Тематика коллекции: Цитаты про силу в спорте. Кто везде, тот нигде. Сенека Луций Анней (Младший)
Для вас-команда, для нас-Братья. Для вас-тренировка, для нас-Глоток воздуха. Для вас-игра, для нас-Шанс доказать. Для вас — ХОККЕЙ, для нас-Жизнь!
Под девизом «За Здоровье » будем в спорте на всегда!
Результат оправдывает действие. Овидий
Сильный, молчаливый мужчина слишком часто лишь потому молчалив, что ему, нечего сказать. Уинстон Черчилль
Нет ничего более увлекательного, чем воля, побеждающая непокорное тело. Ромен Роллан
Я не сочувствую тем, у кого не хватает дисциплины, чтобы лучше питаться. Дж.М. Блэйкли
Мотивация это то, что поможет вам начать. Привычка это то, что поможет двигаться дальше.
Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться. Сенека
Я бывший футболист, бывший тренер, бывший директор и бывший почётный президент. Этот список ещё раз говорит о том, что всему приходит конец. Йохан Круифф.
Хорошие мысли предпочитаются блестящему слогу. Слог — это, так сказать, внешняя одежда; мысль — это тело, скрывающееся под одеждой. Федор Михайлович Достоевский
В здоровом теле — здоровый дух. Децим Юний Ювенал
Здоровый человек не тот, у которого ничего не болит, а тот, у которого каждый раз болит в другом месте. Мишель Крестьен
Продажа земли есть скрытая продажа личности в рабство. Лев Николаевич Толстой
Здоровый человек не замечает своих болезней. Аркадий Давидович
Сила — есть, воля — есть, а силы-воли — нет
Генетика — это просто отговорка.
Зачем покупать Феррари, если водишь её, как Фиат? Златан Ибрагимович.
Гимнастика удлиняет молодость человека. Джон Локк
Если у вас нормальное кровяное давление, вы человек совершенно неинтересный. Максим Звонарев
Если в 30, 40 и даже 50 лет не занимаются физкультурой, то это предрассудок, унаследованный от былых времен, когда праздная жизнь считалась идеалом благополучия. Валентин Владиславович Гориневский
Победит не тот, кто сильнее, а тот, кто готов идти до конца. Федор Емельяненко
Боль бывает приятной, и это однозначно о боли в мышцах.
Вы можете столкнуться с множеством поражений, но вы не должны быть побеждены. Пожалуйста, помните, что ваши трудности не определяют вас. Они просто укрепляют вашу способность преодолевать их. Майя Анжелу
Мне все равно, что обо мне говорят. Они имеют право верить во что угодно. А я имею право тяжело работать и не отвлекаться на глупости. Эвандер Холифилд.
Огонь в глазах человека, поверившего в себя, в сто тысяч раз ярче солнца.
Не будь тряпкой — это 90% успеха. Стив Шоу
Не перегружай себя ни трудами, ни чужой завистью — ты загубишь свою жизнь и умертвишь свой дух. Бальтасар Грасиан-и-Моралес
Для достижения поставленной цели деловитость нужна не менее, чем знание. Пьер Огюстен Бомарше
Понятие отдохнуть у каждого разное, для одних это повод выпить, для других момент передохнуть и восстановить сили после тяжелой тренировки)
Победа начинается в тот день, когда остается только одно лишь мнение — своё.
Бокс лучше всего отражает то, что происходит в жизни: когда получаешь нокдаун, ты должен встать! Все в своей жизни, так или иначе, получают нокдауны, но надо встать и двигаться дальше, бороться до конца. Рой Джонс
Не прекращайте, когда вам больно, прекращайте, когда вы закончили.
Всеми силами души надо стремиться к истине. Платон
ни могут насмехаться. Они могут устроиться поудобнее, чтобы анализировать, критиковать и высмеивать. Но я живу своей жизнью, я делаю что-то. А что делаете вы? Кай Грин
Человек занимающийся спортом редко может заставить любить себя, но заставить уважать себя может всегда. Джефф Монсон — Цитаты про силу в спорте.
Хотелось бы оказаться в первобытном обществе. Не нужно думать о деньгах, об армии, о каких-то званиях и научных степенях. Важны только самки, скот и рабы.
Я не ожидаю подходящего настроения. Если его ожидать, ничего не достигнешь. Перл Бак
smajlik.ru
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.Научно-теоретические аспекты тренировки силовой направленности
.1Исследование силовой подготовленности в атлетических видах спорта
.2Спортивный отбор занимающихся для занятий силовыми видами спорта.Сила и методы ее развития
.1Сила как физическое качество человека
.2Средства развития силы
.3Методы развития силовых способностей
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
силовой подготовленность спорт тренировка
Актуальность. Несмотря на огромную популярность силовых видов спорта среди молодежи и взрослого населения, необходимо отметить, что научное обоснование методик тренировки оставляет желать лучшего. Выпускается огромное количество красочных журналов по развитию силы, но анализ статей, опубликованных в этих журналах, показывает, что в них упрощенно излагаются варианты тренировочных занятий сильнейших зарубежных (в основном американских) атлетов. И это происходит в стране с огромными богатырскими традициями, где создана уникальная система подготовки сильнейших штангистов, где разработаны и научно обоснованы совершеннейшие методики развития силы, которые успешно перенимаются и используются спортсменами других стран.
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕНИРОВКИ СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
1.1 Исследования силовой подготовленности в атлетических видах спорта
В силовом троеборье изучение средств и методов силовой подготовки имеет большое значение для повышения эффективности тренировочного процесса. Проводились многочисленные исследования по силовой подготовке троеборцев.
У пауэрлифтеров отмечается своеобразная топография мышечной силы, прежде всего, высокий уровень развития силы мышц-разгибателей. У квалифицированных тяжелоатлетов отношение сипы мышц-разгибателей к силе мышц-сгибателей выражается следующими величинами: для плеча (локтевой сустав) - 1,6:1; туловище (тазобедренный и поясничный суставы) - 4,3:1; голени (голеностопный сустав) - 5,4:1; бедра (коленный сустав) - 4,3: 1. Именно в этом заключается своеобразие и гармония развития силы различных мышечных групп у тяжелоатлетов (Воробьев А.Н., 1988 г.)
Суханов О. А. вывел формулу для определения показателя мастерства, в которой приближенно учитывается затрата сипы мышц на противодействие гравитации в зависимости от веса тяжелоатлета. На определенном отрезке времени можно наблюдать, что атлеты весовых категорий от 60 до 75 занимают ведущее положение по уровню своего мастерства, а атлеты тяжелой и наилегчайшей категории существенно отстают. (Суханов О.А., 1968г.)
Проблема изучения развития мышечной силы у тяжелоатлетов с возрастом представляет в настоящее время особый интерес в связи со значительным омоложением современных штангистов высокого класса. Исследования десятилетней динамики изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств показала, что наибольший прирост исходных показателей по всем упражнениям происходил в период полового созревания (с 12 до 16 лет), в среднем 57,5%. В возрасте 17-20 лет темпы роста снизились и составили 36,6%, а в 21-22 года -9,6%. Согласно результатам проведенных исследований, скоростно-силовые качества (по сравнению с силовыми совершенствуются труднее, но поскольку они не менее важны для тяжелоатлетов, их развитию необходимо уделять особое и постоянное внимание. (Медведев А.С., 1986 г.)
Атлеты с большим процентным содержанием в мышцах быстрых волокон обладают большой взрывной силой, что наряду с абсолютной силой является ведущим двигательным качеством тяжелоатлетов. От уровня развития взрывной силы в значительной степени зависит и техническое мастерство в тяжелой атлетике. Быстрые мышечные волокна обладают большей способностью, чем медленные, проявлять мощные усилия. (Верхошанский Ю.В., Смирнов В.Е., 1988г.)
В настоящее время тензодинамрграфия и электромиография используются в тяжелой атлетике как методы объективной регистрации технического мастерства тяжелоатлетов. Тензодинамография дает точные параметры величин усилий, развиваемых во время подъема штанги, что позволяет изучать более сложные характеристики проявления силы с учетом времени ее развития. Эпектромиографию используют для изучения степени участия различных мышц в движении, а также для оценки уровня координации движений. Электромиография позволяет объективно определять внутреннюю структуру движений. (Воробьев А.Н., 1988г.)
