Не секрет, что погодушка — штука архинепредсказуемая, и порою так может подколоть нашего брата-туриста, что хоть — стой, хоть — падай, хоть — в бубен (эскимосский) бей. И что же делать, ежели в походе сперва было тепло и уютненько, но вдруг откуда ни возьмись — налетело резкое похолодание, а экипировка изначально была рассчитана на первоначальные условия?
Так однажды вышло со мной на рыбалке, когда тёплый, тихий, и ничего не предвещавший вечерок вдруг плавно и нежданно перетёк в мерзкую, промозглую штормовую ночь, а у меня с собой была лишь однослойная палатка с дырками, да летний китайский спальный мешок-одеяло на синтепоне.
Можно было по старинке обогревать палатку нагретыми в костре речными камнями, но на дворе уже царила кромешная темень, а дров в месте, где мы разбили лагерь — валялось с гулькин нос. В связи с чем ночлег у костра тоже не предвиделся.
Помню, как я ворочался в палатке и всем своим естеством в полной мере ощущал ледяное дыхание арктического холодного фронта. Моё жилище продувалось даже после того, как я заткнул все дыры (в т. ч. и вентиляционные). Тоненький спальник спасал от потерь тепла лишь частично. Шибко мёрзли ноги. И вот — я уже подумываю о том, как прибегнуть к крайнему способу сугрева, который имеет объём 0.5 литра и заныкан в клапане рюкзака. Но не довелось.
Замёрзнуть мне не дала смекалка моего компаньона, который исхитрился добыть тепло из «подножного» материала, которого было вокруг по самое «не хочу» (подробнее об этом ноу-хау — ниже). Этого тепла хватило на всю ночь с избытком, посему я спокойно продрых под завывания северного ветра, согреваемый в своём спальном мешке двумя мощными источниками теплоты.
После того случая я всерьёз задумался о грелках для спальника — как о вещи весьма необходимой на случай непредвиденного похолодания. Что вообще можно для этого применять?
Первое, что идёт на ум — солевые многоразовые грелки. Две пары оных штучек хватит на одну шести-восьмичасовую ночь. Активированную грелку кладём в ноги, другую — под спину, и — балдеем. Как проснёмся от холода (грелки остыли) — меняем их на вторую пару. Продолжаем храпеть уже до самого утра.
Почти тоже самое — с одноразовыми химическими грелками. В отличии от солевых — они работают до 7 часов, так что на ночь их вполне хватит. Так же как и в предыдущем варианте — понадобятся две пары стелек «самогревов». Одну пару — в шерстяные носки и на ноги, а другую — сзади на футболку.
Каталитическая грелка, та — которая на бензине — тоже хороша, причём — даже в единственном экземпляре. И, в отличии от химических грелок, она работает довольно долго — аж чуть ли не сутки напролёт.
Можно также использовать воду, нагретую на костре. Лучшая ёмкость для неё — литровая алюминиевая фляга, куда заливается кипяток. После — сей генератор тепла заворачивается в тёплую ткань (чтоб ненароком об него не обжечься, да и чтоб тепло не сильно быстро выходило), а затем — кладётся в удобное место спальника (например — в ноги). Правда, если ночь предстоит длинная — данная грелка может остыть к утру, хотя её температура (проверено) будет всё равно выше температуры человеческого тела.
А можно под воду использовать двухлитровые пластиковые бутылки (например из-под пива), но учтите — ежели залить в них крутой кипяток — они могут скукожиться, так что здесь либо следует проявлять сноровку, либо — подождать, пока вода чуток остынет.
Но все вышеперечисленные грелки просто меркнут по сравнению с той «биологической», которую мы применили в ту злосчастную ночь.
Итак, приготовьтесь — в интернете об этом способе обогрева речь пойдёт впервые.
Для начала — немного теории. Знаете ли вы, что любое растительное сырьё в природе обладает большой запасённой энергией? Вопрос лишь в том — как эту энергию высвободить — не прибегая к помощи огня. Оказывается — это вполне осуществимо — с помощью … воды!
Кто был на сенокосе — тот в курсе, зачем сушат сено перед тем как свалить его в стог. Вот как раз затем, чтоб ту самую воду из него иссушить. Иначе, ежели этого не сделать — «сырое» сено в стогу начнёт «гореть». Это вам любой крестьянин подтвердит.
