Дешевая-обувь.рф

Великие танцоры - Михаил Барышников. Великие танцоры россии


Знаменитые танцоры

Как стать великим танцором?

На этот вопрос, пожалуй, вам никто не сможет ответить, даже сами великие танцоры мира. Если же все-таки задаться целью выяснить, как каждый из них стал великим, то мы быстро найдем ответ на этот вопрос. Каждый из них с раннего детства много и долго занимался, начиная с изучения классической хореографии, заканчивая созданием собственной, неповторимой танцевальной манеры.

Великие хореографы и танцоры

Майя Плисецкая – великая русская балерина ХIХ- ХХ веков. Первый этап жизни великой танцовщицы был связан с ежедневными тренировками, травмами. В балетах ей доставались лишь небольшие роли. Она пришла в Большой театр, где начала отрабатывать новые классические партии, которые в скором времени принесли ей огромный успех и всемирную славу. Второй этап ее жизни и творчества – хореографическая деятельность и выступления на большой сцене в балетах "Кармен-сюита", "Анна Каренина", "Дама с собачкой", "Болеро", "Аве Майя" и во многих других. Хореографы всего мира ставили свои лучшие спектакли именно для нее. И все же «Лебединое озеро» принесло ей больший успех, чем остальные балеты, ведь люди во всем мире помнят и знают невероятную пластику тела и руки Майи Михайловны Плисецкой, которые будто живут самостоятельно, отдельно от тела балерины.

Морис Бежар - величайший хореограф современности, его называют "поэтом вольного, сильного, мужского танца, живым классиком, балетным гуру". Профессиональные танцоры говорят о том, что М. Бежар является самым жестоким хореографом ХХ века. Дело в том, что танцы, которые ставит М. Бежар, очень сложны в исполнении и требуют от танцора колоссальной отдачи и физических затрат. Его постановки отличаются современностью, хаотичностью, философичностью. Многие говорят о том, что М. Бежар создал собственную философию танца.

Игорь Моисеев – великий танцор, хореограф, создатель ансамбля народного танца, который сейчас называется его именем. В 1937 году был создан ансамбль, а в 1943 - школа-студия народного танца. И. Моисееву удалось показать всю красоту народного танцевального искусства. По сути он создал новый жанр, который называется академический народный танец. Ансамбль Игоря Моисеева уже давно стал достоянием Российской культуры. Движения участников ансамбля не только четки и отточены. Ансамбль отличается поразительной синхронностью. Каждый танец представляет собой маленький спектакль, который имеет завязку, развитие, кульминацию и развязку.

Красота и сила, четкость хореографического мастерства, колоссальная энергетика, талант и эксцентричность, все это составляющие таланта великих танцоров мира.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Величайшие танцоры ХХ века

Искусство танца — уникальная форма выражения, в которой используется универсальный язык тела, понятный для всех. Но, если говорить о конкретных танцорах, можно ли выбрать лучших из них? У кого более отточенные движения, лучшая техника и грациозность? Представим десять из величайших танцоров двадцатого века, которые были выбраны по их славе, популярности, и влиянию на мировое искусство танца.

Вацлав Нижинский

Вацлав Нижинский был одним из самых талантливых танцоров балета за всю историю. К сожалению, не сохранилось ни одной киносъемки, где был бы запечатлен его невероятный талант в движении. Нижинский был хорошо известен своей удивительной способностью идти наперекор закону гравитации своими великолепными прыжками и «зависанием в воздухе». При этом Нижинский танцевал в пуантах, что нечасто можно встретить среди балетных танцоров того времени.

Нижинский часто выступал в паре с легендарной балериной Анной Павловой. После этого он начал танцевать с Тамарой Карсавиной, основательницей Лондонской Королевской академии танца. Эта пара стала известна как «образцовые танцоры, которым нужно подражать».

Оставил сцену Нижинский в 1919 году, в сравнительно молодом возрасте двадцати девяти лет. Его уход со сцены, как полагают, был вызван нервным срывом, а также танцору был поставлен диагноз шизофрения. Последние годы своей жизни великий танцор провел в психиатрических больницах и приютах. Умер Вацлав в Лондоне 8 апреля 1950 года.

Марта Грэм

Марта Грэм считается матерью современного танца. Она первой создала полностью современную технику танца, а также поставила хореографию более ста пятидесяти произведений в течение своей жизни. Творчество Грэм сильно повлияло на дальнейшее развитие современного танца.

Техника танца, которую создавала Марта, сильно шла вразрез с классическим балетом, а использование ей специфических движений тела стало революционным в танцевальном мире. Грэм даже сумела создать «язык движений», основанный на способностях человеческого тела. Марта занималась танцами и хореографией более семидесяти лет.

Жозефина Бейкер

Хотя все связывают Жозефину Бейкер в первую очередь с веком джаза, ее танцы по-прежнему пользуются большим уважением в мире танца, спустя 110 лет после ее рождения. Жозефина Бейкер стала первой в мире знаменитостью африканского происхождения и очаровала Париж в 1925 году своей экзотикой и талантом, станцевав в «La Revue Nègre». Жозефина Бейкер сполна отблагодарила французов за то, что те так любили ее, приняв гражданство Франции в 1937 году.

В этой стране она не чувствовала такой же уровень расовых предрассудков, который был распространен в Соединенных Штатах в то время. Ближе к концу жизни она из-за финансовых трудностей вернулась на сцену, триумфально выступив на Бродвее в 1970 году и в Париже в 1975 году. Она умерла в тот же год от кровоизлияния в мозг, через неделю после открытия ретроспективного шоу в Париже.

Джин Келли

Джин Келли считался одной из самых больших звезд и новаторов во время золотого века мюзиклов в Голливуде. Келли считал, что его собственный стиль является гибридом различных стилей танца, в том числе современного танца, балета и степа.

Келли принес танец в мир кино, буквально используя каждый сантиметр сценической площадки, чтобы «вырваться» из двумерности фильмов. Наследие Келли до сих пор ощущается в музыкальной видеоиндустрии. Уже никогда не будет настоль уникального человека, как Келли, на чьих работах учатся целые поколения американских танцоров.

Сильви Гиллем

В свои пятьдесят лет Сильви Гиллем продолжает игнорировать законы балет и силы земного притяжения. Гиллем изменила лицо балета своим сверхъестественным талантом, который она всегда использовала с умом и чувственностью. Природная любознательность и смелость Сильви вывела ее за обычные рамки классического балета. Вместо того чтобы потратить всю свою карьеру на «безопасные и денежные выступления», Сильви всегда принимала смелые и неожиданные решения, исполняя как классические роли, так и новаторские, шокирующие публику. Почти ни один другой танцор не обладает такой многогранностью, и поэтому не удивительно, что она стала моделью для большинства танцоров по всему миру.

Как Мария Каллас в оперном мире, Гиллем смогла изменить общепринятый образ балерины.

