Занятие 1
Какой бывает транспорт?
Для занятия понадобятся «живые» картинки «Лошадка», «Самолет», «Мотоцикл», маленькие кусочки ваты.
Взрослый начинает рассказ:
Раньше не было ни машин, ни самолетов. Люди отправлялись в дальнюю дорогу на лошадях. Сядет человек на лошадь верхом и скачет долго-долго.
Взрослый показывает детям картинку «Лошадка», а затем артикуляционное упражнение. Дети повторяют это упражнение.
Динамическое упражнение «Лошадка»
Цокать языком в разном темпе — то быстрее, то медленнее. При этом согнутые в локтях руки держать перед собой, изображая поводья.
Взрослый говорит:
А по воде люди плавали на лодках (показ рисунка «Лодка»)
Взрослый показывает артикуляционное упражнение «Лодочка», а дети повторяют.
Статическое упражнение «Лодочка»
Высунуть широкий язык, придав ему форму чаши .
Взрослый продолжает:
Но время шло. Люди изобрели машины. Появились поезда, автомобили, мотоциклы. В небо полетели самолеты и ракеты. По морям и рекам поплыли большие корабли.
Взрослый показывает картинку «Самолет».
Посмотрите, самолет
Отправляется в полет.
Самолет летит, гудит —
Смелый летчик в нем сидит.
Затем взрослый демонстрирует голосовое упражнение «Самолёт, дети его повторяют.
Голосовое упражнение «Самолет»
Прикусить зубами широкий кончик языка и длительно произносить звук «Л-л-л». При этом поднять руки в стороны и покачивать ими, как крыльями.
Взрослый показывает рисунок «Парашют» и говорит:
Если нужно, парашют.
Вниз нас спустит
В пять минут.
Затем взрослый показывает дыхательное упражнение «Парашют», а дети его повторяют.
Дыхательное упражнение «Парашют»
Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Высунуть изо рта широкий кончик языка, придав ему форму чаши, и подуть с языка вверх на кончик носа. Ватка должна подлететь вверх.
Взрослый продолжает рассказ:
По, шоссе спешат машины:
«Би-би!» Мотоциклы.
Взрослый показывает картинку «Мотоцикл» и дует на губы, вызывая их вибрацию. Получается звук, напоминающим работающий двигатель.
А по железной дороге мчатся поезда:
«Чух-чух-чух. Ту-ту-у-у!»
Даже под землей едет поезд. В самом деле?
В самом деле!
Выезжает из туннеля. Вот так...
Взрослый демонстрирует артикуляционное упражнение «Метро», а дети его повторяют.
Динамическое упражнение «Метро»
Высунуть вперед длинный узкий кончик языка, а затем убрать его обратно.
Взрослый продолжает рассказ:
Спешат поезда от одной станции до другой.
Туда-сюда. Туда-сюда.
Вот это да!
Взрослый показывает артикуляционное упражнение «Туда-сюда», а дети его повторяют.
Динамическое упражнение «Туда-сюда»
Приоткрыть рот и водить острым кончиком языка от одного уголка губ до другого. Упражнение повторить несколько раз в умеренном темпе.
Взрослый продолжает рассказ:
Остановился поезд на станции. Двери открываются.
Взрослый демонстрирует детям артикуляционно-дыхательное упражнение «Двери открываются», а дети его повторяют.
Дыхательное упражнение «Двери открываются» с произнесением звука «Ш»
Вытянуть губы вперед рупором, язык в виде ковша поднять за верхние зубы и длительно произнести: «Ш-ш-ш...». При этом руками изобразить открывающиеся и закрывающиеся двери поезда. Для этого прижать друг к другу ладони и, держа их перед грудью, сначала развести в стороны со звуком «Ш», а затем после слов «Двери закрываются» соединить ладони вместе, вновь повторив звукоподражание.
В процессе выполнения упражнения взрослый может произнести фразу: «Станция... (такая-то). Осторожно: двери закрываются. Следующая станция... (такая-то)». Лучше называть станции метро, которые детям знакомы.
Взрослый заканчивает рассказ:
Путь проделали большой
И приехали домой.
Занятие 2
Мишина. Велосипед
Взрослый начинает рассказ:
Папа подарил Мите на день рождения велосипед.
Новенький, блестящий, Самый настоящий.
У велосипеда было три колеса —
одно большое.
Вот такое...
Взрослый показывает детям артикуляционное упражнение «Большое колесо», а дети его повторяют.
Упражнение с элементами самомассажа губ «Большое колесо»
Широко открыть рот и указательным пальцем обвести его и линии губ.
Взрослый продолжает:
И два маленьких.
Вот таких...
Взрослый показывает детям артикуляционное упражнение «Маленькое колесо», а дети его повторяют.
Упражнение с элементами самомассажа губ «Маленькое колесо»
Вытянуть губы трубочкой, как при произнесении звука «У», и указательным пальцем обвести «маленький ротик» по линии губ.
Взрослый продолжает рассказ:
У велосипеда был блестящий металлический руль. Вот такой…
(Широко улыбнуться. При этом взяться руками за воображаемый руль и «ехать» на велосипеде, поворачивая «руль» в разные стороны.)
На руле был звонок.
Он звенел вот так...
Взрослый показывает детям артикуляционно-голосовое упражнение «Звонок», а дети его повторяют.