Влажное растительное сырьё, сброшенное в кучу и лишённое доступа воздуха — начинает преть. И в результате сего прения выделяется большое количество теплоты, от чего внутри стога сена температура поднимается до такой отметки, что аж дым клубами валит.
Что же сделали мы на той рыбалке? Взяли по паре средних полиэтиленовых пакетов (без дырок), набили их под завязку свежей травой, листьями деревьев и прочим растительным материалом. После — потуже сдавили и завязали герметично. И буквально через несколько минут каждый из пакетов разогрелся до температуры чуть ли не в 50 градусов!
Так вот — спать с двумя такими грелками в спальнике было очень комфортно. И что особо приятственно — «проработали» они до самого утра.
urochishe.ru
Грелка каталитическая ГК-1. В собраном виде.Грелка каталитическая ГК-1. Со снятой крышкой. Виден каталитический патрон.
Устройство и принцип работы
Грелка состоит из резервуара, заполненного ватой, насадки с сетчатым патроном, в котором помещен катализатор, и крышки с вентиляционными отверстиями.
Принцип работы грелки основан на выделении тепла при беспламенном окислении паров бензина в присутствии катализатора. Пары бензина из резервуара проходят через каталитический патрон, где окисляются кислородом воздуха (сгорают без пламени) на поверхности разогретого катализатора. Продукты окисления выходят в вентиляционные отверстия крышки. Одновременно через вентиляционные отверстия крышки к поверхности катализатора поступает воздух, содержащий кислород. Каталитическая сетка (катализатор) имеет вид фитиля и находится внутри стального сетчатого патрона, сделана из платины — это самая важная деталь грелки. Для запуска сетку в каталитическом патроне прогревают в течение 10-15 секунд, используя пламя, не дающее копоти (например, зажигалку).
Топливо для грелки — бензины высшей степени очистки. Хорошо подходит для этих целей бензин для зажигалок или некоторые сорта нефрасов: C2-80/120 (бензин «Калоша») или С3-80/120. Использование других видов топлива может привести к быстрому засорению каталитический сетки, что скажется на её эффективности. Повысить эффективность засорившегося катализатора зачастую можно путем прокаливания сетчатого патрона с катализатором внутри на некоптящем (газовом) пламени или в муфельной печи.
З.ЫБлагодарю, за внимание..)
nepropadu.ru
Девайс оказался компактным, полезным и прочее.Коротко, что за гаджет: заливаем внутрь 10-20 мл очищенного бензина типа топливо для зажигалок, поджигаем зажигалкой. От 6 до 8 часов грелочка имеет температуру от 40 до 60 С, слабый бензиновый аромат и греет руки-ноги-часть тела – в общем, к какой карман засунешь.Чем более очищенное топливо - тем меньше запах. Бензин "Калоша", например, дает устойчивый, но терпимый запашок. Топливо для зажигалок дает горение практически без запаха.
Также можно положить на ночь в ноги в спальник, но целый спальник она кардинально не прогреет, конечно, если он не соответствует температурному режиму ночевки. Но ногам чуть-чуть теплее сделает.
А вот заледеневшие руки согреть или, скажем, ноги, когда кто-то так ловко переходил речку, что хлебнул ледяной водицы в ботинок – тут грелка очень даже помогает. Причем, когда она раскочегарится до 60С, держать в руках ее невозможно - горячо. А вот положить между ботинком и носком или в карман куртки или нести в варежке - вполне отлично.Так что девайс полезный и холодную погоду весьма приятный.
radomirkka.livejournal.com
Итак, сталь и бабочки!
Это не первая моя каталитическая грелка. Первую, купленную в Экспедиции, я исключительно надежно потерял где-то дома, положив, как несложно догадаться, поближе — чтобы проще найти. А так как покупал на распродаже, то сильно удивился ценам на эти агрегаты в обычное время.
И подумал, что раз так, то перетопчусь как-нибудь и с китайской грелкой. Чай не принц наследный, чтобы позволять себе всякие Zippo и Kovea. И даже ГК-1.
Ну а раз не принц наследный, значит аппарат в пределах 5-6 долларов меня вполне устраивает. Пусть даже приезжает он в виде трех частей — грелки, мешочка и лейки без намека на розничную упаковку.