Майкл Джексон

Майкл Джексон был тем человеком, который сумел сделать музыкальные видео модным трендом. Также именно он смог сделать танцы существенным элементом современной поп-музыки. Движения Джексона уже стали стандартом в мире поп и хип-хоп музыки. Большинство современных поп-икон, таких как Джастин Бибер, Ашер и Джастин Тимберлейк, признали, что стиль Майкла Джексона оказал на них сильное влияние. Его вклад в современный танец был очень оригинальным, поскольку Джексон был новатором- самоучкой, который разрабатывал новые танцевальные движения чисто «на таланте», без часто ограничивающего полет фантазии формального обучения.

Его природная грация, гибкость и удивительное чувство ритма способствовали созданию «стиля Джексона». Мало кто из его поклонников знает, что на заре своей карьеры Джексон пытался «выполнять пируэты, как Барышников» и «отбивать чечетку, как Фред Астер», но с треском провалился. Славу Джексону принес собственный уникальный стиль.

Хоакин Кортес

Кортес является самым молодым танцором в этом списке. Хотя он все еще пребывает в процессе строительства своей карьеры и стиля, Кортес — один из немногих танцоров в истории, который сумел стать феноменальным секс-символом, любимым как мужчинами, так и женщинами.

В своей любви и обожании к Хоакину публично признавались Мадонна, Дженнифер Лопес, Наоми Кэмпбелл и Мира Сорвино. Кортес является не просто одним из величайших танцоров фламенко в истории, он также «укрепил» место фламенко в популярной культуре.

Фред Астер и Джинджер Роджерс

Астер и Роджерс были неповторимой парой танцоров. Именно благодаря им танцы стали гораздо более привлекательными для масс. Это отчасти стало возможным благодаря тому, что Роджерс была незаурядной актрисой и танцевала с Астером так, как будто это ее самое счастливое время в жизни.

Эпоха также была идеальной для расцвета популярности пары танцоров: после Великой депрессии многие американцы изо всех сил пытались свести концы с концами, и эта парочка заставляла их ненадолго забыть о всех тягостях.

Михаил Барышников

Михаил Барышников является одним из величайших балетных танцоров всех времен, причем многие критики считают его величайшим. Родился Михаил в Латвии, а учился балету в школе балета А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге до тех пор, пока не начал выступления в Мариинском театре в 1967 году.

Именно с этого момента он исполнил ведущие роли в десятках балетов. Он сыграл ключевую роль в создании образа балета в качестве части популярной культуры в конце 1970-х и начале 80-х. Барышников, вероятно, является самым влиятельным танцором нашего времени.

Рудольф Нуреев

Если Барышников покорил сердца критиков и коллег-танцоров, но Рудольф Нуреев был тем, кто сумел увлечь миллионы простых людей во всем мире. Нуреев родился в России и стал солистом Кировского балета в возрасте двадцати лет. В 1961 году, когда его жизнь вне сцены попала под пристальное внимание со стороны советских властей, Нуреев попросил политического убежища в Париже. Затем он начал гастролировать с Большим балетом дю Маркиз де Куэвас. В 1970 году Нуреев появился на экранах.

Большинство критиков утверждает, что технически Нуреев не был так же хорош, как Барышников, но Нурееву все-таки удалось очаровать толпу своей удивительной харизмой и эмоциональными выступлениями. Выступление Нуреева в паре с Фонтейн в постановке «Ромео и Джульетта» по сей день остается одним из самых мощных и эмоциональных выступлений дуэтов в истории балета.К сожалению, Нуреев был одной из первых жертв ВИЧ, и умер от СПИДа в 1993 году Двадцать лет спустя мы все еще можем наблюдать невероятное наследие, которое он оставил после себя.

Статьи об этих великих танцорах:

var-veka.ru

это кто? Известные балетмейстеры мира

Балетмейстер – это постановщик танцевальных номеров в концертах, балетных спектаклей, хореографических сцен в музыкальных и драматических спектаклях, руководитель ансамбля танца или труппы танцовщиков. Это тот человек, который придумывает и воплощает в жизнь образы персонажей, их движения, пластику, выбирает музыкальный материал, а также определяет, какими должны быть свет, грим, костюмы, декорации.

Балетмейстер

То, насколько сильное эмоциональное воздействие окажет танцевальный номер, хореографическая сцена в музыкальном и драматическом театре или всё балетное представление полностью, зависит от того, насколько красиво и точно организованы перемещения и взаимодействия танцовщиц и танцовщиков, от выразительности и оригинальности их движений, от того, как сочетаются их танцы с музыкальным материалом, с освещением сцены, с костюмами и гримом – всё это вместе создаёт единый образ всего действа. А балетмейстер - это как раз тот человек, который и является его создателем. Он должен знать все правила и тонкости искусства балета, его историю, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам. Постановщик должен владеть знаниями, иметь опыт и способности организатора, обладать богатым воображением, фантазией, быть оригинальным в своих идеях, иметь талант, быть музыкальным, понимать музыку, иметь чувство ритма, уметь выражать эмоции при помощи пластики – именно из этих составляющих и складывается искусство балетмейстера. Если всё это есть в арсенале руководителя, то его постановка будет иметь успех у публики и критиков.

Слово «балетмейстер» в переводе на русский язык означает «мастер танца». Эта профессия сложна, и в неё требуется вкладывать очень много труда и сил, как физических, так и моральных. Постановщик должен показывать всем исполнителям их партии, объяснять, какие эмоции они должны выразить в пластике и мимике. Сложность такой работы ещё и в том, что сценарий танца нельзя записать на бумагу, балетмейстер должен держать его в голове и показать артистам, чтобы они выучили свою партию. Знакомство танцовщиков с ролью происходит непосредственно на репетициях, тогда как актёры драмы и музыкального театра имеют возможность заранее получить текстовый и нотный материал. Балетмейстер должен раскрыть исполнителю содержание его роли, показывая ему, что необходимо танцевать и как. И чем выразительнее постановщик продемонстрирует свою мысль артисту, тем быстрее и легче его замысел будет понят и усвоен.

Задача балетмейстера заключается ещё и в том, чтобы выстроить танец или весь спектакль таким образом, чтобы поддерживать и повышать зрительский интерес. Сами по себе танцевальные движения – это всего лишь механические упражнения, набор поз, которые ничего не скажут зрителю, они лишь продемонстрируют гибкость тела исполнителя, а говорить они будут только в том случае, если постановщик наполнит их мыслью и чувством и поможет артисту вложить в них ещё и его душу. Во многом от этого будет зависеть успех спектакля и продолжительность его «жизни» на сцене. Самым первым исполнителем всех танцев является сам балетмейстер, ведь ему нужно сначала продемонстрировать исполнителям их партии.