Голосовое упражнение «Звонок»
Широко улыбнуться и произнести звукоподражание «Дзынь- дзинь».
Взрослый продолжает повествование:
Стал Митя кататься на велосипеде вокруг дома. То в одну сторону поедет, то в другую.
Взрослый показывает детям артикуляционное упражнение «По кругу», а дети его повторяют.
Динамическое упражнение «По кругу»
Широко открыть рот и облизать губы по кругу. Сначала по часовой стрелке, а потом против.
Взрослый продолжает:
Когда Мите на дороге встречались кошка или собака, он звонил в блестящий металлический звоночек и животные убегали. Иногда Митя звонил вот так (взрослый просит одного из детей воспроизвести данный ритмический рисунок):
«Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь» (П П).
А в другой раз — вот так: «Дзи-и-инь, дзинь-дзинь» (I П).
(Взрослый просит другого ребенка воспроизвести этот ритмический рисунок.)
Или вот так: «Дзинь-дзинь, дзи-и-инь» (П I).
(Задание дается следующему ребенку.)
И наконец, так: «Дзинь-дзинь-дзинь».
(Задание предлагается очередному ребенку.)
Взрослый продолжает рассказ: Но вдруг Митя наехал на гвоздь. Гвоздь был вот такой острый.
Взрослый показывает детям артикуляционное упражнение «Гвоздь», а дети его повторяют.
Статическое упражнение «Гвоздь»
Высунуть вперед заостренный кончик языка .
Взрослый продолжает:
Митя проколол колесо. Воздух вышел из шины: «Пш-ш-ш...» (Дети повторяют звукоподражание.)
Очень расстроился Митя и чуть не заплакал. Но папа сказал: «Не расстраивайся, Митя, мы починим колесо.
Возьмем заплатку, намажем ее клеем — вот так (ладонью правой руки погладить левую ладонь).
Потом подуем на нее (дети вместе со взрослым выполняют дыхательное упражнение — дуют на ладони).
Крепко прижмем заплатку к шине (с усилием прижать одна к другой ладони и подержать их так в течение нескольких секунд).
Готово!
Заплатка приклеилась.
Теперь возьмем насос и накачаем колесо воздухом. Взрослый показывает детям артикуляционно-дыхательное упражнение «Насос», а дети его повторяют.
Дыхательное упражнение «Насос»
Улыбнуться и несколько раз подряд кратко произнести звук «С». При этом синхронно двигать руками, сжатыми в кулаки, держа воображаемую рукоятку насоса.
Взрослый продолжает рассказ: Вот и починили велосипед. Митя опять и поедет кататься.
Упражнение для развития фонетического слуха
Взрослый предлагает детям отгадать на слух, что сейчас произойдет с велосипедом.
Лопнула шина, и из колеса выходит воздух (взрослый длительно произносит звук «Ш-ш-ш...»).
Колесо накачивают насосом (взрослый длительно произносит звук «С-с-с...»).
Затем взрослый произносит несколько звукоподражаний, делая паузы между ними. Например: «Ш-ш-ш, с-с-с ,ш-ш-ш, ш-ш-ш, с-с-с». А дети слушают и комментируют каждое из них.
Литература:
О.А. Новиковская «Весёлая зарядка для язычка»
mbdou59.ucoz.ru
Упражнения для язычка.
Парус
Возле дома язычка протекал веселый ручеек. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить ее в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.
Описание упр-я: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 8; потом до 10. Опустить язык, повторить упр-е 2-3 раза.
Лодочка под парусом по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.
Футбол
1.Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют, и захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе со всеми поиграем в футбол.
Описание упр-я: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
2.Поиграли ребята с Язычком, а потом решили соревнование устроить: кто дальше мяч загонит.
Описание упр-я: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, выдох – через рот. Следить, чтобы щеки не надувались.
Во дворе народ толпится.
Там идет футбольный матч.
И вратарь наш, Генка Спицын,
Пропустить не должен мяч.
Потому что наблюдает
За игрою из окна
Катерина. Всякий знает:
Генке нравится она.
Часики
Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Покажи как работают часики!
Описание упр-я: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
Тик – так, тик – так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Маляр
Гулял Язычок по своему двору и увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Стало очень красиво! Давай покажем, как маляр крышу красил.
Описание упр-я: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно счет до 8.
Я сегодня утром встал
И поселок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен маляром.
Если хочешь жить, как в сказке,
Ежик. Цветы.
1.Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошел с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был … ежик. Он бегал по траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ежик.
Описание упр-я: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну сторону, то в другую. Рот при этом закрыт.
2.Убежал Ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»
Описание упр-я: вдох через нос – «нюхать» цветок; на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.
У меня в иголках шерстка
И в норе запасов горстка.
Лучше ты меня не трожь!
Я – колючий серый Еж!
Расческа.
Язычок как-то увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро бегал! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал.
Описание упр-я: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед – назад, как бы «причесывая» его.
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня … (расческа).
Индюк
Язычок гулял и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.
Описание упр-я: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед – назад, произнося: была-была-была…
Я – индюк «балды – балда».
Разбегайтесь кто куда.
Качели
Захотелось Язычку на качелях покачаться вверх-вниз. Весело качаться с Язычком на качелях!
Описание упр-я: улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счет «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Грибок
Гулял Язычок, вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это грибок. Давай покажем, какой грибок увидел Язычок.
