпечатке проведите линии:

  1. касательную – к наиболее выступающим точкам внутренней линии стопы;

  2. соединяющую середину второго пальца с серединой пятки. От средины данной линии проведите перпендикулярную линию к внутреннему своду стопы до пересечения с касательной линией.

Вычислите отношение опорной части перпендикулярной линии к ее свободной (до пересечения с касательной).

Показатели для нормальной стопы составляют от 0 до 1; для уплощенной стопы от 1 до 2; для плоской стопы – свыше 2.

В) Мокрой или смазанной кремом стопой встаньте на лист чистой бумаги, полученный отпечаток стопы обведите карандашом. Проведите линию АК, соединяющую две крайне-левые точки отпечатка. Найдите точку М (М=АК:2). Проведите линию АВ перпендикулярно АК, МД - перпендикулярно АК. Отметьте точку С на прямой МД. Измерьте длину АВ и СД. Иногда СД = 0. Величину СД разделите на АВ и переведите в проценты. (умножьте на 100). Полученный процент не должен превышать 33.

Показатель более высокий чем 33% говорит о наличии плоскостопия.

studfiles.net

4. Определите силовой индекс мышц ведущей кисти.

Показатель вычислите путем деления показателей силы сгибателей кисти на массу тела.

Средними величинами силового индекса кисти у взрослого мужчины считают 0,70–0,75, женщины – 0,5–0,6.

Данные занесите в табл.1.

Показатели силы мышц

Таблица 1.

Масса тела, кг.

Рост, см

Сила мышц кисти, кг.

Силовой индекс мышц,

для ведущей руки

стоя

сидя

левой

правой

3. Определите свою осанку. Дайте рекомендации по профилактике возможных ее нарушений.

Для выполнения работы студенты делятся на группы по 2-3 человека. Желательна легкая спортивная форма.

Первая методика. Статист (студент) становится спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались стены. Помощник просовывает кулак между поясницей и стеной, не нарушая при этом положение тела. Если это сделать ему не удаётся, он вместо кулака проводит ладонь.

Вывод: Осанка нормальная, если проходит ладонь и, она нарушена, если проходит кулак.

Вторая методика: комплексная оценка нарушений осанки человека и искривления позвоночника методом осмотра. При осмотре обратите внимание на уровень надплечий, положение лопаток, контуры талии, линию остистых отростков позвоночника. Для нормальной осанки характерны: прямое положение головы и позвоночника; симметричность надплечий и углов обеих лопаток, ягодичных складок; строго вертикальное положение остистых отростков позвонков; горизонтальный уровень подвздошных костей; физиологические изгибы позвоночника; одинаковая длина нижних конечностей.

Если осанка статиста имеет отклонения от нормы, то определите и охарактеризуйте вид нарушения.

Третья методика: определение сколиоза. Обследование статиста проводите в положении сидя, стоя. Для выявления возможных деформаций проведите цветную маркировку костных ориентиров: остистых отростков всех позвонков, нижних углов и верхних остей лопаток, гребней подвздошных костей, ключиц и яремной вырезки грудины.

В положении сидя определите отсутствие или наличие перекоса таза и боковое искривление позвоночника. В положении стоя оцените расположение остистых отростков. Чтобы определить наличие бокового отклонения позвоночника, прикрепите нить отвеса лейкопластырем к коже у верхушки остистого отростка 7 шейного позвонка. Если нить отвеса с линией остистых отростков позвонков образует угол, то имеется сколиоз. При наличии этой патологии одно плечо выше другого, лопатка на вогнутой стороне расположена ближе к остистым отросткам, чем на выпуклой. Расстояние до угла лопатки меньше на выпуклой стороне искривления, чем на вогнутой. В положении стоя определите длину обеих нижних конечностей, наличие контрактур тазобедренного, коленного и голеностопного суставов.

Четвертая методика: выявление структурного сколиоза: статист делает медленно наклон вперёд. Помощник изучает спину, глядя со стороны головы вдоль линии остистых отростков. В этом положении хорошо видно боковое искривление позвоночника, на соответствующей стороне спины чётко вырисовывается рёберный горб или мышечный валик.

4. Определите наличие или отсутствие у себя плоскостопия разными методами, сравните результаты.

А) Педометрический метод Фридландера.

Измерьте длину стопы от конца пятки до конца более длинного пальца.

Измерьте высоту свода стопы: от пола до верхнего края ладьевидной кости.

Рассчитайте педометрический индекс по формуле:

Педометрический индекс =

Высота свода стопы х 100

длину стопы

Индекс в пределах 29 – 27 встречается у большинства людей.

Индекс от 27 до 25 указывает на плоскостопие.

Индекс ниже 25 указывает на резкое плоскостопие.

Б) Анализ отпечатков стопы по Чижину.

Мокрой или смазанной кремом стопой встаньте на лист чистой бумаги, полученный отпечаток стопы обведите карандашом.

На полученном отпечатке проведите линии:

  1. касательную – к наиболее выступающим точкам внутренней линии стопы;

  2. соединяющую середину второго пальца с серединой пятки. От средины данной линии проведите перпендикулярную линию к внутреннему своду стопы до пересечения с касательной линией.

Вычислите отношение опорной части перпендикулярной линии к ее свободной (до пересечения с касательной).