Степанов А. С, изучая динамику электромиограммы под влиянием тренировки по поднятию тяжестей, установил, что по мере улучшения спортивной формы, развитие одной и той же степени напряжения мышц сопровождается все меньшей электрической активностью. Такие изменения свидетельствуют о том, что процесс стимулирования мышцы со стороны ЦНС под влиянием тренировки в тяжелой атлетике становится более экономичным. В процессе спортивной тренировки по поднятию тяжестей, способствуя увеличению силы мышц, тренируются координационные механизмы деятельности единиц, повышается способность к синхронной деятельности их при развитии мышцей максимального напряжения. Данные исследования проводились на упражнении - жим штанги стоя. (Степанов А.С., 1959 г.)
Производилось исследование электромиографической характеристики проявления взрывной силы при толчке штанги от груди, в ходе которого был сделан вывод, что для достижения высоких результатов в толчке штанги от груди необходимо добиваться сокращения времени переключения от сгибания на разгибание в суставах нижних конечностей тяжелоатлетов (Фролов В.И., Медведев А.С, Масальгин НА, Эррера А.Г.)
Проводился электромиографический анализ мышц туловища тяжелоатлетов, в результате которого был сделан вывод, что оптимальное положение тела для осуществления которого был сделан вывод, что оптимальное положение тела для осуществления вытягивания позвоночного столба спортсмена в целях его разгрузки, профилактики - положение лежа на спине с согнутыми ногами (Арутюнян С.С, Райцин Л. П.)
В силовом троеборье и атлетической гимнастике серьезной научной работы в области силовой подготовки пока не проводилось. Все исследования в этих видах спорта идут по пути совершенствования методики тренировки и средств восстановления.
1.2 Влияние занятий силовой направленности на морфофункциональные показатели занимающихся
Еще в 50-е годы бытовало мнение, что занятия с отягощениями вредят растущему организму. Так, например, Г. П. Сальникова в брошюре «Как укреплять здоровье подростков и старших школьников» писала, что подросткам необходимо ограничивать физические нагрузки, не давать силовые упражнения с тяжестями, т.к. это неблагоприятно отражается на их росте и функциональном состоянии, сердечно-сосудистой системы. Предостерегал детей от занятий с тяжестями и Т.Л. Шиман.
Но с каждым годом производились новые и новые исследования. Так, например, значительный вклад в расширение познаний в области возрастной тяжелой атлетики внесли работы Б.Е. Подскодского и др. (1963). Он отмечал, что целенаправленная тренировка силового характера с отягощениями положительно влияет на функциональное состояние сердечнососудистой системы юных штангистов 15-16 лет, способствует адаптации ее и всего организма физическим нагрузкам. Эти данные были подтверждены в медико-биологических исследованиях, проведенных Р.Е Мотылянской, Л.И. Стоговой, ФА. Иорданской, которые убедительно показали, что занятия с тяжестями в юношеском возрасте не оказывают неблагоприятного воздействия на рост тела и в целом на физическое развитие.
В многочисленной литературе, связанной с изучением физических качеств в школьном возрасте, рекомендуется развивать силу различными упражнениями или вовсе без отягощений, или с отягощениями весьма малого веса (Л.В, Волков, 1981; В.Г. Мелоян, 1974, В. П. Филин, НА Фомин. 1980)..K. Петров( 1984} утверждает, что применение упражнений с отягощениями вместе с другими средствами способствуют устранению даже врожденных дефектов телосложения.
Научные исследования и практика спорта подтвердили, что правильно организованные занятия, использующие в качестве одного из средств тренировки, упражнения с отягощениями, позволяют повысить функциональные возможности сердечно сосудистой и дыхательной систем занимающихся, способствует совершенствованию силы, выносливости, быстроты - качеств, определяющих успех в любом виде спорта (В.К. Петров, 1991).
В старшем школьном возрасте имеются благоприятные условия для развития силовых качеств юношей. Мышцы у них эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, их сократительная способность и способность к расслаблению велики. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы. Опорно-двигательный аппарат способен выдерживать значительные статические и динамические нагрузки. В 16 лет юноши могут поднимать и переносить грузы, равные весу собственного тела. Благодаря всему этому на занятиях с ними доступны в значительном объеме упражнения с отягощениями, с сопротивлением партнера, с преодолением собственного веса (Г.П. Вотанов, 1987).
Занятия с отягощениями характеризуют определенные морфофункциональные состояния мышечной системы, обеспечивающей, кроме двигательной функции организма, еще три жизненно необходимые функции - корсетную, обменную и насосную.
Корсетная функция состоит в том, что только при определенном достаточном мышечном тонусе поддерживается нормальная осанка и тем самым функции позвоночника и спинного мозга. При недостаточной корсетной функции (преимущественно мышц спины) развивается ряд заболеваний, включая такую распространенную болезнь, как остеохондроз. Ю.А. Пеганов, Д.В. Шибанов (1996) рекомендуют юношам, имеющим сколиоз II и III степени, выполнять упражнения с отягощениями.
Корсетная функция мышц живота играет важную роль в поддерживании нормального положения и функции внутренних органов - почек, печени, желудка, кишечника. При недостаточной корсетной функции мышц живота чаще наблюдаются такие заболевания, как опущение внутренних органов. Нарушается моторная функция желудочно-кишечного тракта, и развиваются все связанные с этим болезни - гастрит, колит, холецистит и другие.
Недостаточный тонус мышц ног ведет к развитию плоскостопия, расширению вен, осложненному тромбофлебитом.
Недостаточная активность обменных процессов в мышцах ведет к ожирению, атеросклерозу и диабету.
Насосная функция мышц («мышечный насос») состоит в том, что сокращение мышц способствует передвижению венозной крови по направлению к сердцу. Эта функция имеет важное значение, учитывая, что венозный кровоток (от капилляров к сердцу) должен быть равен артериальному (от сердца к капиллярам). Однако присасывающее действие правого желудочка слабее выталкивающего действия левого желудочка и компенсация возлагается не «мышечный насос». Кроме того, он играет важную роль в передвижении лимфы и тканевой жидкости, влияя тем самым на удаление продуктов тканевого обмена. Недостаточность работы «мышечного насоса» способствует расширению вен, вследствие застоя венозной крови, которая осложняется воспалительным процессом и образованием тромбов и ведет к различным нарушениям обмена.
Таким образом, определенное морфофункциональное состояние мышечной системы - важнейшее жизненно необходимое условие, а уровень его информативно отражается показателем мышечной сипы.
Из этого следует, что для здоровья необходим определенный морфофункциональный уровень мышечной системы как в целом (обменная функция), так и каждой из основных мышечных групп - плечевого пояса, спины, брюшного пресса и ног (Я.С. Вайнбаум, 1991).
Давно подмечено, что именно силовые упражнения, как никакие другие, приводят к: значительным изменениям в белковом обмене мышц. В период отдыха «проработанная» такими упражнениями мускулатура характеризуется усилением синтеза структурных белков и, следовательно, увеличением мышечной массы, более значительным, чем после занятий другими видами физической деятельности.
Как писал заслуженный деятель науки профессор И.М. Саркизов-Серазини; «Атлетическая гимнастика - это одно из более эффективных средств, всесторонне воздействующих на человеческий организм. Обилие упражнений и возможность тонко дозировать нагрузки - это важное средство оздоровления, доступное для людей всех возрастов». А эстетическая сторона атлетической гимнастики приближает ее к подлинному искусству (А.Н. Воробьев, Ю.К. Сорокин, 1987).
Ранее указывалось, что юноши, окончив школу, выходят из поля зрения учителя физической культуры и перестают заниматься физическими упражнениями. Вот здесь и помогут, по нашему мнению, занятия атлетической гимнастикой. Юноши будут заинтересованы в занятиях, если учитель даст им знания о самостоятельных тренировках атлетической гимнастики. Такие «посвященные» ученики, окончив школу, не перестанут упражняться и будут заниматься на протяжении длительного времени. А в этом заинтересовано общество.