Описание упр-я: улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу присосать язычок к небу, предложите ребенку медленно пощелкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок присасывается к небу.
Под березой, у дорожки
Гриб растет на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим.
Дятел
1.Прогуливался Язычок, вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх – а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай изобразим, как стучит дятел.
Описание упр-я: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой ударять по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: « д-д-д…» Выполнять 10-20 сек. Сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Следить, чтобы работал только кончик языка, а СА язык не прыгал.
2.Потом дятел стал стучать по-другому: Д-д-д, Д-д-д (выделенный звук произносится сильнее). «Постучи» и ты так языком 10-15 сек.
3.А потом вот так: дд-Д, дд-Д (10-15 сек.)
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук -
Раздается громкий звук!
Змея
Подошел Язычок к клетке, а там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это … змея. Давай изобразим змею!
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Шарики
Купил Язычок маме в подарок воздушные шары и стал их надувать, но некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Описание упражнения: надуть одну щеку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.
Гармошка
Шел Язычок, шел, вдруг услышал веселые звуки гармошки. Давай и мы сыграем на гармошке.
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к небу (как упр. «Грибок»). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.
Ну-ка, рот пошире, крошки.
Поиграем на гармошке!
Язычок не отпускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам не трудно повторять!
Заведи мотор
Как-то Язычок заводил мотор в машине. Давай и мы поможем Язычку завести мотор.
Описание упражнений:
улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами и произносить: «дын-дын-дын» (сначала медленно, потом все быстрее и быстрее) Повторить в течение 5-10 сек.
А теперь давай заведем мотор вот так: «ДЫН-дын-дын»; «ДЫН-дын-дын» (выделенный слог надо произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 4-5 раз.
По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» - гудит мотор.
Комарик
Шел как-то Язычок и вдруг почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. Это оказался проворный комарик. Давай покажем как звенел комар.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки. Пытаться произнести «ДЗЗЗЗ», но не отрывисто, а протяжно, в течении 10-15 сек. (нажимать на бугорки энергично)
Прилетает по ночам,
Не дает заснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьется,
Только в руки не дается.
Киска сердится
1. У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам.
Удерживать язык в таком положении под счет до 8, потом под счет до 10.
2. Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй. Давай погладим кошку.
Описание упражнения: язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.
Выгляни в окошко –
Там увидишь кошку.
Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула…
Рассердилась киска –
Не подходите близко!
Лягушка и слоник
У Язычка были друзья: лягушка и слоник. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.
Описание упражнения: на «раз» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счет «два» - сомкнутые губки вытянуть вперед и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка – слоник» под счет «раз – два». Повторить 5-6 раз.
Раз – лягушка с толстым брюшком,
Два – большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Поливал из шланга он.
Почистим зубки
Утром и перед сном Язычок всегда чистил зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево – вправо) под счет взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
Чашка
Решил Язычок чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счет до 5, потом до 10. Повторить 3-4 раза.
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Вкусное варенье
1. Поел вкусное варенье Язычок и облизывается.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотри внимательно, все ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Блинчик
Стал Язычок блины печь с мамой. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно пол счет до 5, затем до 10.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке,
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
Месим тесто
Язычок помогал маме месить тесто для блинов и пирогов. Давай и мы поможем Язычку.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та-та-та…; пошлепать язык губами – пя-пя-пя Закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять –
Не пора ли вынимать?
Лошадка
Язычок гулял и увидел, как лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться. Сел на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Слон
На прогулке Язычок встретил большого слона. Давай покажем, какой у слона хобот!
Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета 5, затем до счета 10, вернуться в И.п.
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Лягушки
Около Язычка кто-то вдруг сказал: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5, затем до счета 10, затем вернуть губы в И.п. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Бегемотики
Пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был … бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета 5, потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.
infourok.ru
1. Нужно проводить артикуляционную гимнастику так, чтобы видеть, как каждое упражнение выполняет каждый ребенок.
2. Если дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал.
3. Если воспитатель увидит, что в основном группа справляется с выполнением упражнения, и только некоторые дети выполняют его недостаточно хорошо, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям отработать это движение дома, отводя на его выполнение 2-3 мин. ежедневно.
4. На одно занятие берется 4-5 упражнений на 10-15 минут.
5. Проводя артикуляционную гимнастику, надо следить, чтобы движения каждого органа артикуляционного аппарата выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне. Если у ребенка язык или губы отклоняются влево или вправо, то необходимо индивидуально, перед зеркалом, отработать эти движения. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».
Значение гимнастики для языка
Упражнения для языка (для подготовки к произношению свистящих звуков: с, з, ц).
«Иголочка» – язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким. Держать 10-15 с. «Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу. Держать 10-15 сек..
«Качели» – открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам. Выполнять 10-15 сек.
«Змейка» – открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 сек.).
«Кто дальше загонит мяч?» – с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз).
«Горка» – рот открыт. Кончик языка за нижними резцами. Спинку языка поднять вверх «горкой». Посередине языка – желобок (желобок можно сделать, приложив посередине языка спичку). Удержать 10-15 сек.. Подуть по «горке» - появится звук «с-с-с».
«Катушка» – рот открыт. Кончик языка – за нижними резцами. Язык широкий. Язык «выкатывается» вперед и убирается в рот (как катушка) 10-15 раз. (Сначала большая катушка, затем маленькая).
