Великая русская балерина Анна Павлова родилась 12 февраля 1881 года в Санкт-Петербурге. Девочка была незаконнорожденной, ее мать работала горничной у известного банкира Лазаря Полякова, он и считается отцом ребенка. Сам финансист свою причастность к ее рождению не признал, однако не возражал против того, чтобы девочка была записана как Анна Лазаревна.
Мать Ани покинула дом Полякова с ребенком на руках и поселилась в пригороде Санкт-Петербурга. Девочка росла и развивалась под присмотром матери, которая всячески старалась привить дочери любовь к искусству.
Однажды мама отвела Аню в Мариинский театр. Давали "Спящую красавицу" Петра Ильича Чайковского. С первыми звуками оркестра Аня притихла. Потом не отрываясь смотрела балет, затаив дыхание, сердце ее трепетало от восторга, как от прикосновения к прекрасному.
Во втором акте мальчики и девочки на сцене танцевали вальс.
- Ты хотела бы так танцевать? - спросила мать Аню в антракте, имея ввиду танец кордебалета.
- Нет... Я хочу танцевать так, как это делала спящая красавица... - ответила девочка.
После посещения сказочного места под названием Мариинский театр Аня стала мечтать о балете. Все разговоры в доме отныне были только на тему хореографического искусства, девочка с утра до ночи танцевала перед зеркалом, ложилась и вставала с мыслью о балете. Увлечение выглядело совсем не по-детски, танцы стали частью ее жизни.
Мать, видя это, отвела Аню в балетную школу. На тот момент девочке едва исполнилось восемь лет. Педагоги посоветовали прийти через два года, отметив при этом несомненные способности Ани. В 1891 году будущая балерина была принята в Петербургское училище театрального искусства на балетное отделение.
Учеба носила спартанский характер, все было подчинено строжайшей дисциплине, занятия длились по восемь часов в день. Но в 1898 Анна окончила училище с отличием. Выпускной спектакль назывался "Мнимые дриады", в нем девушка станцевала партию дочери дворецкого.
Анну сразу приняли в состав Мариинского театра. Ее дебют состоялся в балете "Тщетная предосторожность" в па-де-труа (танец втроем). Уже через два года Анна Павлова станцевала главную партию в постановке на музыку Цезаря Пуни "Дочь Фараона". Затем начинающая балерина выступила в партии Никии в "Баядерке", которую поставил сам Мариус Петипа, патриарх русского балета. В 1903 году Павлова уже выступила в главной роли в балете "Жизель".
В 1906 году Анна была назначена ведущей танцовщицей балетной труппы Мариинского театра. Началась по-настоящему творческая работа по поиску новых форм. Русский балет требовал обновления, и Павловой удалось создать несколько образов в духе современности, сотрудничая с балетмейстером-новатором Александром Горским, который стремился к драматизации сюжета и был убежденным сторонником некоторой трагичности в танце.
В начале 20 века русский балет был под влиянием реформаторских течений. Одним из самых ярых сторонников радикальных перемен в балетном искусстве был хореограф Михаил Фокин. Он отказался от традиционного отделения танца от пантомимы. Следующей целью реформатора Фокина была отмена использования в балете готовых форм, движений и комбинаций. Он предлагал импровизацию в танце как основу всего балетного искусства.
Анна Павлова выступила первой исполнительницей основных партий в постановках Михаила Фокина. Это были "Египетские ночи", "Береника", "Шопениана", "Виноградная лоза", "Эвника", "Павильон Армиды". Но главным результатом сотрудничества стал балет "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса, которому суждено было стать одним из символов русского балета 20 века. История балерины Павловой неразрывно связана с этим шедевром хореографии. Балетная сцена об умирающем лебеде потрясла весь мир.
В декабре 1907 года на одном из благотворительных концертов Анна Павлова исполнила "Умирающего лебедя". Композитор Камиль Сен-Санс, присутствовавший при этом, был потрясен трактовкой своей музыки и выразил глубокое восхищение талантливым исполнением миниатюры. Он лично благодарил балерину за доставленное удовольствие, преклонив колена со словами: "Благодаря вам я понял, что мне удалось написать прекрасную музыку".
Лучшие балерины на всех континентах пробовали исполнить знаменитую балетную миниатюру. После Анны Павловой в полной мере это удалось Майе Плисецкой.
В 1907 Императорский Мариинский театр выехал за границу. Выступления прошли в Стокгольме. Вскоре после возвращения в Россию Анна Павлова, балерина с мировым именем, ушла из родного театра, значительно пострадав при этом материально, поскольку ей пришлось выплатить огромную неустойку за срыв контракта. Однако это не остановило танцовщицу.
Анна Павлова, балерина с обширными творческими планами, уехала в Париж, где начала участвовать в "Русских сезонах" и вскоре стала звездой проекта. Тогда же она встретилась с Виктором Дандре, большим ценителем балетного искусства, который сразу взял шефство над Анной, снял ей апартаменты в Парижском пригороде, оборудовал танцкласс. Однако все это стоило достаточно дорого, и Дандре растратил казенные деньги, за что был арестован и отдан под суд.
Тогда Павлова Анна Павловна заключила очень дорогой, но кабальный договор с лондонским агентством "Брафф", по условиям которого она должна была выступать ежедневно, причем дважды в день. Полученные деньги помогли вызволить Виктора Дандре из тюрьмы, так как его долги удалось погасить. Влюбленные обвенчались в одной из парижских православных церквей.
После того как Павлова частично отработала по контракту с агентством "Брафф", она создала собственную балетную труппу и стала с триумфом выступать во Франции и Великобритании. Полностью рассчитавшись с агентством, Анна Павлова, личная жизнь которой уже была налажена, поселилась вместе с Дандре в Лондоне. Их домом стал особняк Айви-Хауз с прудом неподалеку, где обитали прекрасные белые лебеди. Отныне жизнь Анны Павловой была неразрывно связана и с этим замечательным домом, и с благородными птицами. Балерина находила успокоение, общаясь с лебедями.
Павлова Анна Павловна, натура деятельная, вынашивала планы по своему творческому развитию. Ее супруг, по счастью, вдруг обнаружил способности к продюсированию и занялся продвижением карьеры жены. Он стал официальным импресарио Анны Павловой, и великая балерина могла уже не беспокоиться о своем будущем, оно было в надежных руках.
В 1913 и 1914 годах танцовщица выступала в Москве и Петербурге, в том числе и в Мариинке, где она в последний раз станцевала партию Никии. В Москве Анна Павлова вышла на сцену Зеркального театра в саду "Эрмитаж". После этого выступления она уехала в длительное турне по Европе. Далее последовали многомесячные гастроли в США, Бразилии, Чили и Аргентине. Затем, после небольшого перерыва, Дандре организовал турне по Австралии и азиатским странам.
Еще в первые годы работы в Мариинском театре, после окончания училища, Анна Павлова почувствовала потенциальные возможности для изменения устоявшихся канонов в балетном искусстве. Молодая балерина испытывала острую потребность в переменах. Ей казалось, что хореография может быть расширена и обогащена за счет новых форм. Классика жанра представлялась чем-то устаревшим, требующим кардинального обновления.
Репетируя свою партию в "Тщетной предосторожности", Павлова предложила Мариусу Петипа сделать революционный шаг и заменить короткую юбку-кринолин на длинную облегающую тунику, сославшись при этом на знаменитую Марию Тальони, представительницу балета эпохи романтизма, которая ввела в обиход балетную пачку и пуанты, а потом отказалась от короткой юбки в пользу ниспадающей одежды.
Балетмейстер Петипа прислушался к мнению Анны, ее переодели, и Мариус просмотрел танец от начала до конца. После этого балетная пачка стала атрибутом спектаклей типа "Лебединое озеро", где короткая юбочка уместна по стилю постановки. Многие посчитали введение туники как основного вида балетной одежды нарушением канонов, но тем не менее длинная ниспадающая одежда балерины была позже отмечена в искусстве балетного костюма как необходимая часть спектакля.