Показатели для нормальной стопы составляют от 0 до 1; для уплощенной стопы от 1 до 2; для плоской стопы – свыше 2.

В) Мокрой или смазанной кремом стопой встаньте на лист чистой бумаги, полученный отпечаток стопы обведите карандашом. Проведите линию АК, соединяющую две крайне-левые точки отпечатка. Найдите точку М (М=АК:2). Проведите линию АВ перпендикулярно АК, МД - перпендикулярно АК. Отметьте точку С на прямой МД. Измерьте длину АВ и СД. Иногда СД = 0. Величину СД разделите на АВ и переведите в проценты. (умножьте на 100). Полученный процент не должен превышать 33.

Показатель более высокий чем 33% говорит о наличии плоскостопия.

studfiles.net

Как провести спартакиаду по "Индексам Справедливости"

На спартакиаде по «Индексам Справедливости» все участники могут соревноваться между собой в таких видах, как:

- бег на короткую дистанцию,

- прыжки в длину,

- сила руки (динамометрия руки),

- максимальный груз отрыва «в наивыгоднейшем положении»,

- вис на одной руке,

- влезание по шесту (канату),

- объём лёгких (спирометрия),

(и т.п.) 

Провести Спартакиаду можно как по одному виду (для начала :), так и по нескольким.

Главное отличие от обычных турниров – результаты, показанные участником, затем переводятся в другие единицы измерения: его собственные рост и вес.

 

Содержание:

 

Порядок проведения Спартакиады:

 

1. Регистрируем всех участников (ФИО, возраст). 

2. Измеряем рост и вес каждого участника и записываем эти данные.

3. Проводим соревнования, точно замеряя и записывая результаты.

4. Вычисляем «Индексы Справедливости» по каждому виду соревнований для каждого участника.

5. Подводим итоги и называем победителей. Результаты часто бывают очень неожиданными!

 

Необходимый инвентарь или что нужно приготовить:

Для регистрации: таблица результатов, хорошие весы, ростомер

Прыжки в длину: прыжковая яма/дорожка (лучше с песком, чтобы четко отпечатывались следы), рулетка

Бег: нужна беговая дорожка на короткую дистанцию (30, 60 м) (лучше земля, чем асфальт), секундомер, флажок для отмашки. И некоторый опыт для «судей» - нужно потренироваться точно махать флажком и засекать результат на финише!

Измерение силы: становой динамометр

Измерение силы руки: ручные динамометры (взрослый и детский)

Вис на одной руке: стационарный турник, секундомер

Измерение объёма лёгких: спирометр

Влезание по шесту/канату: шест (диаметр 30-45 мм)/ канат (диаметр 30-50 мм), секундомер, рулетка

 

Как проводить соревнования по разным видам.

 

Прыжок в длину (с места)     «Индекс Прыгучести» (ИП)  

 

  • Измеряем длину прыжка в сантиметрах
  • Определяем, сколько своих собственных ростов прыгнул участник – то есть высчитываем «Индекс Прыгучести» по формуле:

 

 

 

 

Бег (короткая дистанция – 30, 60 м)     «Скоростной Индекс» (СкИ) 

 

  • Засекаем время в секундах, если возможно, с точностью до сотых.
  • Определяем среднюю скорость (м/с).
  • Определяем, сколько своих собственных ростов человек пробежал в секунду – то есть высчитываем «Скоростной Индекс» по формуле:

 

 

 

 

Примечание: Борис  Павлович предпочитал измерять бег « с ходу», когда участник проходит старт уже на скорости (результат становится более точным). Мы считаем этот вариант более корректным, поскольку мало кто обладает умением правильно начинать дистанцию с «низкого старта».  Поэтому в этом виде для измерения необходимо два человека: один дает отмашку флажком в момент пересечения спортсменом линии старта, второй засекает время на финише с секундомером.

 

 

Максимальный груз отрыва «в наивыгоднейшем положении»

«Силовой Индекс» (СИ)

 

СИ – комплексный показатель качества мышц всего организма, т.е. ведущая характеристика физического развития.

Для измерения используется становой динамометр.

 

 

 

Борис Павлович Никитин использовал технику «отрыва», принципиально отличающуюся от медицинской техники становой динамометрии.

Медики рекомендуют: "Обследуемый стоит двумя ногами на платформе, наклоняется, берется за рукоятку динамометра и с усилием выпрямляется. В исходном положении рукоятка динамометра должна быть на уровне колен. Становой динамометр регулируют по росту обследуемого с помощью металлической цепи."

Главное отличие техники, предложенной Б.П.,: принимать положение, подобно грузчикам и штангистам, обязательно с прямой спиной: держа рукоятку выше колена и вначале чуть присев. Это положение Б.П. назвал "наивыгоднейшим".

Итак:

  • Измеряем груз отрыва «в наивыгоднейшем положении» (кг)
  • Вычисляем «Силовой Индекс» (т.е. сколько собственных весов может оторвать человек от земли, или сколько килограммов груза отрывает он на один килограмм своего веса) по формуле:

 

 

 

 

Сила руки            «Силовой Индекс руки» (СИр)

 

Определяет, насколько сильна кисть руки - самое слабое место у не тренирующегося человека.

Для измерения используется ручной динамометр.