«Насос» – дышать носом с открытым ртом (язык при этом рефлекторно выгибается «горкой»). Затем «подуть» по язычку, выгнутому горкой (10-15 сек.).
«Трубочка» – язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.).
«Птенчик в гнезде» – рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).
«Кто сильнее подует?» - дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).
«Не шуметь» – произносим «тс-тс-тс-ц-ц-ц», прикладывая палец к губам (10 – 15 раз). «Почистим зубы» – кончиком языка водим по нижним зубам с внутренней стороны вверх-вниз (10-15 сек.).
«Подметаем пол» - выгнуть язык горкой, двигать кончиком языка вперёд к нижним резцам и назад в глубь ротовой полости (10 – 15 сек.). «Кошка сердится» - улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. «Упрямый ослик» - губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы (10 –15 сек.). «Сильный язычок» - с силой упираться кончиком языка в нижние резцы, выгибая язык горкой (10 – 15 сек.).
«Обезьянка» – поместить кончик языка под нижнюю губу, держать 10 – 15 сек. «Вкусное варенье» - движение «слизывания» кончиком языка с нижней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы (10 – 15 сек.). «Оближи ложку». Облизывая ложку снизу вверх, язык выгибается горкой. (10-15 раз). «Прятки». (Спрячем язычок, чтобы его никто не увидел.) Язык отодвигается назад. Кончик языка расположен вниз. (10-15 раз). «Хоккей». Язык – клюшка, витаминка – шайба, рот – поле. Шайбу (витаминку) нужно гонять по полю (во рту) клюшкой (языком). (10-15 сек). «Кашлюны». Язык при кашле рефлекторно выгибается горкой (10-15 раз). «Погреем руки» - произнести: «Х-Х-Х», воздушную струю при этом направить на ладони. Язык рефлекторно выгибается горкой. (10-15 раз). «Гудок». Произнести: «У-у-у». Язык рефлекторно выгибается горкой. (10-15 сек). «Расческа». Кончик языка упирается в нижнюю десну. «Причесывание» спинки языка зубами. (Язык при этом выкатывается, как «катушка»). (10-15 сек).
Упражнения для языка (для подготовки к произношению Р).
«Качели» – открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам. «Змейка» - открыть рот, язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз). «Иголочка» – язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким (10-15 сек.). «Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.).
«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. «Грибок» – присосать язык к небу, широко открыть рот (10-15 сек.). «Вкусное варенье» – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз). «Маляр» – медленные движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно (10-15 раз). «Кто дальше загонит мяч?» – с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз).
«Ветерок» - дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).
«Приклей конфетку» – широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами (10-15 сек.). «Обезьянка» – поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек. «Сильный язычок» – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с). «Почистим зубки» – кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.).
«Индюк» – а) широким кончиком языка быстро водить по верхней губе вперед-назад, б) за зубами быстро водим языком вперед-назад (10 – 15 сек.). «Барабанщики» – быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз. «Моторчик» –1) произносить «ж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью, 2) произносить «ж» с открытым ртом и задевать язык пальцем (10–15 с). «Балалайка» – кончик языка – вверх за зубы, задевать язык пальцами а) без голоса; б) с голосом (10 – 15 сек.).
«Кучерское «тпру»» - (упражнение для выработки напора воздуха и вибрации языка). Язык широко распластать и положить на нижнюю губу. Сильно выдувать воздух, чтобы язык стал вибрировать. Язык и губы не напряжены, расслаблены (Если не получается – сначала попробовать сомкнуть расслабленные губы и сильно выдувать воздух, заставляя губы вибрировать (с голосом)). Потом снова выполнить «кучерское «тпру»» (10-15 сек.). «Лошади скачут» – быстро произносим «тд-тд-тд-тд», задевая пальцем язык каждый раз (10 – 15 сек.).
«Вилка» – чтобы не было сильной вибрации краев языка, язык с боков придерживаем пальцами: под язык подкладываем 2 пальца, прижимаем снизу его к коренным зубам. Используем при выполнении упражнения «Лошадка», при произношении [р-р-р]. «Учимся играть на арфе» – произносим «д-д-д-д», каждый раз задевая язык пальцем. «Забиваем мяч» – рот закрыт, упругий язык упирается то в одну, то в другую щеку. «Стреляем» – медленно произносим: «дж-дж-дж», сильно выдыхая воздух, стараясь, чтобы язык задрожал (10 – 15 сек.). «Играем на гуслях» (или «заводим мотор») – медленно водим языком за верхним резцами «дрл-дрл-дрл» (10 – 15 сек.). «Стрекоза» – шепотом произносить «тр-р-р», а затем громко (10 – 15 сек.).
Упражнения для языка (для подготовки к произношению Л).
«Вкусное варенье» – выдвинуть язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз). «Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.). «Иголочка» – рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. «Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. «Грибок» – присосать язык к небу, открыть широко рот (10-15 сек.). «Качели» – высунуть язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку; убрать язык в рот, рот оставить открытым, тянуться попеременно то к верхним, то к нижним резцам. «Пароход гудит» - произносить «ы», кончик языка поднять за верхние резцы, продолжать гудеть «л-л-л» («ы-л-ы-л»). «Змейка» – рот открыть, язык выдвигать далеко вперед и убирать вглубь рта. Медленно (10-15 раз).