Сама Анна Павлова называла себя первооткрывательницей и реформатором. Она гордилась тем, что ей удалось отказаться от "тю-тю" (юбочки-кринолина) и одеться более подобающим образом. Ей пришлось долго спорить с ценителями традиционного балета и доказывать, что балетная пачка подходит далеко не ко всем спектаклям. И что театральные костюмы должны подбираться в соответствии с происходящим на сцене, а не в угоду классическим канонам.
Оппоненты Павловой утверждали, что открытые ноги - это прежде всего демонстрация техники танца. Анна соглашалась, но при этом высказывалась за большую свободу в выборе костюма. Она считала, что кринолин давно стал академическим атрибутом и совершенно не располагает к творчеству. Формально правы были обе стороны, однако последнее слово решили оставить за публикой.
Анна Павлова сожалела только об одном недостатке длинной одежды - туника лишала балерину "порхливости". Это слово придумала она сама, термин означал, что складки сковывали летящие движения тела, вернее, они скрывали сам полет. Но потом Анна научилась использовать этот недостаток. Балерина предложила партнеру подбрасывать ее немного выше, чем обычно, и все стало на свои места. В танце появилась требуемая свобода движения и грациозность.
"Никогда не встречал такой божественной легкости, невесомой воздушности и столь грациозных движений". Так писал крупнейший французский хореограф Серж Лифарь о своей встрече с русской балериной Анной Павловой.
"С первой минуты был покорен естеством ее пластики, она танцевала, как дышала, легко и непринужденно. Никакого стремления к правильному балету, фуэте, виртуозным фокусам. Только природная красота естественных телодвижений и воздушность, воздушность..."
"Увидел в Павловой не балерину, а гения танца. Она подняла меня с земли ввысь, я не мог ни рассуждать, ни оценивать. Недостатков не было, как не может их быть у божества".
Анна Павлова вела активную гастрольную жизнь в течение 22 лет. За этот период она приняла участие в девяти тысячах спектаклей, две трети из которых прошли с исполнением главных ролей. Переезжая из города в город, балерина преодолела не менее 500 тысяч километров на поезде. Итальянский мастер по изготовлению балетной обуви шил для Анны Павловой по две тысячи пар пуантов в год.
В перерывах между гастрольными поездками балерина отдыхала вместе с мужем в своем доме, среди ручных лебедей, в тени деревьев, возле по-прежнему чистого пруда. В один из таких приездов Дандре пригласил известного фотографа Лафайетта, и тот сделал серию снимков Анны Павловой с ее любимым лебедем. Сегодня эти фотографии воспринимаются как память о великой балерине 20 века.
В Австралии в честь русской балерины Анны Павловой придумали десерт "Павлова" из экзотических фруктов с добавлением безе. Кстати, новозеландцы утверждают, что это они создали фруктовое лакомство.
Однажды Анна Павлова станцевала на театральной сцене популярный мексиканский народный танец "харабе тапатио", что означает "танец со шляпой", в своей интерпретации. Восторженные мексиканцы забросали балерину и всю сцену шляпами. А в 1924 году этот танец был объявлен национальным танцем Мексиканской Республики.
В Китае Анна Павлова удивила публику, станцевав без остановки 37 фуэте на маленькой площадке, установленной на спине слона, шагающего по полю.
Голландские цветоводы вырастили особый сорт тюльпанов белоснежного цвета, который получил имя великой балерины Анны Павловой. Изящные цветы на тонких стеблях, как бы символизируют грацию.
В Лондоне воздвигли несколько различных памятников, посвященных балерине. Каждый из них относится к определенному периоду ее жизни. Три монумента установлены около дома Айви-Хауз, в котором Павлова прожила большую часть своей жизни.
Анна отличалась редким человеколюбием, она занималась благотворительностью, открыла несколько сиротских приютов и ночлежных домов для бездомных детей. Девочки и мальчики из постояльцев этих заведений, имеющие способности к танцу, отбирались и направлялись в школу детской хореографии, открытую в доме Айви-Хауз.
Отдельной акцией благотворительности Анны Павловой была ее помощь голодающим Поволжья. Кроме того, по ее поручению регулярно отправлялись посылки в Санкт-Петербургскую балетную школу.
Анна Павлова умерла от пневмонии 23 января 1931 года в городе Гаага, во время гастролей. Балерина простудилась на репетиции в холодном зале. Прах ее находится в колумбарии "Голдерс Грин", в Лондоне. Урна расположена рядом с останками ее супруга Виктора Дандре.
Жизнь и судьба всемирно известной балерины была отражена в пятисерийном телефильме, поставленном по сценарию Эмиля Лотяну.
Киноистория рассказывает о короткой, но полной событий жизни великой балерины и прекрасного человека по имени Анна Павлова. 1983 год, время выхода сериала на экран, был годом 102-летия со дня рождения танцовщицы. В фильме участвует множество персонажей, а роль Павловой исполнила актриса Галина Беляева.
fb.ru
Балерина Екатерина Крысанова – прима Большого театра. Она считается одной из лучших российских танцовщиц своего поколения, тогда как факты частной жизни артистки остаются тайной для публики. Фото балерины Екатерины Крысановой и сведения о ее творческой и личной биографии помогут ближе познакомиться со звездой театра.
Год рождения балерины – 1985. Семья Екатерины не связана с миром искусства. Отец Крысановой в юности занимался спортивной гимнастикой и поощрял физическую активность дочери.
Екатерина с ранних лет была подвижным ребенком, любила зимние виды спорта и катание на санках. С 3 лет она проявляла способности к танцу. Мать Крысановой по совету педагогов отдала дочку в хореографическую студию. С этого момента началось профессиональное развитие будущей примы.
Школьные годы балерины прошли в Центре оперного пения Г. Вишневской (отделение танца) и в училище М. Лавровского.
В возрасте 16 лет Екатерина стала студенткой Государственной академии хореографии в Москве. Здесь Крысанова приобрела наставницу в лице Светланы Адырхаевой, которая является репетитором примы сегодня.
Способности Екатерины были отмечены несколькими призами в первые годы учебы. В 2001-2002 гг. она завоевала гран-при балетного соревнования в Люксембурге и третье место в конкурсе имени Вагановой.
Первой партией 17-летней студентки стала Лизетта в спектакле «Волшебная флейта».
Выпускница Московской академии хореографии была принята в штат Большого театра в 2003 г. 5 лет спустя Крысанова заняла место примы. Сегодня она сохраняет ведущее положение на главной сцене московского балета.
Екатерина востребована в постановках Большого театра. У нее насыщенный репертуар, в котором присутствует большинство ведущих партий классических балетов. В списке спектаклей с участием примы фигурируют «Дон Кихот», «Золушка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Лебединое озеро» и другие постановки.
Современная хореография Большого театра в исполнении Екатерины Крысановой – балет «Драгоценности». Спектакль Дж. Баланчина - фантазия о хореографических школах разных эпох и стран, представленных танцовщиками в «ювелирных» костюмах. Крысанова в образе Рубина отвечает за современный американский балет.
Екатерина не дает однозначного ответа на вопрос о любимой роли. Среди сценических героинь по характеру ей наиболее близка энергичная Китри из «Дон Кихота». Симпатия артистки находит подтверждение в отзывах балетоманов. Они отмечают достоверность жизнерадостного персонажа в исполнении Екатерины Крысановой.
Классическая хореография занимает ведущее место в профессиональной системе ценностей балерины. Для Крысановой традиции являются базой, на которой строятся физические способности и техника танцовщика. По мнению Екатерины, для артиста, качественно исполняющего классические элементы, нет ничего невозможного в авангардных постановках.
Театральные заслуги примы Большого театра удостоены нескольких наград:
Начиная с середины 2000-х балерина Екатерина Крысанова – частый гость на международных площадках. Оставаясь примой Большого театра, артистка работает с американскими, немецкими и французскими труппами.