Балетмейстеры прошлого и настоящего

Знаменитые балетмейстеры России и мира 19 и 20 столетий:

  • Мариус Петипа, который внёс огромный и неоценимый вклад в русский балет;
  • Хосе Мендес – был постановщиком во многих знаменитых театрах мира, в том числе и в Большом театре в Москве;
  • Филиппо Тальони;
  • Жюль Жозеф Перро – один из ярчайших представителей «романтического балета»;
  • Гаэтано Джойя – представитель итальянской хореодрамы;
  • Джордж Баланчин – положил начало американскому балету, а также современной балетной неоклассике, считал, что сюжет должен выражаться исключительно при помощи тел танцовщиков, а декорации и пышные костюмы – это лишнее;
  • Михаил Барышников – внёс большой вклад в мировое балетное искусство;
  • Морис Бежар – один из самых ярких балетмейстеров 20 века;
  • Марис Лиепа;
  • Пьер Лакотт – занимался реставрацией старинной хореографии;
  • Игорь Моисеев – создатель первого в России профессионального ансамбля в народном жанре;
  • Вацлав Нижинский – был новатором в хореографическом искусстве;
  • Рудольф Нуриев;
  • Алексей Ратманский.

Современные балетмейстеры мира:

Балетмейстеры России 21 века:

  • Борис Эйфман – создатель собственного театра;
  • Алла Сигалова;
  • Людмила Семеняка;
  • Майя Плисецкая;
  • Гедеминас Таранда;
  • Евгений Панфилов – создатель своей балетной труппы, энтузиаст в жанре свободного танца.

Все эти русские балетмейстеры очень известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Мариус Петипа

Французский и российский балетмейстер, который оставил огромное наследие. С 1847 года поступил на службу балетмейстером в Мариинский театр Санкт-Петербурга и в Большой театр Москвы, по приглашению российского императора. В 1894 году он стал подданным Российской Империи. Был постановщиком огромного количества балетов, таких как «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Дочь фараона», «Дон Кихот», «Баядерка», «Сон в летнюю ночь», «Дочь снегов», «Роберт-Дьявол» и мн. др.

Ролан Пети

Есть известные балетмейстеры, которые считаются классиками балета 20 века. Среди них одна из ярких фигур – это Ролан Пети. В 1945 году он создал собственную балетную труппу в Париже, которая была названа «Балет Елисейских полей». Через год он поставил знаменитый спектакль «Юноша и смерть» на музыку И.С. Баха, который вошёл в классику мирового искусства. В 1948 году Ролан Пети основал новую балетную труппу под названием «Балет Парижа». В 50-е годы был постановщиком танцев для нескольких фильмов. В 1965 году поставил в Париже легендарный балет «Собор Парижской Богоматери», в котором сам же исполнил роль горбуна Квазимодо, в 2003 году он осуществил эту постановку в России – в Большом театре, где партию уродливого звонаря станцевал Николай Цискаридзе.

Гедеминас Таранда

Ещё один знаменитый во всём мире балетмейстер - это Гедеминас Таранда. После окончания хореографического училища в Воронеже был солистом в Большом театре Москвы. В 1994 году основал свой «Имперский русский балет», который и подарил ему мировую славу. С 2012 года является лидером и соучредителем фонда «Содействия творческому образованию», президентом фестиваля балета «Гранд Па». Гедеминас Таранда имеет звание Заслуженного деятеля искусств России.

Борис Эйфман

Яркий, современный, самобытный, балетмейстер – это Б. Эйфман. Он основатель собственного театра балета. Имеет различные звания и награды в области искусства. Первыми его постановками в 1960 году стали: «Жизни навстречу» на музыку композитора Д.Б. Кабалевского, а также «Икар» на музыку В. Арзуманова и А. Чернова. Известность Борису Эйфману как балетмейстеру принёс балет «Жар-птица» на музыку композитора И.Ф. Стравинского. Своим собственным театром руководит с 1977 года. Постановки Бориса Эйфмана всегда оригинальны, они являются новаторскими, в них комбинируются вместе академическая, беспуантовая, а также современная в стиле рок хореография. Ежегодно труппа выезжает на гастроли в Америку. В репертуаре театра классические балеты, детские, а также рок-балеты.

fb.ru

7 людей, продвинувших русский балет

Михаил Федорович первым из русских царей ввел в штат своего двора новую должность плясуна. Затем при Алексее Михайловиче появился первый театр.

С открытием летнего театра в Летнем саду, а зимнего — во флигеле Зимнего дворца кадеты начинают участвовать в балетных танцах. По счастливому стечению обстоятельств, расцвет  балета в России совпал по времени с упадком европейского. К началу XX в. над роскошными спектаклями в Петербурге работали первоклассные солисты и лучшие французские балетмейстеры.

1

Жан-Батист Ланде (? - 1747)

«Всеобщий учитель танцев и при дворе, и в городе»

Француз, балетмейстер и педагог. Поставил Россию на пуанты. А также Швецию и Данию. Начал с обучения танцам придворных императрицы Анны Иоанновны. А с 1734 года учил танцевать будущих военных в Сухопутном шляхетном корпусе и состоявшихся ученых в Академии наук. После трех лет успешных занятий императрица проспонсировала танц школу Ланде в Зимнем. Были приняты шесть мальчиков и шесть девочек из «простых», чтобы за три года стать придворными артистами, а уже на второй - развлекать почтенную публику, участвуя в постановках.

Вот пёстрый репертуар балетов, которые представляли ученики Ланде в 1742 году на придворных торжествах по случаю коронации Елизаветы Петровны. Несколько балетов при опере Х. Гассе и Л. Мадониса «Милосердие Титово», в т. ч. «Радость народа о явлении Астреи на Российском горизонте и возвращении золотого времени», «Золотое яблоко на пире богов, или Суд Париса» и балеты между действиями: «бал крестьян латинских», «бал африканцев», «бал американцев», «бал римского народа, радующегося о милосердии Титовом».

Все были в изумление. Первые выпускники этой школы были и первыми русскими профессионалами балета - Аксинья Сергеева (Баскакова) и Афанасий Топорков, а из школы Ланде впоследствии выросла  Академия русского балета имени А.Я. Вагановой

2

Мариус  Петипа (1818-1910)

«Мариус Иванович русского балета»

Конечно, француз, потомственный танцор. Был приглашен в петербургский балет в 1847 году, в тот же год дебютировал в качестве постановщика и… остался и в России, и в русском балете. С 1869 по 1903 гг. занимал должность главного балетмейстера Императорской балетной труппы. Получил российское гражданство и, по его собственным словам, прожил у нас "лучшие годы своей жизни" (более 60-и лет). На сценах Императорских театров Петипа было поставлено более 60-ти балетов. Спектакли "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Лебединое озеро", "Раймонда", "Пахита", "Дон-Кихот", "Жизель", "Медный всадник" по сей день актуальны в российских театрах.

В России Петипа считали своим, называли Мариусом Ивановичем, а он, в свою очередь, называл русский балет -  "наш балет". Ну конечно – ведь обе его жены и четыре дочери были русскими балеринами! Из старшей, Марии, самой талантливой, Петипа сделал звезду.

3

Александр Горский (1871 – 1924)

Первым записал русский балет на носитель

Петербуржец Александр Горский для балета сделал все: танцевал, дирижировал, рисовал декорации, подбирал костюмы для артистов, создал знаменитый занавес Мариинки – в общем, контролировал процесс полностью. В эпоху отсутствия видео, он первым сообразил записывать танцы. Кстати, именно этот ход дал импульс его карьере: в свое время он записал постановку Петипа «Спящая красавица», поэтому ему предложили поставить балет в Москве.  Что он и сделал всего за три недели. В результате на период с 1902 по 1924 год он стал балетмейстером Большого театра.

