Вас заинтересовал бег? Если зашли на эту страницу, значит, оно так и есть. Бег на средние дистанции – отличный скоростной вид спорта. Это очень увлекательное занятие, которое несёт человеку, бодрость, оптимизм и личные достижения. Надо сказать, что это долгий и интересный путь.
Но вместе с тем он тернистый и напряжённый, таящий в себе много неожиданностей. Тренировочный процесс требует от бегуна огромных усилий и упорного труда. На этом пути могут быть и травмы и разные неудачи. Но тот, кто морально силён и отважен, обязательно пройдёт его и добьётся поставленной цели.
Если в спорте есть огромное и неутолимое желание борьбы, то успехи придут непременно. Как и везде в учении, всё начинается с теории. Новичку же совсем не помешает узнать про основы лёгкой атлетики.
Бегуны-«средневики» считаются самыми выносливыми и стойкими, так как 800, 1000, 1500 м считаются самыми неудобными и сложными. Такие вершины покорятся только спортсменам с исключительно железным характером, потому что на протяжении всего бегового отрезка нужно выдержать спринтерский темп, где скорость достигает максимальных отметок.
К средним дистанциям в лёгкой атлетике относятся такие дисциплины, как бег на 800 м, 1000 м, 1500 м, 2000 м , 3000 м и 3000 м с препятствиями. В некоторых странах к таким дистанциям относят бег на 1 милю.
Надо сказать, что по поводу 3000 м идут неуёмные споры среди специалистов, многие из которых считают её уже длинной. В Олимпийскую программу включены забеги на 800 и 1500 м.
Что гонит спортсменов на достижения лучших результатов? Мотивация. Она так же стара как человечество. Спортивные подвиги совершались с самых первых Олимпиад. Но вести точный учёт беговых рекордов начали только в середине XX века.
Соревнования проводятся в разных условиях:
Поэтому показатели нужно различать. Разница в них ощутимая, хотя при этом отличается на секунды и доли секунд.
Самым зрелищным видом является забег на 800 м. Примерно минуту стадион волнуется, трепещет, и приходит в полный восторг от борьбы легкоатлетов на этой дистанции. Если верить хронологии результатов, то первым обладателем мирового рекорда был американский спортсмен Тед Мередит, установивший его в 1912 г. на олимпиаде в Лондоне.
В современной истории королём этой дистанции считается Кенийский атлет Давид Рудиша, который трижды устанавливал рекорд на 800 м. Его лучшее время остановилось пока на отметке 1.40.91 м.
У женщин обладателем рекордного времени с 1983 г. является Ярмила Кратохвилова – 1.53.28 м. Рекордсменом отечественного формата считается Юрий Борзаковский – 1.42.47 м (2001 г).
Несмотря на всю кажущуюся простоту бега, на этом вопросе необходимо заострить особое внимание. Ошибки в технике бега обычно приводят многих спортсменов к травмам и болезням опорно-двигательного аппарата. Преодоление такой дистанции требует невероятных усилий. Техника играет одну из ключевых ролей при достижении успеха.
А для безупречной техники нужны сила ног, невероятная выносливость и сосредоточенность на всё протяжение бега. На освоении отличной техники бега могут уйти даже годы тренировок, пока человек не придёт к своему идеалу.
Техника на таких дистанциях осваивается по элементам. Выделяют следующие тренировочные элементы:
Старт осуществляется с высокого положения, с выставлением назад толчковой ноги. Корпус тела наклонен вперёд. Руки также должны принять естественное для них исходное положение. Стартовая скорость должна быть близка к максимальной отметке.
От этого зависит дальнейшее положение на беговой дорожке участника соревнований. Этим он создаёт отрыв от остальных участников, для создания себе благоприятного пространства. Примерно, после первой стометровки, следует переход на дистанционную скорость.
Руки двигаются вдоль тела и не разбрасываются в стороны, корпус слегка наклонен вперёд, длина шага средняя. Длину шага определяет сам спортсмен, исходя из соображений комфортности, но не в ущерб технике. Верхняя часть тела должна быть по возможности расслаблена, чтобы не затрачивать дополнительную энергию. Новичкам это трудно делать, но это приходит впоследствии с опытом.
Дистанция заканчивается финишированием. Спортсмены сами решают, когда им сделать финишный спурт. На последних 100 или 200 м наклон туловища увеличивается, частота шага и дыхание становятся чаще. На финишном отрезке скорость бегуна становится спринтерской.
Особенности бега на вираже
Скорость на поворотах снижается, так как здесь в силу вступают простые законы физики. В зимнее время года и в закрытых помещениях на коротких дорожках скорость падает ещё больше.
В манежах длина шага короче и выше энерго затраты, которые расходуются на наклон туловища при загибах дорожки влево. Нога на вираже ставиться более жёстко, чтобы сохранить правильный вектор направления.
Здесь будет приведён общий план тренировок на средние дистанции и подойдёт больше для новичков. Для большинства спортсменов разрядников строятся индивидуальные системы. К тому же критерии подготовки на 800 м отличаются от критериев на 1500 м.
Программы подготовки подразделяются на циклы или фазы:
Программа делится на 4 тренировочные фазы и микроциклы
Данная фаза направлена на фундаментальные основы развития функциональной подготовки бегуна. Здесь ставятся задачи повышения показателей физической подготовки. 1 фаза играет очень важную роль во всём процессе подготовки. Если у спортсмена был долгий перерыв или человек только что начал заниматься, то, прежде всего, надо исключить риск перегрузок.
Как всегда бывает, желание одерживает верх, но организм не готов к этому. И в результате резкого начала с воодушевлённым и неудержимым порывом могут случиться обидные травмы. Длительность этой фазы зависит от числа соревнований в общем периоде, и обычно составляет от 5 до 9 недель.
В этой начальной фазе исключены резкие ускорения и бег на высоком пульсе. Предпочтения отдаются медленным кроссам и специальным беговым упражнения для увеличения силы ног. Фазы или циклы также делятся на микроциклы.