С 2009 г. Крысанова часто гастролирует по Германии. В Англии она принимала участие в гала-концерте, посвященном памяти Галины Улановой.
Сотрудничество Екатерины Крысановой с балетом Монте-Карло осуществилось в спектакле «Укрощение строптивой». Хореограф труппы Жан-Кристоф Майо перенес постановку Большого театра на родную сцену и пригласил московскую приму выступить в роли Катарины.
«Отражения» - экспериментальный русско-американский балетный проект продюсера Сергея Даниляна. Современные хореографы поставили номера для молодых танцовщиков. Крысанова воплотила идею швейцарского автора Кэрол Армитаж о механике балета-модерн.
Екатерина открыта предложениям иностранных трупп о совместной работе. Мечта Крысановой – выступления на сценах Нью-Йорка, Милана и Парижа. Она считает зарубежные контракты интересным опытом, который необходим для творческого обогащения артиста. Однако карьера в Большом театре остается для Крысановой приоритетным направлением профессионального развития.
Балерина Екатерина Крысанова – редкий персонаж светской хроники и журнальных публикаций. Она отказывается от многих предложений о модных фотосессиях и интервью, поскольку считает их пустой тратой времени и сил. Крысанова соглашается на проекты, которые считает важными и интересными. Большинство из них связаны с балетом.
В 2011 г. Екатерина появилась в телешоу Ильи Авербуха «Болеро». Дуэты, составленные из профессиональных артистов балета и танцовщиков-любителей, соревновались за звание лучшей пары. Партнером Крысановой был фигурист Максим Шабалин. Их тандем не завоевал первого места, но заслужил высокие оценки судей и зрителей за драматизм исполнения.
В 2015 г. Крысанова получила коммерческое предложение от бренда Freddy. Марка производит тренировочные костюмы и предоставляет одежду для репетиций ведущим балетным труппам мира.
Екатерина Крысанова участвовала в рекламной фотосессии Freddy на фоне Большого театра. Динамичные снимки продемонстрировали преимущества брендовой одежды и хореографические возможности танцовщицы.
Точные показатели роста и веса балерины Екатерины Крысановой остаются секретом для публики. Посетители театральных форумов дают положительную оценку техническому мастерству артистки, но не приводят данных о ее физических параметрах.
Фотографии примы выступают иллюстрациями к публикациям об эталонной фигуре современной танцовщицы. Статьи позволяют установить примерный рост балерины Екатерины Крысановой (меньше 180 см) и массу тела (около 50 кг).
Физические нагрузки танцовщиц на сцене – основной секрет поддержания формы. Балерина Екатерина Крысанова вес контролирует, но после напряженных репетиций разрешает себе послабления в диете, в которых признается подписчикам инстаграма.
Частная биография артистки остается за кадром. Балерина Екатерина Крысанова о личной жизни рассказывает мало. Звезда видит большую заслугу родителей в становлении своей сценической карьеры. Мама звезды - ее эксперт в вопросах одежды и цветовых сочетаний.
Из интервью 2017 года известно, что детей и мужа у балерины Екатерины Крысановой нет. Она не исключает появления собственной семьи в будущем. Екатерина считает рождение детей предназначением женщины. По мнению Крысановой, когда у прима-балерины есть ребенок, гордящийся знаменитой матерью, ее карьера обретает новый смысл.
Работа на сцене поглощает большую часть времени балерины Екатерины Крысановой. Четкий режим с единственным выходным днем в неделю определяет ритм жизни танцовщицы на протяжении всей карьеры.
Редкие минуты отдыха Екатерина посвящает чтению и рукоделию. Хобби Крысановой – вышивание картин на пяльцах.
Балерина проводит отпуск на морском побережье в России или Европе. Рабочие гастрольные поездки не позволяют ей уделять много времени посещению музеев. На каникулах Крысанова совмещает расслабленный пляжный отдых с осмотром достопримечательностей.
Сегодня творчество занимает главное место в жизни Екатерины Крысановой. Она исполняет партии в классических постановках Большого театра и участвует в экспериментальных спектаклях.
В апреле 2018 г. балерина появилась на международном фестивале Dance Open в Санкт-Петербурге. В паре с Игорем Цвирко она получила награду конкурса в номинации за лучший дуэт.
Екатерина участвовала в китайском гастрольном туре Большого театра, который состоялся в мае 2018 г. На пекинской сцене она выступила в балете «Пламя Парижа».
Сейчас Крысанова поддерживает Vivat Theatre – проект танцовщика и хореографа Ивана Васильева. Прима Большого театра занята в его постановке «Любовь есть везде» на музыку Игоря Стравинского.
Екатерина Крысанова – идеальное воплощение образа классической танцовщицы. Жизнь артистки подчинена требованиям сценического искусства. В своем творчестве Крысанова сохраняет и развивает традиции русской балетной школы. Заслуги Екатерины перед отечественной хореографией принесли ей статус примы лучшего театра страны и находят признание на государственном уровне.
fb.ru
12 февраля исполняется 135 лет со дня рождения выдающейся русской балерины и педагога Анны Павловой, чей номер "Лебедь", поставленный на музыку Камиля Сен-Санса стал символом русской балетной хореографии.
Русская балерина, педагог, постановщик Анна Павловна (по другим источникам, Матвеевна) Павлова родилась 12 февраля (31 января по старому стилю) 1881 года в Петербурге в семье солдата и прачки. По некоторым источникам, она была внебрачной дочерью еврейского банкира.
В 1891 году поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой), где занималась у Екатерины Вазем и Павла Гердта.
В 1899 году по окончании училища Павлова была принята в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра.
Дебютировала в маленькой роли в балете "Тщетная предосторожность", затем в "Баядерке" Людвига Минкуса. В 1903 году ей была доверена партия Жизели в одноименном балете Адольфа Адана, где молодая балерина смогла поразить публику глубиной психологической трактовки образа и красотой танца. Вслед за этим успехом Павлова получила главные роли в "Наяде и рыбаке" Цезаря Пуни, "Пахите" Эдуара Дельдевеза, "Корсаре" Адана, "Дон Кихоте" Людвига Минкуса.
В 1906 году Анна Павлова стала балериной Императорской сцены.
Легенды Анны ПавловойИндивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок натолкнули ее партнера, будущего известного хореографа Михаила Фокина, на создание на музыку Фридерика Шопена "Шопенианы" (1907) – стилизации в духе ожившей гравюры эпохи романтизма. В этом балете она танцевала мазурку и Седьмой вальс с Вацлавом Нижинским. Летящий арабеск Павловой художник Валентин Серов увековечил на афише к первым "Русским сезонам" в Париже (1909).Всероссийскую славу принесли балерине гастроли с труппой Фокина в Москве в 1907 году. Для нее Фокин поставил концертный номер "Лебедь" (позже "Умирающий лебедь") на музыку Камиля Сен-Санса, ставший впоследствии поэтическим символом русской хореографии и самой балерины.
Павлова также в 1907 году танцевала постановках Фокина "Павильоны Армиды" на музыку Николая Черепнина и "Египетские ночи" на музыку Антона Аренского.
Она участвовала в спектаклях "Русского балета" Сергея Дягилева в 1909 году в Париже и в 1911 году в Лондоне.
В 1909 году Анна Павлова впервые выступила с самостоятельной постановкой в Суворинском театре в Петербурге, выбрав для своего дебюта "Ночь" Антона Рубинштейна.
В 1910 году Павлова, создав собственную труппу, отправилась в кругосветное балетное турне, выступая с такими партнерами, как Михаил Мордкин и Лаврентий Новиков. В труппе танцевали не только русские исполнители. В августе 1911 года балерина ненадолго вернулась в Россию, танцевала в Мариинском театре "Баядерку" и "Жизель".
В 1912 году Павлова, осев в Англии, купила дом "Айви-Хауз" в районе Хэмпстед Лондона, где проводила короткий отпуск. В своей студии балерина начала обучать английских детей балетному искусству, в дальнейшем они вошли в состав ее труппы.