1.3 Спортивный отбор для занятий силовыми видами спорта
Работ по отбору юношей в тяжелую атлетику чрезвычайно мало. В первых учебных пособиях «Тяжелая атлетика» для юношей» (А. Фаламеев, М. Лукьянов, 1961) даже отсутствует раздел по отбору. Не намного продвинулось дело вперед и к настоящему времени. Так, в учебнике «Тяжелая атлетика» (1981) отмечается: «Весьма сложной проблемой является отбор подростков и юношей, обладающих потенциальными возможностями достижения в дальнейшем высоких спортивных результатов. Такой отбор - один из актуальных вопросов развития тяжелой атлетики... Использование определенных, критериев помогает отобрать подростков и юношей для успешных занятий тяжелой атлетикой... Различают первичный и вторичный отбор. Первичный - проводится на основе оценки физического развития и физической подготовленности подростков и юношей непосредственно при приеме в группу. Вторичный - на основе изучения индивидуальных особенностей подростков и юношей, в процессе занятий тяжелой атлетикой...
В процессе занятий изучаются индивидуальные особенности подростков и юношей, ведутся педагогические и врачебные наблюдения для выявления наиболее способных. Главное внимание обращается на приспособляемость организма к воздействию упражнений с отягощениями, способность осваивать технику классических и вспомогательных упражнений со штангой, развитие скоростно-силовых качеств, интерес к занятиям, дисциплинированность, прилежание, настойчивость и аккуратность. Таким образом, это и есть комплексное выявление способностей подростков и юношей к занятиям тяжелой атлетикой.
Использование определенных критериев помогает отобрать подростков и юношей для занятий с большим объемом нагрузки.
Конечно, в первую очередь необходимо обращать внимание на состояние здоровья: важно, чтобы не было никаких нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы и других систем и органов, искривлений позвоночника, плоскостопия и др.
Глава 2. Сила и методы ее развития
.1 Сила как физическое качество человека
Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Один из наиболее существенных 'моментов, определяющих мышечную силу - это режим работы мышц. При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение - сокращения с изменением длины и изометрического напряжения, результаты проявленного усилия оказываются различными в зависимости от того, в каком режиме мышцы работают. В процессе выполнения спортивных или профессиональных приемов и действий человек может поднимать, опускать или удерживать тяжелые грузы. Мышцы, обеспечивающие эти движения, работают в различных режимах. Если, преодолевая какое-либо сопротивление, мышцы сокращаются и укорачиваются, то такая их работа называется преодолевающей (концентрической). Мышцы, противодействующие какому-либо сопротивлению, могут при напряжении, и удлиняться, например, удерживая очень тяжелый груз. В таком случае их работа называется уступающей (эксцентрической). Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц объединяются названием динамического.
Сокращение мышцы при постоянном напряжении или внешней нагрузке называется изотоническим. При изотоническом сокращении мышцы, от предъявляемой нагрузки зависит не только величина ее укорочения, но и скорость: чем меньше нагрузка, тем больше скорость ее укорочения. Данный режим работы мышц имеет место в силовых упражнениях с преодолением внешнего отягощения (штанги, гантелей, гирь, отягощения на блочном устройстве). Величина прикладываемой к снаряду силы при выполнении упражнения в изотоническом режиме изменяется по ходу траектории движений, так как изменяются рычаги приложения силы в различных фазах движений. Упражнения со штангой или другим аналогичным снарядом с высокой скоростью не дают необходимого эффекта, так как предельные мышечные усилия в начале рабочих движений придают снаряду ускорение, а дальнейшая работа по ходу движения в значительной мере выполняется по инерции. Поэтому, упражнения со штангой и подобными снарядами малопригодны для развития скоростной (динамической) силы. Упражнения с этими снарядами применяются в основном для развития максимальной силы и наращивания мышечной массы, выполняются равномерно в медленной и среднем темпе. Однако, указанные недостатки силовых упражнений со штангой, гантелями, гирями и т. п. с лихвой компенсируются простотой, доступностью и разнообразием упражнений.
В последние годы в мировой практике разработаны и широко применяются тренажеры специальных конструкций, при работе на которых задается не величина отягощения, а скорость перемещения звеньев тела. Такие тренажеры позволяют выполнять движения в очень широком диапазоне скоростей, проявлять максимальные и близкие к ним усилия практически на любом участке траектории движения. Режим работы мышц на тренажерах такого типа называется изокинетическим. При этом мышцы имеют возможность работы с оптимальной нагрузкой по ходу всей траектории движения. Изокинетические тренажеры широко применяются пловцами, а также в общефизической подготовке. Многие специалисты высказывают мнение о том, что силовые упражнения на тренажерах с данным режимом работы мышц должны стать основным средством силовой подготовки при развитии максимальной и взрывной силы. Выполнение силовых упражнений с высокой угловой скоростью движений более эффективно, по сравнению с традиционными средствами, при решении задач развития силы без значительного прироста мышечной массы, необходимости снижения количества жира, для развития скоростно-силовых качеств.
2.2 Структура силовых способностей человека
При педагогической - характеристике качества силы человека выделяют следующие её разновидности:
. Максимальная изометрическая (статическая) сила, показатель силы, проявляемой при удержании в течение определенного времени предельных отягощений или сопротивлений с максимальным напряжением мышц
. Медленная динамическая (жимовая) - сила проявляемая, например, во время перемещения предметов большой массы, когда скорость практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальных значений.
Скоростная динамическая сила характеризуется способностью человека к перемещению в ограниченное время больших (субмаксимальных) отягощений с ускорением ниже максимального.
«Взрывная» сила - способность преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время. При «взрывном" характере мышечных усилий развиваемые ускорения достигают максимально возможных величин.
Амортизационная сила характеризуется развитием усилия в короткое время в уступающем режиме работы мышц, например, при приземлении на опору в различного рода прыжках, или при преодолении препятствий, в рукопашном бою и т. д.
. Силовая выносливость определятся способностью длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений. Среди разновидностей выносливости к силовой работе выделяют выносливость к динамической работе и статическую выносливость. Выносливость к динамической работе определяется способностью поддержания работоспособности при выполнении профессиональной деятельности, связанной с подъемом и перемещением тяжестей, с двигательным преодолением внешнего сопротивления.
Статическая выносливость - это способность поддерживать статические усилия и сохранять малоподвижное положение тела или длительное время находится в помещении с ограниченным пространством,
В последнее время в методической литературе выделяют еще одну характеристику - способность к переключению с одного режима мышечной работы на другой при необходимости максимального или субмаксимального уровня проявления каждого силового качества. Для развития этой способности, зависящей от координационных способностей человека, нужна специальная направленность тренировки.
2.3 Средства развития силы
Средствами развития силы мышц являются различные силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:
.Упражнения с внешним отягощением.
. Упражнения с преодолением веса собственного тела..
.Изометрические упражнения.
Упражнения с внешним сопротивлением являются одним из самых эффективных средств развития силы и подразделяются на:
упражнения с тяжестями, е том числе и на тренажерах, которые удобны своей универсальностью и избирательностью. С их помощью можно преимущественно воздействовать не только па отдельные мышцы, но и на отдельные части мышц;
упражнения с партнером, которые можно использовать не только на учебных занятиях и тренировках в спортивных залах, на стадионах и манежах, но и в полевых условиях. Эти упражнения оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на занимающихся;
упражнения с сопротивлением других предметов (резиновых амортизаторов, жгутов, различных эспандеров и т.п.), которые целесообразно применять на самостоятельных занятиях, особенно па утренней физической зарядке. Их преимущество заключается в небольшом собственном весе, малом объеме, простоте использования и транспортировки, широком диапазоне воздействия на различные группы мышц;
упражнения в преодолении сопротивления внешней среды эффективны при тренировке в ускоренном передвижении и силовой выносливости (например, бег в торгу или по песку, снегу, воде, против ветра и т. п.), для специальной силовой подготовки к рукопашному бою (на льду, песке, в воде и т. п.).