Примерный недельный план фазы №1 первого микроцикла
Понедельник: Разминочная часть 15 мин
Вторник: Игровые виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол)
Среда: Разминочная часть 15 мин
Четверг: Разминочная часть 15 мин
Пятница: Разминочная часть 15 мин
Суббота: Кросс 10-11 км отдых через каждые 2-3 км по 1-2 мин с переходом на обычный шагВоскресенье: Отдых: бассейн, пешие прогулки.
Примерный недельный план фазы №1 второго микроцикла
Понедельник: Разминочная часть 15 мин
Вторник: Игровые виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол)
Среда: Разминочная часть 15 мин
Четверг: Разминочная часть 15 мин
Пятница: Разминочная часть 15 мин
Суббота: Кросс 10-11 км
Воскресенье: Отдых: бассейн, пешие прогулки
Фаза 2 направлена на повышение объёма тренировочных нагрузок. С этого момента необходимо завести дневник тренировок, куда будут заноситься все показатели каждой тренировки. Эта стадия программы включает в себя уже напряжённый бег на высоком пульсе.
Примерный недельный план фазы №2
Понедельник: Разминочная часть 15 мин
Вторник: Бег по глубокому снегу
Среда: Разминочная часть 15 мин
Четверг: Разминка 15-20 мин
Пятница: Кросс 10-12 км
Суббота: Разминочная часть 15 мин
Воскресенье: Отдых
Этот цикл отличается большей интенсивностью в тренировках с повышенными критическими значениями физических нагрузок. После первых двух подготовительных фаз организм спортсмена должен быть уже подготовлен.
Если бегун функционально подготовлен и чувствует себя здорово, то смело можно приступать к титаническим нагрузкам. Здесь упор делается на интервальные тренировки и фартлек. Одновременно поддерживается отличное физическое состояние мышц ног.
Примерный недельный план тренировок фазы №3
Понедельник: Разминочная часть 15 мин
Вторник: Разминочная часть 15 мин
Среда: Разминочная часть 15 мин
Четверг: Разминочная часть 15 мин
Пятница: Кросс 14-15 км
Суббота: Разминочная часть 15 мин
Воскресенье: Отдых
На протяжении предыдущих 3 фаз были достигнуты максимальные результаты. Спортсмен к началу следующей фазы должен подойти в своей лучшей форме. В этом соревновательном цикле не рекомендуется увеличивать нагрузки.
Объёмы и интенсивность тренировок остаются на постоянном уровне и не меняются. Все усилия должны уйти на поддержании уже достигнутых показателей, а также на накопление энергии для соревнований.
Примерный недельный план тренировок фазы №4
Понедельник: Разминочная часть 15 мин
Вторник: Разминочная часть 15 мин
Среда: Разминочная часть 15 мин
Четверг: Кросс 10-12 км
Пятница: Разминочная часть 15 мин
Суббота: Разминочная часть 15 мин
Воскресенье: Отдых
Данная программа подойдёт хорошо для начинающих бегунов. С ней новичку можно достичь отличных результатов на первом году занятий. Тренировочные планы можно корректировать, подбирать что-то для себя. Исходя из того как чувствует ваш организм проверять разные варианты тренингов/
Тренируйтесь по самочувствию. Организм обязательно подскажет, где в плане нужно внести изменения. Нельзя никогда забывать про отдых и восстановления после качественных тренировок. Если этому не уделять должного внимания, то можно загнать себя же в угол. Желательно также находится под наблюдением своего участкового или спортивного врача.
Программа тренировки бегунов на средние дистанции
Оценка: 3.7 3 голосовЧитайте также:
keeprun.ru
Бег на средние дистанции — множество легкоатлетических беговых дисциплин, которые объединяют дистанции, более длинные, чем спринтерские, но короче, чем длинные. К средним беговым дистанциям относятся 800 м, 1000 м, 1500 м, 2000м, 3000 м, и 3000 м с препятствиями (стипль-чез). Олимпийскими, являются дистанции на 800 м, 1500 м и 3000 м с препятствиями.
Самые быстрые спортсмены на Олимпийских дистанциях за всю историю:
800 м., мировой рекорд
— Дэвид Рудиша — 1,40.91с. (09,08.2012г.) (видео рекорда)
— Ярмила Кратохвилова — 1,53.28с. (26.07.1983г.)
1500 м., мировой рекорд
— Хишам Эль-Герруж — 3,26.00с. (14.07.1998г.)
— Цью Юнься — 3,50.46с. (11,09,1993г.)
3000м. с премятствиями, мировой рекорд
— Саид Шахин, мировой рекорд — 7,53.63с. (03.09.2004г.)
— Гульнара Саммитова-Галкина — 8,58.81с. (17.08.2008г)
Далее в статье мы опишем примеры тренировок для подготовки бегунов на средние дистанции. Этой программой можно пользоваться легкоатлетам для тренировок на 800 — 3000 метров.
Недельный микроцикл — базовый этап ОФП (общефизическая подготовка) и СФП (развивающая направленность)
День | Программа тренировки |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
Каждый день утром легкие пробежки по 5-7 км, с пульсом 140-150 уд/мин и общеразвивающие упражнения — 20 мин; 2 раза в неделю обязательно ускорения и прыжковые упражнения.
Всего за недельный микроцикл общей физической подготовки и специальной физической подготовки спортсмен должен выполнить:
Недельный микроцикл — Неделя ОФП, втягивающий этап
День | Программа тренировки |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 | |
5 |
|
6 |
|
7 |
Утром бег в восстановительном режиме — 4-6 км, частота пульса — 140-150 уд/мин, общеразвивающие упражнения 15 мин.
Всего за неделю тренировок необходимо выполнить:
Недельный микроцикл — Соревновательный этап (интенсивная направленность СФП)
День | Программа тренировки |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
Утром кросс в спокойном темпе по 5-6 км. с ЧСС — 140-150 уд/мин. Ускорения и прыжковые упражнения 2-3 раза в неделю.
Всего за этот микроцикл выполняется:
chfla.org.ua
Ноябрь—декабрь(с 1-ой по 24-ую тренировку)
Задачи:
Место проведения: первые две недели ноября — на спортивной площадке, последующие занятия — в спортивном зале.
Продолжительность тренировки — 1,5—2 часа.