В 1914 году Первая мировая война застала ее в Берлине, где балерина была ненадолго задержана как "русская шпионка". Павлова вернулась в Россию, но затем со своей труппой отправилась через океан и в течение долгого времени гастролировала по Северной и Южной Америке. Октябрьский переворот 1917 года она встретила в Латинской Америке.
За 22 года бесконечных турне Павлова проехала на поезде более полумиллиона километров, дала около девяти тысячи спектаклей. Балерина два десятилетия давала по восемь-девять спектаклей в неделю, позволяя себе отдых лишь раз в году – 31 декабря.
Во время гастролей она танцевала миниатюры или небольшие балеты, которые для нее сочинял или возобновлял балетмейстер Иван Хлюстин ("Коппелия", "Тщетная предосторожность", "Фрески Аджанты", "Фея кукол", "Гавот" и др.). Павлова поставила для себя ряд концертных номеров, которые производили впечатление только в ее исполнении ("Калифорнийский мак", "Хризантема", "Осенние листья", "Японская бабочка", "Умирающая роза" и др.). Многие ее миниатюры были созданы под воздействием танцев народов мира, которыми балерина интересовалась во время многочисленных путешествий. Последнее выступление Павловой состоялось в Лондоне 13 декабря 1930 года.
Анна Павлова снялась в немом фильме "Немая из Портичи" (1915, США). В 1924 году в Голливуде были сняты миниатюры в исполнении Павловой, которые впоследствии вошли в фильм "Бессмертный лебедь" (1956).
23 января 1931 года Анна Павлова скончалась в Гааге (Нидерланды). Ее прах был захоронен на кладбище "Гольдерс-Грин" недалеко от ее дома "Айви-Хауз" в Лондоне.
На протяжении долгого времени личные отношения связывали Анну Павлову с горным инженером Виктором Дандре, который в 1910 году был обвинен властями Петербурга в растрате средств, выделенных на строительство Охтинского моста. Анне Павловой пришлось заплатить залог, чтобы его освободили из тюрьмы. Несмотря на подписку о невыезде, Дандре бежал из России и многие годы жил без паспорта. За границей Дандре стал импрессарио и администратором труппы балерины. В 1932 году в Лондоне была издана книга Дандре "Анна Павлова. Жизнь и легенда".
Балерине посвящены художественные и документальные фильмы "Анна Павлова" (1983 и 1985). Французский балетмейстер Ролан Пети поставил балет "Моя Павлова".
В усадьбе "Айви-Хауз", где в настоящее время размещается лондонский Еврейский культурный центр, холл первого этажа превращен в мемориальный музей балерины. На территории "Айви-Хауз" установлены два памятника Анне Павловой – один находится у озера, другой, представляющий балерину в облике стрекозы, – у террасы ее дома.
Приз Петербургской международной балетной премии Dance Open – хрустальный пуант, созданный в 1913 году художником Борисом Фредманом-Клюзелем со слепка ноги балерины Анны Павловой, является одной из уважаемых наград балетного искусства.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru
Понимая, что без регулярных занятий под руководством профессиональных педагогов в настоящем балетном классе она просто погубит свой талант, оттачивать который необходимо было по нескольку часов ежедневно, 16-летняя девочка в военное время решает вернуться в Москву.
Там она снова возвращается в выпускной класс балетного училища, и в 1943 году заканчивает его и получает назначение сразу в труппу Большого театра. Талантливая девушка уже через пару лет после начала работы начинает получать сольные партии, а в 1948 официально получает статус прима-балерины.
Впрочем, ее сценический путь не был таким уж безоблачным. Балет предполагает ежедневные многочасовые упражнения, которых Майя никогда не любила. Отрабатывая партию, она полностью выкладывалась, но монотонные движения у станка навевали на нее тоску. Как и то, что начинать приходилось с небольших партий, хотя она считала себя способной сразу станцевать главные.
Так, в балете «Дон Кихот» до того, как выйти на сцену в главной роли Китри, Майя отыграла абсолютно все женские партии. А в «Спящей красавице» она начинала с образов фей. И лишь повзрослев, Майя поняла, что по сути в балете нет второстепенных ролей. Атмосферу спектакля создает каждый артист, даже массовка, поэтому выкладываться по полной надо всегда.
Это и сделало ее настоящей звездой. Она начала оттачивать каждый взмах рук, каждый прыжок, и таким образом достигла того совершенства, которое принесло ей мировую славу. Во время ее танца практически не смолкали аплодисменты. Зрители буквально благотворили юную приму, а билеты на спектакли с ее участием невозможно было достать уже за несколько недель до объявленной даты.
Из-за независимого нрава Плисецкой и отсутствия склонности к подхалимству у нее сложились очень непростые отношения с главным балетмейстером Большого, Григоровичем. Они вынуждены были работать вместе, но с годами взаимная неприязнь только усиливалась. Григорович приложил руку к тому, чтобы Плисецкую не брали на зарубежные гастроли.
Именно он привлек к дочери «врага народа» пристальное снимание спецслужб, которые и так следили за всеми ведущими артистами. В 1956 балерину несколько раз вызывали на допросы в КГБ, но уличить ее в чем-то серьезном не удалось. По подозрению в шпионской деятельности ее сделали невыездной, и вместо мировых турне отправляли на гастроли в провинциальные театры по всей стране.
После хрущевской оттепели и реабилитации ее отца с Майи наконец-то сняли официально все обвинения, и только тогда мир смог насладиться танцем великой балерины. Она начала активно гастролировать и прославила на весь мир школу советского балета. Великой исполнительнице аплодировали лучшие театры Европы, а стиль ее танца стал каноном балетного искусства.
С 1972 года она начала самостоятельно ставить спектакли и тесном сотрудничестве со вторым мужем, композитором Родионом Щедриным. Естественно, все главные партии она оставляла себе. Так родились ставшие классикой «Чайка», «Дама с собачкой» и «Анна Каренина».
К танцующим у нее балеринам Плисецкая предъявляла очень высокие требования, повторяя, что музыку надо чувствовать всем телом, а не просто двигаться под нее. Благодаря этому поставленные ею спектакли просто завораживали зрителя.
Начиная с 1983 года она активно сотрудничает с лучшими европейскими театрами: ставит спектакли в Риме и Мадриде, одновременно представляя там свои постановки. А ее знаменитый «Умирающий лебедь», исполненный под голосовой аккомпанемент оперной звезды Монсерат Кабалье, покорил всю Европу.
Свой последний спектакль в статусе примы Большого Майя Плисецкая дала в 1990, станцевав «Даму с собачкой». На тот момент великой балерине уже исполнилось 65, тем не менее каждое ее движение было таким же выверенным и грациозным как в юности. Причиной ухода стал не столько возраст, сколько вновь обострившиеся противоречия с руководством.
Тем не менее, Плисецкая продолжает выходить на сцену и начинает активно заниматься преподаванием: проводит мастер-классы, преподает в балетном. Свой 70-й день рождения она тоже отметила на сцене, танцуя созданный для нее моноспектакль «Аве Майя».
А с 1994 года является основательницей международного конкурса для юный балетных дарований «Майя». Также она ведет активную общественную деятельность.
О жизни и творчестве великой танцовщицы снято несколько документальных фильмов и написано немало книг. Сама же она только в уже почтенном возрасте села за мемуары, из которых понятно, что балет стал для нее всей жизнью.Она является обладательницей огромного количества престижных советских и международных наград и народной артисткой СССР, доктором Сорбонского университета и почетным гражданином Испании. К 90-й годовщине великой балерине был водружен памятник в московском сквере ее имени .Естественно, имевшая с юных лет множество поклонников девушка не раз была в романтических отношениях. Но, полностью погруженная в мир балета, именно там она выбирала мужчин. Среди ее партнеров были известные и не очень танцовщики. Но эти романы не продолжались долго. Даже первый брак Плисецкой с солистом Большого Марисом Лиепой продлился всего три месяца.