Если сравнивать по памяти с грелкой из Экспедиции, то размеры и форма у них идентичны. Разве что у предыдущей перфорация крышки образовывала более лаконичный узор. Вот скажите, кто вообще придумал выбивать бабочек на суровом нагревательном приборе, который обычный мужик может и в валенки положить?
Другая вещь, которую могу сравнить по памяти — мешочек. Слегка бархатистый плотный материал также очень похож на тот, из которого был сделан мешочек первой грелки. Однако у первой шнурок был заметно длиннее, что позволяло надевать его на шею, располагая грелку на уровне груди (у меня рост 175 са
mysku.me
Собираетесь ночевать в палатке в лесу или в горах? Тогда вам необходим хороший спальный мешок. Он займет определенное место в вашем рюкзаке, зато обеспечит вас теплом. А лучше всего приобрести специальный обогреватель для палатки. С его помощью вы создадите в палаточном пространстве комфортные условия для длительной ночевки и не менее длительного дневного пребывания. Промышленность выпускает множество отопительных приборов портативного вида, поэтому проблем с их покупкой не возникнет.
В этом обзоре мы рассмотрим:
Ознакомившись с представленным материалом, вы сможете выбрать и приобрести отличную технику для обогрева палаток.
Портативные обогревательные приборы подразделяются на три основные категории:
Спиртовые обогреватели можно сделать и самому, например из консервных банок, но это не самый безопасный способ согреться.
Жидкостные модели работают на спирте или на очищенном бензине. Спиртовые представляют собой небольшие свечи, горящие ярким пламенем и дающие тепло. Недостатком такой свечи является наличие ничем не прикрытого пламени – по сути, перед нами самая простая горелка, наподобие тех, что встречаются в химических, биологических и медицинских лабораториях. Поэтому для обогрева палатки, в которой будут спать люди, такая горелка не подойдет – слишком велика вероятность пожара.
Бензиновый туристический обогреватель для палатки, который можно купить во многих специализированных магазинах, представляет собой сочетание отопительного прибора и древней керосиновой лампы. Этот симбиоз двух приборов позволил создать миниатюрные устройства, дающие неплохие результаты – они быстро создают комфортную атмосферу в палатках почти любого объема, наполняя их пространство живительным теплом.
Чем плохи бензиновые модели?
Тем не менее бензиновые печки остаются вполне популярными туристическими аксессуарами.
Появление компактных газовых баллонов привело к бурному развитию всевозможных печек-обогревателей, используемых не только для обогрева палаточных объемов, но и для приготовления пищи. Что мы можем найти в специализированных магазинах для туристов?
На газовом инфракрасном обогревателе можно без труда, не только разогреть пищу, но и приготовить ее.
Керамические излучатели дают мощный поток тепла (за счет инфракрасного излучения, поглощаемого окружающими предметами), требуя минимальных затрат газа на отопление палатки. Первое время эти отопительные приборы работают на полную мощность, а потом интенсивность горения можно убрать. Примерно так же работают компактные печечки с металлическими излучателями (они менее хрупкие, но и менее эффективные). И те и другие приборы выполняются в напольном исполнении или представляют собой насадки на баллончики.
Также существует дележка по типу газовых баллонов – существуют обогреватели для палатки со встраиваемыми баллонами и с подключаемыми (через цангу или гибкий шланг с редуктором).
Все вышеуказанные приборы в той или иной мере создают продукты сгорания газообразного или жидкостного топлива. Поэтому палатки должны проветриваться. Что касается каталитических моделей, то они греют за счет экзотермической химической реакции разложения топлива в присутствии катализатора. Газовые каталитические приборы не отличаются компактностью и больше подходят для отопления больших кемпинговых палаток, а вот бензиновый каталитический обогреватель для палатки может поместиться даже в кармане – он ориентирован на небольшие палаточные объемы.
Обычные печи и горелки, в которых отсутствуют излучающие элементы, для отопления не годятся – они ориентированы на приготовление еды. Кроме того, еду можно готовить и на некоторых керамических напольных моделях.
Подобные приборы отлично подходят для обогрева палаток. Они мобильны, а их мощности хватит с лихвой.