Упражнения в преодолении собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физической подготовке. Они подразделяются на:
гимнастические силовые упражнения: подъем переворотом и силой, подтягивание различным хватом па перекладине, отжимания на руках и упоре лежа и на брусьях, поднимание ног к перекладине, лазание по канату, шесту и многие другие;
легкоатлетические прыжковые упражнения: однократные и «короткие» прыжковые упражнения, включающие до пяти повторных отталкиваний, «длинные» прыжковые упражнения с многократными отталкиваниями на отрезках 30-50 метров, прыжки через легкоатлетические барьеры, прыжки «в глубину» с возвышения с последующим отталкиванием;
) упражнения в преодолении препятствий (забора, стены, разрушенной лестницы, рва и др.) на специальных тренировочных полосах,
Гимнастические силовые упражнения являются отличным средством для укрепления и развития мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса и спины.
Однократные и «короткие» прыжковые упражнения (в том числе с небольшого разбега или с малым отягощением) выполняются с мощным концентрированным усилием при отталкивании и обеспечивают преимущественное развитие стартовой и «взрывной» силы, а также реактивной способности мышц. Однако, их тренирующий эффект не продолжителен и ограничен, но он существенно возрастает при рациональном сочетании с другими средствами скоростно-силовой подготовки.
«Длинные» прыжковые упражнения, выполняемые с установкой на быстрое отталкивание, способствуют совершенствованию стартовой сипы мышц, а при большом объеме и умеренной интенсивности - совершенствованию специфической скоростной выносливости к проявлению взрывных усилий, Поэтому эти упражнения являются эффективным средством базовой подготовки спортсменов, военнослужащих и представителей всех других # профессий, специфика которых предъявляет повышенные требования к: специальной физической подготовленности.
Тренирующий эффект прыжков а глубину («ударный метод») направлен преимущественно на развитие абсолютной, стартовой и «взрывной» силы, мощности усилия, а также реактивной способности мышц, то есть к быстрому переключению их от уступающего к преодолевающему режиму работы в условиях максимума развивающейся в этот момент динамической нагрузки. Применение этого чрезвычайно эффективного средства для тренировки в ускоренном передвижении, в беге на короткие дистанции, в прыжках, преодолении препятствий, рукопашном бою требует предварительной подготовки. Они должны выполняться под контролем преподавателей, тренеров или специалистов по физической подготовке.
Упражнения в преодолении препятствий являются и самостоятельным разделом физической подготовки, и, в то же время, могут быть использованы как дополнительные средства для развития силы, силовой выносливости и ловкости занимающихся.
Изометрические упражнения, как никакие другие, способствуют одновременному (синхронному) напряжению максимально возможного количества двигательных единиц (ДЕ) работающих мышц. Различаются упражнения в пассивном напряжении (удержание груза и т. л.) и упражнения в активном напряжении мышц (в течение 5-10 секунд в определенной позе). Тренировка с использованием изометрических упражнений требует относительно мало времени, а оборудование для ее проведения весьма простое. Особенно ценны эти упражнения при длительном нахождении в условиях гиподинамии и ограниченного пространства, например, для операторов, служащих различных учреждений, занятых умственным трудом, для представителей некоторых воинских специальностей и т. д. Однако, использовать статические упражнения следует с большой осторожностью, сочетая их с динамическими упражнениями, А также следуя принципу систематичности и последовательности наращивания нагрузки. Необходимо также учитывать мощность, воздействия этих упражнений на нервную и сердечнососудистую системы. Сильное напряжение мышц сдавливает кровеносные сосуды и, как следствие, вызывает локальное нарушение кровотока.
2.4 Методы развития силовых способностей
По своему характеру все упражнения подразделяются на три основные группы; общего, регионального и локального воздействия на мышечные группы. К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует не менее 2/3 общего объема мышц, регионального - от 1/3 до 2/3, локального - менее 1/3 всех мышц.
Направленность воздействия силовых упражнений основном определяется следующими их компонентами
üвидом и характером упражнения;
üвеличиной отягощения или сопротивления;
üколичеством повторения упражнений;
üскоростью выполнения преодолевающих или уступающих движений;
üтемпом выполнения упражнения;
üхарактером и продолжительностью интервалов отдыха между подходами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
. Акрабов А. Модель и программа обучения технике соревновательных упражнений/Тяжелая атлетика: Ежегодник., 1983, -с.51 - 59.
. Амосов Н.М. Моделирование сложных систем. - Киев: Наукова думка, 1968. - 88 с.
. Атлетическая гимнастика. - М.: Знание, 1986.
. Атлетизм. Научно-методический реферативный сборник.
. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкултура и спорт, 1990.
. Бернштейн Н.А. Предисловие к русскому изданию //Моделирование в биологии /Под ред. НА Бернштейна, - М.: Иностранная литература, 1963, с. 5-17,
. Богатыри России /Сост. В.Е.Смирнов. - М.:Сов.Россия, 1983. - 240 с.
. Верхошанский ЮБ. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1963. - 331 с.
. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - Ш ФиС, 1977. - 215 с.
. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт , 1984.
. Воробьев А.Н. Тяжел атлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977. - 255 с.
. Воробьев А.М., Мульчин А.И., Анисимов В.А. Исследование корреляционной зависимости между морфологическими признаками, скоростно-силовыми качествами и спортивно-техническими показателями у тяжелоатлетов //Научные исследования в тяжелой атлетике. - М.; ГЦОЛИФК, 1967. Вып. 1, с. 106-114.
. Годик М.А. Исследование факторной структуры скоростныхдвигательных способностей человека: Автореф. канд. дис. М.. 1966. - 22 с. . Гурфинкель B.C., Коц Я.М., Шик МЛ. Регуляция позы человека.
. Друзь В А. Моделирование процесса спортивной тренировки. - Киев: Здоровье, 1967. - 96 с.
. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика и возраст. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989.
. Дикуль В. И. Как стать сильным //Физкультура в школе. - 1990.-№Н.-С.46-49.
. Дешле С.А. Средства для развития силовых способностей //Физическая культура в школе. 1982, № 6.
. Жешв И.Л. Биомеханика тяжелоатлетических упражнений. -М.:ФиС, 1976.-192 с.
. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС.1970.-200с.
. Залеский М.З. Сила нужна каждому. - М,: Знание, 1985.-64с.
. Зациорский В.М., Аруин А.С., Сеуянов В.Н. Биомеханика двигательного аппарата человека.
. Иванов Д.И. Штанга на весах времени. - М.;ФиС, 1987, - 271 с.
. Ипполитов Н.С. Исследование прогностической значимости скоростно-силовых и силовых качеств у подростков при отборе для занятий тяжелой атлетикой: Автореф. канд. дис. Л.. 1975. - 22 с.
. Ким Б.Ф. Модельные характеристики специальной физической подготовленности и тренировочной нагрузки тяжелоатлетов различной квалификации и весовых категорий; Автореф. канд. дис. Малаховка, 1980. - 22 с.
. Королев Л.А. Корреляционные плеяды и многофакторный анализ в оценке спортивной адаптации //Спорт в современном обществе. М., 1974.
. Кузнецов В.В., Новиков А.А. Основная направленность теоретических и экспериментальных исследований современной системы подготовки спортсмена /Теор. и практ физ. купьт. 1971, № 1, с, 66-68.
. Лапутин И.П. Специальные упражнения тяжелоатлета. - М.: ФиС, 1973.-135 с.
. Матвеев Л. Л. Основы спортивной тренировки. - Ы:. ФиС, 1977-217 с.
. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
. Методические рекомендации к внеурочным формам физкультурно-спортивной работы со школьниками / Под ред. Бенедиктова И.Н. Л.: Российский педагогический университет им. А.И. Герцена, 1987.
. Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике, - М.: ФиС, 1986. - 272 с.
. Мир силы. Журналы.
. Моделирование как метод научного исследования /Б.А.Глинский, Б.С. Грянов, Б.С. Дынин, ЕЛ. Никитин. - М.: Моск. ун-т. 1965. -248 с.
. Назаров ВТ. Биомеханическая стимуляция: явь и надежды. -Минск Полымя, 1986, с. 93.
. Наследов .А. В кн.; «Механизмы контроля мышечной деятельности». -Л.: Науука, 1985, с.209-223.
. Никандров А.З., Копысов B.C. Вибрационный массаж в подготовке тяжелоатлетов. - М.: ФиС, 1981. - 96 с.