С Марисом Лиепой
Так продолжалось, пока балерина не встретила свою настоящую судьбу в лице начинающего тогда композитора Родиона Щедрина. Они познакомились на домашней вечеринке у Лили Брик и поначалу не слишком впечатлили друг друга. Майя была на 8 лет старше юноши и держалась слегка заносчиво, как подобало ее звездному статусу.
Но, познакомившись ближе, они поняли, что оба влюблены в балет, и это их объединило. На это сближение ушло долгих три года. И лишь в 1958 они решились провести вместе отпуск. Вскоре после возвращения из Карелии они приняли решение пожениться, которое изменило всю судьбу великой балерины.
С Родионом Щедриным
В творческом тандеме начали рождаться спектакли, ставшие балетной классикой. Они сознательно отказались от возможности иметь детей, решив без остатка посвятить себя искусству. Вместе они оставались до самой смерти певицы в мае 2015 года, причиной которой стал сердечный приступ.
Проблемы со здоровьем у великой артистки начались еще в 1990-х, но она мужественно боролась с ними. Болезнь заставила супругов перебраться в Мюнхен, где Майя находилась под постоянным присмотром врачей.
Она продлили ей жизнь на много лет. Похорон не было. Тело Плисецкой кремировали, а в завещании написано, что прах должен быть развеян вместе с прахом любимого супруга над просторами России.
infovzor.ru
Балет
Свет огней, пронзающая музыка, шорох сетчатых пачек и постукивание пуантов по деревянному паркету - балет! Как же он красив, неподражаем и велик! Затаив дыхание и устремив взгляд на бесконечно красивое зрелище, зритель поражается ловкости и пластике балетной дивы, отточено исполняющей свои "па". История балета велика, и предпосылки ее уходят в 16 век нашей эры, но истинные шедевры берут свое начало в 19 веке. Отсюда можно и начать отсчет.
Мари Рамбер и Анна Павлова
Итак, самые известные балерины:
1. Выпускница балетного института Жака-Далькроза, полячка Мари Рамбер (Marie Rambert, истинное имя Мириам Рамберг, 1988 г.р.) уже в 1920 году рискнула открыть в столице Англии первую балетную школу. Успех был велик, и потому уже через десять лет Мари создает свою первую в Лондоне балетную труппу под названием "Балле Рамбер", выступления и спектакли которой производят настоящий фурор в английском балете. Она работает с такими мастерами, как Хоуард, Тюдор, Аштон. С именем Рамбер ассоциируют начало балета в Англии.
2. Незаконнорожденная в 1881 году дочь железнодорожного подрядчика и простой прачки, Анна Павлова (Anna Pavlova) несомненно считается одной из самых величайших балерин в мире. Окончив Вагановское училище, подающая большие надежды девушка была почти сразу принята в Мариинский театр. Здесь она блистала в таких классических постановках, как "Жизель", "Щелкунчик", "Баядерка", "Павильон Армиды" и других. Но главным триумфом талантливой танцовщицы стала миниатюра "Умирающий лебедь" в декабре 1907-го года.
Интересным является факт возникновения миниатюры: за сутки перед выступлением на благотворительном концерте партнер Анны неожиданно заболел, и тогда известный балетмейстер Михаил Фокин за ночь придумал специально для Павловой миниатюру на музыку великого Сена-Санса. Утром восторженная Анна, увидев результат спросила "Миша, но ведь лебедь в конце умирает?" "Что ты!", воскликнул Фокин, - "он просто крепко уснул!" Сам же Сен- Санс признался балерине, что благодаря ей он понял, что сочинил прекрасную музыку.
Матильда Кшесинская и Ивет Шовире
3. Уроженка Петербурга Матильда Кшесинская (Mathilda-Marie Kschessinskaya) была знаменита в России как фаворитка Николая второго. После окончания Императорского театрального училища Матильда в 1890 году была принята в Мариинский театр. Она восхитительно исполняла партии из "Млады", "Щелкунчика" и других балетов. Отличительной особенностью балерины была классическая русская пластика, разбавленная нотками дерзкой и динамичной итальянской школы. Кшесинская была неизменной фавориткой в спектаклях Фокина ("Эрос", "Бабочки", "Эвника").
Славу одной из самых талантливых балерин ей принесло виртуозное исполнение Эсмеральды в одноименном балете в 1899 году. Одним из главных достоинств Матильды помимо таланта, по мнению экспертов, был ее железный характер и умение отстаивать свою позицию. Поговаривают, что именно с ее легкой руки был уволен директор Императорских театров - князь Волконский.
4. Утонченная парижанка Ивет Шовире (Yvette Chauvire, родившаяся в апреле 1917 года) начала серьезно заниматься балетом при "Гранд опера" уже в 10 лет. Огромный талант девочки был замечен режиссером, и уже в 1941 году она становится прима-балериной в "Опере Гарнье". Получив мировую славу после первого дебюта, Шовире приглашают в труппы "Театра Елисейских полей", итальянского "Ла Скала".
Визитной карточкой Ивет является острый, ярко выраженный драматизм в сочетании с необыкновенной нежностью. Она сполна проживает и прочувствует историю каждой героини, филигранно оттачивая каждую мелочь. Самой успешной партией является главная роль в балете "Жизель" на музыку Адольфа Адана. В 1972 году в Париже установили премию имени великой балерины Ивет Шовире.
Галина Уланова и Майя Плисецкая
5. Рожденная в 1910 году в Петербурге Галина Уланова (Galina Ulanova) стала знаменита в 40-е годы 20 века, исполняя партии классических постановок Мариинского театра («Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», "Лебединое озеро"). В 1951 году балерине присуждают звание народной артистки СССР, а чуть позже она становится лауреатом Ленинской премии. Начиная с 1960 года, артистка блистательно танцует Золушку в одноименном балете Прокофьева, а также "Жизель" Адана. Бывшая квартира Улановой теперь представлена как музей, а в Петербурге в ее честь воздвигнут памятник.
6. Безусловно, самой знаменитой русской балериной, вошедшей в историю рекордно долгой балетной карьерой, является москвичка Майя Плисецкая (Maya Plisetskaya, 1925 г.р.). Любовь к балету Плисецкой привили тетя и дядя, тоже знаменитые танцоры. Выпускницу Московского хореографического училища Майю принимают в труппу Большого театра под руководством великой Агриппины Вагановой, где она через пару лет становится солисткой. В 1945 году балерина впервые исполняет партию феи Осени в постановке "Золушка" Прокофьева. Последующие годы она успешно участвует в таких постановках, как "Раймонда" А. Глазунова, "Спящая красавица" Чайковского, "Жизель" Адольфа Адана, "Дон Кихот" Минкуса , "Конек-Горбунок" Щедрина.
Ошеломляющий успех ей приносит постановка "Спартак" А. Хачатуряна, где она исполняет партию Эгины, а затем Фригии. В 1959 году Плисецкой присуждают звание народной артистки Советского Союза, позднее ее трижды награждают орденом Ленина, орденом "За заслуги перед Отечеством", орденом Изабеллы Католической (во Франции). В 1985 году артистка получает звание героя социалистического труда.
Визитной карточкой Плисецкой, помимо многих балетов, можно считать постановку Щедрина "Анна Каренина", премьера которой прошла в 1972 году. В этом балете артистка выступает не только в роли балерины, но и пробует себя в качестве хореографа, что и становится в дальнейшем ее основным занятием. Последний спектакль "Дама с собачкой" балерина станцевала в январе 1990 года, затем в 1994 году она организовала международный конкурс "Майя", дающий шанс прославиться новым талантам.
