Тонкое искусство наплевать
Когда большинство людей слышат про умение наплевать, они представляют себе человека, которому в его спокойной безмятежности нет дела ни до каких жизненных бурь. Они воображают субъекта, которого ничем не проймешь и не расшевелишь.
Но знаете, как называется человек, который не обнаруживает эмоций и ни в чем не видит смысла? Психопат. Думаю, у вас нет ни малейшего желания становиться психопатом.
Так что же значит — уметь наплевать? Рассмотрим три «тонкости», которые прояснят ситуацию.
Тонкость № 1: умение наплевать не означает безразличия; это умение оставаться другим
Скажем без экивоков. В безразличии нет ничего восхитительного и достойного. Безразличные люди — жалкие неадекваты. Это диванные овощи и интернетные тролли. Безразличные люди часто лишь прикидываются безразличными, ибо в глубине души им далеко не наплевать. Им не наплевать, что люди думают об их волосах, поэтому они не моют их и не причесывают. Им не наплевать, что люди думают об их идеях, поэтому они прячутся за сарказмом и высокомерными подколами. Они боятся, что кто-то подойдет к ним близко, поэтому воображают себя особенными, хрупкими созданиями, чьи проблемы никому понять не под силу.
Безразличные люди боятся мира и последствий собственного выбора. Вот почему они не делают мало-мальски осмысленного выбора. Они прячутся в серой и бездушной яме, которую сами себе выкопали, поглощенные собой и жалостью к себе. И вечно убегают от этой досадной вещи, которая требует времени и сил и называется жизнью.
Ибо знаете, в чем подлянка? По большому счету наплевать — невозможно. У вас должно быть что-то, до чего вам есть дело. Это физиологическая потребность: всегда беспокоиться о чем-то, относиться неравнодушно.
Стало быть, вопрос таков: на что нам не наплевать? Какой выбор мы сделаем? И как наплевать на то, что в конечном счете неважно?
Недавно у моей матери обманом выудил деньги ее близкий друг. Будь я безразличен, я бы пожал плечами, хлебнул мокко и загрузил очередной сезон «Прослушки». Извини, мама.
А я был возмущен. Я был взбешен. Я сказал: «Черта с два, мама! Мы идем к адвокату и ищем способ взять эту сволочь за горло. Почему? Да потому, что мне не наплевать. Я разрушу мерзавцу жизнь, если потребуется».
Итак, тонкость номер один. Когда мы говорим «Марк Мэнсон умеет наплевать и забить», мы не имеем в виду, что «Марку Мэнсону всё до лампочки». Мы имеем в виду другое: ему до лампочки, что на пути к целям его ждут неприятности, или что кого-то раздражают поступки, которые он считает правильными, важными и достойными. Мы имеем в виду: Марк Мэнсон — из тех людей, которые напишут о себе в третьем лице лишь потому, что сочтут это правильным. И плевать ему на чужое мнение.
Вот этим можно восхищаться. Да не мной, дубина: преодолением трудностей, готовностью быть самим собой, быть изгоем и парией во имя своих ценностей. Готовностью взглянуть в лицо неудачам и показать им средний палец. Восхищаться людьми, которые плюют на трудности и неудачи, не боятся попасть в неловкое положение, не боятся слажать несколько раз. Людьми, которые, смеясь, делают, во что верят. Делают — ибо считают это правильным. Такие люди знают: есть вещи, более важные, чем они сами, и их чувства, и их гордость, и их эго. Им плевать не на всё подряд, а на всё второстепенное. Они берегут свои нервы для подлинно важного. Для друзей. Семьи. Цели. Буррито. Одного-двух судебных процессов. Но, поскольку они берегут нервы лишь для больших и значимых вещей, окружающие будут плевать на них самих.
И вот еще подлянка. У вас не получится играть важную и ключевую роль для одних людей, не став посмешищем и помехой для других. Просто не получится. Ибо сопротивление всегда существует. Всегда. Как говорится, куда ни пойди, конец один. Это касается и тягот, и неудач. Куда бы вы ни пошли, вас поджидает огромная куча дерьма. И это — норма. И задача состоит не в том, чтобы убежать от дерьма. Она состоит в том, чтобы найти дерьмо, с которым вам понравится иметь дело.