Практика показывает, что для взрослой и детской руки нужно использовать динамометры разного размера.

 

 

 

  • Измеряем силу кисти одной руки (правой или левой) (кг)
  • Вычисляем «Силовой Индекс руки» по формуле:

 

 

 

 

Объём лёгких            «Жизненный Индекс» (ЖИ)

Показатель состояния не только дыхательной, но и сердечно-сосудистой системы!

Измеряется с помощью спирометра. Для определения объёма лёгких делается максимальный вдох и затем максимальный выдох в трубку спирометра.

 

 

 

  • Измеряем объём лёгких (мл)
  • Вычисляем «Жизненный Индекс» (в мл/кг собственного веса) по формуле:

 

 

 

Влезание по шесту (канату) «Скоростной Индекс Влезания» (СкИВ)

 

Для проведения соревнований необходим шест (или канат, для которого результаты считают аналогично), на котором нанесены отметки высоты.

Правила проведения: перед стартом участник не прикасается к шесту, и начинает влезать только по сигналу судьи, который запускает секундомер. Когда участник долезет до верха шеста, он должен коснуться рукой балки, на которой закреплен шест или другого  предмета (по договоренности). В момент касания участником условленного предмета судья останавливает секундомер.

Для тех, кто не может влезть до самого верха, необходимо измерить расстояние, которое участник пролез по шесту (от земли до пяток залезшего человека). При этом в таблицу результатов надо занести не только время, но и замеренное расстояние. Таких участников рекомендуется сравнивать между собой отдельно от тех, кому шест оказался по силам.

Итак:

  • Засекаем скорость влезания по шесту (канату) в секундах, если возможно, с точностью до десятых.
  • Определяем среднюю скорость (м/с), для этого высоту шеста за вычетом роста участника делим на время влезания по шесту.
  • Определяем, сколько своих собственных ростов человек преодолел в секунду – то есть высчитываем «Скоростной Индекс Влезания» по формуле:

 

 

 

Вис на одной руке

 

Вис на одной руке можно назвать экспресс–методом измерения уровня физического развития. Для этого вида необходим стационарный турник. Практика показывает, что здесь, как и с динамометрами, лучше использовать и «детский» турник (диаметр трубы подросткового турника (до 12 лет) - 20 - 22 мм; детского - 15-17 мм), и обычный «взрослый» (диаметр трубы  - 28 - 30 мм). В этом упражнении человек сам удерживает собственный вес, поэтому индекс для виса не определяется, а сразу сравниваются итоговые результаты.

Мы обязательно включаем этот вид в спартакиаду, поскольку считаем его очень важным и с точки зрения безопасного владения спортивными снарядами. Борис Павлович разрешал самостоятельно залезать на спортивные снаряды (на опасную высоту) только тем ребятам, которые могли провисеть на одной руке не менее 30 секунд!

 

  • Замеряем время виса на одной руке (с).

 

 

Как определить победителей

 

Победитель в каждом виде:

Определить лучшего в каждом виде очень просто. Полученные значения «индексов справедливости» (ИС) расставляем в порядке убывания. Победителем становится тот участник, у кого самый большой ИС.

Мы считаем, что нужно обязательно озвучивать победителей в каждом отдельном виде: «Самый прыгучий», «Самый быстрый», «Самый сильный» и т.п., а также называть значение его индекса. Победитель в каждой конкретной дисциплине определяется однозначно, т.е. по получаемому после расчетов значению индекса.

Полученные результаты в дальнейшем очень интересно сравнивать не только со своими предыдущими достижениями, но и с аналогичными результатами других участников. А так же с результатами чемпионов мира, Олимпийских игр и других традиционных соревнований :), которые не так уж трудно вычислить.

Пример: Прыжки в длину

Участник

Рост

Результат (см)

Индекс прыгучести ИП

Место

Вася

142

130

0,92

3

Марина

150

140

0,93

2

Максим

134

130

0,97

1

 

Победитель в общем зачете по всем видам (многоборье)

 

Абсолютного чемпиона в многоборье можно определить несколькими способами. Чаще всего используется два следующих варианта:

 

Вариант 1:

За призовое место в каждой дисциплине участнику назначается определенное количество баллов, например: I место – 3 балла, II место – 2 балла, III место – 1 балл (призовыми можно определить и более трех мест, назначая определенное количество баллов за каждое призовое место). Для определения победителей необходимо просуммировать количество баллов, заработанных каждым участником. Победителем становится участник, набравший наибольшее количество баллов.

Преимущества варианта 1: баллы считать легко, и просто определить призеров.

Недостатки варианта 1:

- При начислении баллов за каждую дисциплину не учитываются относительные значения результатов. То есть, если разница в индексах справедливости у разных участников незначительна, то и количество начисленных баллов должно быть соразмерным. Например, «индекс прыгучести» одного участника равен 1,20, а другого - 1,22. По сути, они оба достаточно прыгучи, но второй участник получит целых 3 балла, в то время как первый – всего 2 балла.

- Таким способом можно определить только призовые места, а участников, не получивших ни одного балла, сравнивать между собой не получится.

- Есть большая вероятность получения участниками одинакового количества баллов, что затруднит определение победителя.

 

Можно просто вести подсчет по количеству первых мест (золотых медалей) – кто получил больше первых мест, тот победитель.