. Николаев А.Н. Психологическая адаптация человека к усложненным условиям деятельности: Автореф. канд. дис. П., 1984. -17 с.
. Новик И.Б. О моделировании сложных систем. - М.: Мысль5 1965. -335 с.
. Оппавин СМ., Гинаев Ю.Т. Физическая культура в жизни человека. Л.: Знание. 1987.
. Остапенко Л. А., Шубов В.М. Атлетическая гимнастика, - М.: Знание. 1986. - 96 .// Физическая культура в школе. 1995, № I.
. Пеганов Ю.А. Создай себя // Физкультура и спорт. 1991. № 6.
. Петров В. К. Богатырские забавы // Физкультура для всех 1992. №4.
. Петров В.К. Ваш помощник тренер. М.: Советский спорт, 1991.
. Петров В.К. Сила нужна всем. Ы:. Физкультура и спорт, 1984.
. Петров В.К., Мартьянов С.С. О некоторых тенденциях в развитии атлетичской гимнастики// Теория и практика физической культуры, 1991, № 12, с. 44-46.
. Поляков В А Гиревой спорт. Методическое пособие. М.: Физкультура и спорт, 1988.
. Пустовойт Б.Г. Упражнения с гантелями, амортизатором, гирями. М.: Физкультура и спорт, 1987.
. Плехов В.Н. Возьми в спутники силу. - М.: ФиС. 1988 - 240 с.
. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - Киев: Здоров'я, 1988.
. Принципы и методы моделирования в тренировке /Н. Алекс, К. Радуг, К. Симонеску и др. //Спорт в современном обществе. М., 1978, с. 168.
. Разумовский Е.А. Как стать сильным и выносливым. М., 1984.
. Роман РА. Тренировка тяжелоатлета. - М,: ФиС, 1986. -174 с.
. Рогозкин ЗА и др. Питание спортсмена. - М.: ФиС, 1989. -160С.28.
. Сила и красота. Журналы.
. Смельчеико Е.М, Управление процессами повышения уровня развития физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1993. №5.
. Смоленский В.М., Ивлиев Г.Б. Нетрадиционные виды гимнастики. М:. Просвещение, 1992.
. Сонькин В.Д. Растем сильными и выносливыми. М.; Знание. 1987.
. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991.
. Секетпиев Д. Статистические методы в научных, медицинских исследованиях. 1968. - 419 с.
. Хох В.И. Модельная характеристика силовой подготовки и экспериментальное обоснование методики тренировки начинающих тяжелоатлетов; Автореф. канд. дис. М., 1975. -27 с.
. Шустин Б.Н. О разработке «моделей сильнейших спортсменов» //Управление процессом подготовки спортсменов высших разрядов. Л., 1976, с. 119-120.
. Heffinger Th. Isometrischeg MusceUrainingvon.Dr.Tti. Hettinger. Mit Einleitworten von Prof. Dr. M. Nachenbroch U.A. 2, uberarb und ew. Auf 1, - Stuttgart: Theime, 1966. - 175 s.
. White Saxon W. The new science of exercise //Proc. Austral. PhysioJ. and PharmacoJ. Soc. 1992, n. 2, с 123-139.
Теги: Развитие силы в спорте Курсовая работа (теория) ТуризмПросмотров: 6514Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Развитие силы в спортеdiplomba.ru
Воспитание силовых качеств юных футболистов 11-12 лет
В самом общем виде силовые возможности спортсмена определяются его особенностями к преодолению внешнего сопротивления. Специфическими формами силовых качеств является абсолютная сила, скоростная сила, взрывная сила, силовая выносливость (Ю...
Выносливость борцов
физический борец выносливость тренировочный Под силой следует понимать способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам...
Выносливость и её развитие
Эффективность спортивной подготовки, а особенно в техническом компоненте во мне связана с важным свойством опорно-двигательного аппарата способности к мышечной релаксации - гибкостью...
Выносливость и методика её воспитания
Скоростная выносливость - это способность человека по возможности продолжительнее выполнять мышечную работу с околопредельной и предельной для себя интенсивностью...
Выносливость: характеристика и методика её развития, виды спорта.
В теории и методике физической культуры выносливость определяют, как способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению...
Контроль за развитием гибкости в физическом воспитании
Впервые определение гибкости предложил Н.Г.Озолин в 1949г. ГИБКОСТЬ - способность человека выполнять движения с большой амплитудой [11]. Позже Л.П...
Методика развития силовых способностей юных пауэрлифтеров
Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Силовые способности -- это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности...
Методика развития силы у детей младшего школьного возраста
Сила определяется как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. В качестве сопротивлений могут выступать силы земного тяготения , реакции опоры при воздействии на нее...
Особенности методики воспитания гибкости в младшем возрасте
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение многостороннего и гармоничного уровня развития физических качеств. Физическими качествами в теории и практике физического воспитания принято считать...
Педагогический контроль за динамикой физической подготовленности школьников старших классов
Значительное место в системе физического воспитания детей, подростков и молодежи должно быть отведено развитию мышечной силы...
Развитие гибкости у девочек 7-8 лет
Гибкость -- это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность»...
Развитие общих физических качеств баскетболистов младшего школьного возраста средствами специальных физических упражнений
Надо различать: силу как механическую характеристику движения, силу как свойство, качество человека. В первом значении сила наряду с другими характеристиками движения является объектом изучения механики...
Развитие силы в спорте
Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу - это режим работы мышц...
Развитие силы у юношей 16-17 лет средствами атлетической гимнастики
Различают: 1. Силу как механическую характеристику движения; 2. Силу как свойство, качество человека. В первом значении сила наряду с другими характеристиками движения является объектом изучения механики...
Тренировки силовой направленности
Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мы-шечных усилий. Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу - это режим работы мышц...
sport.bobrodobro.ru
Сила как физическая величина — это произведение массы и ускорения. Если взять такое определение за основу, то очевидно, почему в разных видах спорта показатель силы приобретает решающее значение, являясь одним из движущих факторов спортивной работоспособности.
Отсюда следует высокая значимость целенаправленной тренировки. При этом силовая тренировка может иногда преследовать различные цели.
Помимо чисто физического понимания силы, в контексте спортивной моторики силу также рассматривают с другой стороны. Сила — это способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление благодаря сокращению мышц (за счет процессов передачи сигнала и обмена веществ), противодействовать этому сопротивлению или удерживать его (Grosser, Starischka, 1998). Кроме того, помимо общего определения силы в спорте важную роль отводят ее характеристикам. К ним относятся различные типы работы и форма сокращения мышц, формы проявления силы, а также ее виды и факторы воздействия на них. В дальнейшем в ходе описания роли силы в спорте мы рассмотрим их подробнее.
✅Структурные критерии и формы силы
Общая и специальная сила
Силу можно разделить на общую и специальную. При этом «общая сила» — понятие самостоятельное, не зависящее от спорта и относящееся ко всем группам мышц. Понятие «специальная сила» подразумевает развитие определенных групп мышц, играющих важную роль в том или ином виде спорта (Weineck, 2007).
✅ Тип работы мышц
Выделяют два типа работы мышц (мышечных сокращений): статический и динамический (Kolster et al, 2008).
При статическом типе работы мышц (статические сокращения) части тела не изменяют положение в пространстве. Несмотря на мышечное напряжение, движения отсутствуют и длина мышц также не меняется. При статических сокращениях мышц удерживают отягощение или оказывают ему сопротивление, не поднимая и не опуская его.
При динамическом типе работы мышц (динамические сокращения) возникает движение; при этом происходит перемещение в пространстве, при котором внешнее сопротивление преодолевается благодаря изменениям мышечного напряжения. В случае, если при преодолении сопротивления происходит укорачивание мышц, говорят об их концентрическом сокращении. Концентрические сокращения характеризуются уменьшением расстояния между началом работающей мышцы и местом ее прикрепления. Когда мышца в состоянии напряжения уступает внешнему усилию и растягивается, говорят об эксцентрическом сокращении. При этом расстояние между началом и прикреплением мышцы увеличивается.