Январь — февраль — март(с 25-го по 60-е занятие)
Задачи:
Продолжительность урока — 2 часа, на лыжах — 3 часа.
Апрель(с 61-го по 72-е занятие)
Задачи:
Место проведения — на местности, в парке, в лесу. Продолжительность занятия — 1,5 часа.
Май—июнь (с 73-го по 96-е занятие)
Задачи:
Место проведения — стадион, спортплощадка. Продолжительность занятий — 2 часа.
Июль, август, сентябрь(с 97-го по 132-е занятие)
Задачи:
Место проведения — стадион, спортплощадка, бассейн. Продолжительность занятий — 2 часа.
Октябрь(со 133 по 144-е занятие)
Задачи:
Место проведения — стадион, спортплощадка. Продолжительность занятий — 2 часа.
www.rosatletika.ru
Если говорить кратко, то система спортивной тренировки* (ССТ) представляет собой регулярные учебно-тренировочные занятия и соревнования, в ходе которых вы овладеваете техникой и тактикой, развиваете силу, выносливость, быстроту, гибкость, воспитываете моральные и волевые качества, приобретаете опыт и специальные знания. Словом, повышаете свои спортивные возможности. И все это на протяжении многих лет. Добавьте к этому регулярный самоконтроль и медицинские обследования, а также соблюдение правильного режима и гигиенических требований. Наконец, учтите и условия, с которыми связано проведение занятий.
Основные части ССТ показаны на рис. 6. Внимательно рассмотрите его. Вы видите, что к цели ведут шесть путей: физическая подготовка (общая и специальная), техническая и тактическая, морально-волевая и теоретическая. Эти виды подготовки взаимосвязаны. Например, овладевая техникой бега, вы одновременно развиваете выносливость и приобретаете волю к перенесению трудностей. Но в зависимости от задач тренировки один из этих путей обычно бывает главным, а другие — сопутствующими. Так, прыгун с шестом, в многократных попытках овладевая техникой прыжка, попутно укрепляется физически, повышает скорость разбега, обретает смелость и уверенность.
Для продвижения по этим путям используются три стороны процесса спортивной подготовки — обучение, воспитание и физическое развитие. Осуществляются они с помощью различных средств, но главную роль играют разнообразные упражнения. Их разделяют на пять групп.
В первой группе — избранный вид легкой атлетики и его варианты. Например, для спринтеров — бег на короткие дистанции, эстафетный бег, бег с гандикапом, бег с ходу и т. п.
Во второй группе — общеразвивающие физические упражнения, используемые для укрепления организма, всестороннего физического развития, исправления дефектов телосложения. Это наклоны, повороты, размахивания и т. п., выполняемые с палкой, гантелями, набивным мячом, скакалкой и другими предметами; в эту же группу входят упражнения в висе и упоре (поднимания ног, отжимания, подтягивания и др.) на снарядах (гимнастической стенке, перекладине, брусьях) или в дверном проеме, на сучках дерева и т. п.
В третью группу входят специальные упражнения, предназначенные для воспитания и развития физических и волевых качеств строго применительно к требованиям избранного по форме и характеру движений с элементами избранного вида легкой атлетики. Такие упражнения должны быть сходными по форме и характеру движений с элементами избранного вида легкой атлетики. Например, для прыгуна в высоту — прыжки вверх, доставая ветку дерева стопой маховой ноги, для метателя — выпрыгивание со штангой на плечах, для барьериста — выполнение «шпагата». Подобные упражнения позволяют избирательно развивать силу, быстроту, подвижность в суставах именно так, как это необходимо для данного вида легкой атлетики.
К специальным упражнениям относятся также бег, прыжки и метания в облегченных условиях (бег с горки, прыжки на подвешенном шнуре-амортизаторе, метание снарядов меньшего веса) и в более трудных (бег в гору, прыжки с отягощением 5—8 кг, метание утяжеленных снарядов). Тренировка в сложных условиях способствует также воспитанию волевых качеств.
Четвертую группу составляют другие виды спорта и те виды легкой атлетики, в которых вы не специализируетесь. Например, баскетбол, тяжелая атлетика, ходьба на лыжах, бег, прыжки и т. п. Эти виды используются для повышения общей физической подготовленности.
В пятую группу входят идеомоторные упражнения. Так называют мысленное повторение Движений в избранном виде легкой атлетики и специальных упражнениях. Это помогает обучению, укрепляет навык и дает возможность «тренироваться» в любую свободную минуту.
В тренировке легкоатлетов применяются разные методы. Главный из них — повторение. В зависимости от интенсивности упражнений, длительности непрерывной работы и интервалов между ними используются различные методы. Например, непрерывный бег в среднем темпе называется равномерным; с изменением темпа — переменным; бег до возникновения сильного утомления — «до отказа» и др. Чаще всего применяется повторный метод, предусматривающий повторение упражнения с заданной интенсивностью и интервалами отдыха. Методов много, и выбор их определяется задачами тренировки. Наиболее часто применяемые методы указаны в табл. 1.
Важную роль играют внешние условия тренировки. Бег и прыжковые упражнения выполняются более эмоционально и эффективно на лесной поляне, нежели на стадионе. Можно проводить занятия на песчаном берегу реки, в лесу, на поляне. Тем самым вы разнообразите условия тренировки, сделаете ее интереснее.
Форма учебно-тренировочных занятий бывает различной. Главную роль играет основное тренировочное занятие, состоящее из разминки, основной и заключительной частей. Содержание основной части определяется задачами тренировки и обычно распределяется так: сначала выполняются упражнения на развитие быстроты или освоение техники, затем на развитие силы и потом выносливости.
Кривая физиологической нагрузки в занятии, определяемая по частоте сердечных сокращений (ЧСС), представляет собой волну с довольно быстрым подъемом вначале, с колебанием в середине (150—160 уд/мин), с высоким (170—180 уд/мин) уровнем в основной части и постепенным снижением в заключительной. Сразу после занятий ЧСС должна превышать вашу норму лишь на 10—15 уд/мин.