Ульяна Лопаткина
7. Ученица Наталии Дудинской и выпускница Академии русского балета имени Вагановой Ульяна Лопаткина (Uliyana Lopatkina) уже в 1995 году стала прима-балериной Мариинского театра. Эта артистка стала одной из немногих, получивших столь большое количество наград и премий: "Золотой Софит" в 1995 году, "Золотая маска" в 1997, "Vaganova-Prix", "Вечерний стандарт" лондонских критиков, "Балтика" в Петербурге в 1997, 2001 гг. В 2000 году Ульяна становится заслуженной артисткой России, а в 2006 - народной.
Из самых ярких партий балерины можно выделить ее несравненную Мирту и Жизель в одноименной постановке, Медору в балете "Корсар", Одетту-Одиллию из "Лебединого озера", Раимонду в одноименном балете. Кроме того, она блистательно выступала в отдельных постановках "Там, где висят золотые вишни", "Поцелуй Феи", а также "Поэма экстаза". Отличительная особенность Ульяны - отточенные, завершенные движения, особая, присущая только ей, драматичность, высокий прыжок и внутренняя, неподдельная искренность.
Анастасия Волочкова
8. Уроженка Петербурга Анастасия Волочкова (Anastasia Volochkova) уже в пять лет очень по-взрослому сказала маме "Я буду балериной". И стала, несмотря на все невзгоды, препятствия, лишения. Отсчет карьеры этой талантливой артистки можно начинать с 1994 года. Ведущая балерина Мариинского театра, Анастасия блистательно исполняет партии из "Жизели", "Жар-Птицы", балета "Раймонда". Наряду с успехами в театре она не боится начать сольную карьеру и часто выступает в различных театрах.
Талант балерины замечает Владимир Васильев, и уже в 1998 году приглашает ее исполнить главную партию в своей новой постановке "Лебединое озеро". В Большом Анастасия исполняет главные партии: Раймонды из одноименного балета, Феи Сирени из "Спящей красавицы", Никии из "Баядерки" и многие другие. Знаменитый хореограф Д. Дин создает новый специально для Анастасии новую партию Феи Карабос в постановке "Спящая красавица".
В последнее время график артистки заполнен постоянными концертами и гастролями, в том числе шоу в Кремле, где были собраны величайшие звезды отечественной эстрады.
Екатерина Коханова, Samogo.Net
samogoo.net
Быть балериной во все времена было непросто. Высоких результатов в данной профессии добиваются лишь избранные. Именно такой оказалась прима Мариинского театра Виктория Терешкина. Ее стать, пластика, харизматичность, выправка сделали свое дело, и всего за один сезон девушке удалось изменить свой статус танцовщицы кордебалета на солистку.
Популярная сегодня балерина Виктория Терешкина родилась в Красноярске. Девушка появилась на свет 13 мая 1983 года. Родители Виктории всю свою жизнь посвятили художественной гимнастике, поэтому и дочь решили погрузить в семейный спорт. Так, уже в четыре года маленькая Вика познавала все прелести художественной гимнастики. По словам Терешкиной, сначала у нее совершенно ничего не получалось. Она была "деревянной", непластичной и совсем не имела растяжки. На занятия девочка ходила только после долгих уговоров. Чаще всего за игрушку или какой-нибудь другой презент. Ее первые спортивные соревнования обернулись полным провалом. На них Виктория заняла самое последнее место. Но это не сломило маленькую Вику, и уже после года тяжелых тренировок ей удалось подняться на первое место пьедестала. Несмотря на успех дочери, родители гимнастки понимали, что в этой профессии срок работы очень недолгий. В результате по решению родителей начался новый этап в жизни девушки. С 10 лет начались регулярные занятия балерины Терешкиной в специальном училище.
Первые свои балетные навыки балерина Терешкина получила в Красноярском училище. После четырех лет кропотливого труда ей посчастливилось выступить на Вагановском фестивале. Тогда девочку уже заметил Игорь Бельский, которые и пригласил Терешкину на учебу в Петербург. Тогда Виктория и ее родители не решились на такой шаг. Ведь девочка должна будет надолго уехать из семьи и жить в интернате. Спустя два года балерине Терешкиной вновь последовало такое предложение. И уже будучи подростком, она решилась на переезд. В этот раз Виктория свой шанс не упустила, что и позволило добиться ей серьезных результатов. Учиться в Вагановском училище было непросто из-за больших нагрузок. Что касается атмосферы в коллективе, то она была благоприятной, девочки дружили между собой и не строили козни. После завершения учебы девушка по распределению попала в Мариинский театр.
О том, что балерина попадет в Мариинский театр не было сомнений ни у кого. Девушка знала себе цену и понимала, что именно "мариинка" является самой сильной площадкой для дальнейшего развития. Первые свои карьерные достижения девушка делала в кордебалете. Танцевать в труппе ей пришлось недолго, и уже через год работы в кордебалете Мариинского театра ей посчастливилось стать примой. Главную партию в "Лебедином озере" ей доверили неслучайно. Девушка обладает удивительной пластикой и женственностью. Да и 32 фуэте дались ей, кажется, очень просто. Хотя сама балерина Терешкина уверяет, что перед выступлением у нее тряслись колени. Сейчас ей достаются практически все ведущие партии. Она играет и в классическом балете "Ромео и Джульетта", и в современной постановке "Ле Парк". Несмотря на неклассический рост, вес балерина Виктории Терешкиной никогда не превышал пятидесяти килограммов. Возможно, это и придало ее внешности такую утонченность. Стоит отметить, что рост балерины Виктории Терешкиной составляет 165 сантиметров. Она худенькая и высокая и сейчас еще более раскрепощенная. Раньше многие говорили, что у нее что-то не так с лицом. На деле же балерина просто была недостаточно опытной и слишком сосредоточенной. Сейчас же на всех спектаклях она одаривает зрителя улыбкой, а самое главное, что теперь высокий рост балерины Терешкиной стал ее изюминкой и достоинством.
Муж балерины Виктории Терешкиной - экс-солист Большого театра Артем Шпилевский. В браке именитые супруги находятся с 2008 года. Влюбилась Виктория в будущего супруга еще во время учебы в питерской академии балета. С шестнадцати лет она мечтала только о нем. Потом, во время совместных гастролей их театров в Японии, молодые люди познакомились ближе и начали активно общаться. После недолгого общения Артем и Вика окончательно влюбились друг в друга и вскоре узаконили свои отношения. Первые три года супружеской жизни у танцовщиков прошли в разных городах. Потом Артем принял решение завершить свой творческий путь. Работа стала для него каторгой. А работать без удовольствия он не мог. В результате, имея юридическое образование, Шпилевский с успехом занялся бизнесом.
В 2013 году у молодой семьи появилась прекрасная дочь. Имя девочке дали необычное, но очень звучное - Милада. Воспитанием девочки занимаются как родители, так и бабушка (мама Виктории). Когда Терешкина находится на репетициях, а Шпилевский решает вопросы по бизнесу, Милада находится под присмотром бабушки. Вечерами же, когда Виктория выступает в Мариинском театре, Артем занимается ребенком, а бабушка спешит на просмотр спектакля. Для того чтобы помогать в воспитании внучки, бабушка полностью переехала в Петербург из Красноярска. Зачастую балерина берет с собой дочь в театр, поэтому Миладу можно смело называть ребенком закулисья. Девочке очень нравится находится на сцене. Она любит танцевать и петь. Что касается ее будущего, то родители готовы отдать ее в балет, но только при условии, что у девочки будут природные данные и тяга к данному искусству. Что касается второго ребенка, то пока супруги об этом не задумывались. По мнению Виктории, создание семьи должно стоять наравне с развитием в профессии. Ведь когда балетная карьера заканчивается, танцовщица остается как правило одна. Но если у тебя есть семья, уход из профессии не так страшен.
Высокий рост балерины Терешкиной, особая стать и выправка сделали ее одной из самых выдающихся танцовщиц Мариинского театра. Сама же она уверена, что ее нынешняя форма находится на таком высоком уровне только благодаря гимнастическому детству. Что касается внешности примы, то многие изначально считали ее гадким утенком, так как на лице девушки не было нужной миловидности и раскрепощенности. После долгой работы и последующей беременности девушка будто бы преобразилась. Сейчас она очень женственная, яркая и притягательная. Ее лицо излучает счастье, что делает Викторию очень красивой. А жгучие черные волосы придают ей еще больше яркости. Увидев однажды Терешкину на сцене, хочется смотреть на нее вновь и вновь.