Возглавив московскую труппу, Горский провел свои «бархатные» реформы, нежно и бережно преобразовав балет XIX века в современный, живой и зрелищный.  Он ввел сюжеты, проработал детали и эпизоды, в общем – поменял формат и где надо «оживил» классику. Например, в постановке «Дочь Гудулы» (1902 года) на сцене «жила» настоящая народная толпа в качестве массовки. Он добавил психологизма не только режиссуре, но и самой работе с танцорами: до того как начать работу над спектаклем, он проводил беседу с артистами, и когда начиналась работа на сцене, то каждый участник спектакля, даже статисты, знали свое место, свою роль и свое отношение ко всему происходящему.

К постановкам он готовился основательно: при работе над  своей «Дочерью Гудулы» по роману Гюго «Собор Парижской богоматери» он вместе с художником Коровиным съездил в Париж, чтобы проникнуться духом и изучить место действия балета. Только после этого он приступил к репетициям. До сих пор спектакли Горского значатся в репертуарах Большого.

4

Михаил Фокин (1880–1942)

Балетный революционер

Мать Михаила Фокина сама мечтала о сцене, и в тайне от отца-купца в 9 лет отдала Михаила в балет. В юные годы Фокин также интересовался рисование и музыкой, освоил и балалайку, и скрипку, и пианино.

Став профессионалом, он делал ставку на собственный стиль, пластику, все время пытаясь уйти от рутинного построения балетных номеров и выразить музыку через движения. Каждого своего героя Фокин наделял особым пластическим языком, раскрывавшим сущность персонажа – драматичным, утонченным, экспрессивным. Костюмы, стереотипная жестикуляция, построение танца – Михаил Фокин хотел избавиться от всего старого в балете, и главное – знал, на каких принципах должен строиться новый балет.

«Вместо традиционного дуализма, балет должен гармонично объединить три важнейших элемента - музыку, декорации и пластическое искусство... танец должен поддаваться осмыслению. Движения тела не должны опускаться до банальной пластики... танец обязан отражать душу».

Характерно, что Мариус Петипа, чью художественную манеру так настойчиво отрицал Фокин, защищал и поддерживал молодого балетмейстера. Предложенные реформы Фокина не нашли понимания в дирекции Императорских театров. Как звезду его зажег Сергей Дягилев, в 1909 году пригласивший в хореографы «Русских сезонов» в Париже. Поставив на Фокина, Дягилев не ошибся. Семьдесят постановок, мировая известность, революция в балете!  Но уже не в русском, в мировом.

5

Сергей Дягилев (1872 – 1929)

Человек, сделавший из русского балета бренд

Самое удивительное, что Сергей Дягилев изначально пренебрежительно относился к балету, считая его развлечением для масс. Но, заинтересовавшись крупной государственной субсидией и поддержкой любовницы Николая II Матильды Кшесинской, решил привезти в Париж и балет.

Дягилев всегда строил свои мероприятия на провокации и новаторстве, к своему проекту «Русские сезоны» (которые стали главным делом его жизни) он привлек ярчайших деятелей своего времени – художников Александра Бенуа, Леона Бакста, композиторов Николая Черепнина, Игоря Стравинского, танцоров Анну Павлову, Иду Рубинштейн, Вацлава Нежинского, Александра Монахова, хореографа Михаила Фокина, солистов Большого театра Веру Каралли, Михаила Мордкина.

В разгар подготовки правительство неожиданно прекратило поддержку сезонов, отняло субсидию и запретило репетировать в Эрмитаже, отказавшись, в довершение всего, предоставить костюмы и декорации Мариинского театра. Хорошо, что это не остановило импресарио, и его стараниями русский балет стал живым нервом современности.

1909 год был успехом! Спектакли с яркими полупрозрачными костюмами и дикой раскованной пластикой стали must see в Париже. Французы остались под впечатлением от феноменальных русских; Матисс, Пикассо, Равель, Дебюсси готовы были принимать участие в сезонах. Дягилев распознавал таланты и собирал нужных людей, часто он сам воспитывал и взращивал кадры под свои проекты. За 20 лет труппа Дягилева поставила более 20 оригинальных балетов, каждый из которых становился скандалом, триумфом или сенсацией.

«Русский балет» гастролировал по Европе, США и Южной Америке, добиваясь все большего успеха. Но, несмотря на славу «Русского балета», Дягилев испытывал материальные затруднения и прибегал к помощи меценатов. В умении совмещать искусство с предпринимательством заключался творческий гений Дягилева, его дар импресарио. А гибкость финансовой политики стала залогом успешной работы труппы в течение многих лет.

6

Леон Бакст (1866 – 1924)

Художник, который ввел балет в моду, а моду в балет

Леон Николаевич Бакст, он же Лейб Хаим Израилевич, он же Лев Самойлович Розенберг. Сын небогатого ученого-талмудиста из Гродно. Бакст – это укороченное от бабушкиной фамилии Бакстер, псевдоним Лев взял на свою первую выставку.

В 27 лет художник переехал жить в Париж, при этом постоянно наведываясь в Петербург. С середины 90-х подружился и примкнул к окружению Дягилева и Александра Бенуа, постепенно втянувшись в их объединения «Мир искусства». В конце XIX века стал одним из основателей одноименного издания. Графика, созданная для этого журнала, сформировала его стиль и принесла ему славу. После удачного старта Бакст стал еще более близким единомышленником Дягилева, на пятьдесят процентов ответственным за успех «Русских сезонов». С 1907 года он уже безвылазно живет в Париже и трудится над театральными декорациями русского балета, в довольно насыщенном темпе - оформляя по «балету» в год.

Общественный поворот вкуса, который последовал за триумфом «русских сезонов», в огромной степени обязан был именно Баксту, тем новым откровениям, которые он дал в своих исключительных по красоте и очарованию постановках, поразивших не только Париж, но и весь культурный мир Запада. Его “Шехеразада” свела с ума Париж, и с этого начинается европейская, а затем и мировая слава Бакста.

Понимая и чувствуя, как редко кто из стилистов, всю магию орнамента и чары красочных сочетаний, он создал свой особый, бакстовский стиль из той “полу-Персии — полу-Турции”, которая его вдохновляла. Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. Изысканность ярких цветов, роскошь тюрбанов с перьями и затканных золотом тканей, пышное изобилие орнамента и украшений — все это настолько поражало воображение, настолько отвечало жажде нового, что воспринято было и жизнью. Ворт и Пакэн — законодатели парижских мод — стали пропагандировать Бакста, заставив всех восхищаться тем, что он им предложил.

7

Александр Бенуа (1870 – 1960) 

Ум, честь и совесть русского балета

Потомственный архитектор, идеолог и новатор, создатель объединения «Мир искусства», тонкий вдумчивый культуролог, ученый, вдохновенный театральный деятель.