Обычно занятия продолжаются 90 мин., но в зависимости от избранного вида и тренировочного периода их продолжительность может меняться. Например, спринтеру в соревновательном периоде требуется всего 45—60 мин., стайеру в подготовительном периоде — 3 часа, а десятиборцу — 5—6 час.
Вторая форма занятий — утренняя тренировка. Это не только гигиеническая зарядка. Ежедневное выполнение комплекса необходимых упражнений поможет вам развить силу, выносливость, гибкость, овладеть элементами техники. Как капля воды долбит камень, так и ежедневные упражнения помогут вам значительно улучшить функциональные возможности организма (перед утренней тренировкой следует съесть кусочек хлеба или пару печений и запить половиной стакана молока или чая). В начале утренней тренировки выполняется комплекс упражнений (рис. 7), играющих роль разминки, а потом переходят к обработке элементов техники избранного вида легкой атлетики. Например, бегуны на средние и длинные дистанции проводят бег в спокойном темпе в течение 30—60 мин.
1. Поднимая руки вверх — вдохнуть, опуская — выдохнуть (8 раз). 2. Быстрые круговые движения руками (6 раз в одну сторону и 6 раз в другую). 3. Быстрые движения руками как в беге (2 раза по 10 сек.). 4. Отжимания на руках (сколько сможешь). 5. Наклоны вперед (10 раз). 6. Касания руками пяток (5 раз). 7. Наклоны туловища вправо и влево (5 раз). 8. Круговые вращения туловищем (3 раза в одну сторону и 3 раза в другую). 9. Бег на месте с высоким подниманием колен (сколько сможешь). 10. Приседания на правой и левой ноге (сколько сможешь). 11. Легкий бег на месте (1—2 мин.). 12. Ходьба (до нормального дыхания)
Утренняя тренировка обычно продолжается 1—2 часа.
Третья форма — дополнительные тренировочные занятия в свободное время дня или вечером, но заканчивать их следует не позже чем за 1 час до сна. Во время этих занятий рекомендуются кросс или ходьба на лыжах в воскресный день, игра в волейбол или бадминтон, прыжковые упражнения или упражнения с тяжестями. Такие занятия продолжаются от 5—10 мин. (идеомоторные упражнения или самомассаж) до 4—5 час. (кросс).
Соревнования — тоже одна из форм занятий, но занятий самого высокого уровня с точки зрения характера требований к организму спортсмена. Регулярное участие в соревнованиях — лучший путь воспитания мужества, смелости, воли к победе. Однако надо чередовать соревнования, требующие высокой психической напряженности (их обычно 4—6 в году), со стартами менее ответственными (их в 5—6 раз больше).
В течение дня проводят, как правило, 2 занятия: утреннюю и основную тренировку. Когда возможно, занимаются и вечером. За 2—3 занятия в день в итоге выполняется больший объем тренировочной работы, чем это возможно сделать в одном занятии.
Занятия планируются в виде недельного микроцикла, в котором упражнения распределяются по дням недели с учетом требуемой повторности. Следует учитывать, что упражнения для развития гибкости, силы малых мышечных групп (кисти, стопы), овладения элементами техники и ее упрочения следует выполнять дважды в день и ежедневно. Упражнения для развития силы средних групп мышц (голени, предплечья, плеча и др.), овладения техникой избранного вида легкой атлетики при средних усилиях, повышения быстроты (3—4 дня подряд), общей выносливости (работой умеренной интенсивности) надо выполнять ежедневно. Упражнения для развития силы крупных групп мышц, воспитания скоростно-силовых качеств, увеличения мышечной массы, улучшения гибкости с использованием отягощений, приобретения специальной выносливости (работой, увеличенной по интенсивности и укороченной по времени относительно соревновательной), овладения техникой (с высоким уровнем усилий) необходимо выполнять через день (3 раза в неделю). Упражнения для воспитания специальной выносливости с соревновательной интенсивностью (или превышающей ее), овладения техникой с усилиями, близкими к максимальным, поддержания гибкости и силы на достигнутом уровне и обучение тактике проводятся дважды в неделю, с интервалами 2—3 дня.
И наконец, занятия для овладения техникой с максимальными усилиями для поддержания специальной работоспособности, активный отдых и участие в соревнованиях — один раз в неделю.
Разумеется, эти примеры не исчерпывают всего многообразия повторности разных упражнений. Важно, чтобы эта повторность в каждом случае была оптимальной.
Общая нагрузка от тренировочных занятий обычно изменяется по дням в виде «двойной волны»: нагрузка нарастает в первые три дня, затем следует день со сниженной нагрузкой или активный отдых, после чего в течение двух дней нагрузка снова нарастает и вновь снижается или один день отводится для полного отдыха.
Микроцикл обычно повторяется 3—6 раз. При этом само построение тренировочной недели остается постоянным. Но тренировочная нагрузка ежедневно возрастает в течение двух недель, а на третью неделю снижается. Иногда эта волнообразность выражена очень слабо. Например, изо дня в день повторяется такая нагрузка, после которой полное восстановление наступает на следующий день. Так происходит у стайеров в подготовительном периоде, когда они ежедневно пробегают 20— 30—40 км на протяжении 4—6 месяцев подготовительной тренировки.
Соревновательный микроцикл строится по дням и часам соответственно программе состязания и подготовки к нему. Такой, обычно недельный микроцикл, повторяется непосредственно перед соревнованием 4—6 раз.
Из микроциклов составляются этапы и периоды. На рис. 6 вы видите их направленность. В свою очередь, из этапов складываются периоды, также указанные на рисунке. Подготовительный, соревновательный и переходный периоды в сумме создают большой цикл тренировки. Он может быть годичным и полугодичным. В первом случае в году запланирован один большой соревновательный период, что больше подходит легкоатлетам, нуждающимся в длительной подготовительной тренировке, а также при отсутствии закрытых помещений для тренировок и соревнований в зимнее время. Повторение из года в год больших циклов с повышающейся нагрузкой и есть многолетняя тренировка — путь к спортивному мастерству.
В заключение скажу, что главное лицо в ССТ — вы сами. На вас сходятся все элементы спортивной подготовки и только от вас зависит ее полноценное выполнение.