▪Форма мышечных сокращений
Тип мышечных сокращений тесно связан с формами мышечных сокращений. Статическому типу работы мышц соответствуют изометрические сокращения. Если, например, нужно поднять неподъемное отягощение, сокращающийся элемент мышцы укорачивается, а эластичный (сухожилие) — растягивается. При этом не наблюдается никаких видимых признаков перемещения тяжести, ее исходное положение остается неизменным.
В случае изотонических сокращений, в отличие от изометрических, длина эластичного элемента мышцы не изменяется. Перемещение или подъем тяжести происходит за счет сокращающегося элемента мышцы, и эластичный элемент при этом не растягивается. О данной форме сокращения мышц скорее можно говорить в теоретическом плане, т. к. в спорте она встречается редко (Kolster et al., 2008). Поскольку в процессе движения соотношение веса и силы постоянно меняется, то соответственно изменяется и степень напряжения мышцы. Такая модель, однако, позволяет лучше понять, что имеется в виду под ауксотоническими сокращениями.
Ауксотонические сокращения — это смешанная форма изометрических (неизменная длина) и изотонических (неизменный тонус) сокращений, которая характеризуется различным напряжением мышцы и изменением ее длины. Ауксотонические сокращения чаще всего встречаются в спортивной деятельности. При подъеме отягощения с пола сначала увеличивается тонус мышцы (изометрическая форма) без изменения ее длины. Затем в результате дальнейшего повышения тонуса мышц происходит подъем отягощения (изотоническая форма), при котором изменения угла наклона конечностей и крутящего момента постоянно приводят ко все новым изменениям тонуса мышц. Таким образом, нервно-мышечная система постоянно приспосабливается к изменяющемуся соотношению веса и силы и изменениям скорости.
▪ Формы силы
В тренировочной практике в зависимости от видов и форм ее проявления выделяют такие формы силы, как максимальная сила, скоростная сила и силовая выносливость, причем под скоростной силой часто понимают две ее разновидности — взрывную силу и реактивную силу (Giillich, Schmidtbleicher, 1999).
▪ Максимальная сила
Максимальная сила — основная способность, лежащая в основе других форм силы. Она оказывает положительное влияние на скоростную силу и силовую выносливость. Как произвольный регулируемый максимальный показатель силы она демонстрирует реальную работоспособность мышечной системы. Считается, что произвольная иннервация мышцы, как правило, не затрагивает все мышечные волокна, так что остается еще автономно защищенный резерв — потенциал для дальнейшего развития силы. Этот автономно защищенный резерв, который также называют силовым дефицитом, у нетренированных людей составляет порядка 30 % абсолютного силового потенциала. В результате тренировки можно его снизить до 5 % (Giillich, Schmidtbleicher, 1999), что объясняется лучшей активизацией мышц и более полным использованием их потенциала. В результате также увеличивается и максимальная сила. Абсолютная сила, соответствующая полному исчерпыванию силового потенциала, не достигается в результате произвольного сокращения. Для этого необходимы физические методы, например электростимуляция, которая приводит к полной активизации всей мышцы.
Максимальная сила также может измеряться по отношению к непреодолимому сопротивлению (Grosser, Starischka 1998). Согласно некоторым исследователям (Giillich, Schmidtbleicher, 1999), качественных различий в статико-изометрических и динамическо-концентрических измерениях нет. Результаты обоих этих подходов измерения максимальной силы выражений коррелируют друг с другом. Различия объясняются скорее использованием разных методов измерения, чем различием видов самой физической силы. Подобные выводы можно сделать при рассмотрении так называемой эксцентрической максимальной силы. Эксцентрическая максимальная сила больше, чем динамико-концентрическая, т. к. она возникает не только при произвольной иннервации мышц, но и при действии пассивных упругих сил и также рефлекторной активизации мышечных волокон в результате раздражения при растяжении. Даже если наблюдается разница в значениях силы в зависимости от типа мышечной работы, речь идет о том же самом явлении — максимальной силе.
Определение динамико-концентрической максимальной силы должно соответствовать по возможности стандартным требованиям. Необходимо установить величину нагрузки, которая может быть преодолена один раз. Такую нагрузку также называют one repetition maximum (повторный максимум), или 1 RM (Boeckh-Behrens, Buskies, 2001). Однако определить значение 1 RM не так просто. В связи с этим для силовой тренировки достаточно сложно дать определенные рекомендации по управлению интенсивностью нагрузки, т.к. рекомендации обычно должны учитывать значение 1 RM.
«Внимание»Запомните: Наивысшая степень силового усилия, которую может развить нервно-мышечная система за счет максимального произвольного сокращения мышц, называется максимальной силой.
▪Быстрая сила
быструю силу можно представить в виде реализованного импульса, или импульса силы, который характеризуется продолжительностью, величиной пика и крутизной нарастания. Продолжительность импульса в определенном смысле уже задана тем или иным видом спорта. Поэтому особое внимание следует обратить на величину силы и крутизну ее нарастания. Максимальное значение силы (пик) — особенно в скоростно-силовых дисциплинах с продолжительностью импульса более 200 мс — определяется главным образом уровнем максимальной силы. Крутизна нарастания силы на протяжении одного импульса — это важная характеристика так называемой взрывной силы (Gtillich, Schmidtbleicher, 1999). Стартовая сила — это сила, которая достигается через 50 мс. Она отражает способность развивать силу уже на самой начальной стадии мышечного сокращения (Grosser, Starischka, 1998).
На быструю силу влияют показатели, характеризующие цикл растяжения-укорочения. Они отличаются от скоростно-силовых нагрузок при изометрических или чисто концентрических сокращениях и отражают достаточно не зависящую от других факторов силовую способность. Данная способность заключается в создании как можно большего импульса в цикле растяжения-укорочения и называется реактивной силой. В физиологическом плане это проявляется в том, что соответствующая мышца сначала растягивается, т. е. работает эксцентрически. Непосредственно после этого происходит концентрическое сокращение, при котором мышца опять укорачивается. Во время фазы растяжения мышц помимо произвольного сокращения большую роль также играют упругие силы и рефлекс растяжения. Поскольку выраженность эффекта зависит от времени, выделяют короткий (менее 200 мс) и длинный циклы растяжения-укорочения (более 200 мс) (Giillich, Schmidtbleicher, 1999). Работа в цикле растяжения-укорочения в спорте встречается очень часто, например, в таких видах, как бег, прыжки, а также при различных метательных и толкательных дисциплинах.
«Внимание»Запомните: Способность нервно-мышечной системы в пределах короткого промежутка времени создать наибольший импульс называется быстрой силой.
✅ Силовая выносливость
Силовая выносливость подразумевает способность производить большое количество импульсов и одновременно противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительным мышечным напряжением. Величина развиваемой силы при этом составляет 30 % значения 1 RM (Grosser, Starischka, 1998). Количество импульсов зависит от взрывной силы и максимальной силы, если преодолевается достаточно высокое сопротивление. Способность противостоять утомлению на протяжении 10 с в первую очередь зависит от эффективности передачи нейронных импульсов на окончания двигательных нервов. При большей длительности нагрузки на первый план выходят запасы энергосодержащих фосфатов и буферная емкость, которые позволяют организму противодействовать появлению ионов Н+ и повышению концентрации лактата (Giillich, Schmidtbleicher, 1999).
«Внимание»Запомните: Силовая выносливость — это способность нервно-мышечной системы в течение определенного времени развивать как можно большую сумму силовых импульсов в качестве сопротивления достаточно высокому уровню нагрузки (динамическая) или удерживать напряжение в течение длительного времени без уменьшения мышечного тонуса (статическая).
▪ Параметры силы / силовые способности
В основе вышеописанных форм силы (максимальной, быстрой, реактивной силы и силовой выносливости) лежат определенные параметры силы, или силовые способности. К ним относятся объем мышечной массы, произвольная активация нервно-мышечной системы, быстрота мышечного сокращения, реактивная способность сохранять напряжение и способность противостоять утомлению (Boeckh-Behrens, Buskies, 2001). Эти силовые способности имеют особое значение, т. к. поддаются целенаправленному совершенствованию путем использования специальных тренировок.