Тонкость № 2: чтобы не волноваться о невзгодах, нужно волноваться о вещах более важных
Допустим, вы стоите в очереди в магазине. Перед вами старушка шумит на кассира, который не принял ее купон на 30 центов. И почему она так волнуется? Ведь это лишь 30 центов.
Я вам объясню почему. Этой женщине больше нечем заняться, как сидеть дома и вырезать купоны. Она старая и одинокая. Ее дети — долбоебы, которые никогда ее не навещают. Секса у нее не было лет тридцать. Она не может выпустить газы, не испытывая сильной боли внизу спины. И пенсия у нее крошечная, и умрет она в памперсах, воображая себя в сказочной стране.
www.rulit.me
Эта книга не уменьшит ваши беды и проблемы. Как видите, я с вами честен.
Так предупреждает читателей американский блогер Марк Мэнсон в своей книге «Тонкое искусство пофигизма». Через истории жизненных неурядиц, как своих, так и знаменитостей, автор доказывает, почему умение «наплевать» — необходимый навык. В этой статье мы выделили основные идеи остроумного бестселлера.
В искусстве пофигизма есть свои тонкости. Например, оно совсем не предполагает безразличие к обществу. Вооружится «палочкой – на фиг – посылалочкой» Мэнсон предлагает при столкновении с проблемами или чужим мнением. Магия сработает только если вы перестанете тратить нервы на пустяки и сосредоточитесь на действительно важных вещах.
Готовых рецептов нет. «Делайте что-нибудь» — говорит нам автор. Перед лицом неизбежной смерти и бесконечного смятения продолжайте делать выбор, до чего вам есть дело, а до чего нет, забив на трудности и неудачи.
Мэнсон утверждает, что, благодаря культуре потребления и социальным сетям, сформировалось целое поколение людей, считающих негативный опыт чем-то ненормальным. Однако неудачи и проблемы – это неизбежная составляющая жизни.
Например, боль в мышцах после тренировки ведет к здоровью и притоку сил. Поэтому автор предлагает задуматься: «Какой боли вам бы хотелось? Ради чего вы хотели бы биться?». Сосредоточьтесь на процессе, а не на результате, полюбите борьбу, а не награду.
Чтобы изменить свой взгляд на проблемы, нужно пересмотреть ценности. Именно они лежат в основе всего, что мы делаем. Автор выделяет хорошие и плохие ценности.
Разница между болезненной и приятной проблемой в том, что последнюю вы выбираете сами и готовы взять ответственность на себя. Интерпретировать смысл события и выбрать правильный отклик – это ваша ответственность.
Вот история самого автора: его девушка изменила ему. Он был подавлен, но взял ответственность за свои эмоции, хотя это было нелегко, в нём по-прежнему жила ненависть и обида. Он возобновил общение с друзьями, занялся спортом и волонтерской деятельностью. Марк выбрал другие ценности: внимание к жизни и желание наладить свой собственный мир.
«Осознайте собственную не уникальность» — призывает читателей Мэнсон.
Жизнь заурядна, а ленты в социальных сетях часто рассказывают нам лишь о ярких моментах. Культивируйте в себе неуверенность, постоянно задавайте себе вопрос: «Что, если я ошибаюсь?». Ведь рост – это процесс, в котором мы от неправильного движемся к менее неправильному. Жизнь «середнячка» позволит без лишних ожиданий и опасок делать то, что для вас действительно важно.
Интересно, что в одной из глав описан опыт пребывания в России. Его удивила чрезвычайная прямота русских, которые не улыбаются без причины и говорят сразу, если им что-то не понравилось. Фальшивость англо-американской культуры, как отмечает автор, вынуждает тратить время на понимание, что правдиво, а что нет. Поэтому у нас есть преимущество в освоении искусства пофигизма, ознакомиться с которым можно, прочитав саму книгу.