Купить обогреватель для палатки можно в любом магазине, где реализуются товары для туризма. Если в вашем населенном пункте отсутствуют нормальные пункты продаж, воспользуйтесь помощью интернет-магазинов – в сети работает множество онлайн-шопов, в которых найдется все что угодно, начиная от обуви и заканчивая многокомнатными кемпинговыми палатками. А как правильно выбирать газовый обогреватель для палатки?
Выбирая какие-либо товары, прежде всего необходимо ответить на вопрос – в каких условиях они будут эксплуатироваться и что от них требуется? Если перед вами стоит задача обогреть небольшую однокомнатную палатку, смело выбирайте напольный газовый обогреватель или модель для закрепления на баллоне. Первые более мощные и безопасные, а вот вторые отличаются подвижностью – их эксплуатация требует осторожности. Зато они выигрывают по компактности, что очень важно в длительных автономных походах.
Здесь суть выбора сводится к следующему – если вы путешествуете на машине, смело выбирайте напольную модель. А вот для продвинутых и заядлых туристов, неделями блуждающих по лесам и горам, подойдут более компактные образцы.
Напольные бензиновые и спиртовые модели мы посоветуем рыбакам и тем, кто живет в кемпинге, где всегда есть доступ близкий доступ к топливу. А вот в длительных автономных мероприятиях их эксплуатация приведет к необходимости таскать с собой солидные запасы бензина. Если не хочется связываться с газом, рекомендуем использовать каталитический обогреватель для палатки. Чем он хорош?
Залив в устройство грамм 50 очищенного бензина, можно обеспечить себе уютные и теплые ночи вдали от цивилизации. А вот для просторных кемпинговых палаток такого обогревателя будет маловато, здесь понадобятся напольные портативные модели.
remont-system.ru
И это, между прочим, не что-нибудь, а каталитическая грелка, которую я вообще-то покупал на зиму, а никак не на бодрящий июньский морозец. Собственно, если бы не эта климатическая загогулина, я бы вообще молчал, как рыба.
Итак, сталь и бабочки!
Это не первая моя каталитическая грелка. Первую, купленную в Экспедиции, я исключительно надежно потерял где-то дома, положив, как несложно догадаться, поближе — чтобы проще найти. А так как покупал на распродаже, то сильно удивился ценам на эти агрегаты в обычное время.
И подумал, что раз так, то перетопчусь как-нибудь и с китайской грелкой. Чай не принц наследный, чтобы позволять себе всякие Zippo и Kovea. И даже ГК-1.
Ну а раз не принц наследный, значит аппарат в пределах 5-6 долларов меня вполне устраивает. Пусть даже приезжает он в виде трех частей — грелки, мешочка и лейки без намека на розничную упаковку.
Если сравнивать по памяти с грелкой из Экспедиции, то размеры и форма у них идентичны. Разве что у предыдущей перфорация крышки образовывала более лаконичный узор. Вот скажите, кто вообще придумал выбивать бабочек на суровом нагревательном приборе, который обычный мужик может и в валенки положить?
Другая вещь, которую могу сравнить по памяти — мешочек. Слегка бархатистый плотный материал также очень похож на тот, из которого был сделан мешочек первой грелки. Однако у первой шнурок был заметно длиннее, что позволяло надевать его на шею, располагая грелку на уровне груди (у меня рост 175 сантиметров примерно).
Такой способ ношения для меня наиболее комфортен, поскольку шарфам и дубленкам предпочитаю относительно легкие пуховики с капюшоном. А в этом случае при сильных морозах очень приятно (психологически в том числе) иметь под одеждой дополнительный источник тепла.
Так вот, к этой грелке придется либо добавлять цепочку (или шнурок), либо менять ее шнурок целиком и полностью. Впрочем, не проблема.
Наконец, лейка. А вот лейка от прошлой грелки у меня сохранилась. Разница, как видите, несущественна. Хотя, опять же, интересен ход фантазии тех, кто придумывает форму носика.
Слева новая лейка, справа — старая:
С внешней стороны грелка состоит из трех частей: резервуара для топлива, заполненного минеральной (надеюсь) ватой, колпачка с катализатором и защитной крышки.