* Тренировка — английское слово (training), означающее упражнение. Именно так и понималась тренировка много лет назад — как повторение лишь избранного вида спорта. Сегодня термин «тренировка» понимается значительно шире. Поэтому вместо «спортивная тренировка» говорят «спортивная подготовка».
www.offsport.ru
Вводная часть во всех занятиях примерно одинакова. Она должна соответствовать требованиям, указанным в данном занятии. В последующих тренировках эта часть опускается.
Подготовительная часть — разминка (30—35 мин.)
Бег в медленном темпе, чередуемый с ходьбой (100 м бега и 50 м ходьбы)—4—5 раз. В заключение ходьба (50 м) и 2—3 дыхательных упражнения во время ходьбы.
Подготовительные упражнения (проводятся в ноябре).
1. Во время ходьбы поднять руки вперед-вверх, сделать три рывка назад (вдох), опустить руки вниз, сделать два-три рывка назад (выдох). Повторить 6—8 раз.
2. Стоя на одной ноге, свободные размахивания ногой и руками вперед и назад (кадр 1). Повторить 8—10 раз каждой ногой.
3. Ноги врозь пошире, согнутые руки поднять вверх — наклонив туловище вперед, сделать два-три пружинистых покачивания книзу (выдох). Выпрямить туловище, сделать руками два-три рывка назад (вдох) (кадр 2). Повторить 6—8 раз.
4. Большой выпад вперед, руки вверх—2—3 пружинящих покачивания туловищем вниз-вперед в сочетании с рывком руками назад (кадр 3). Повторить по 4—6 раз в выпаде правой и левой ногой.
5. Ноги врозь, руки в стороны — два-три рывка руками влево-назад, затем вправо-назад с поворотом туловища. Повторить 4—6 раз.
6. Ноги врозь, стопы параллельны — присесть, руки вперед и сделать дополнительных 2—3 пружинистых приседания в нем. Встать, развести руки в стороны и выполнить ими два-три рывка назад. Повторить 4—6 раз.
7. Отставить ногу назад на носке, руки вверх — взмах ногой вперед, одновременно наклоняя к ней туловище и делая энергичный мах руками вниз-назад (кадр 4). Повторить 6—8 раз каждой ногой.
8. Ноги врозь пошире — сгибая левую ногу, наклонить туловище вправо, одновременно левую руку за голову, правую за спину (кадр 5). Повторить 6—8 раз в каждую сторону.
9. Небольшие прыжки вверх, отталкиваясь почти прямыми ногами. В каждом третьем более высоком прыжке сгибать ноги и подтягивать колени к груди, руки отводить назад. Выполнить 1—2 серии по 4—6 высоких прыжков в каждой.
10. Во время ходьбы на каждый третий шаг делать энергичный мах ногой и руками вверх (по возможности ногу не сгибать), высоко поднимаясь на носок опорной ноги, стараясь ее сгибать возможно меньше (кадр 6).Повторить 6—8 раз каждой ногой.
11. В легком, беге, поочередно отталкиваясь ногами, прыжки вверх с широким разведением ног. Приземляться мягко на две ноги. Выполнить две серии по 6—8 прыжков. Между сериями спокойная ходьба 15—20 сек.
Основная часть (60-70 мин.)
Упражнения в беге.
1. Свободные, медленные пробежки по дорожке стадиона (спортплощадки) 4x50 м. К месту старта возвращаться шагом, восстановить дыхание.
2. Пробежать 200 м: первые 50 м — с небольшим ускорением (дыхание учащается незначительно), последующие 100 м — очень медленно и последние 50 м — быстрее. Отдохнуть 3—5 мин.
Упражнения с ядром.
Вес ядра для мужчин 6—7,257 кг, для женщин — 3—4 кг. При бросках ядра полностью выпрямлять ноги и туловище, а при ловле его мягко приседать.
1. Ноги врозь, руки с ядром подняты вверх — согнуть руки, не опуская локти, ядро направить за голову, разогнуть руки в исходное положение. Повторить 10—12 раз.
2. Ноги врозь, ядро в правой руке, кисть повернута ладонью наружу. Поднять руку с ядром через сторону вверх и передать его в левую руку и опустить через сторону вниз. То же, но перекладывая ядро левой рукой в правую руку. Повторить 8—10 раз каждой рукой (как показано на рисунке).
3. Ноги врозь. Наклониться вперед, слегка присесть, сделать замах с ядром между ногами вниз-назад. Разгибая ноги и туловище, руками подбросить ядро невысоко вверх. Поймать ядро двумя руками, мягко присев на ногах. Повторить 8—10 раз.
4. Ноги врозь. В согнутых руках держать ядро перед грудью, ладони повернуть вперед. Слегка присев и отклонившись назад, толкнуть ядро вверх руками, туловищем и выпрямляющимися ногами. Поймать ядро двумя руками, мягко присев на ногах. Повторить 6—8 раз.
Упражнения в подскоках и прыжках. 1. Последовательные подскоки толчком обеих ног, почти не сгибая их в коленях, руки на поясе. На каждый 4-й счет прыжок повыше, поднимая руки в стороны.
2. То же, но на каждый 4-й счет прыжок повыше, делая поворот кругом и продолжая подскоки в темпе.
3. То же, но на каждый 4-й счет прыжок вверх прогнувшись, отводя стопы возможно, больше назад, руки вверх.
4. То же, но на каждый 4-й счет прыжок вверх повыше, подтягивая колени согнутых ног к груди.Каждое упражнение выполнить 2 раза, в каждой серии по 16—24 подскока. Между сериями отдых в ходьбе и упражнения для расслабления мышц ног — 30 сек.
Заключительная часть (6—8 мин.)
Ходьба и приведение дыхания к норме. Научиться занимающимся расслаблять мышцы рук, плечевого пояса, туловища и ног.
1. Ноги врозь, поднять руки вверх. Встряхивать мышцы рук, поднятых вверх. В наклоне быстрыми и короткими поворотами туловища направо и налево встряхивать расслабленные мышцы спины, плечевого пояса и рук. Повторить 2—3 раза.
2. Стоя на одной ноге, поднять согнутую ногу вперед — толкнув руками колено, сделать маховое движение свободной ногой вниз-назад, расслабив мышцы. Повторить поочередно 2—3 раза каждой ногой.