Автор: Екатерина Селезенева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru
Марк Мэнсон в книге «Тонкое искусство пофигизма» ищет ответы на вопросы о счастье. Как отделить важное от неважного? Как не беспокоиться о мелочах? Как относиться к жизни и смерти? Как стать по-настоящему счастливым?
Вам эта книга определенно понравится, если:
Жанр: психология, саморазвитиеГод: 2017Количество страниц: 190Рекомендуется к прочтению: тем, кто испытывает стресс от целеполагания, и не понимает, почему позитивное мышление порой приносит негативный эффект
Скачать «Тонкое искусство пофигизма»: на Литрес.Купить бумажный вариант книги: на Озон.
В описании книги говорится о том, что автор предлагает «революционные» идеи, которые сломают наше представление о хорошем и плохом, позитивном и негативном.
Да, честно признаюсь, когда я увидела, что в список «гнилых ценностей» автор добавил позитивный настрой, то мой мир на секунду рухнул.
Но на самом деле Мэнсон не говорит о том, что позитивное мышление — это зло. Он лишь даёт понять, как глупо и вредно до последнего делать вид, что все волшебно, закрывая глаза на творящийся вокруг апокалипсис. И с этим я не могу не согласиться.
А мысли о том, что черпать счастье можно и в страдании, мне напомнили книгу Виктора Франкла «Человек в поисках смысла».
Книга не стала революцией для меня, хотя пришлась очень кстати и заставила изменить взгляд на многие вещи.
Иногда для глубокого понимания чего-то необходимо встретиться с одной и той же мыслью в разное время и в разных обличиях.
«Тонкое искусство пофигизма» неспроста является бестселлером. Книга заставляет смеяться, плакать и ощущать себя бесконечным дерьмом. Подача автора цепляет и завораживает своей простотой, честностью, а иногда и неприкрытым хамством.
Одним словом — рекомендую.
Решать — вот путь к счастью. Счастье — это форма действия, активность. Оно не приходит само по себе и не обнаруживается по волшебству в «горячей десятке» статей из The Huffington Post или советах какого-то гуру или учителя. Оно не наступает по мановению волшебной палочки, когда у вас появляется достаточно денег, чтобы добавить к дому ещё одну комнату. Оно не ждёт вас в каком-то определённом месте или определенной идее, работе и даже в книге.
Счастье — это постоянный труд, ибо решение проблем — это постоянный труд, и ответы на сегодняшние проблемы закладывают основу для проблем завтрашнего дня.
Однако решения, основанные только на эмоциональной интуиции, а не на разуме, почти всегда ошибочны. Знаете, кто строит свою жизнь на эмоциях? Трёхлетние дети. И собаки. И знаете, что ещё делают трехлетние дети и собаки? Срут на ковёр.
Если хотите успеха, перестаньте спрашивать себя: «Чем я хочу насладиться?» Задайте другой вопрос: «Какая боль мне по душе?» Дорога к счастью усеяна постыдными провалами и кучами дерьма.
Загрузка...mindsource.ru
Эту книгу я решил прочесть из‑за отзывов на неё: в половине говорили, что она отличается от обычных книг о мотивации и работает по другим правилам. И да, она постоянно тыкает носом в реальность, и это офигенно.
Почти каждая глава будто про меня. При этом автор рассказывает, как с этим жить, что делать и чего не делать.