Влияние Бенуа сказалось на эволюции различных видов и жанров русской живописи и графики. Сначала возглавлял декорационную часть Московского Художественного театра, позже стал инициатором и художественным руководителем «Русских сезонов» в Париже.

Его увлекала миссионерская задача популяризации русского искусства заграницей,  он боролся за воскрешение славы и традиций культуры России XVIII и начала XIX века. Сын своей противоречивой эпохи, он убежденно продвигал молодых художников и с не меньшей горячностью, не раз допуская грубейшие ошибки, выступал против их предшественников — мастеров передвижничества.

russian7.ru

Михаил Барышников - великие танцоры

"Родился Михаил Барышников в Риге в русской семье. Мать была родом из деревни Кстово под Нижним Новгородом. Таких, как она, называют простая русская женщина. Отец - подполковник. В Риге родители оказались по служебной надобности. Миша родился в большой коммунальной квартире на улице Сколас. С отцом - человеком жестким и нервным - отношения не задались. Среди немногочисленных подруг мамы была бывшая балерина Большого театра. Мама же приучила сына к театру. Ходила с ним в оперетту и латвийскую драму, где сын оказывался в роли переводчика. Она так и не выучила латышский. Свою маму Миша Барышников очень любил. Она покончила жизнь самоубийством, когда мальчику было одиннадцать лет. Вся его жизнь потом будет иметь свой внутренний отсчет, оказавшись поделенной на две неравные половины - до и после смерти мамы.Несколько лет Миша провел с отцом. Потом у него появилась новая семья, и мальчик понял, что он лишний. К счастью, его приютили семьи друзей.Лишенный материнской любви и заботы, Михаил Барышников рано приобрел навык все и всегда решать сам. А еще он научился ценить и отстаивать свою независимость. Уже учась во втором классе, Барышников знал, что он такое есть. Кстати, идея пойти в хореографическое училище тоже принадлежала ему. В один прекрасный день он просто заявил, что хочет поступать в балетную школу и уже записался на экзамен.Сцена влекла его. Миша Барышников каждый день самозабвенно делал тяжелейшие упражнения - опускался в позу йоги, а на каждое колено садилось по человеку. После такой нагрузки на суставы и связки боль была нестерпимая, заснуть было невозможно.Михаил Барышников мог не стать солистом. Мешал маленький рост. Его педагог Хелена Тангиева сказала: нужно дорасти. И он добрал, дотянул эти три-четыре сантиметра, решившие его будущее. Что-то ему помогло - сила намерения, Божье благоволение? Барышников до сих пор гордится этой победой".«Любовные увлечения, Михаила Барышникова, а их было немало, всегда составляли не самую существенную часть его душевной жизни. Во всяком случае, совершенно точно, они никогда ничего не определяли и не изменяли в его судьбе. В случае Барышникова пять операций на колене для понимания его характера окажутся куда важнее, чем перечисление нескольких женских имен.О своем давнем романе с голливудской актрисой Джессикой Ланж Барышников однажды заметил: «Я сожалею, что с Джесси у нас все сложилось не так, как мы оба хотели. Это останется со мной на всю жизнь. Она одна из очень немногих женщин, которых я любил». Спустя десять лет Михаил Барышников добавил, что Джессика - одна из самых талантливых женщин, встречавшихся на его пути. Но, похоже, что Ланж не слишком-то подходила ему. Может быть, потому, что одна независимость плохо уживается рядом с другой. Двум суперзвездам, озабоченным прежде всего собственной карьерой, сосуществовать было трудно. Тем более, когда расстояние гастрольных маршрутов только разъединяют. Чтобы понять и принять подобное положение вещей, понадобилось почти шесть лет. Ровно столько длился их союз. Теперь с Ланж их связывают добрые отношения и их дочь Александра.Последние десять лет Михаил Барышников женат на Лиз Рейнхардт - внучке знаменитого театрального режиссера Макса Рейнхардта и бывшей танцовщице труппы Мэрса Каннингема. Эта стройная, светловолосая женщина с россыпью бледных веснушек, озаряющих тонкие черты, существуют рядом с Барышниковым почти неощутимо. Она тихо появляется и тихо исчезает. Почти всегда безмолвная, кроткая, незаметная. Встречаясь с ней, скорее постигаешь серьезную осознанность этого выбора: Михаилу Барышникову нужна была имени такая женщина, идущая в его фарватере, всегда на полшага позади него. Но, как бы там ни было, за десять лет у них уже трое детей: Питер, Анна и Софья. С такими же прозрачными светлыми глазами, как у отца и матери».Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. - М.: Вече, 2000, с. 480.

var-veka.ru

"Великие танцоры. Жизнь на сцене."

Алонсо Алисия (р. 1921), кубинская прима-балерина. Танцовщица романтического склада, особенно великолепна была в "Жизели". В 1948 году основала на Кубе "Балет Алисии Алонсо", в дальнейшем получивший название "Национальный балет Кубы". Сценическая жизнь самой Алонсо была очень долгой, она перестала выступать в возрасте шестидесяти с лишним лет.

Андреянова Елена Ивановна (1819-1857), русская балерина, крупнейшая представительница романтического балета. Первая исполнительница заглавных партий в балетах "Жизель" и "Пахита". Многие балетмейстеры специально для Андреяновой создавали роли в своих балетах.

Аштон Фредерик (1904-1988), английский хореограф и руководитель труппы Королевского балета Великобритании в 1963-1970. На спектаклях, которые он поставил, выросло несколько поколений английских артистов балета. Стиль Аштона определил особенности английской балетной школы.

Баланчин Джордж (Георгий Мелитонович Баланчивадзе, 1904-1983), выдающийся русско-американский хореограф XX века, новатор. Он был убежден, что танец не нуждается в помощи литературного сюжета, декораций и костюмов, а самое важное - взаимодействие музыки и танца. Влияние Баланчина на мировой балет трудно переоценить. Его наследие включает более 400 произведений.

Барышников Михаил Николаевич (р. 1948), танцовщик русской школы. Виртуозная классическая техника и чистота стиля сделали Барышникова одним из самых знаменитых представителей мужского танца в XX веке. После окончания Ленинградского хореографического училища Барышников был принят в балетную труппу Театра оперы и балета имени С.М.Кирова и вскоре исполнял ведущие классические партии. В июне 1974 года во время гастролей с труппой Большого театра в Торонто Барышников отказался вернуться в СССР. В 1978 году он вступил в труппу Дж. Баланчина "Нью-Йорк сити балле", а в 1980 году стал художественным руководителем "Американ балле тиэтр" и оставался на этом посту до 1989 года. В 1990 году Барышников и хореограф Марк Моррис основали коллектив "Уайт оук данс проджект", который со временем превратился в большую передвижную труппу с современным репертуаром. Среди наград Барышникова - золотые медали международных балетных конкурсов.