3. Ноги врозь. Быстрыми и короткими движениями поворачивая туловище направо и налево, расслаблять мышцы рук, плечевого пояса и спины. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.
4. Три легких прыжка на одной, затем на другой ноге, встряхивая расслабленные мышцы свободной ноги, туловища и опущенной руки. Повторить 2—3 раза на каждой ноге.
5. Лежа на спине с упором на предплечья, согнуть ноги и быстрыми короткими движениями ног внутрь и наружу расслаблять мышцы голеней и задней поверхности бедер. Выполнять 20—25 сек.
6. Лежа на спине или в стойке на лопатках (подняв ноги и таз вверх и поддерживая тело руками), расслаблять мышцы ног, делая быстрые короткие движения. Повторить с перерывами 2—3 раза по 8—10 сек.
7. Лежа на спине встряхивать мышцы одной, затем другой ноги с помощью партнера. Проделать 2—3 раза по 5—6 встряхиваний каждой ногой. Упражнения в расслаблении полезно выполнять не только в заключительной, но и в любой другой части урока после интенсивных, напряженных упражнений (бега, прыжков и метаний).Из приведенных выше 7 упражнений в каждое занятие следует включать 2—3 упражнения.
Заключительная часть большинства уроков обычно содержит одни и те же упражнения, поэтому повторять их при изложении последующих занятий не имеет смысла. Вместе с тем, проводить ее надо обязательно.
www.rosatletika.ru
Восхождение к высотам спортивного мастерства можно сравнить с подъемом на гору с тяжелой ношей на спине (рис. 8). Долог этот путь, называемый многолетней тренировкой. И если вы хотите достичь заветной вершины не задерживаясь в пути, то следуйте заранее составленному плану. Основа его — большой цикл тренировки.
Большой цикл годичной тренировки состоит из трех периодов — подготовительного, соревновательного и переходного. Хорошо подготовленные легкоатлеты, участвующие в зимних соревнованиях, используют полугодичный большой цикл, также состоящий из подготовительного, соревновательного и переходного периодов. Следовательно, в году два больших цикла и два соревновательных периода — зимой и летом.
Подготовительный период (осень и зима) можно назвать главным, основным периодом, поскольку именно в это время создается прочный фундамент для летней тренировки и соревнований. Нельзя бездействовать осенью и зимой, надеясь на лето. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: «Что посеешь в подготовительном периоде, то и пожнешь в соревновательном».
В подготовительном периоде вы должны приобрести основательную физическую и техническую подготовленность, закалить свою волю. Для этого используется большой объем тренировочных упражнений, развивающих силу мышц, подвижность в суставах, быстроту, координацию движений и общую выносливость. Этот период делится на два этапа — общеподготовительный (ноябрь — декабрь) и специально-подготовительный (январь—апрель). На первом этапе главное внимание уделяется общей физической подготовке (ОФП). В это время всем легкоатлетам нужно бегать кроссы (не реже трех раз в неделю) продолжительность до 1 часа и больше, ходить на лыжах (по воскресеньям), ежедневно выполнять упражнения для развития гибкости, укреплять мышцы всего тела, упражняясь с тяжестями (гантели по 5 кг, мешки с песком 10—15 кг и 20—30 кг, гири 16 кг). Для силовых упражнений необходимо сделать перекладину (например, в дверном проеме), использовать сучья деревьев и т. д. Желательно иногда играть в баскетбол и волейбол. И, конечно, готовиться к сдаче норм ГТО — это тоже значительный вклад в вашу тренировку.
На общеподготовительном этапе нужна и специальная подготовка (СФП), различная у легкоатлетов разных специальностей. Бегунам на средние, длинные и сверхдлинные дистанции необходимы ежедневный бег на 10—20—30 км и более с небольшой скоростью (около 1 км за 4 мин.) в равномерном темпе. Лучше начать с 3—5 км и с каждым днем понемногу прибавлять. Важно, чтобы после каждой тренировки вы восстанавливались полностью.
Всем остальным легкоатлетам нужно улучшать специальную физическую подготовленность с помощью упражнений, включаемых в занятия 2—3 раза в неделю. В первую очередь это прыжковые упражнения (прыжки на одной и двух ногах, с ноги на ногу, на месте и с продвижением), выполняемые без перерыва в течение 5 мин., а затем 10, 20 и даже 30 мин. От этого значительно окрепнут мышцы ног и образуется прочная основа для специализированной подготовки на следующем этапе. Необходимы также прыжковые упражнения с отягощением (мешок с песком 10—20 кг) на плечах (продолжительность — 2—3 раза по 1—3 мин.).
Метателям и прыгунам с шестом следует выполнять также специальные силовые упражнения. Например, в положении лежа толкатель ядра быстро отталкивается руками от пола, выполняя это упражнение до «отказа» 3—5 раз. Прыгун с шестом, лежа на спине с вытянутыми за голову руками, поднимает ими груз (20—25 кг) тоже до «отказа» 3—5 раз.
На общеподготовительном этапе следует уделять внимание и упражнениям для улучшения отдельных элементов техники (отведение копья, принятие исходного положения перед финальным усилием в метаниях, движение маховой ноги при отталкивании и др.).
Специально-подготовительный этап как бы продолжает предыдущий, только теперь больше внимания уделяют специальной подготовке. Бегуны повышают скорость прохождения обычной дистанции не столько за счет интенсивности, сколько за счет улучшения подготовленности. В дополнение к бегу выполняются упражнения ОФП — 2 раза в неделю с прежней нагрузкой, а в остальные дни наполовину меньшей, чем на первом этапе.
В последний месяц второго этапа бегунам следует усложнить трассу ежедневных кроссов (сыпучий, рыхлый грунт, подъемы, спуски, препятствия на пути и др.), уменьшив на одну треть или даже наполовину ее длину. Важно, чтобы общая нагрузка от кросса была несколько больше прежней.