Размеры и вес (примерные: 100 х 70 х 10 мм, 99 г. То есть, легко помещается на ладони, а для сравнения вот вам картинка с батарейкой АА:
Принцип действия, если я правильно понял, предельно прост. Пары бензина, который используется в качестве топлива, вступают в реакцию с предварительно разогретым катализатором, что приводит к выделению тепла без пламени и дыма. Выделяемой энергии достаточно, чтобы реакция поддерживала себя сама до исчерпания запаса топлива.
Поэтому делаем так. Заливаем бензин (я использую бензин для зажигалок) в мерную лейку, снимаем колпачок с катализатором с резервуара. Аккуратно переливаем бензин из лейки в резервуар, где он пропитает вату. Ставим колпачок обратно и недолго, считанные секунды, прогреваем катализатор турбозажигалкой.
После этого грелка должна «завестись», что становится понятно по нехарактерно длительному сохранению тепла. Теперь можно надеть защитную крышку, а саму грелку убрать в мешочек.
Если же не завелась — снова прогреваем катализатор. Кстати, исходя из принципа действия, могу предположить, что на холоде включить грелку будет сложнее — бензин будет испаряться менее охотно. В любом случае, для гарантии неплохо и сам корпус ладонями предварительно погреть, если на улице не май месяц. Но, может, я и ошибаюсь.
На «режим» грелка выходит не сразу. По субъективным ощущениям пройти может от считанных минут (особенно, если перезапускать ее после окончания предыдущей порции топлива, когда корпус еще теплый) до четверти часа. И, опять же, из субъективного — мой экземпляр раскочегаривается почти до обжигающей температуры уже ближе к концу заправки (что тоже можно объяснить более активным испарением бензина).
Что касается ощущений, то пока они в целом положительные, если учитывать особенности агрегата. Будучи спрятанной в чехольчик, грелка еще ни разу меня не обожгла. При этом, конечно, надо понимать, что от продуктов реакции никуда не денешься, и выхлоп грелки не особенно приятен (и, думаю, не особенно полезен).
Влитых в бак грелки двух единиц бензака достаточно, чтобы обеспечить организм теплом примерно на 10 часов. Это я так говорю, потому что заправил в 17:30, в час ночи грелка еще была горяча, а вот к семи утра остыла. Но даже если бы она выключилась в час ночи, этого все равно вполне достаточно и для длинной прогулки, и чтобы согревать себя ночью при простуде (в этом случае я также кладу грелку на грудь, себе на грудь, если что).
Рабочую температуру, к сожалению, измерить нечем. По ощущениям она варьируется от едва заметного тепла в начале разогрева до почти обжигающей ближе к выработке топлива. Теоретически регулировать температуру можно убирая грелку поглубже в карман, и перекрывая таким образом свободный доступ воздуха. Но это только теоретически, поскольку процесс получится довольно муторный — это же надо следить, чтобы она вообще не погасла.
Неудобств эта температурная неопределенность лично мне не доставляет. По качеству изготовления конкретно к этому экземпляру претензий тоже не имею. Отполировано все идеально, заусенцев на имеющихся краях нет. Люфт колпачка и крышки в пределах нормы, да и без люфта нельзя, поскольку при работе подразумеваются термические деформации.
Разумеется, говорят, что есть тонкости в катализаторах, и что у дешевых грелок он самый негодный, да и выгорает быстро. Исходя из того, что грелка работает, катализатор здесь вполне годный, а насколько его хватит — время покажет.
Есть некоторые сомнения по поводу ваты-наполнителя резервуара: я тут не уследил за катализатором, и он коснулся этой самой ваты. Вата в результате потемнела, хотя и не загорелась. Поэтому я надеюсь, что она все-таки минеральная или, хотя бы, негорючая. И заодно вспоминаю, что у предыдущей грелки, кажется, была такая же ерунда.
В общем, если бы грелка была черная, матовая и без этой дурацкой бабочки, это был бы вообще идеал.
Вычитанные советы и ТТХ:
mysku.ru
23 Августа 2016
Каталитическую грелку придумали для обогрева в экстремальных и полевых условиях. Начинающие туристы даже не знают о подобных изобретениях, тем более о пользе компактного устройства в зимний период. Еще сто лет назад для военных изобретались именно бездымные элементы обогрева. Весьма удобные и легкие, карманные грелки работали по принципу окисления спиртосодержащей жидкости или бензина.