Бежар Морис (р. 1927), французский хореограф, родился в Марселе. Основал труппу "Балет ХХ века" и стал одним из самых популярных и влиятельных хореографов Европы. В 1987 году перевел свою труппу в Лозанну (Швейцария) и изменил ее название на "Балет Бежара в Лозанне".

Блазис Kарло (1797-1878), итальянский танцовщик, хореограф и педагог. Руководил танцевальной школой при театре Ла Скала в Милане. Автор двух известных трудов по классическому танцу: "Трактат о танце" и "Кодекс Терпсихоры". В 1860-х годах работал в Москве, в Большом театре и балетной школе.

Бурнонвиль Август (1805-1879), датский педагог и хореограф, родился в Копенгагене, где его отец работал балетмейстером. В 1830 году возглавил балет Королевского театра и поставил много спектаклей. Они бережно сохраняются многими поколениями датских артистов.

Васильев Владимир Викторович (р. 1940), русский танцовщик и балетмейстер. После окончания Московского хореографического училища работал в труппе Большого театра. Обладая редким даром пластического перевоплощения, имел необыкновенно широкий диапазон творчества. Его исполнительская манера благородна и мужественна. Обладатель множества международных наград и призов. Неоднократно был назван лучшим танцовщиком эпохи. С его именем связаны высшие достижения в области мужского танца. Постоянный партнер Е.Максимовой.

Вестрис Огюст (1760-1842), французский танцовщик. Его творческая жизнь протекала в парижской Опере чрезвычайно успешно вплоть до революции 1789 года. Затем он эмигрировал в Лондон. Знаменит и как педагог: в числе его учеников Ж. Перро, А. Бурнонвиль, Мария Тальони. Вестрис, величайший танцовщик своей эпохи, владевший виртуозной техникой и большим прыжком, имел титул "бог танца".

Гельцер Екатерина Васильевна (1876-1962), русская танцовщица. Первой из артисток балета удостоена звания "Народная артистка РСФСР". Яркая представительница русской школы классического танца. Соединяла в своем исполнении легкость и стремительность с широтой и мягкостью движений.

Голейзовский Касьян Ярославович (1892-1970), русский балетмейстер. Участник новаторских опытов Фокина и Горского. Музыкальность и богатая фантазия определили самобытность его искусства. В своем творчестве добивался современного звучания классического танца.

Горский Александр Алексеевич (1871-1924), русский балетмейстер и педагог, реформатор балета. Стремился преодолеть условности академического балета, заменял пантомиму танцем, добивался исторической достоверности оформления спектакля. Значительным явлением стал балет "Дон Кихот" в его постановке, который и по сей день в репертуаре балетных театров всего мира.

Григорович Юрий Николаевич (р. 1927), русский хореограф. Много лет был главным балетмейстером Большого театра, где поставил балеты "Спартак", "Иван Грозный" и "Золотой век", а также свои редакции балетов классического наследия. Во многих из них выступала его жена, Наталия Бессмертнова. Внес большой вклад в развитие русского балета.

Дункан Айседора (1877-1927), американская танцовщица. Одна из основоположниц танца модерн. Дункан выдвинула лозунг: "Свобода тела и духа рождает творческую мысль". Она резко выступала против школы классического танца и пропагандировала развитие массовых школ, где дети в танце познавали бы красоту естественных движений человеческого тела. Идеалом для Дункан служили древнегреческие фрески и скульптура. Традиционный балетный костюм она заменила легкой греческой туникой и танцевала без обуви. Отсюда возникло название "танец босоножек". Дункан талантливо импровизировала, ее пластика состояла из ходьбы, бега на полупальцах, легких прыжков и выразительных жестов. В начале XX века танцовщица пользовалась большой популярностью. В 1922 году вышла замуж за поэта С. Есенина и приняла советское гражданство. Однако в 1924 году уехала из СССР. Искусство Дункан, несомненно, оказало влияние на современную хореографию.

Гризи Карлотта (1819-1899), итальянская балерина, первая исполнительница роли Жизели. Выступала во всех столицах Европы и в петербургском Мариинском театре. Отличаясь необыкновенной красотой, она обладала в равной степени страстностью Фанни Эльслер и легкостью Марии Тальони.

Данилова Александра Дионисьевна (1904-1997), русско-американская балерина. В 1924 году уехала из России вместе с Дж. Баланчиным. Была балериной труппы Дягилева вплоть до его смерти, затем танцевала в труппе "Русский Балет Монте-Карло". Очень многое сделала для развития классического балета на Западе.

Де Валуа Нинет (р. 1898), английская танцовщица, хореограф. В 1931 году основала труппу "Вик Уэллс балле", впоследствии получившую название Королевского балета.

Дидло Шарль Луи (1767-1837), французский балетмейстер и педагог. Долгое время работал в Петербурге, где поставил более 40 балетов. Его деятельность в России помогла выдвижению русского балета на одно из первых мест в Европе.

Джоффри Роберт (1930-1988), американский танцовщик, хореограф. В 1956 году основал труппу "Джоффри балле".

Дягилев Сергей Павлович (1872-1929), русский театральный деятель, балетный импресарио, руководитель знаменитого "Русского балета". Стремясь познакомить с русским искусством Западную Европу, Дягилев организовал в Париже в 1907 году выставку русской живописи и серию концертов, а в следующем сезоне - постановку ряда русских опер. В 1909 году собрал труппу, состоявшую из танцоров Императорских театров, и во время летнего отпуска вывез ее в Париж, где провел первый "Русский сезон", в котором участвовали такие танцовщики, как А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, М.М. Фокин, В.Ф. Нижинский. "Сезон", прошедший с огромным успехом и ошеломивший публику своей новизной, стал настоящим триумфом русского балета и, безусловно, оказал огромное влияние на последующее развитие мировой хореографии. В 1911 году Дягилев создал постоянную труппу "Русский балет Дягилева", просуществовавшую до 1929 года. Он избрал балет проводником новых идей в искусстве и видел в нем синтез современной музыки, живописи и хореографии. Дягилев был вдохновителем создания новых шедевров и умелым открывателем талантов.

Истомина Авдотья Ильинична (1799-1848), ведущая танцовщица Петербургского балета. Обладала редким сценическим обаянием, грацией, виртуозной техникой танца. В 1830 году из-за болезни ног перешла на мимические партии, а в 1836 году оставила сцену. У Пушкина в "Евгении Онегине" есть посвященные ей строки:

Блистательна, полувоздушна,Смычку волшебному послушна,Толпою нимф окружена,Стоит Истомина; она,Одной ногой касаясь пола,Другою медленно кружит,И вдруг прыжок, и вдруг летит,Летит, как пух от уст Эола;То стан совьет, то разовьетИ быстрой ножкой ножку бьет.

Камарго Мари (1710-1770), французская балерина. Прославилась виртуозным танцем, выступая в Парижской опере. Первой из женщин стала исполнять кабриоли и антраша, ранее считавшиеся принадлежностью техники исключительно мужского танца. Она также укоротила юбки, чтобы иметь возможность свободнее двигаться.