Все остальные легкоатлеты оставляют программу ОФП на прежнем уровне, но значительно увеличивают объем специальной подготовки. Во всех упражнениях желательно увеличить вес отягощений и быстроту проявления силы. Это можно сделать, перейдя на повторный метод выполнения упражнений. Например, непрерывные прыжковые упражнения выполняются с отягощением (15—25 кг) на плечах в течение 1—2 мин. и повторяются 10—15 раз с интервалом отдыха 2—3 мин. Это позволит выполнить упражнения более интенсивно. Но в целом от таких упражнений нагрузка очень большая. Поэтому их выполняют лишь 3 раза в неделю.
Больше времени уделяют и работе над техникой. Такие упражнения желательно сочетать с проявлением значительных усилий. Например, шестовик вместо поднимания груза из-за головы удерживает переднее «равновесие» в висе на перекладине, а толкатель ядра вместо отжимания от пола выталкивает возможно выше 16-килограммовую гирю или камень. Улучшению техники надо уделять внимание каждый день.
Весной надо в большей мере использовать возможность выполнения специальных упражнений на местности: многократные скачки с ноги на ногу, прыжки через естественные препятствия, вращения с молотом или песочным мешком, толкание и метание снарядов и камней, бег с ускорением.
На специально-подготовительном этапе надо использовать любую возможность потренироваться в своем виде легкой атлетики— в спринте, барьерном беге, прыжках и метаниях.
Может случиться, что вам предоставится возможность участвовать в соревновании зимой. Обязательно воспользуйтесь ею. Проверьте, на что вы способны. В последнюю неделю перед соревнованием тренируйтесь с меньшей нагрузкой, дайте себе отдых за день до старта, а накануне проделайте свою обычную разминку.
И вот наступает соревновательный период (май — октябрь)— самое хорошее время для занятий легкой атлетикой. Этот период тоже имеет два этапа — ранний соревновательный (один месяц) и этап основных соревнований.
На первом этапе ведется специальная тренировка, подготавливающая вас к состязаниям. Его главная цель; все то, что приобретено в технике, физических и волевых качествах в подготовительном периоде, «увязать» с целостным выполнением упражнения— прыжка, метания, бега. Свой вид легкой атлетики становится главным средством тренировки. Бегуны на средние и длинные дистанции продолжают ежедневный бег с большей скоростью на меньшей дистанции. Наибольшая нагрузка у них 2 раза в неделю, когда они пробегают повторно или переменно отрезки короче основной дистанции со скоростью, близкой к соревновательной и даже выше. Накануне обычно проводится тренировка на еще более коротких отрезках со скоростью, близкой к спринтерской. А на другой день после наибольшей нагрузки проводится длительный бег с умеренной скоростью. В последующие 3 дня тренировка строится так же, как в предыдущие. Седьмой день — активный отдых (продолжительный кросс в лесу). Участие в соревновании расценивается как день с наибольшей нагрузкой.
Кроме того, бегуны на средние дистанции и стайеры должны ежедневно бегать по утрам 30—60 мин. с умеренной скоростью и выполнять в небольшом объеме упражнения для поддержания гибкости и мышечной силы.
Остальные легкоатлеты строят тренировку соответственно своей специализации, положив в основу большое число повторений своих беговых отрезков, прыжков или метаний с интенсивностью 80—90% от максимальной. В таких упражнениях осваивается и совершенствуется техника, упрочивается навык. При этом используют и облегченные условия (укороченные дистанции и разбеги, уменьшенную высоту планки, облегченные снаряды). Но 2—3 раза в неделю следует тренироваться с максимальной интенсивностью, резко ограничив число повторений.
В эти дни на тренировках используют также затрудненные условия.
Наряду с этим вы должны выполнять специальные упражнения, чтобы и дальше повышать силу, быстроту, подвижность в суставах. Раз в неделю следует бегать кроссы — 20—30 мин. в спокойном темпе.
Участие в соревнованиях на первом этапе не должно изменять план тренировки. Допустимо лишь небольшое снижение нагрузки перед ними. Но если после первых стартов потребуется внести в план тренировки поправки, то это надо сделать.
На этапе основных соревнований (июнь — сентябрь) главная цель — высокие спортивные достижения. Путь к ним лежит через специальную тренировку и чередование состязаний небольшого масштаба с состязаниями более ответственными. Тренировка строится так же, как и на первом этапе, но объем тренировочных занятий снижается, а их интенсивность увеличивается. Обычно уменьшается и количество специальных упражнений и нагрузка в них. Но если все еще не хватает силы мышц, не достигнута необходимая амплитуда движений или недостаточен уровень: прыгучести, то специальные упражнения надо выполнять в прежнем объеме.
Если недочеты в технике движений сдерживают рост ваших спортивных достижений, то наибольшее внимание вы должны уделить технике. Лучше на год-два позднее достигнуть высоких спортивных успехов, чем много лет показывать незначительные результаты.
Большой цикл тренировки заканчивается переходным периодом (октябрь), предназначенным для активного отдыха. Надо дать «мышцам работу, а нервам отдых». Если же вы не чувствуете усталости от тренировки, мало упражнялись и редко участвовали в состязаниях, то вам и в октябре надо продолжать занятия, как на этапе ОФП.
Вы не должны робеть перед большим циклом тренировки. Помните, что все зависит от вас самих. Не жалуйтесь, что у вас нет условий для занятий: даже в школьном физкультурном зале можно успешно тренироваться, брать старт, преодолевать один барьер, прыгать в высоту и в длину с малого разбега. В зале обычно есть гимнастические снаряды, на которых вы можете упражняться для развития силы, гибкости и ловкости, набивные мячи и гантели, палки и скакалки, с помощью которых вы приобретете хорошую общую физическую подготовленность.
www.offsport.ru
Спортивная тренировка — процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей спортсмена. Этот процесс может быть успешным лишь при соблюдении гигиенического режима и правильно осуществляемого педагогического и врачебного контроля.Никогда нельзя забывать о воспитании спортсмена, о формировании его личности, его морального облика как Российского человека. Только при этом условии спортивная тренировка будет способствовать росту мастерства спортсмена.