Ежедневно Виктория Терешкина просыпается рано утром и идет на классический урок балета, затем она возвращается домой, немного отдыхает и отправляется на подготовку к спектаклю, затем следует выступление и позднее возвращение домой. Такой график выдержать способен не каждый. Именно поэтому Виктория старается отдыхать с удвоенной силой. Девушка обожает нежится на солнышке у моря вместе со своей семьей. На этот период она не репетирует, не занимается балетом, а лишь наслаждается свободным временем. Такое абстрагирование от обыденной жизни дает ей возможность быть постоянно в строю и не срываться.
В одном из интервью Виктория вела речь о своем будущем. Безусловно, разрывать связь с балетной школой она не желает. А значит, в перспективе планирует заняться преподаванием в балетной школе. Терешкина понимает, что танцевать вечно она не сможет. Девушке уже тридцать пять, а как известно, балерины уходят со сцены очень рано.
fb.ru
Карсавина Тамара Платоновна – знаменитая русская балерина, прославленная артистка балета Дягилева. За свою долгую жизнь она пережила много волнений и тревог, трудностей и испытаний, но навсегда запомнилась благодарным зрителям как талантливая исполнительница сложных и замысловатых трюков.
Тамара Карсавина (годы жизни 1888 – 1978) создала на сцене более десятка ярких, незабываемых образов, талантливо передавая танцем эмоции, чувства и ощущения своих персонажей.
Чем примечательна данная танцовщица? Какова ее творческая деятельность и личная жизнь? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в данной статье. Также здесь будут приведены фото Тамары Карсавиной на сцене и в повседневной жизни.
Биография Тамары Карсавиной берет свое начало в царском Санкт-Петербурге, где родилась будущая прославленная балерина весной 1885 года, в семье талантливого танцовщика Платона Карсавина, служившего в Императорском театре. Отец, обладая виртуозной техникой исполнения прыжков и пируэтов, не стал выдающимся артистом, но все же, после выхода в отставку, воспользовался своим правом стать потомственным почетным гражданином Российской империи.
Произошло это через шесть лет после рождения Тамары. Однако, перестав выступать, отец не оставил сцену. Некоторое время он преподавал балетное мастерство в театральном училище Петербурга.
Согласно мемуарам Тамары Карсавиной “Театральная улица”, семья жила небогато, часто испытывая материальные трудности. Из-за этого родители будущей балерины были вынуждены часто менять место жительства в поисках квартиры подешевле и получше.
Но, несмотря на все жизненные трудности и проблемы, отец был настоящим главой семьи. Он знакомил детей с искусством, прививал им любовь к танцу и музыке, побуждал обращать внимание на свой творческий потенциал.
Еще одно воспоминание Тамары Карсавиной о влиянии отца на ее жизнь связано с родительской библиотекой, которой она зачитывалась с шестилетнего возраста. Полные собрания сочинений Пушкина, Лермонтова и других классиков стали настоящим путеводителям для тонкой и чувственной души будущей балерины Тамары Карсавиной. Поэзия и проза этих литературных гениев учила жизни и давала много материалов для размышления.
Понимающая, рано повзрослевшая душа девочки глубоко проникалась идеалами классических произведений, она чутко воспринимала их суть и их смысл.
Мать будущей балерины Тамары Карсавиной – Анна Иосифовна Хомякова, была довольно строгой, но любящей родительницей. Она никогда не баловала детей, старалась привить им нравственные и духовные нормы, но в то же время женщина чутко и внимательно относилась к своим малышам. Они всегда знали, что мама все простит, что мама все поймет.
Дети росли, и Анна Иосифовна старалась помочь им выбрать свой путь в жизни. Она развивала таланты сына и дочери, предоставляя для этого необходимые возможности и средства.
Очень скоро женщина заметила, что Тамарочка любит танцевать, что у нее неплохо получаются некоторые пируэты. Тогда Анна Иосифовна решила отдать малышку в балетную школу, чтобы развить ее природные таланты и наклонности.
Наблюдая за танцевальной техникой дочери, отец тоже видел в ней неординарные способности. Было что-то такое в танце девочки, что заставляло удивляться и восторгаться одновременно. Это не была нежность или плавность. Не было в исполнении Тамары и присущего некоторым экспрессионизма или интенсивности. Нет. Однако девочка так своеобразно, так самобытно передавала эмоции музыки, что просто невозможно было отвергать в ней талант и врожденное мастерство.
И все же отец не хотел видеть дочь балериной. Слишком много он знал об этой профессии, слишком часто бывал за кулисами театральных выступлений, чтобы разрешить собственному ребенку попасть в это осиное гнездо.
Он видел характер своей наследницы и считал ее скромной и ранимой барышней, не способной противостоять жутким интригам и суровому обхождению театрального коллектива.
Однако мать, видя талант своей любимицы и ее горячее желание танцевать, настояла на том, чтобы девочка попыталась сдать экзамены в балетную школу. Что же из этого вышло?
В балет Тамара Карсавина попала в десятилетнем возрасте, когда впечатлила приемную комиссию Императорского театрального училища своими танцевальными способностями. Ее приняли, несмотря на большую конкуренцию и ограниченность в вакантных местах.
Да и не могло быть иначе. Девочка отличалась приятными манерами, располагающей миловидностью и подходящим ростом. Карсавина Тамара, как в детстве, так и в зрелые годы, не отличалась ни слишком крупной статью, ни излишне хрупкой фигурой. Изящная, пластичная и гибкая, она казалась настоящей маленькой принцессой.
В учебном заведении Тамара Карсавина смогла преодолеть в себе природную стеснительность и стать более раскрепощенной и более артистичной. Кроме того, благодаря своему упорству и постоянным тренировкам, она смогла достичь необходимых высот и в манере исполнения. Теперь ее танцевальным композициям были присущи благородное изящество и ювелирная точность, так необходимые каждой балерине.
Что стояло за таким прогрессом? Как признается сама танцовщица, она жестко и неумолимо занималась, истязая себя дополнительными тренировками по вечерам и выходным. И результат того стоил.
Сразу же после окончания училища (что произошло в 1902 году) Тамара Карсавина была принята в одну из балетных трупп Мариинского театра, где ей сразу же стала симпатизировать Матильда Кшесинская – прима-балерина и танцевальный педагог. Однако другая талантливая исполнительница – Анна Павлова, невзлюбила юную танцовщицу. Как неоднократно писала в своих мемуарах Тамара Карсавина, Анна Павловна несколько раз унижала ее при всех и старалась высмеять или оскорбить. Возможно, более старшая Павлова видела в начинающей артистке свою соперницу и конкурентку.
Одними из первых выступлений Тамары Карсавиной на большой сцене Мариинского театра были сольные, одиночные исполнения. Однако позднее начинающая балерина уверенно заявила о себе как о профессиональной талантливой танцовщице.
В большей степени этому способствовало ее знакомство с основным танцовщиком театра Михаилом Фокиным, который смело пробовал себя в образе балетмейстера. В своих первых постановках Михаил Михайлович задействовал Анну Павлову, однако позднее стал приглашать на ведущие роли более молодую и более пластичную Карсавину. С тех направление в творчестве Тамары Карсавиной было определено – она стала настоящей примой балета.
Не прошло и года, как девушка блистала на сцене Мариинского театра, исполняя центральные роли в знаменитых классических балетах “Жизель”, “Щелкунчик”, “Спящая красавица”, “Лебединое озеро” и других.