Карсавина Тамара Платоновна (1885-1978), ведущая балерина петербургского Императорского балета. Выступала в труппе Дягилева с первых спектаклей и часто была партнершей Вацлава Нижинского. Первая исполнительница во многих балетах Фокина.

Килиан Иржи (р. 1947), чешский танцовщик и хореограф. С 1970 года танцевал в труппе Штутгартского балета, где и осуществил свои первые постановки, с 1978 года - руководитель "Нидерландского танцевального театра", который благодаря ему завоевал мировую славу. Его балеты ставят во всех странах мира, их отличает особый стиль, основанный главным образом на адажио и эмоционально насыщенных скульптурных построениях. Влияние его творчества на современный балет очень велико.

Колпакова Ирина Александровна (р. 1933), русская балерина. Танцевала в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова. Балерина классического стиля, одна из лучших исполнительниц роли Авроры в "Спящей красавице". В 1989 году по приглашению Барышникова стала педагогом в "Американ балле тиэтр".

Кранко Джон (1927-1973), английский хореограф южно-африканского происхождения. Большую известность получили его постановки многоактных повествовательных балетов. С 1961 года и до конца жизни руководил Штутгартским балетом.

Кшесинская Матильда Феликсовна (1872-1971), русская артистка, педагог. Обладала яркой артистической индивидуальностью. Ее танец отличался бравурностью, жизнерадостностью, кокетливостью и в то же время классической законченностью. В 1929 году открыла свою студию в Париже. У Кшесинской брали уроки видные зарубежные танцовщицы, в том числе И. Шовире и М. Фонтейн.

Лепешинская Ольга Васильевна (р.1916), русская танцовщица. В 1933-1963 годах работала в Большом театре. Обладала искрометной техникой. Ее исполнение отличалось темпераментом, эмоциональной насыщенностью, чеканностью движений.

Лиепа Марис Эдуардович (1936-1989), российский танцор. Танец Лиепы выделялся мужественной, уверенной манерой, широтой и силой движений, четкостью, скульптурностью рисунка. Продуманность всех деталей роли и яркая театральность сделали его одним из интереснейших "танцующих актеров" балетного театра. Лучшей ролью Лиепы была партия Красса в балете "Спартак" А. Хачатуряна, за которую он получил Ленинскую премию.

Макарова Наталия Романовна (р.1940), танцовщица. В 1959-1970 годах - артистка Театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Уникальные пластические данные, совершенное мастерство, внешнее изящество и внутренняя страсть - все это характерно для ее танца. С 1970 года балерина живет и работает за рубежом. Творчество Макаровой умножило славу русской школы и повлияло на развитие зарубежной хореографии.

Макмиллан Кеннет (1929-1992), английский танцовщик и хореограф. После смерти Ф. Аштона он был признан самым влиятельным хореографом в Англии. Стиль Макмиллана - сочетание классической школы с более вольной, гибкой и акробатической, получившей развитие в Европе.

Максимова Екатерина Сергеевна (р. 1939), русская балерина. Поступила в труппу Большого театра в 1958 году, где с ней репетировала Галина Уланова, и вскоре стала исполнять ведущие роли. Обладает большим сценическим обаянием, филигранной отточенностью и чистотой танца, грацией, изяществом пластики. Ей одинаково доступны комедийные краски, тонкий лиризм и драматичность.

Маркова Алисия (р. 1910), английская балерина. Еще подростком танцевала в труппе Дягилева. Одна из самых знаменитых исполнительниц роли Жизели, отличалась исключительной легкостью танца.

Мессерер Асаф Михайлович (1903-1992), русский танцовщик, балетмейстер, педагог. В балетной школе начал заниматься с шестнадцати лет. Очень скоро он стал классическим танцовщиком-виртуозом необычного стиля. Постоянно увеличивая сложность движений, вносил в них энергию, спортивную силу и азарт. На сцене он казался летающим атлетом. При этом обладал ярким комедийным даром и своеобразным художественным юмором. Особенно прославился как педагог, с 1946 года вел класс для ведущих танцовщиков и балерин в Большом театре.

Мессерер Суламифь Михайловна (р.1908), русская танцовщица, педагог. Сестра А. М. Мессерера. В 1926-1950 годах - артистка Большого театра. Танцовщица необычайно широкого репертуара, исполняла партии от лирических до драматических и трагедийных. С 1980 года живет за рубежом, преподает в разных странах.

Моисеев Игорь Александрович (р.1906), российский балетмейстер. В 1937 году создал Ансамбль народного танца СССР, ставший выдающимся явлением в истории мировой танцевальной культуры. Поставленные им хореографические сюиты - настоящие образцы народного танца. Моисеев - почетный член Академии танца в Париже.

Мясин Леонид Федорович (1895-1979), русский хореограф и танцовщик. Учился в московском Императорском балетном училище. В 1914 году поступил в балетную труппу С.П.Дягилева и дебютировал в "Русских сезонах". Талант Мясина - хореографа и характерного танцора - стремительно развивался, и вскоре танцовщик приобрел мировую известность. После смерти Дягилева Мясин возглавил труппу "Русский балет Монте-Карло".

Нижинский Вацлав Фомич (1889-1950), выдающийся русский танцовщик и хореограф. В 18-летнем возрасте исполнял главные роли в Мариинском театре. В 1908 году Нижинский познакомился с С. П. Дягилевым, который пригласил его как ведущего танцовщика участвовать в "Русском балетном сезоне" 1909. Парижская публика с энтузиазмом приветствовала блестящего танцора с его экзотической внешностью и поразительной техникой. Затем Нижинский вернулся в Мариинский театр, но вскоре был уволен (вышел в слишком откровенном костюме в спектакле "Жизель", который посетила вдовствующая императрица) и стал постоянным членом дягилевской труппы. Вскоре он попробовал свои силы как хореограф и сменил на этом посту Фокина. Нижинский был кумиром всей Европы. В его танце сочетались сила и легкость, он поражал публику своими захватывавшими дух прыжками. Многим казалось, что танцор замирает в воздухе. У него был замечательный дар перевоплощения и незаурядные мимические способности. На сцене от Нижинского исходил мощный магнетизм, хотя в повседневной жизни он был робок и молчалив. Полному раскрытию его таланта помешала психическая болезнь (начиная с 1917 года он находился под наблюдением врачей).

infourok.ru

>

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Дункан Айседора (27.05.1878, Сан-Франциско — 14.09.1927, Ницца), американская танцовщица. Одна из первых современных танцовщиц, противопоставившая классической школе балета свободный пластический танец.

В 1903 г. впервые выступила с концертной программой в Будапеште. Отрицая школу классического танца, Дункан выдвигала принципы общедоступности танцевального искусства, отстаивала идею всеобщего художественного воспитания детей. В своих творческих поисках опиралась на образцы древнегреческого пластического искусства, стремилась органически связать танец и музыку. Дункан отказалась от условных жестов и поз, пользовалась естественными выразительными движениями. Балетный костюм (пачку, трико) заменила свободной туникой, танцевала без обуви («танец босоножек»). Дункан считала, что движения в танце обусловливаются «внутренним импульсом».