«Маляр» – кончиком языка движения по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз). «Приклей конфетку» – кончиком языка коснуться верхних резцов с внутренней стороны, держать язык в таком положении (10-15 сек.). Погудеть «л-л-л». «Чашечка» – рот раскрыть, язык сделать «чашечкой», загнуть его края и кончик (10-15 сек.). Чашечку убрать вверх за зубы, подключить голос «л-л-л-л-л» – «Пароход гудит». «Трубочка» – язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.). «Птенчик в гнезде» – рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).
«Пьем росинку» – верхняя губа – это лепесток цветка с росинкой. Росинку нужно «выпить» (присосать края языка к губе, оставить посередине языка щель, и засасывать воздух в себя; кончик языка постепенно убираем в рот за верхние зубы.). «Вилка» – если воздух идет не по центру языка, а между боковыми краями языка и щеками, то широкий язык поднять за верхние резцы, боковые края языка погладить и прижать пальцами к коренным зубам (пальцы - это «вилка»).
«Индюк» - задевать верхнюю губу языком (медленно), затем убрать язык за верхние резцы и задевать бугорки (10 – 15 сек.).
«Ветерок» -дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).
«Фокус» – на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз).
«Самолет гудит» – зажать кончик языка между зубами и гудеть «л-л-л-л-л». Можно при этом расправить руки и «летать» по комнате. «Учимся гудеть» – 1) зажать зубы, кончик языка прижать к верхним резцам с внутренней стороны, гудеть «л-л-л»; 2) произнести «н-н-н», зажать нос, продолжать гудеть (воздух пойдет через рот, получится «л-л-л») (10 – 15 сек.). «Выталкиваем языком зубы» – сильно прижимаем кончик языка к верхним резцам с внутренней стороны и гудим «л-л-л-л-л» (10 – 15 сек.).
Произнести «ж-ж-ж», плотнее прижать язык к небу (пальцем или зондом, кончиком ложки), продолжать гудеть «л-л-л» (10 – 15 сек.). «Обезьянка» – поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек. «Сильный язычок» – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с). «Почистим зубки» – кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.).
Упражнения для языка (для подготовки к произнесению шипящих звуков: ш, ж, ч, щ).
«Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.). «Иголочка» – язык напрячь, сделать узким (10-15 сек.). «Качели» – 1) открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. 2). Убрать язык в рот. Тянуться языком попеременно то к верхним, то к нижним резцам (10-15 раз).
«Змейка» - открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз). «Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно (10-15 раз). «Грибок» – присасываем язык к небу, широко открывая рот (10-15 сек.). «Вкусное варенье» – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз).
«Маляр» – движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз). «Приклей конфетку» – широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами, держать язык в таком положении (10-15 сек.).
«Кто дальше загонит мяч?» – с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз).
«Ветерок» - дуем с языка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).
«Фокус» – на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз).
«Чашечка» – рот широко раскрыть, широкий язык сделать «чашечкой», загнув его края и кончик (10-15 сек.). Позднее «чашечку» убрать в рот, за верхние резцы, подуть – появится звук. «Трубочка» – язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.). «Птенчик в гнезде» – рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.). «Щеткой чистим ботинки» - произносим «чш-чш-чш-щ-щ-щ» (10–15 сек.). «Обезьянка» – поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек. «Сильный язычок» – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с). «Почистим зубки» – кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.).
«Пьем росинку» – верхняя губа – это лепесток цветка с росинкой. Росинку нужно «выпить» (присосать края языка к губе, оставить посередине языка щель, и засасывать воздух в себя; кончик языка постепенно убираем в рот за верхние зубы.). «Вилка» – если воздух идет не по центру языка, а между боковыми краями языка и щеками, то широкий язык поднять за верхние резцы, боковые края языка погладить и прижать пальцами к коренным зубам (пальцы - это «вилка»).
Список литературы, использованной при составлении артикуляционной гимнастики.
Также по теме:
logoped18.ru
Логопед нашего клуба представляет 14 артикуляционных логопедических упражнения для детей для самостоятельной проработки дома.
Улыбка
Широка Нева-река,И улыбка широка.Зубки все мои видны —От краёв и до десны.
Цель:
Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание:
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание!
1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.
2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» — и губы растянутся в улыбке.
«Хоботок» («Трубочка»)
Я слегка прикрою рот,Губы – «хоботком» вперед.Далеко я их тяну,Как при долгом звуке: У – у – у…
Цель:
Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание:
Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание!
1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.
2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?» когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.
3. Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у» — и губы примут положение трубочки.
«Домик открывается»
Ротик широко открыт,Язычок спокойно спит.
Цель:
Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание:
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Обратите внимание!
1. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка у передних зубов.
2. Если у ребёнка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а»: «а-а-а» — губы и язык примут нужное положение.
«Любопытный язычок»
Вот и вышел на порогЛюбопытный язычок.«Что он скачет взад-вперёд?» —Удивляется народ.
Цель:
Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание:
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
Обратите внимание!
1. Упражнение выполняется в спокойном темпе.
2. Двигается только язык.
«Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык —Долго спать он не привык.И спросил у подбородка: —Эй, какая там погодка?
Цель:
Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки — уздечки (при её укорочении).
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
Обратите внимание!