Всё начинается с описания, откуда проблемы растут:
Больше покупать, больше делать… быть чем‑то большим. Нас то и дело чем‑то соблазняют. Купите новый телевизор. Проведите отпуск лучше, чем коллеги… Почему? Видимо, потому, что зацикленность на «большем, большем» хороша для бизнеса
Сразу дальше — о том, что важно на самом деле:
А ключ‑то к хорошей жизни отнюдь не во все новых и новых заботах: он — в меньшем числе забот. Заботиться нужно только о подлинном, настоящем и важном
В первый раз себя я узнал в описании тревоги и беспокойства:
Тревога снедает вас, и вы не понимаете, откуда она взялась. И тогда тревожитесь из‑за того, что тревожитесь… Тревога удвоилась. Вы тревожитесь из‑за тревоги, и это вызывает еще больше тревоги
Или вы настолько волнуетесь, как бы сделать все правильно, что вам не дает покоя сам факт волнения. Или ощущаете себя настолько виноватым за каждую ошибку, что испытываете чувство вины за чувство вины
У дедушки было паскудно на душе, но он говорил себе: «Черт возьми, я чувствую себя как коровья лепешка. Но такова жизнь. Пойду разгребать сено». А сейчас что? Вам на душе кошки насрали, а за пять минут на вас высыпались 350 фотографий, где люди абсолютно счастливы и живут в свое удовольствие
И тут же после автор напоминает:
Однажды вы умрете. Я знаю, это очевидно, но на всякий случай напоминаю — вдруг забыли. Вы и все люди, которых вы знаете, скоро умрут. В небольшое оставшееся время вы успеете позаботиться о немногом
Контраст показывает, что дичь, о которой мы паримся, вообще не заслуживает, чтобы о ней париться.
Или вот о самосовершенствовании:
Самосовершенствование и успех часто идут рука об руку. Но это не означает, что они — одно и то же
Часто автор ссылается на разницу между позитивным и негативным опытом:
Стремление к более позитивному опыту — само по себе негативный опыт. И, как ни парадоксально, принятие негативного опыта — позитивный опыт
Все в жизни, к чему стоит стремиться, добывается через негативный опыт
И точка зрения автора такая, что жизнь — она вообще про страдания, поэтому избегать его бессмысленно. Надо найти страдания по вкусу:
Сама жизнь — форма страдания. Богачи страдают из‑за богатства. Бедняки страдают из‑за бедности. Одинокие люди страдают из‑за того, что у них нет семьи. Семейные люди страдают из‑за проблем в семье…
Не надейся на жизнь без проблем… надейся лучше на жизнь, полную хороших проблем…
Куда бы вы ни пошли, вас поджидает огромная куча дерьма. И это — норма. И задача состоит не в том, чтобы убежать от дерьма. Она состоит в том, чтобы найти дерьмо, с которым вам понравится иметь дело
Счастье приходит от решения проблем. Ключевое слово здесь — «решение». Если вы убегаете от проблем или полагаете, что у вас их нет, вы будете несчастны
Вот так он это доказывает:
Такими нас создала эволюция: мы всегда живем с неудовлетворенностью и беспокойством, поскольку умеренно неудовлетворенное и беспокойное существо прилагает максимум усилий, чтобы создать новшества и выжить
…на душе хреново… так мозг сообщает вам, что некую проблему вы оставили без внимания и не решили. Иными словами, негативные эмоции — призыв к действию
…подавлять негативные эмоции — значит подавлять механизмы обратной связи, которые помогают решать проблемы… Помните: боль имеет смысл
При этом он часто одёргивает читателя, чтобы тот не понял книгу неправильно:
Когда мы говорим «Марк Мэнсон умеет наплевать и забить», мы не имеем в виду, что «Марку Мэнсону всё до лампочки». Мы имеем в виду другое: ему до лампочки, что на пути к целям его ждут неприятности, или что кого‑то раздражают поступки, которые он считает правильными, важными и достойными. Мы имеем в виду: Марк Мэнсон — из тех людей, которые напишут о себе в третьем лице лишь потому, что сочтут это правильным
Действие — не только следствие мотивации, но и его причина
А вот про тычки носом в реальность. Он говорит, что «чел, ты вообще не уникален, таких как ты — миллионы». Мне это особенно зашло:
У вас не получится играть важную и ключевую роль для одних людей, не став посмешищем и помехой для других