В концертных выступлениях использовала классическую симфоническую и фортепьянную музыку, иллюстрируя танцем произведения Л.Бетховена, П.Чайковского и др. Танец Дункан близок пантомиме, он состоял из элементов ходьбы, бега на «полупальцах», выразительных жестов. Танцовщица достигала большого эмоционального воздействия на зрителя. «Свободные движения», не подкрепленные техникой танца, значительно обедняли ее искусство. Дункан не оставила системы, которая могла бы удовлетворить требованиям профессионального хореографического искусства.

Основанные Дункан школы в Германии (1904), Франции (1912), США (1915) существовали недолго. Дункан гастролировала по Европе, неоднократно приезжала в Россию (1905, 1907—1913 гг.) В 1921—1924 гг. жила в СССР. В 1921 г. организовала в Москве студию (существовала до 1949), которой после отъезда Дункан руководила ее приемная дочь Ирма Дункан.Большая Советская Энциклопедия, т.8.Так сжато и холодно пишет энциклопедия о ней. Всего несколько строчек...и вся жизнь в них. Не буду много про нее писать, просто несколько строк о ней, Родене, Есенине и фотографии. Застывшие изображения... вот и все, что осталось от босоножки. Как жалко, но от большинства не останется и этого, увы...

В 1900 году она решила покорить Париж, а покорила Родена. В Париже все были без ума от Всемирной выставки, на ней она впервые увидела работы Огюста Родена. И влюбилась в его гений. Желание увидеть скульптора становилось нестерпимым. Она набралась решимости и без приглашения явилась в мастерскую на улице Юниверсите.

Они подолгу разговаривали: старый, уставший мастер учил молодую, полную сил танцовщицу искусству жить в искусстве – не падать духом от неудач и несправедливой критики, внимательно прислушиваться к различным мнениям, но верить только себе, своему разуму и интуиции, и не рассчитывать сразу на большое число сторонников.Он чувствовал, что влюбляется в эту юную танцовщицу, и ничего не мог с собой поделать. Ему было немного за 60, ей чуть-чуть перевалило за 20, любовь была немыслима, ни к чему не вела и ничего не обещала. У неё просто не было и не могло быть будущего. И прекрасно понимая это, он мучался и страдал, но не показывал виду, боясь обидеть её.

А спустя почти двадцать лет она встретила Сергея Есенина, свою любовь. Про их отношения написано много. Да, ее главной биографической тайной оставался любовный роман с русским поэтом Сергеем Есениным.

Исследователи оперируют набором цитат, которые якобы помогают нам приоткрыть завесы над главной тайной в личной жизни великой танцовщицы. Возможно, магнетизм Сергея Есенина, много писавшего про любовь, можно развенчать через обойму из едких цитат Айседоры Дункан. Мелодраматизма добавят гостиничные байки о том, как на зеркалах в спальне и по всему дому она выводила губной помадой "Есенин есть Ангелъ". Взбалмошного Есенина нарекли "первым законным мужем". Он почему-то дал согласие на законный брак.

В октябре 1921 года Айседора явилась на чаепитие в студию известного художника Георгия Богдановича Якулова на Большой Садовой. Она была в своей стихии в этой богемной компании и только рада была принять приглашение. Она появилась в студии Якулова после полуночи. Друг Есенина поэт и беллетрист Анатолий Мариенгоф, который был там, описывает ее появление и то, что за этим последовало: "Красный, мягкими складками льющийся хитон; красные, с отблесками меди, волосы; большое тело, ступающее мягко и легко. Она обвела комнату глазами, похожими на блюдца из синего фаянса, и остановила их на Есенине. Она окунула руку в его кудри и сказала: "Золотая голова!" Было неожиданно, что она, знающая не больше десятка русских слов, знала именно эти два."

Они стали супругами незадолго перед отъездом за границу. Катастрофа произошла в тот день, когда она получила телеграмму: "Ялта гостиница Россия Айседоре Дункан Я люблю другую женат счастлив Есенин". Но и после мучительного разрыва Есенин оставался для Айседоры ангелом, спасшим женщину от самоубийства... Увы, автомобильный рок давно висел над американкой, восстановившей танцевальный шаманизм. Машины словно мстили тому оператору катарсиса, что покорил человеческое тело и человеческие души. Известно, что ее дети Дирдре и Патрик находились в машине, упавшей в Сену. Они захлебнулись в потоках темной холодной воды. На берег автомобиль достали с бездыханными телами. Чудовищный случай. Маленьким беззащитным ребенком она ощутила себя в тот день, когда узнала об измене русского мужа. Отныне одинокая Айседора Дункан была обречена на поражение и смерть.

1925 год окончился известием из России о смерти Есенина. Он покончил с собой в том самом номере ленинградского отеля, в котором он впервые останавливался с Айседорой. Кровью из вскрытой вены на левом запястье было написано стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья". И, написав его неназванному другу, поэт повесился и был обнаружен мертвым на следующее утро служащими отеля... В парижские газеты Айседора обратилась со следующим письмом: "Известие о трагической смерти Есенина причинило мне глубочайшую боль. У него была молодость, красота, гений. Неудовлетворенный всеми этими дарами, его дерзкий дух стремился к недостижимому, и он желал, чтобы филистимляне пали пред ним ниц. Он уничтожил свое юное и прекрасное тело, но дух его вечно будет жить в душе русского народа и в душе всех, кто любит поэтов. Я категорически протестую против легкомысленных и недостоверных высказываний, опубликованных американской прессой в Париже. Между Есениным и мной никогда не было никаких ссор, и мы никогда не были разведены. Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием. Айседора Дункан".

 

И тем не менее...Из воспоминаний Александра Тарасова-Родионова, (литератора, приятеля Есенина), недавно извлеченных из архива. Он записал последний разговор с поэтом в декабре 1925 года, буквально накануне рокового отъезда Есенина в Ленинград. Встреча произошла в Госиздате, куда Есенин пришел за гонораром. Тарасов-Родионов стал по-приятельски укорять Есенина за его легкомысленное отношение к женщинам. Сергей Александрович оправдывался: 

"- А Софью Андреевну... Нет, я ее не любил... я ошибся и теперь разошелся с ней окончательно. Но себя я не продавал... А Дункан я любил, горячо любил, горячо любил. Только двух женщин любил я в жизни. Это Зинаиду Райх и Дункан. А остальные...

Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк.Я искал в этой женщине счастья,А нечаянно гибель нашел...

Сергей Есенин

"Она пережила Есенина, злой рок преследовал ее и как ее дети, так и она погибла от автомобиля. Ее длинный шарф запутался в колесах и удушил босножку. А после нее остались фото и... любовь.Все же рядом с Великими всегда находятся Великие, а посредственности так и живут среди посредственностей. Закон? Аксиома? Наверно, да! А ведь большинство людей хочет сиять и блистать, оставить свой след на земле...но как и чем? Нет, это удел избранных... талантливых и... счастливых!"

Директор

Наталья Владимировна Пеннер

sdtsor3.ucoz.ru