1. Двигается только язык, губы неподвижны.
2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.
«Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,Здравствуй, верхняя губа!
Цель:
Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), если она укорочена.
Описание:
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе 3—5 секунд, убрать в рот.
Обратите внимание!
1. Не всем детям удаётся сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Этому способствуют упражнения «Шлёпаем губами по языку», «Покусаем язык» (№ 19 и 20).
2. Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх.
«Шлёпаем губами по языку»(«Накажем непослушный язык»)
А теперь уж не зубами —Я пошлёпаю губами:«У быка губа тупа,Па—па—па, па—па—па».
Цель:
Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов («па-па-па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: 1. Пошлёпывать губами кончик языка. 2. Пошлёпывать губами середину языка. 3. Пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.
Обратите внимание!
1. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
«Покусаем язык»
Выдвигаю свой язык,Чтоб лениться не привык.И от кончика до корняЯ кусаю всё проворней.
Цель:
Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покрывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку в выполнении упражнения.
Обратите внимание!
1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы.
2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.
«Лопаточка»
Поперёк улыбки лёгОтдыхает язычок.
Цель:
Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, лежащим на нижней губе.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание!
1. Губы растянуты в улыбке.
2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.
3. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.
5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку» (№ 19).
«Дуем на лопаточку»
Дую, дую на «лопатку»,Чтоб была широкой, гладкой.
Цель:
Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
Усложнение:
По широкому языку, лежащему на нижней губе, можно дуть в бутылочку, на вертушку, шарики.
Обратите внимание!
1. Губы растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивается внутрь
2. Боковые края языка касаются уголков рта.
3. Не сжимать язык зубами.
4. Выдох спокойный.
«Горка» («Мостик»)
Улыбаюсь, рот открыт —Там язык лежит, свернувшись.В зубы нижние уткнувшись,Горку нам изобразит.
Цель:
Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание!
Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и» — и язык примет нужное для «горки» положение.
«Ветерок дует с горки»
С горки дует ветерок,И несёт он холодок.
Цель:
Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистя- щих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
Обратите внимание!
1. Для контроля воздушной струи можно дуть на пальчик, в бутылочку.
2. Если, не меняя положения языка, приоткрыть рот, оставить между зубами большую щёлку и подуть, то у ребёнка может получиться звук «с»: «с-с-с».
«Чистим нижние зубы»(С внутренней стороны)
Ходит «горка» влево—вправо,Чистит зубки очень браво.
Цель:
Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик язык развивать подвижность языка.
Описание:
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.
Обратите внимание!
1. Губы неподвижны, растянуты в улыбке.
2. Двигая кончиком язы из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у дёсен.
3. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при «межзубном произношении свистящих», в процессе речи язык ребёнка находится между зубами.
«Катушка»
Широко раскрою рот,«Горку» выведу вперёд.И, назад отодвигая,Я её не разрушаю.
Цель:
Развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8—10 раз в спокойном темпе.
Обратите внимание!
Кончик языка постоянно остаётся у нижних зубов.
______________________Вам также будет интересно:
* Статьи про игры с детьми на праздниках
* Развивающие игры из изоленты
* Норвежские книги про троллей
* Подарки от деда Мороза — мнение детей
* Игры на новый год для детей
* ArtKids — консультация психолога по рисунку
mamaclub.ru
Нарушения произношения звуков встречаются у многих детей. Самыми распространенными проблемами являются искажение звучания буквы (картавость, шепелявость и др.), её замена на другую, пропуск сложных в произношении звуков. Логопедические занятия – будь то самостоятельные или под руководством профессионала – помогут устранить существующую проблему.
Если уроки логопеда недоступны для вас по каким-либо причинам, то с ребенком можно заниматься и самостоятельно, но придерживаясь определенных рекомендаций.
У деток дошкольного возраста игры для развития речи признаются наиболее эффективным методом устранения различных речевых дефектов.
Игра, направленная на улучшение речевых возможностей, не только привлекает ребенка своей увлекательностью, но и является наиболее полезной из всех методов развития этого важнейшего навыка. Логопедические занятия для детей, проводимые в игровом формате, способствуют развитию речи, закреплению новых слов, формированию правильного произношения звуков. Дополнительно закладывается будущая основа для познавательной деятельности и развития умственных способностей.
Вот примеры основных видов занятий, направленных на развитие богатства речи у детей:
Постарайтесь выполнять упражнения используя картинки, детки их очень любят.
Логопедические занятия с ребенком могут включать:
Заниматься с ребенком необходимо ежедневно, тщательно продумывая ход занятия, увлекая его. Если ему будет неинтересно, то необходимых навыков малыш не приобретет.
Начиная логопедические занятия дома, нужно помнить о следующих правилах:
Логопедические занятия для детей должны включать в себя пальчиковые игры, поскольку они способствуют развитию мелкой моторики. Учеными давно доказана прямая связь между руками и частью мозга, отвечающей за развитие речевых навыков.
Разучивание текстов в сочетании с пальчиковой гимнастикой помогает развивать такие навыки, как:
У ребенка помимо улучшения речи наблюдается ускорение быстроты реакций. Занятия, проводимые в игровой форме, помогают лучше запоминать текст и делают речь более выразительной.
Для получения необходимого результат заниматься с ребенком нужно ежедневно, тратя на это около 5 минут времени.