 

Борис Павлович для подсчета результатов часто использовал шесть призовых мест со следующим распределением баллов:

I   место - 7 баллов

II  место - 5 баллов

III  место - 4 балла

IV место - 3 балла

V  место - 2 балла

VI место - 1 балл

 

Такое распределение баллов по призовым местам позволяет частично избежать недостатков (упомянутых выше) за счет получения баллов большим количеством участников.  Кроме того, если соревнования проводятся в детском кругу, хорошо, если  подсчет результатов будет наглядным. Борис Павлович, например, распределял баллы вместе с ребятами, тем самым создавалась атмосфера справедливости, и участникам хотелось улучшать свои результаты.

 

Вариант 2:

Разработан в 2012 году внуком Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных - Петром Ермаковым. Этот вариант сложнее в подсчете, зато лишен недостатков, описанных выше. На наших последних спартакиадах 2012 года мы пока используем (тестируем :) именно этот вариант. Правда, из-за сложности его трудно сделать наглядным, особенно для маленьких участников.

 

Для определения места каждого участника в общем зачете победителей нужно:

Определить лучшее значение ИС в каждом виде.

Участник, который является обладателем лучшего ИС в данном виде, получает 1 балл.

Остальные результаты в данном виде нормируются относительно результата победителя. То есть: количество баллов, полученное каждым участником в данной дисциплине, определяется как отношение ИС участника к ИС победителя. Результат рекомендуется округлять не менее чем до двух знаков после запятой.

Пример: Прыжки в длину

Участник

Рост

Результат (см)

Индекс прыгучести ИП

Количество баллов

Вася

142

130

0,92

0,95 (= 0,92:0,97)

Марина

150

140

0,93

0,96 (= 0,93:0,97)

Максим

134

130

0,97

1 (победитель в данном виде!)

Для каждого участника производится суммирование заработанных им баллов во всех дисциплинах.

Победителем является участник, набравший наибольшее количество баллов. Соответственно, распределение остальных мест – по убыванию заработанных баллов.

 

*    *    *

 

Абсолютные результаты, конечно, никто не отменяет. Спартакиада по «Индексам Справедливости» - просто новый и интересный способ измерить свою «спортивность», да еще вместе со своими детьми и друзьями. Такие соревнования проходят азартно и весело, маленький может победить большого, показать результат, «как у олимпийского чемпиона» и почувствовать себя таким сильным и ловким, что быть другим ему уже просто не захочется!

Присоединяйтесь, это просто здорово!

 

Мы будем очень благодарны тем, кто будет присылать нам результаты собственных спартакиад, чтобы набрать статистику измерений и рассчитать средние значения индексов по возрастам.

 

 

nikitiny.ru

Определите силу мышц сгибателей кисти.

Силу мышц сгибателей кисти определяют с помощью ручного (кистевого) динамометра. В положении стоя отведите вытянутую руку с прибором в сторону под прямым углом к туловищу. Вторая, свободная рука, опущена и расслаблена. Без рывка и дополнительных движений рукой сожмите динамометр с предельным усилием. Повторите определение 2–3 раза.

Силу мышц сгибателей правой и левой кистей рук оцените по максимальному результату. Сравните показания силы мышц кисти ведущей и не ведущей руки.

Данные занесите в табл.1.

 

Определите силовой индекс мышц ведущей кисти.

Показатель вычислите путем деления показателей силы сгибателей кисти на массу тела.

Средними величинами силового индекса кисти у взрослого мужчины считают 0,70–0,75, женщины – 0,5–0,6.

Данные занесите в табл.1.

 

Показатели силы мышц

Таблица 1.

  Масса тела, кг. Рост, см Сила мышц кисти, кг. Силовой индекс мышц, для ведущей руки
стоя сидя левой правой
           
           

 

Определите свою осанку. Дайте рекомендации по профилактике возможных ее нарушений.

Для выполнения работы студенты делятся на группы по 2-3 человека. Желательна легкая спортивная форма.

Первая методика.Статист (студент) становится спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались стены. Помощник просовывает кулак между поясницей и стеной, не нарушая при этом положение тела. Если это сделать ему не удаётся, он вместо кулака проводит ладонь.

Вывод: Осанка нормальная, если проходит ладонь и, она нарушена, если проходит кулак.

Вторая методика:комплексная оценка нарушений осанки человека и искривления позвоночника методом осмотра. При осмотре обратите внимание на уровень надплечий, положение лопаток, контуры талии, линию остистых отростков позвоночника. Для нормальной осанки характерны: прямое положение головы и позвоночника; симметричность надплечий и углов обеих лопаток, ягодичных складок; строго вертикальное положение остистых отростков позвонков; горизонтальный уровень подвздошных костей; физиологические изгибы позвоночника; одинаковая длина нижних конечностей.

Если осанка статиста имеет отклонения от нормы, то определите и охарактеризуйте вид нарушения.

Третья методика: определение сколиоза. Обследование статиста проводите в положении сидя, стоя. Для выявления возможных деформаций проведите цветную маркировку костных ориентиров: остистых отростков всех позвонков, нижних углов и верхних остей лопаток, гребней подвздошных костей, ключиц и яремной вырезки грудины.