Физическая подготовка осуществляется с помощью специально подобранных физических упражнений, которые являются основными средствами спортивной тренировки. Их можно разделить на основные, или спортивные (ходьба, бег, прыжки и метания), и вспомогательные (гимнастика, спортивные игры, поднимание штанги, плавание и т. д.). Вспомогательные упражнения, в свою очередь, подразделяются на две группы: общеразвивающие и специальные.
Общеразвивающие упражнения служат одним из основных средств разносторонней физической подготовки, а специальные помогают развивать основные качества легкоатлета: силу, быстроту, выносливость, гибкость и подвижность в суставах, ловкость. Без развития этих качеств невозможно достигнуть высоких спортивных результатов в беге, прыжках и метаниях.
Морально-волевая подготовка должна быть неразрывно связана с физической, технической, тактической и теоретической подготовкой. Основной метод воспитания моральных и волевых качеств у занимающихся: убеждение, разъяснение. В чем спортсмен будет убежден, тому он следует без принуждения, с глубокой верой. С помощью убеждения формируются черты характера человека, его волевые качества: настойчивость, упорство, решительность, смелость, воля к победе и др. Эти качества должны воспитываться в процессе спортивной тренировки.
Воспитанию воли способствует выполнение упражнений, связанных с преодолением различных трудностей, например при единоборстве с партнерам (в различных видах сопротивлений), в игровой борьбе учебной группы (эстафеты, игры спортивные, подвижные и т. д.), когда занимающиеся вкладывают все свои силы, умение и волю в каждое действие, не допуская никаких поблажек, ведут борьбу от первой до последней минуты состязания.
В моральных качествах легкоатлетов нет каких-то специфических спортивных черт. Это обычные русские люди.
Техническая подготовка предусматривает овладение совершенной техникой в беге, прыжках и метаниях. Только при достаточном владении техникой можно показать высокий спортивный результат. Конечно, высокая спортивная техника должна базироваться на отличной физической подготовке спортсмена.Вместе с тем, нельзя считать, что овладение техникой надо начинать лишь после того, как будут достаточно развиты сила, гибкость и другие качества. Или, наоборот, что лишь после овладения техникой следует заняться развитием всех основных физических качеств легкоатлета.Овладение техникой должно идти попутно с развитием этих качеств.
Под тактической подготовкой понимается умелое использование приемов спортивной борьбы во время соревнования. Бегуны на средние и длинные дистанции, прежде чем составить план тактической борьбы, учитывают возможности свои и соперников. В графике бега предусматривают: скорость, с какой следует пробегать каждый круг, в каких случаях вести бег (лидировать), за кем нужно следить, кого и когда обгонять, в какой момент начинать финишный бросок и т. д. Все это делается с расчетом на выигрыш первенства или для достижения лучшего спортивного результата. Желая выиграть бег, уже со старта бегун стремится занять выгодное положение на дорожке и перейти к бегу с заранее намеченной скоростью. С этой целью он пробегает первые 40-50 метров с большей скоростью, чем было намечено по графику. В таких случаях можно поступиться частью графика, сохранив его Основу. На дистанции всегда выгодно бежать за лидером, так как такой бег менее утомителен. На дистанции, как правило, намеченный темп бега должен сохраняться. Поэтому обгонять соперников можно лишь в исключительных случаях, так как это всегда связано с излишними напряжениями. Не всегда правильно делать рывки вслед за противниками. Но если бегун, идущий впереди, неожиданно снизил скорость, то, чтобы сохранить свой темп бега, лучше обойти его. Если это произойдет в начале прямой, то бегуна можно обойти, не слишком увеличивая скорость и особо не нарушая ритм бега. При обходе вблизи поворота, нужно ускорить темп, чтобы вплотную подойти к противнику, а затем, сделав резкий бросок, обойти его и снова сохранить прежний темп. На повороте следует избегать обгона. Его можно делать лишь тогда, когда противник сильно устал и сдерживает темп бега. Придерживаясь своего графика и желая выиграть соревнование, очень важно следить за лидером, чтобы не выпустить его из «зоны досягаемости». В беге на 800 м эта зона находится в пределах 15 м, на 1500 м — 25 м, а на 5000 м — 40 м.Нежелательно в беге попасть «в коробочку», особенно во время финишного броска. Из нее трудно выбраться, кроме того, бегун невольно попадает в зависимость к окружающим соперникам и вынужден перейти на их скорость бега. Можно избежать «коробочки», если бежать у плеча противника.Важно также тактически правильно финишировать. Выгодно начинать финишный рывок несколько раньше, чем это сделает спортсмен, бегущий сзади, который может уменьшить разрыв. Финиширование обычно начинается на прямой или несколько раньше решительным и неожиданным рывком. При сильном встречном ветре начинать финишный рывок рано не рекомендуется.
Как же бороться с равным противником?Если противник обладает достаточной выносливостью и не отличается хорошей скоростью, то следует навязать ему свой темп, а затем попытаться выиграть в скорости на последней прямой. Если же противник наделен хорошей скоростью, но недостаточно вынослив, его необходимо «измотать» на дистанции, предложив свой, более высокий, темп бега.Тактические приемы борьбы применяются также в прыжках и метаниях. В прыжках в высоту, например, чтобы выиграть первенство, выгодно начинать прыжки с большей высоты, меньше делать неудачных попыток, пропускать некоторые высоты.В метаниях спортсмены строят свои расчеты на удачном выполнении первой попытки, другие стремятся выполнить все три попытки удачно и результативно.К различным тактическим замыслам спортсмены подготавливаются в процессе тренировки. Лучшее средство тактической подготовки легкоатлета — многократное участие в соревнованиях.К средствам тактической подготовки относятся также беседы, рассказы, скажем, о выступлениях на соревнованиях опытных легкоатлетов, об их удачных действиях, обеспечивших им успех. Иногда, для примера, важно привести и неудачные случаи тактической борьбы, чтобы занимающиеся учли их и не повторяли.
Теоретическая подготовка легкоатлета заключается в постепенном расширении и углублении знаний, связанных с тренировкой в беге, прыжках, метаниях. Квалифицированным спортсменам важно хорошо разбираться в основных вопросах спортивной тренировки. С ростом мастерства спортсмена теоретическая подготовка приобретает все большее значение.
www.rosatletika.ru