Упражнения на развитие моторики пальчиков:
Пальчиковые игры могут использоваться как минутки отдыха во время самого логопедического занятия, помогая отвлечь ребенка и позволить ему переключить внимание.
Перед тем как начинать выполнять логопедические упражнения, необходимо провести артикуляционную разминку. Специализированная гимнастика помогает укрепить мускулатуру артикуляционного аппарата и подготовить его к проведению логопедических занятий.
Артикуляционная гимнастика представляет собой набор упражнений, предназначенных для укрепления мышц губ и языка. Именно они отвечают за произношение звуков. Если мышцы языка недостаточно развиты, то речь будет звучать нечетко.
Делать гимнастику необходимо перед зеркалом. Тогда ребенок сможет контролировать правильность выполнения движений. Ему очень важно наблюдать за движениями губ и языка. Так малыш быстрее поймет, какое положение они должны занимать, чтобы произносить звуки правильно.
Артикуляционные упражнения нужно выполнять дважды в день. Продолжительность занятия – 5…7 минут. В итоге ребенок сможет научиться говорить не только правильно, но и максимально четко и понятно.
Артикуляционный комплекс:
Дополнить артикуляционную гимнастику нужно другими упражнениями. Это должны быть упражнения для развития слуха, звукоподражание и логоритмика.
Речевой слух помогает ребенку понимать, различать и воспроизводить звуки. Если он недостаточно хорошо развит, то речь у малыша нечеткая и содержит ошибки.
Примеры упражнений на развитие речевого слуха:
Развитие звукоподражания – еще одна часть логопедических занятий. Для упражнения используется сюжетная картинка в соответствии с возрастной группой ребенка. Это может быть, например, изображение девочки, укачивающей куклу. Пусть ребенок начнет воспроизводить укачивающие движения и баюкает воображаемую куклу. Важно контролировать его артикуляцию.
Хорошие результаты дают игры, основанные на подражании голосам животного мира. Такие логопедические упражнения будут более интересными, если в ходе занятия будут использоваться изображения животных/птиц, их фигурки и фигурки детенышей.
Примером может послужить игра в комарика. На картинке должен быть нарисован комар. «Давай познакомимся с комариком. Его зовут Арсений. Он много летает и часто поет свою любимую песенку – «З-З-З». Давай мы тоже будем ее напевать вместе с Арсением! «З-З-З».
Потом предложите малышу поймать комарика и послушать, как он поет свою песню. Хватаем пустой воздух кулаком, прислушиваемся и поем комариную песню – «З-З-З».
Логоритмика представляет собой логопедические упражнения, сочетающие движения, музыку и речь. Такие занятия очень нравятся всем деткам, потому что всегда проходят в веселой обстановке.
Взрослый человек читает стихотворение вслух и воспроизводит описываемые в произведении движения. Очень важно заранее подобрать соответствующее музыкальное сопровождение. Потом дети повторяют увиденное.
Для занятия можно использовать, например, такое стихотворение:
По узенькой дорожке (ребенок шагает на одном месте)Шагали наши ножки (начинает делать шаги на месте, высоко поднимая колени)По камушкам, по камушкам (топчется на месте)И в ямку бух (малыш подпрыгивает и садится на пол).
Логопедические занятия с ребенком должны включать чтение вслух разных детских стихов. Учить с ребенком сложные стихотворения не стоит, лучше начинать с простых четверостиший.
Отличных результатов можно добиться, если логопедические занятия для детей будут включать скороговорки. Они представляют собой короткие рифмованные предложения. Они помогают сделать речь четкой, хорошо поставленной, а также расширяют словарный запас ребенка и улучшают дикцию.
Шесть мышат в камышах шуршат.Саша шишки шапкой сшиб, получил на лбу ушиб.
Вы можете также придумать собственную скороговорку, о том как это правильно сделать читайте в разделе «Развитие речи» на нашем сайте.
Самостоятельные логопедические занятия с детьми помогут решить проблемы с простыми дефектами. При наличии серьезных нарушений исправлением речи должен заниматься профессионал.
vseorechi.ru
Отработать положение языка, что необходимо для постановки звука «л» (особенно при напряженном язычке, и замене твердого звука «лЪ» — на мягкий «лЬ»).
Улыбнулись слегка. Высунули язычок. Зажали его кончик зубами, и поем: «ы-ы-ы-ы-ы» («гудит пароход»).
А ещё есть история про маленький пароходик:
«Жил маленький добрый пароходик. Он любил ходиить по морю и возить грузы. Но большие важные пароходы не обращали на него внимание и совсем не отвечали на его весёлое приветствие.
А это потому, что голос у нашего пароходика слабенький и вместо протяжного звонкого гудка: «Л-Л-Л» у него получалось что-то тихое и невнятное, больше похожее на: «В-В-В».
Пароходик подумал, что надо обязательно научится гудеть правильно. И стал пробовать различные варианты приветствий: « У-У-У! О-О-О! Да, это совсем не то!»
И от обиды на самого себя пароходик прикусил язычок и протянул: «Ы-Ы-Ы…» И тут над морской гладью разнесся сильный, четкий и ясный звук «Л»!
Пароходик посчитал, что он ослышался, и произнес ещё раз: «Ы-Ы-Ы..Л», опять прикусив языок. И теперь его «Л» получился еще отчетливее. И большие важные пароходы, услышав его, ответили протяжными и громкими: «Л-Л-Л!»