В положении сидя определите отсутствие или наличие перекоса таза и боковое искривление позвоночника. В положении стоя оцените расположение остистых отростков. Чтобы определить наличие бокового отклонения позвоночника, прикрепите нить отвеса лейкопластырем к коже у верхушки остистого отростка 7 шейного позвонка. Если нить отвеса с линией остистых отростков позвонков образует угол, то имеется сколиоз. При наличии этой патологии одно плечо выше другого, лопатка на вогнутой стороне расположена ближе к остистым отросткам, чем на выпуклой. Расстояние до угла лопатки меньше на выпуклой стороне искривления, чем на вогнутой. В положении стоя определите длину обеих нижних конечностей, наличие контрактур тазобедренного, коленного и голеностопного суставов.

Четвертая методика: выявление структурного сколиоза: статист делает медленно наклон вперёд. Помощник изучает спину, глядя со стороны головы вдоль линии остистых отростков. В этом положении хорошо видно боковое искривление позвоночника, на соответствующей стороне спины чётко вырисовывается рёберный горб или мышечный валик.

4. Определите наличие или отсутствие у себя плоскостопия разными методами, сравните результаты.

А) Педометрический метод Фридландера.

Измерьте длину стопы от конца пятки до конца более длинного пальца.

Измерьте высоту свода стопы: от пола до верхнего края ладьевидной кости.

Рассчитайте педометрический индекс по формуле:

Педометрический индекс = Высота свода стопы х 100 длину стопы

Индекс в пределах 29 – 27 встречается у большинства людей.

Индекс от 27 до 25 указывает на плоскостопие.

Индекс ниже 25 указывает на резкое плоскостопие.

Б) Анализ отпечатков стопы по Чижину.

Мокрой или смазанной кремом стопой встаньте на лист чистой бумаги, полученный отпечаток стопы обведите карандашом.

На полученном отпечатке проведите линии:

1) касательную – к наиболее выступающим точкам внутренней линии стопы;

2) соединяющую середину второго пальца с серединой пятки. От средины данной линии проведите перпендикулярную линию к внутреннему своду стопы до пересечения с касательной линией.

Вычислите отношение опорной части перпендикулярной линии к ее свободной (до пересечения с касательной).

Показатели для нормальной стопы составляют от 0 до 1; для уплощенной стопы от 1 до 2; для плоской стопы – свыше 2.

В) Мокрой или смазанной кремом стопой встаньте на лист чистой бумаги, полученный отпечаток стопы обведите карандашом. Проведите линию АК, соединяющую две крайне-левые точки отпечатка. Найдите точку М (М=АК:2). Проведите линию АВ перпендикулярно АК, МД - перпендикулярно АК. Отметьте точку С на прямой МД. Измерьте длину АВ и СД. Иногда СД = 0. Величину СД разделите на АВ и переведите в проценты. (умножьте на 100). Полученный процент не должен превышать 33.

Показатель более высокий чем 33% говорит о наличии плоскостопия.

Определите окружность грудной клетки.

Определение окружности грудной клетки производится в трёх позициях: в покое, при максимальном вдохе и при максимальном выдохе. Во всех случаях сантиметровую ленту накладывают со стороны спины по нижним углам лопаток при отведённых в стороны руках, а со стороны груди - по нижнему краю околососковых кружков у мужчин и детей и над грудными железами - на уровне сочленения 4-го ребра с грудиной - у женщин. Лента плотно прилегает к телу, но не сдавливает ткани.

Данные занесите в табл.3.

Таблица 3.

Показатели окружности грудной клетки

  Окружность грудной клетки (ОГК), см
при вдохе при выходе во время паузы
     

6. Охарактеризуйте физическое развитие и крепость телосложения студента (статиста) методом индексов:

А) Рассчитайте экскурсию грудной клетки.

 

От показателя «максимального вдоха» вычесть показатель максимального выдоха.

Средняя величина соответствует 6 - 9 см. Но, чем показатель выше, тем лучше.

Б) Определите пропорциональность развития грудной клетки по индексу Эрисмана (ИЭ).

ИЭ = ОГК в покое –Р сидя в см

Р – рост.

Величина ИЭ колеблется от +3 до + 6 у мужчин и от - 1,5 до + 2 у женщин. Если ИЭ равен указанным цифрам или превышает их, это свидетельствует о хорошем развитии грудной клетки; при низких и отрицательных результатах - у обследуемого грудная клетка узкая.

 

В) Определите степень развития грудной клетки (ГК) по индексу пропорциональности (ИП).

 

ИП гк = ОГК в см. в покое Р стоя, см х100

 

Р – рост.

Грудная клетка хорошо развита, если индекс равен - 50-55; если индекс больше 56 - отлично, меньше 50 – недостаточно - слабо.

 

Г) Определите пропорциональность телосложения, используя индекс Пирке.

Индекс Пирке = Р стоя - Р сидя, см Р сидя, см х 100 %

 

 

В норме индекс пропорциональности телосложения равен 87 – 92%. У женщин он должен быть несколько меньше, чем у мужчин.