▪ Объем мышечной массы
В процессе тренировки происходит увеличение количества мышечной массы, которое вместе с увеличением количества сократительных белков (актина и миозина) влияет на максимальную силу, что, в свою очередь, оказывает воздействие на быструю и реактивную силу и силовую выносливость. Точные измерения количества мышечной массы с использованием методов медицинской визуализации часто оказываются слишком трудоемкими и дорогостоящими. Опосредованно можно судить об изменениях количества мышечной массы на основе измерений размера тела одновременно с измерением массы тела и жировой массы.
▪ Произвольная активация нервно-мышечной системы
Произвольная активация нервно-мышечной системы — это способность произвольно сокращать большую часть мышцы с большой частотой, что позволяет развивать усилие, близкое к абсолютному. Активация мышцы — результат рекрутирования (какое количество функциональных двигательных единиц активизируется?), частоты (с какой частотой происходит раздражение мышечного волокна?) и синхронизации двигательных единиц (одновременно ли раздражаются те или иные единицы?) (Giillich, Schmidtbleicher, 1999). Подобно количеству мышечной массы произвольная нервно-мышечная активация оказывает влияние на все виды проявления силы.
▪ Быстрота мышечного сокращения
Быстрота мышечного сокращения определяет скорость развития силы независимо от уровня максимальной силы. Она зависит в значительной мере от определенного сочетания задействованных мышечных волокон и скорости их рекрутирования. Чем больше количество быстрых мышечных волокон, тем быстрее сокращается мышца. Что касается скорости рекрутирования, следует иметь в виду, что в первую очередь активируются медленно сокращающиеся мышечные волокна, наиболее устойчивые к утомлению. Далее наступает очередь быстрых, сильных, но и быстроутомляемых мышечных волокон. В соответствии с требованиями тренировки можно сократить время от начала рекрутирования до момента максимальной активизации мышц и, соответственно, быстрее развить необходимую силу. Такое влияние на быстроту мышечного сокращения, обусловленное особенностями тренировки, может оказывать воздействие прежде всего на быструю и реактивную, но не на максимальную силу и не на силовую выносливость.
▪ Реактивная способность выдерживать напряжение
Реактивная способность сохранять напряжение обусловливает возможность при сильном растяжении создавать крупные силовые импульсы в течение всего одного цикла растяжения-укорочения. В ходе тренировок можно повысить эластичность сухожилий и соединительной ткани мышц. Кроме того, полагают, что определенную роль играет и усиление рефлекса растяжения (Boeckh-Behrens, Buskies, 2001). Следует отметить, что тренировка реактивной способности сохранять напряжение влияет только на реактивную силу. Влияние ее на другие формы силы (максимальную, быструю силу или силовую выносливость) практически не наблюдается.
✅ Способность противостоять утомлению
Способность противостоять утомлению — это способность переносить длительные силовые нагрузки. Тренировка этой силовой способности в высшей степени специфична и ведет лишь к адаптации в области силовой выносливости. Такая тренировка не оказывает влияния на другие формы проявления силы, т. е. на максимальную, быструю и реактивную силу.
▪ Факторы воздействия
Многообразие различных факторов воздействия на характеристики силы можно приблизительно разделить на три группы (Schmidtbleicher, 2003). В качестве мотивационных можно рассматривать такие психологические факторы, как готовность к большому напряжению, сила воли и т. д. К нервно-мышечным факторам относятся внутримышечная и межмышечная координация, т. е., с одной стороны, взаимодействие нерва и мышцы внутри одной мышцы, с другой — согласованность работы различных мышц. Сюда же относятся такие аспекты, как рекрутирование, частота раздражения и синхронизация. Морфологические факторы — третья группа факторов, влияющих на характеристики силы. Они включают объем мышечной массы, состав мышечных волокон, эластические свойства мышечно-сухожильной системы, а также плотность капилляров в мышечной ткани и активность ферментов.
Читайте продолжение:
fitness-now.ru
Сила — одно из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта. Поэтому ее развитию спортсмены уделяют исключительно много внимания.
В зависимости от условий, характера и величины проявления мышечной силы в спортивной практике принято различать несколько разновидностей силовых качеств.
Чаще всего сила проявляется в движении, т. е. в так называемом динамическом режиме («динамическая сила»). Иногда же усилия спортсмена движением не сопровождаются. В этом случае говорят о статическом (или изометрическом) режиме работы мышц («статическая сила»).
По характеру усилий в динамической силе, в свою очередь, выделяют три разновидности (по В. Кузнецову):
— взрывную силу — проявление силы с максимальным ускорением, что характерно, например, для так называемых скоростно-силовых упражнений: прыжков, метаний, спринтерского бега, отдельных элементов борьбы, бокса, спортивных игр и пр.;
— быструю силу — проявление силы с немаксимальным ускорением, например, при выполнении быстрых (но не предельно быстрых) движений в беге, плавании, велосипедном спорте и др.;
— медленную силу, проявляемую при сравнительно медленных движениях, практически без ускорения. Типичными примерами являются жим штанги, выход в упор силой на кольцах или перекладине.
Оценивая величину усилия в том или ином упражнении или простом движении, применяют термины «абсолютная» и «относительная» сила.
Абсолютная сила — предельное, максимальное усилие, которое спортсмен может развить в динамическом или статическом режиме. Примером проявления абсолютной силы в динамическом режиме является поднимание штанги или приседание со штангой предельного веса. В статическом режиме абсолютная сила может быть проявлена, например, когда максимальное усилие прилагается к неподвижному объекту («выжимание» неподвижно закрепленной штанги).
Относительная сила — величина силы, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена. Этот показатель применяется в основном для того, чтобы объективно сравнить силовую подготовленность различных спортсменов.
Часто к силовым качествам спортсмена относят также и силовую выносливость — способность сравнительно длительно и многократно проявлять оптимальные (не предельные для данного спортсмена) усилия.
Силовая выносливость проявляется, прежде всего, в видах спорта циклического характера (гребля, плавание, бег и т. п.). Понятие силовой выносливости в этих видах спорта в значительной степени совпадает с представлением о специальной выносливости. Оба вида выносливости определяются в общих чертах сходными физиологическими механизмами, подчинены примерно одинаковым закономерностям развития. Поэтому особенности развития силовой выносливости рассматриваются в разделе «Воспитание выносливости».
Характерной особенностью силовой подготовки во всех видах спорта является то, что силовые качества должны развиваться в тесном комплексе между собой и с другими физическими качествами.
Например, в спринтерском беге на 60—100 м в равной мере проявляются взрывная сила, быстрота и ловкость, в спринтерском беге на 200 м к этому комплексу добавляется выносливость и т. д.
Почти все ведущие спортсмены, независимо от того, каким видом спорта они занимаются, отличаются высоким уровнем развития силы. Например, в таком упражнении, как подтягивание, где особенно ярко проявляется силовая подготовленность, обязательные контрольные нормативы для спортсменов сборных команд страны составляют: в современном пятиборье — 20 раз, в фехтовании — 16, в прыжках в воду — 14 (у мужчин) и 8 (у женщин), в гребле на байдарках и каноэ — 23 (у мужчин) и 10 (у женщин). В табл. 25 и 26 в качестве примера приведены некоторые показатели силовой подготовленности лучших борцов и пловцов страны.
Приведенные примеры дают достаточное представление о требованиях, предъявляемых к силовой подготовленности спортсменов высокого класса. Однако эти примеры ни в коем случае не должны создавать впечатления, что максимальное развитие силы является самоцелью. Задачи силовой подготовки следует рассматривать только в тесной связи с техникой, тактикой и уровнем выносливости, быстроты, ловкости и гибкости.
Вайцеховский С. М. Книга тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1971. 312 с. С. 142-144.
functionalalexch.blogspot.com
Начну с небольшого пояснения. Забудьте, что кто-то поднимает становую 300кг и выполняет норматив МС по гиревому спорту, не воспринимайте это как правило. Может быть данный спортсмен уже давно бы стал МСМК по гиревому спорту не уделяя столько времени развитию максимальной силы. Нельзя сказать наверняка. Но это так, небольшое отступление.
Все виды спорта требуют комбинаций различных качеств — сила, скорость, выносливость и т.д. Пиковая производительность это игра в баланс, и каждый вид спорта имеет своего «идеального спортсмена», в том числе и гиревой спорт.