На сегодняшний день мало что изменилось. Карманные грелки также заполняют ватой, в устройство добавляют еще сетчатый патрон. Уже в патрон помещают катализатор. Крышкой и вентиляционным отверстием является небольшой стальной колпачок.
Такая карманная грелка выделяет тепло за счет окисления бензинового пара. Процесс выделения пара должен быть при катализаторе. Продукты распада бензина переходят в каталитическую капсулу или патрон. В нем уже пары должны окисляться без пламени, за счет кислорода. В итоге, окисление происходит с выделением тепла через отверстия в крышке.
Также в процессе участвует и катализатор. Он делается из платины и выполняет функцию фитиля. Правильная активация каталитической грелки производится за счет прогревания. Катализатор в течение 15 секунд накаляют зажигалкой или другими источниками огня без копоти.
Важно знать, что в любую модель катализатора на грелке ни в коем случае нельзя добавлять в бензин для автомобилей. В состав такого бензина входит тетраэтилсвинец. Данная присадка запросто уничтожит катализатор, а выделяемые пары сказываются на нервной системе человека.
Современные модели таких карманных грелок лучше заправлять бензином для зажигалок Zippo или российским аналогом «Калоша». Альтернативные источники бензина исключены.
Для модели советского периода (ГК-1) иногда применяли авиационное топливо для каталитической грелки. К счастью, в двадцать первом веке проще купить баллон с бензином для иностранной зажигалки, чем искать технические жидкости нелегально.
Говорят, что некоторые модели каталитических зажигалок можно заправлять спиртом, но это лишь слухи. Заправлять нужно строго специальным безвредным бензином. И даже в этом случае запахи процессов распада никуда не денутся.
Подводя итог по топливу, можно сказать, что подходящее - это бензин с высшей степенью очистки. Однако по техническим характеристикам могут применяться нефтяные растворители С2-80/120 и С3-80/120.
Что случится если залить другую горящую жидкость? Все очень просто, за несколько минут испортиться каталитическая сетка. Даже самый качественный прибор за короткое время снизит свою эффективность. Но если в походных условиях нарушилась сетка, то можно прокалить сетчатый патрон на газу.
Выяснив момент с топливом, нужно понимать, что прибор токсичен. Продукты распада угарные, поэтому в закрытых помещениях лучше не разогревать катализатор или же пользоваться прибором в помещении только для теста.
Небольшой вес и размер позволяют взять в руку, разместить в рукавице или положить в карман грелку. Находчивые пользователи иногда даже кладут в обувь при морозе. А походные подогревы вещей на подобии спальника — классика в использовании. На охоте, рыбалке или в походе, промочив ноги, легко высушить как носки, так и обувь, применив пару этих приборов.
Фирменные карманные обогреватели после покупки рекомендуют прокаливать на газу, а именно каталитический патрон необходимо раскаливать докрасна, зачем остудить при комнатной температуре.
Запуская грелку на улице в холодную погоду, нужно в руках согревать прибор хотя бы до 15 градусов. Обращайтесь с ней как с замерзшей зажигалкой, крепко сжав в ладони или разогрев дыханием. Такие действия нужно сделать для того, чтобы произошла концентрация паров на катализаторе.
Про поджог устройства уже было сказано, но для удобства зажигалку нужно подносить именно сбоку, тогда даже малейшая копоть обойдет стороной сетку катализатора. Выполнив все эти действия, остается только закрыть крышку, поместить прибор в чехол или в другое место. Постепенно процесс отдачи тепла станет ощутим.
Но для любого процесса с участием кислорода необходим приток воздуха. Прятать горелку под синтепоновые и не продуваемые вещи не рекомендуется. Выключать же очень просто. Любым походным инструментом отделяют насадку катализатора. В течение минуты насадка и корпус остынут. Потом можно все собрать в одну конструкцию.
Примерный вес популярных моделей от 100 до 150 грамм. По расходу такие модели требуют от 10 до 30 граммов топлива на 10-12 часов работы. 12 часов – это максимум для одной заправки.
Температурный диапазон в рабочем состоянии 60 градусов. При такой температуре всегда максимальный расход топлива. Габариты устройства начинается от 50×80×11, и заканчиваются 70×110×20 миллиметрами.
sledopyt.net