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Основы физической подготовки - страница 15

Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3-5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Самостоятельные индивидуальные занятия на местности или в лесу вне населенных пунктов во избежание несчастных случаев не допускаются. Выезд или выход для тренировок за пределы населенного пункта может проводиться группами из 3-5 человек и более. При этом должны быть приняты все необходимые меры предосторожности по профилактике спортивных травм, обморожения и т.д. Не допускается также отставание от группы отдельных занимающихся. Заниматься рекомендуется 2-7 раз в неделю по 1- 1,5 ч. Заниматься, менее 2 раз в неделю нецелесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшее время для тренировок - вторая половина дня, через 2-3 ч после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше чем через 2 ч после приема пищи и не позднее чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак (в это время необходимо выполнять гигиеническую гимнастику). Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего множества физических качеств, а также укреплять здоровье и повышать общую работоспособность организма. Специализированный характер занятий, т.е. занятия избранным видом спорта, допускается только для квалифицированных спортсменов.

Содержание - ходьба и бег, плавание, ходьба и бег на лыжах, велосипед,ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, спортивное ориентирование, походы выходного дня, занятия на тренажерах.

32. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений, тестов для оценки физического развития и физической подготовленности

По антропометрическим данным можно сделать оценку уровня физического развития с помощью антропометрических индексов. Рассмотрим некоторые из них.

Ростовой индекс определяет соотношение роста в сантиметрах и массы в килограммах. Чтобы определить нормальную массу взрослого человека нужно из цифры, обозначающей рост в сантиметрах, вычесть 100 - при росте 165-175 см и 110 при более высоком росте.

Весо-ростовой показатель вычисляется делением массы тела (в граммах) на его длину (в сантиметрах). Хорошая оценка для женщин - 360-405 г/см, для мужчин - 380-415 г/см.

Жизненный индекс определяется делением цифры, обозначающей жизненную емкость легких, на массу тела (в граммах). Показатель ниже 65-70 мл/кг у мужчин и 55-60 у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких либо об избыточной массе.

Силовой индекс - это отношение силы кисти более сильной руки (в килограммах) к массе тела. В среднем силовой индекс равен у мужчин - 0,70-0,75, а у женщин - 0,50-0,60.

Индекс пропорциональности между ростом и окружностью грудной клетки. Вычисляется так: окружность грудной клетки (в сантиметрах) в паузе умножается на 100 и делится на величину роста в сантиметрах. В норме этот индекс равен 50-55%.

Пропорциональность между ростом и шириной плеч определяется отношением ширины плеч к росту (в сантиметрах) и выражается в процентах: для мужчин - 22%, для женщин - 21%.

Индекс пропорциональности развития грудной клетки - это разность между окружностью грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Если разница равна 5-8 см для мужчин и 3-4 см для женщин или превышает названные цифры, это указывает на хорошее развитие грудной клетки. Если она ниже указанных значений или имеет отрицательное значение, то грудная клетка развита слабо.

Показатель крепости телосложения отражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, массе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет: 181 - (80+90) = 11. У взрослых разность меньше 10 можно оценивать как крепкое телосложение, от 10 до 20 - как хорошее, от 21 до 25 - как среднее, от 26 до 35 - как слабое и более 46 - как очень слабое. Однако показатель крепости телосложения, который зависит от окружности грудной клетки и массы тела, может ввести в заблуждение, если большие значения массы тела и окружности грудной клетки отражают не развитие мускулатуры, а являются результатом ожирения.

Коэффициент пропорциональности (КП), в процентах, определяется по формуле:

где L1 -длина тела в положении стоя;

L2 - длина тела в положении сидя.

Нормальным считается, если КП = 87-92%.

Результаты оценок показателей физического развития по стандартам можно изобразить графически - такое изображение называется антропометрическим профилем. Этот метод используется во врачебно-физкультурных диспансерах, а также в работе со сборными командами и спортсменами высокого класса. Средние данные разрабатываются на основе массового репрезентативного обследования. Для получения антропометрического профиля оцениваются отклонения индивидуальных показателей спортсмена от средних данных для данной группы, возраста, пола (рис. 9.6).

Наряду с антропометрическим профилем в практике врачебного контроля применяют номограммы - графики геометрических величин, используемые при расчетах уровня физического развития и физической работоспособности. На рис. 9.7 представлена номограмма оценки массы по росту стоя. Для оценки массы с учетом роста в номограмме необходимо найти фактическую массу и рост обследуемого, например, 70 кг и 170 см, восстановить из найденных точек перпендикуляры до их пересечения. Из точки пересечения провести мысленно вправо вверх линию, параллельную линии М. Эта "мысленная" линия на правой стороне номограммы выходит на середину между точками М и +1. Следовательно, оценка массы по росту будет +0,5, т.е. в пределах средних данных.

Здоровье, функциональное состояние и тренированность спортсмена можно определить с помощью функциональных проб и контрольных упражнений.

Функциональные пробы бывают общие (неспецифические) и со специфическими нагрузками, которые проводятся, как правило, в естественных условиях спортивной деятельности с нагрузками различной интенсивности.

Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений (ЧСС) и упоминавшаяся ортостатическая проба. Кроме этого, для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5 мин отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав глубокий вдох (80-90% максимального), задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до его возобновления. Средним показателем считается время задержки дыхания на 65 с. У тренированного человека время задержки дыхания более продолжительное. При заболевании или переутомлении это время может снизиться до 30-35 с.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь средним показателем считается время задержки дыхания на выдохе на 30 с. При заболеваниях органов дыхания, кровообращения, после инфекционных и других заболеваний, а также в результате перенапряжения и переутомления, когда ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания и на вдохе, и на выдохе уменьшается. Одномоментная функциональная проба с приседанием. Занимающийся отдыхает стоя в основной стойке 3 мин. На 4-й минуте подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин (исходная частота). Далее выполняется 20 глубоких приседаний в течение 40 с, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с с пересчетом на 1 мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично - 20 и менее, хорошо 21-40, удовлетворительно - 41-65, плохо - 66-75, очень плохо - 76 и более. В практике врачебного контроля применяется, как правило, комбинированная проба: 20 приседаний в течение 30 с, 15-секундный бег на месте в быстром темпе (180 шагов в мин). Эта проба позволяет судить о приспособительных реакциях сердечно-сосудистой системы организма к скоростной работе и работе на выносливость.

Еще один способ оценки физического состояния - тестирование как применение контрольных нормативов. Так, в практике физического воспитания в учебных заведениях используются обязательные тесты: бег на 100 м (показатель качества быстроты), подтягивание для студентов, поднимание и опускание туловища из положения лежа для студенток (показатель силовой подготовленности) и бег на 2000 м для студенток и на 3000 м для студентов (показатель выносливости). В начале учебного года тесты проводятся как контрольные, в конце - как фиксирующие изменения за прошедший учебный год.

33. Студенческие спортивные организации

В организации и проведении учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований студентов во внеучебное время активное участие принимают как общественные студенческие спортивные, так и неспортивные организации и объединения.

От активности внутривузовской общественной организации - спортивного клуба вуза во многом зависит спортивная жизнь студентов в учебном заведении. Ректорат и кафедра физического воспитания оказывают ему возможную материальную, методическую и практическую помощь как в работе отдельных спортивных секций и групп, так и организации и проведении соревнований.

Значительную роль в организации межвузовских спортивных соревнований играет общественное объединение студентов и работников высших учебных заведений - Российский студенческий спортивный союз (созданный в конце 1993 г.) и его региональные организации. В его Уставе записано, что основная цель Союза - консолидация усилий всех заинтересованных организаций в развитии физкультурно-оздоровительной работы, студенческого спорта, гармонизация физического и духовного воспитания, укрепление здоровья студенческой молодежи в высших учебных заведениях и подготовка спортсменов для участия в соревнованиях различного уровня.

Именно по результатам студенческих спортивных соревнований, проводимых Союзом, определяется и состав команды студентов на российские и международные спортивные соревнования.

Российский студенческий спортивный союз осуществляет международные студенческие спортивные связи. Он коллективный член Международной федерации университетского спорта (ФИСУ), которая имеет своей целью содействовать:

развитию студенческого спорта на всех уровнях;

физическому и духовному воспитанию студентов;

сближению студентов всех стран и их сотрудничеству в интересах единства международного университетского спорта.

Одна из задач ФИСУ - организация международных спортивных студенческих соревнований по различным видам спорта. Согласно данным комиссии по изучению студенческого спорта ФИСУ, на начало

90-х гг. среди студентов всех стран наиболее популярными видами спорта были: футбол, волейбол, легкая атлетика, баскетол и плавание. Однако программы универсиад ФИСУ, проводимых раз в два года, чемпионатов ФИСУ включают в себя гораздо большее число видов спорта и периодически претерпевают некоторые изменения.

После распада СССР последовал период затянувшейся реорганизации студенческого спортивного движения. С организацией Российского спортивного союза в конце 1993 г. студенты России делают свои первые самостоятельные шаги в международном студенческом спортивном движении на совершенно другой организационной основе и ином материально-техническом обеспечении.

34. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений, тестов для оценки физического развития и физической подготовленности

По антропометрическим данным можно сделать оценку уровня физического развития с помощью антропометрических индексов. Рассмотрим некоторые из них.

Ростовой индекс определяет соотношение роста в сантиметрах и массы в килограммах. Чтобы определить нормальную массу взрослого человека нужно из цифры, обозначающей рост в сантиметрах, вычесть 100 - при росте 165-175 см и 110 при более высоком росте.

Весо-ростовой показатель вычисляется делением массы тела (в граммах) на его длину (в сантиметрах). Хорошая оценка для женщин - 360-405 г/см, для мужчин - 380-415 г/см.

    продолжение

www.coolreferat.com

14. Определите отношение окружности талии к окружности бедер (от/об).

Наиболее неблагоприятным является абдоминальный тип ожирения, сочетающийся, как правило, с комплексом гормональных и метаболических факторов риска. Для определения характера распределения жира в организме используется показатель соотношения окружности талии и окружности бедер (ОТ/ОБ). Ожирение считается абдоминальным, если у женщин величина ОТ/ОБ > 0,85, у мужчин - >1,0. (Stern et al., 1995).

Например: окружность талии у женщины 60 сантиметров, а окружность бедер 70 сантиметров. Отношение ОТ / ОБ будет = 60 см / 70 см = 0,85. У данной женщины имеется нормальное значение этого показателя, у нее нет ожирения.

15. Изучите прогноз набора веса у женщины в течение жизни. Рассмотрим пример истории набора веса. Женщина в 18 лет имела вес – 55кг, в 25 лет – 58кг, в 30 лет– 62кг, в 40 лет – 70кг. Построим диаграмму (Диаграмма 1).      Можем предположить, что если человек не изменит ничего в своем стиле жизни и питании, то к 70-ти годам вес будет около 90 кг.