Действительно, увеличение аэробной способности может улучшить восстановление силовика, увеличение предела силы увеличит порог производительности у выносливого спортсмена, не говоря уже о пользе для всестороннего развития.
Силу условно можно разделить на 2 вида:
Очень важно разделять эти понятия. Потому что тренировки для каждого из этих пунктов будут абсолютно разными. Забегая немного вперед скажу сразу, что для гиревика более важным является второй пункт — силовая выносливость.
Существует одна очень важная вещь, которую следует запомнить — максимальная сила не обязательно приводит к улучшению силовой выносливости. Конечно, если спортсмен, тренирующий максимальную силу, приседает 150кг на 1 раз, то 80кг для него проблемой не станут, и он свободно присядет этот вес раз на 20. Но может есть другой спортсмен, который строил тренировки по другому и имеет повторный максимум в приседе 120кг, но 80кг приседает 40 раз. Силовая выносливость не обязательно диктуется процентами от максимальной силы.
Для примера МСМК по гиревому спорту Дмитрий Давыдик выполняет с рабочим весом 120кг 8 повторений, а с весом 82,5кг приседает 100 раз за один подход. Вот живой пример высокого уровня силовой выносливости.
Конечно подход к тренировкам зависит от уровня спортсмена. Чтобы более менее грамотно ответить на вопрос «как тренировать силу», я условно разделю гиревиков на 3 группы.
Для первой группы можно сильно не углубляться в этом вопросе. Нужно еще очень долго работать над силой, пока она не достигнет определенного уровня. Работать именно над максимальной силой, наращивать веса, укреплять мышечный корсет. Как раз для новичков можно почитать «силовая подготовка гиревика«, там есть все необходимые пояснения и упражнения.
Для любителей силовая подготовка еще важна как составляющая часть тренировок. Здесь все зависит от конкретных проблем. Если гиревик просто не может достоять до конца, не выдерживает этих нагрузок и просто ломается под гирями, но при этом как-то выезжает на выносливости. В таком случае, обязательно нужно уделять много времени силовой подготовке. Поднимать веса в базовых упражнениях до определенного уровня. Просто поставить себе какую-то планку и стремиться к ней.
Для профессиональных гиревиков совсем иной подход. Они уже дошли до определенного уровня силы, а дальше идет работа над производительностью. Например, у меня силовые максимумы стоят на месте уже несколько лет. При этом результаты в гиревом спорте растут постоянно. Главное дойти до этой точки, и дальше начать учиться пользоваться своей силой продолжительное время.
Иными словами, гиревику необходимо вычислить уровень силы, который ему нужен для нормальных тренировок с рабочими гирями и не гнаться за увеличением силы выше этой точки.
Если вы стоите уверенно с гирями 32кг и уверены, что у вас неплохие силовые показатели в базовых упражнениях, то постарайтесь не акцентировать больше внимания на увеличении силы. Работайте в подходах на большое количество повторений (от 15 до 30). Увеличивайте свою работоспособность, повышайте производительность. Все очень просто. Временные и энергетические ресурсы ограничены, поэтому старайтесь использовать их с максимальной выгодой!
Я подготовил для вас небольшой график, в которой выделена зависимость максимальной силы и силовой выносливости (а так же общей выносливости) от уровня физической подготовки, выраженной в разрядах и званиях. Это для лучшего восприятия.
Можно заметить, что сначала тренировки строятся на развитии общей выносливости. Даже научно доказано, что спортсмены с хорошей базой выносливости лучше и быстрее достигают хороших результатов в гиревом спорте. Поэтому в начале нужно очень много уделять время для развития этого качества.
Я провел небольшой опрос среди профессиональных гиревиков по поводу их силовых показателей.
Прячкин Артем (МС, 95кг) — «Мои личные рекорды: жим от груди 150кг, присед 180кг, тяга 250кг. Силовая тренировка нужна, но не лифтерская, закачка мышц приведет к потере выносливости и гибкости! У геривика своя специфика тренировок, я вот делаю каждое упражнение по одному подходу от 20 до 30 повторений!»
Турищев Дмитрий (МСМК, 85кг) — «Силовую подготовку надо делать, ибо мышцы теряют тонус от одних циклических нагрузок и гири со временем поднимать становится тяжелее. Мои показатели присед 175кг, тяга 200кг, жим лежа около 100кг. Чем старше становлюсь, тем больше присед растет, тягу за 4 года сильно не увеличил — со 185кг»
Дмитрий Давыдик (МСМК, 73кг) — «К силовой подготовке отношусь положительно и считаю, что ее нужно чередовать с функциональной. За силовые точно не скажу, потому что никогда не измерял. У меня обычно в арсенале из троицы становая и присед. Рабочий вес на становой 100 — 130кг на 10-15 повторений, на приседе 100-120кг на 8-10 повторений. На большие веса не хожу, считаю травмоопасным. Жим не делаю из-за травмы плеча»
Александр Карепин (МСМК, 68кг) — «В жим леже без тренировок 120кг жму, в приседе давно не заходил, думаю 135-140кг сяду, в тяге наверно 170-180кг».
Как вы видите, результаты не слишком заоблачные, но зато заоблачные результаты с гирями! Конечно есть гиревики феномены, такие как Иван Денисов, который будучи МСМК по гиревому спорту выполнил МСМК по становой тяге, но это скорее исключение из правил.Помните, что организм ограничен в энергетических ресурсах. Поэтому к тренировкам нужно подходить грамотно и не тратить время на ненужные вещи. Повторные максимумы отбирают колоссальное количество энергии и являются очень травмоопасными. Дальше напишу подробнее про упражнения, статья и так вышла длинная. Всем успехов и удачи на помосте!
32plus32.ru
Все больше россиян занимаются спортом. Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» показал, что за последние два года число физически активных мужчин и женщин выросло с 61% (2015) до 76%. А среди 18–24-летних таких даже 97%.
Каждую осень мы возвращаемся на стадионы, спортплощадки и в фитнес-клубы, полные решимости поддерживать или вернуть хорошую форму и вести здоровый образ жизни. И мы уверены: все в наших руках, надо лишь приложить усилия. Увы, у многих из нас благой порыв сходит на нет уже в октябре. Неужели мы не способны проявить силу воли, даже если понимаем, что занятия необходимы?
«Такие противоречивые отношения со спортом говорят прежде всего о неверной мотивации, – объясняет психолог Ангелина Чекалина, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, психотерапевт центра интуитивного питания IntuEat. – Если вам важно, как ваше тело выглядит в глазах окружающих, и вы занимаетесь спортом скорее ради достижения внешнего результата, будь то изменение веса или фигуры, то энтузиазм быстро иссякнет. Тем же, кто ориентирован на внутренние цели – укрепление здоровья, лучшее самочувствие, его поддерживать легче».
Но загвоздка в том, что нашей психике одного понимания пользы недостаточно. «Для того чтобы действительно увлечься выбранным видом физической активности, будь то бег, айкидо или занятия в тренажерном зале, важно отыскать в нем то, что вам нравится, – продолжает эксперт. – Иначе нейромедиатор дофамин, который отвечает за удовольствие, вырабатываться не будет и мы не мобилизуем себя на длительные занятия. Как и в том случае, когда спорт приятен, но не особенно нужен».
Главное – выбрать вид спорта, который доставит телесное и психологическое удовлетворение и не навредит здоровью
А когда желания и цели не совпадают, мы ловим себя на том, что периодически опаздываем на занятия на виброплатформе, забываем о расписании групповой аквааэробики… И потом ругаем себя за слабохарактерность и чувствуем вину.
Как избежать этих ловушек? Внимательнее прислушаться к себе, чтобы рассчитать нагрузку, а главное – выбрать вид спорта, который доставит телесное и психологическое удовлетворение и не навредит здоровью. Одним словом, наша мотивация будет более устойчивой, если это не «я должна похудеть», а, скорее, «мне хочется больше двигаться, мне нравится танцевать, крутить педали».
«Если вам, например, показаны кардиотренировки, но они вам неприятны, зачем заставлять себя и превращать усилие в насилие? – спрашивает Ангелина Чекалина. – Для укрепления сердечной мышцы и легкого дыхания вполне можно заняться спортивной ходьбой или плаванием».
Читайте также
www.psychologies.ru