Однако позже ее ожидало горькое разочарование – у Тамары обнаружили малярию. На лечение девушка отправилась с матерью в Италию, где полностью выздоровела и смогла взять уроки у знаменитой Катарины Беретты. Вернувшись в Петербург, она стала танцевать еще лучше и качественнее, поклонников и предложений появилось больше. Сама царская семья отметила выступление артистки и прислала ей свои благодарственные подарки.
В 1909 году Сергеем Павловичем Дягилевым была основана балетная антреприза, в которой Карсавина должна была играть вторую роль после Павловой. Однако Анна Павловна, по неизвестной причине, поссорилась с руководителем труппы и покинула ее. Таким образом центральное место во всех постановках заняла Карсавина Тамара Платоновна.
Ей довелось сыграть великолепные роли, выступать на прославленных сценах музыкальной Европы, снискать благоговение публики и одобрение критиков.
Среди самых выдающихся выступлений того периода следует упомянуть об одноактном балете-пантомиме “Карнавал”, впервые поставленном Дягилевым в своих “Русских сезонах” весной 1910 года. Вначале показ прошел в Берлине, затем успех повторился в Париже и Санкт-Петербурге.
Балет был поставлен всего за три дня репетиций и подразумевал выступление артистов не только на сцене, но и в зрительном зале. Такой новаторский подход был необычным и оигинальным, и принес успех не только Карсавиной, но и всей российской труппе.
Исполняя партию Коломбины, Тамара Платоновна, переодетая в героиню итальянских комедий, выглядела обворожительно, а ее ювелирные пируэты тонко сочетались с некоторой резкостью в движениях. Партнерами Карсавиной в роли Арлекина по очереди выступали Леонид Леонтьев, Вацлав Нижинский и Михаил Фокин.
Также необходимо вспомнить об одноактном балете “Жар-птица”, написанном русским композитором Игорем Стравинским и оформленном выдающимися художниками и декораторами Александром Головиным и Леоном Бакстом. Премьера постановки состоялась в парижской Гранд-опере, летом 1910 года.
Балет, основанный на сказаниях из русского народного фольклора о жар-птице, представлял собой оригинальное слияние ритма и нежности, бурлящих эмоций и потаенной радости. Молодой композитор, переживающий о своем детище, присутствовал на всех репетициях, помогая Тамаре и ее партнеру Михаилу Фокину осознать слияние звуков и правильно передать их в своем гротескном танце.
Успех балета, как и успех Карсавиной, был впечатляющим. Многие сравнивали ее с языком пламени, обжигающим своими ритмическими движениями и ласкающим своей грациозностью и нежностью исполнения.
Наблюдая за танцами артистки, публика приходила в восторг, застывая от ее неожиданных прыжков и пируэтов. Восхищение зрителей проявлялось в долгих аплодисментах и немом обожании, сопровождавшем молодую приму везде, куда бы она ни пошла.
На следующий год Тамара Карсавина выступала в одноактном балете Михаила Фокина “Призрак Розы” или (“Видение Розы”), поставленном на музыку Карла фон Вебера и стихи Теофиля Готье. Премьера показа состоялась в опере Монте-Карло, весной 1911 года.
Сюжет балета представлял собой переплетение воспоминаний девушки, только что вернувшейся со своего первого бала, и ее сновидений. Она вспоминает своих кавалеров и грезит о том единственном, с которым ей будет комфортно и спокойно танцевать всю жизнь. Однако с первыми лучами солнца танец молодых возлюбленных обрывается, призрак розы начинает таять, и девушка просыпается.
Ведущие роли в постановке исполнили Вацлав Нижинский (Призрак Розы) и Тамара Карсавина (Девушка). Они настолько гармонично смотрелись (не только в этом балете, но и во многим других постановках), что вошли в историю как одна из лучших балетных пар того времени. Молодые артисты тонко чувствовали не только музыкальный ритм, но и друг друга, что помогло им в дальнейшем слаженно и плодотворно работать над многочисленными совместными дуэтами.
Следующим их успешным совместным выступлением был балет в четырех картинах “Петрушка”, где молодые люди исполняли роли Петрушки и Балерины.
Премьера постановки произошла летом 1911 года в парижском Шатле, она представляла собой историю кукольного персонажа, в котором проснулась жизнь и появились эмоции.
Яркий и неординарный талант молодых исполнителей как никогда проявился в живой и ритмичной музыке балета.
Успех “Русского балета Дягилева” был просто феноменальным. Чем популярнее становилась сама труппа, тем известнее и востребованнее становились ее артисты. Успех Тамары Карсавиной был просто потрясающим. Она поражала всех не только своей пластичностью, красотой и артистизмом, но богатым внутренним миром, начитанностью, образованностью. Благодаря этому, у девушки появилось множество поклонников, желающих отдать ей не только свою руку, но и сердце.
Одним из них был подающий большие надежды офицер Карл Маннергейм, придворный медик Сергей Боткин и даже балетмейстер Фокин. Однако артистка выбрала себе в мужья совсем иного человека – небогатого и покладистого аристократа Василия Мухина, обожающего музыкальное искусство и саму танцовщицу.
Однако данный союз продлился всего несколько лет. В 1913 году личная жизнь Тамары Карсавиной резко изменилась. Прима встретила Генри Брюса – британского посла в Российской империи. Мужчина настолько воспылал к артистке страстью, что решился увезти ее из семьи к себе на родину, где они расписались в 1917 году. Вскоре молодая женщина родила сына.
Естественно, беременность и роды отразились на карьере танцовщицы. На некоторое время она сошла со сцены, чтобы принять на себя самую важную роль – роль матери семейства.
Однако Тамара Карсавина не собиралась оставлять сцену. Она по-прежнему блистала в балетных постановках Дягилева, гастролируя с труппой по странам Европы и даже Америки.
Самым удачным послевоенным выступлением молодой женщины можно назвать балет Леонида Мясина “Треуголка”, оформленный Пабло Пикассо и впервые поставленный лондонском Альгамбре в 1917 году. Позднее произведение было повторно показано в 1920 году в Париже и Монте-Карло.
Балет представлял собой гармоничное соединение классических и народных танцев. Написанный в стиле испанского фольклора, он состоял из нескольких центральных номеров, связанных друг с другом пантомимными сценками.
Сюжет был прост и незамысловат – Мельник (Леонид Мясин) и его Жена (Тамара Карсавина) живут в любви и согласии, однако Губернатор (Леонид Вуйциковский) пытается соблазнить женщину, что приводит его к всеобщему посмеянию.
Не оставляя балет, молодая женщина параллельно выступала в английском танцевальном ансамбле “Балле Рамбер” и исполняла сольные композиции в Ла Скале.
Помимо танцев, русская балерина занималась преподавательской деятельностью. Например, начиная с 1930-го года, она в течение двадцати лет занимала пост вице-президента Британской академии танца, где разрабатывала новую методику записи танцевальных движений.
В 1920-х годах артистка участвовала в съемках нескольких немецких и британских кинокартин, например, “Путь к силе и красоте”. Правда, ей доставались второстепенные, можно даже сказать, эпизодические роли, но все же она была задействована в мире искусства и востребована. А это было для нее самым главным.
По многочисленным откликам, Тамара Карсавина жила со своим мужем-дипломатом душа в душу. Генри Брюс был очень вежливым и мягким человеком, обожающим свою супругу и восхищающимся ее невообразимым талантом.
Однако, как гласят другие источники, не все было в этом союзе гладко. Например, долгое время ходили слухи о романтических отношениях между американской поэтессой испанского происхождения Мерседес де Акоста и героиней нашей статьи. Стоит упомянуть, что Мерседес де Акоста более знаменита не своими литераторскими трудами, а яркими и продолжительными лесбийскими романами с голливудскими кинозвездами. Достоверны ли слухи о ее связях с Тамарой Платоновной или же это плод воображения журналистов и папарацци – доподлинно неизвестно. Однако вопрос о сексуальной ориентации Тамары Карсавиной до сих пор остается открытым.
Умерла знаменитая танцовщица в Лондоне в возрасте девяноста трех лет.
fb.ru