Диаграмма 1. Диаграмма истории набора веса: прогноз увеличения веса на несколько лет.

16. Определите жировую прослойку методом w. Stern (1980).

Жировая прослойка, % =

m – тощая масса тела

m

х 100

Обозначения: m – масса в кг.

Тощая масса тела, кг =

98,42 + [1,082 m - 4,15 ОТ]

Обозначения: m – масса в кг; ОТ – обхват талии, см.

17. Определите силу мышц и силовой индекс сгибателей кисти.

Силу мышц сгибателей кисти определяют с помощью ручного (кистевого) динамометра. В положении стоя отведите вытянутую руку с прибором в сторону под прямым углом к туловищу. Вторая, свободная рука, опущена и расслаблена. Без рывка и дополнительных движений рукой сожмите динамометр с предельным усилием. Повторите определение 2–3 раза.

Силу мышц сгибателей правой и левой кистей рук оцените по максимальному результату. Сравните показания силы мышц кисти ведущей и не ведущей руки. Данные занесите в табл.1.

Определите силовой индекс мышц ведущей кисти.

Показатель вычислите путем деления показателей силы сгибателей кисти на массу тела.

Средними величинами силового индекса кисти у взрослого мужчины считают 0,70–0,75, женщины – 0,5–0,6. Данные занесите в табл.1.

Зависимость между массой тела и мышечной силой.

Есть определенная зависимость между массой тела и мышечной силой. Обычно чем больше мышечная масса, тем больше сила: [сила кисти (кг) / масса тела (кг)] х 100

Динамометрия руки в среднем составляет 65—80% массы тела у мужчин и 48—50% у женщин.

Практическая работа № 3

Изучение физического развития человека методом индексов:

определение показателей крепости телосложения по формулам

Ход выполнения работы:

  1. Зарисуйте таблицу № 1 в тетрадь. Заполните таблицу, выполняя последующие задания.

Таблица 1. Показатели крепости телосложения

Экскурсия грудной клетки

Индекс

Эрисмана

Индекс

пропорциональности

Индекс

Пирке

Индекс

Пинье

studfiles.net

Практическое занятие №1. Тема. Физическое развитие. Определение антропометрических, физиометрических и соматоскопических показателей физического развития человека

Цель: изучить и освоить методы определения показателей физического развития человека. Определить уровень и гармоничность физического развития студентов.

Примерные вопросы к занятию

Физическое развитие. Факторы, лимитирующие гармоничное физическое развитие. Значение физкультуры и спорта для гармоничного физического развития молодого поколения. Особенности здоровья и физического развития студентов. Режим труда и отдыха. Роль физических упражнений в профилактике утомления и переутомления. Закаливание организма в профилактике инфекционных заболеваний. Адаптация к новым условиям обучения.

Вопросы для самоконтроля

  1. В каком возрасте интенсивнее изменение показателей физического развития и почему?

  2. Перечислите и охарактеризуйте периоды вытягивания и округления в процессе роста.

  3. Какие факторы чаще других обуславливают дисгармоничность физического развития?

  4. Назовите заболевания, сопровождающиеся значительными нарушениями физического развития.

  5. Какие методы оценки физического развития по соматометрическим показателям вы знаете?

  6. Каково влияние малоподвижного образа жизни на физическое развитие человека?

Самостоятельная работа

Определение антропометрических, физиометрических и соматоскопических показателей физического развития человека:

  1. Определите массу тела студента (статиста).

Определение массы тела производится на бытовых или медицинских весах, которые перед началом работы устанавливают на нулевую отметку. Обследуемый спокойно стоит на середине площадки весов (без обуви, в лёгкой одежде).

Данные занесите в табл.1.

2. Определите рост студента (статиста).

Определение роста стоя: обследуемый становится на платформе медицинского ростомера спиной к вертикальной стойке так, чтобы касаться её пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова находится в положении, когда прямая линия, соединяющая наружный край глаза и козелок уха параллельна линии пола. Скользящую планку ростомера опускают до соприкосновения с верхней точкой головы. Отсчёт производится по вертикальной шкале ростомера, расположенной справа (светлая полоса).

Для определения роста сидя, обследуемого усаживают на скамеечку ростомера так, чтобы он касался ростомера ягодицами и межлопаточной областью. Голова находится в том же положении, что и при измерении роста стоя. Ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом, руки лежат вдоль бёдер, скользящую планку опускают на голову. Отсчёт ведут по вертикальной шкале ростомера, расположенной слева (темная полоса).

Данные занесите в табл.1.

3. Определите силу мышц сгибателей кисти.

Силу мышц сгибателей кисти определяют с помощью ручного (кистевого) динамометра. В положении стоя отведите вытянутую руку с прибором в сторону под прямым углом к туловищу. Вторая, свободная рука, опущена и расслаблена. Без рывка и дополнительных движений рукой сожмите динамометр с предельным усилием. Повторите определение 2–3 раза.

Силу мышц сгибателей правой и левой кистей рук оцените по максимальному результату. Сравните показания силы мышц кисти ведущей и не ведущей руки.

Данные занесите в табл.1.

studfiles.net