Однако уникальных проблем вообще не бывает! С такими проблемами, как у вас, миллионы людей жили в прошлом… Очень возможно, что такие люди есть и среди ваших знакомых. Это не умаляет проблем и не означает, что вам не должно быть больно… Это означает одно: вы не уникальны
Многие боятся оказаться середнячками: ведь если они смирятся с таким положением, они никогда ничего не достигнут, не выбьются в люди. Их жизнь не будет ничего значить. Такой менталитет опасен…
Поток крайностей заставляет нас верить, что исключительность — это норма. А поскольку обычно с нами ничего особенного не происходит, лавина сообщений об исключительном наводит тоску, отчаяние…
Технология решила старые экономические проблемы, принеся нам новые психологические проблемы. В интернете мы находим не только легкий доступ к информации, но и легкий доступ к неуверенности, стыду и сомнениям в себе
Когда вы полагаете, что именно ваш самолет разобьется, или что именно ваш проект все назовут идиотским, или что именно вас все высмеют и растопчут, вы по сути говорите себе: «Я — исключение из правила, я не такой, как все остальные; я уникальный и особенный». Это чистой воды нарциссизм. Вы полагаете, что именно ваши проблемы заслуживают особого обращения…
Если я считаю одно, а все остальные — другое, то намного вероятнее, что ошибаюсь я
Рецепт того, как с этим быть он описывает в виде смены ценностей:
Ценности лежат в основе всего, …что мы делаем. Если ценимое нами бесполезно, если мы неправильно выбрали критерии успеха и неудачи, то все основанное на этих ценностях… пойдет наперекосяк. Все наши мысли и чувства относительно любой ситуации в конечном счете определяются ценностями
Правильный подход к эмоциональному негативу заключается в следующем: его нужно выражать социально приемлемым и здоровым образом; его нужно выражать с учетом своих ценностей
Хорошие ценности: основаны на реальности; социально конструктивны; непосредственны и контролируемы
Чтобы поменять ценности, надо думать и задавать вопросы:
Что, если я ошибаюсь?
Что означала бы моя неправота?
Признание неправоты создаст для меня и других людей большие или меньшие проблемы, чем сейчас?
…нужно сначала усомниться в нынешних ценностях. Нужно мысленно дистанцироваться от них, увидеть их недостатки и предрассудки, их противоречие фактам; взглянуть в лицо собственному невежеству и признать его масштабы
Надо не быть уверенным, а настраивать себя так: жизнь покажет
Он говорит, что контролировать ситуацию мы не можем, так как всегда есть слишком много внешних факторов. Но мы можем влиять на своё отношение к ней:
Объективная правда о ситуации не так важна, как отношение к ней, ее анализ и оценка… Мы в состоянии контролировать смысл проблем, выбирая взгляд на них и критерий, по которому мы будем их оценивать
…мы лично несем ответственность за все, что происходит в нашей жизни, каковы бы ни были внешние обстоятельства. Да, события не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них… Зачастую единственная разница между болезненной проблемой и приятной проблемой состоит в том, что последнюю мы выбрали сами и готовы нести за нее ответственность
А вот ещё про отношения и умение сказать «нет»:
Когда вы идете на жертву ради партнера, вы должны делать это потому, что вам хочется, а не потому, что вы чувствуете себя обязанным или боитесь последствий отказа. Если ваш партнер идет на жертву ради вас, она должна быть основана на реальном желании, а не быть следствием манипуляции с помощью гнева или вины. Деяния любви имеют смысл лишь тогда, когда совершаются без условий и ожиданий
Только в нездоровых отношениях люди пытаются решать проблемы друг друга, чтобы самим ощущать душевный комфорт. В здоровых же отношениях люди решают собственные проблемы из заботы друг о друге
Если близкие люди не способны открыто и честно разобраться со своими разногласиями, значит, отношения основаны на лжи и манипуляции и постепенно станут токсичными
Ну и резюмирует он всё это снова отсылкой к смерти:
…всякий жизненный смысл формируется подспудным желанием не умирать
Мне книга понравилась. Это одна из тех, которые я буду перечитывать время от времени. Рекомендую.
Похоже книги:
Статьи по теме:
bespoyasov.ru