Вот маленький пароходик и научился правильно гудеть».
я, стал делать как маленький пароходик, прикусывал кончик язычка и тянул «Ы-Ы-Ы». Теперь у меня отчетливо слышно «Ы-Ы-Ы..Л». еперь и у меня лошадь стала лошадью, и лодка — лодкой. А то было очень обидно когда надо мной смеялись за «водку», «вожку» и «вошадь»…Так и ваш ребенок, наконец, научится правильно произносить этот сложный твердый «лЪ», будет горд собой, представив себя в роли пароходика.
Можно ещё поиграть в игру «Пароход».
Для игры необходим таз с водой, и мелкие игрушки. Обращаясь к ребенку, сказать «Мы едем кататься на пароходике. А ты знаешь, как он?
Послушай: «ы-ы-ы….» И повторять вместе с ребенком, как гудит пароходик.
А теперь широкий кончик языка кладем между зубками, закусим его легонько и гудим, как пароходик: «ы-ы-ы.»
Стишок про пароходик:
Язык парусом подняли,Плотно к нёбу мы прижали,
Звук Ы-Ы долго-долго тяни,Ведь в море мы совсем не одни.
Наш Л-Л-Л спрятался в воде.Мы тут его найдем везде.
ругие упражнения для артикуляционной гимнастики смотрите здесь19.01.2013Иван Атапин
neposedu.ru
Правильная и красивая речь - залог успеха в любых начинаниях. Прислушайтесь к разговору ребенка и задумайтесь, может ли ваша речь стать примером для подражания. Если заметили отклонения от нормы, необходимо обратиться к логопеду или попытаться скорректировать неправильные звуки самостоятельно. Для успешных занятий разработано множество эффективных методик и универсальных приемов, помогающих быстро добиться желаемого результата.
Упорство и терпение плюс последовательное выполнение методических рекомендаций позволят достигнуть успеха в самые кратчайшие сроки.
Назад к содержаниюАртикуляционная гимнастика - логопедическая разминка – логозарядка - комплекс упражнений, улучшающих подвижность артикуляционного аппарата. Гимнастика помогает сделать речь четкой, ребёнок не должен испытывать принуждение.
Повторяйте упражнения при каждом удобном случае, одновременно тренируйте дыхание. Дыхательную гимнастику организуйте в игровом стиле. Несколько популярных упражнений понравятся малышу и будут чрезвычайно полезны.
После разминки приступайте к постановке звуков. Наиболее проблемным является звук «р», его тренируют специальными упражнениями.
Важно! На губах улыбка, зубы видны, челюсть неподвижна.
Важно! Губы неподвижные, язычок прикасается к внешней стороне зубов.
Важно! Не надувать щеки, контролировать чтобы ребенок произносил звук «ф».
Немного открыть рот и сделать движение языком по губам, будто слизываете повидло. Можно капнуть на губы ребенка капельку меда или повидла.
Важно! Придержите пальцем нижнюю челюсть, если она пытается помочь языку, язык не касается уголков рта.
Важно! Язык хорошо облизывает губу, не вываливается вперёд и не уходит в сторону.
Важно! Удар языка четкий, как барабанная дробь, никаких посторонних звуков кроме D не слышно. При выполнении упражнения формируется сильная воздушная струя, рот не закрывается. При правильном выполнении поднесенный ко рту листок бумаги отклоняется.
Назад к содержаниюНаиболее эффективны 2 методики работы над произношением звука «ц».
Поднесите руку ребенка к своим губам и произнесите звук ц. Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Теперь поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он произнёс звук «ц». Он почувствует два прикосновения воздушной струи. Это происходит при неправильном произнесении звука. Объясните ребёнку, что струя воздуха должна быть одна. Повторяйте упражнение, пока ребенок не устанет.
Назад к содержаниюПри работе с заиканием важно формировать плавность речи, развивать речевое дыхание, выполнять множеств упражнений в игровой форме в комфортных для ребенка условиях.
Перед началом занятий с ребенком обратите внимание на свою речь, если некоторые звуки произносите не достаточно четко, потренируйте их скороговорками. Последовательность занятий:
Произнесите ясно и чётко: трава, дрова, кровать, река, рак, огонь, лук, стук, гроздь, гвоздь, орёл, козёл, пришёл, ушёл, зашёл, каратист, пианист, фашист, интурист, бровь, морковь, метель, карусель, вода, игра, дошла, подошва, полк, кружка, подружка, тарелка, белка, кровать, стоять, писать, летать, скакать, птица.
Эти слова позволяют выявить проблемные звуки.
Возьмите любое стихотворение или текст и читайте его с интонацией, четко проговаривая звуки. Следите за положением нижней челюсти и губ.
Принципиальных отличий при работе с детьми и взрослыми нет, техника и упражнения одинаковые. Правильность выполнения упражнений контролируйте у зеркала.
Назад к содержаниюЛогопедические упражнения помогут восстановить речь после инсульта при их систематическом выполнении. Каждое упражнение повторяйте 15-20 раз.
Регулярное выполнение упражнений поможет больному после инсульта восстановить речь и вернуться к полноценному общению.
Логопедические занятия для детей и взрослых тренируют артикуляционный аппарат, повышают четкость произношения, формируют правильную речь. При постановке звуков важно выполнять дыхательные упражнения.
zonakrasoty.ru