Автор: Таланов Виктор. Редактор: Таланова Татьяна.Соавторов искать тут: http://wwwboards.auto.ru/ski/266645.html Видео инструкцию смотреть тут «Осторожно, дети!», 5 мин 25 сек. или тут Волен 2008, 3 мин 06 сек. Кому нужна эта статья: тому, кто собрался обучать ребёнка от 2-х до 5-ти лет горным лыжам. Статья написана на основании личного опыта. Некоторые рекомендации могут показаться нелогичными с теоретической точки зрения, но на практике работали хорошо. В статье учтён опыт предыдущих поколений, а также описано несколько личных ноу-хау. С чего начать: Во-первых, нужно понять, что ребенку это обучение не нужно, а нужно оно, скорее всего, родителям, т.е. вам. Во-вторых, нужно ответить на вопрос - какой цели вы добиваетесь: сделать из ребёнка чемпиона или просто кататься вместе с ним и получать удовольствие. Для детей от 2-х до 5-ти лет первое не совсем правильно. Для чемпионов существуют спортивные школы. Для обучения киндеров не столь важно хорошо кататься на лыжах, сколько быть хорошим детским психологом. Так что перед обучением лучше читать Б.Спока, чем Ж.Жубера. Многое зависит и от темперамента ребёнка, от его осторожности, капризности и пр. В статье будет ориентир на некоего среднего ребёнка с достаточной осторожностью, не очень капризного и со стандартной физической выносливостью. Крайние случаи встречаются достаточно часто, но опять же это скорее разрез детской психологии, нежели обучения горным лыжам. Подбираем снаряжение: Лучший вариант - это самые короткие лыжи. Даже если малышу уже 5 лет и весит он 15-20 кг, первые шаги ему будет лучше делать на лыжах 70см. Скорее всего, он из них «вырастет» за два дня катания. Так что лыжи логично брать у друзей или покупать/менять б/у, благо сейчас есть конференции для этих операций, например на www.rasc.ru или www.ski.ru. Используйте лыжи современной геометрии, т.е. приталенные - это кардинально ускоряет процесс обучения поворотам. Палки не нужны. Шлем необходим, поскольку детей регулярно сбивают взрослые. Более серьёзная защита нужна, если ребёнок не очень осторожный. Маска и подшлемник - очень полезные вещи, особенно в ветреную погоду в них очень комфортно. Куртку, штаны и варежки лучше подбирать так, чтобы к ним не прилипал снег, и, в идеале, чтобы материал не скользил по снегу - в общем, обычные требования, как к взрослому горнолыжному костюму. Первый шаг к горе: Эпиграф «Когда научитесь плавать, тогда нальём воды». Первые занятия лучше проводить дома на ковре (без ковра к вам быстро придут соседи снизу с очень конкретной целью). Посмотрите, что делают инструктора с новичками на горе - они делают разминку. Бегают в ботинках по снегу, одевают лыжи и топают, делают приседания. Можно отработать плуг, закантовку, а так же рассказать ребёнку где у лыжи кант, мысок, крепление и т.п. Зачем для этого ехать на гору? Ведь понятно, что ребёнок первый раз может «прожить» с горнолыжных ботинках и лыжах 15-20 минут. Совет: перед первой поездкой на гору поиграйте с малышом раз 5-10 в горнолыжную школу на ковре дома. Он привыкнет к весу лыж на ногах, и первый выезд на гору будет более продолжительным и продуктивным. Занятия дома просто необходимы для детей 2-3 лет, для детей постарше можно его не то чтобы пропустить, но сократить занятия до минимума. Второй шаг к горе: Очень хорошо, если родители катаются не только на горных, но и на беговых лыжах. Всё очень просто - вы катаетесь на беговых лыжах, а ребёнок едет на верёвке за вами на горных. Свежий воздух, зимний лес, физическая нагрузка, а киндер тем временем привыкает к скольжению. Иногда скатывается с маленьких бугорков. При таком подходе за один день можно проскользить несколько километров, чего достичь на учебном склоне просто нереально. Наконец добрались до горы: Подберите уклон минимальный, чтоб киндер только-только катился. Будет хорошо, если вас пустят в «лягушатник». Спустите малыша несколько раз и посмотрите, на что он способен на горе. Сразу скажу, что у маленького ребенка нет мотивации поворачивать, поэтому поворачивать он не будет, даже если может это сделать. Какую игру придумать, чтоб ребёнок начал поворачивать - решать вам. Можно «рулить как автомобильчик», «как кораблик», можно «как зайчик следы путать» или играть в догонялки, можно рисовать змейки, можно ставить палочки и вокруг них рулить (но на моей практике детей не очень прикалывает ездить между палками). Конечно, показывать собственный пример. При первых спусках поставьте детей «в плуг», в этом плане за последние десятилетия ничего нового придумано не было и на эту тему есть много информации и даже есть специальные приспособления, фиксирующие лыжи ребёнка в плуге. А при современной геометрии лыж, от плуга до резаных поворотов у ребёнка один шаг. Дети быстро просекают момент, что если лыжу поставить на кант, она классно поворачивает. Залезли наверх горы: При первых спусках с горы лучше малыша держать на поводке. Но увлекаться ездой с ребёнком на верёвке не стоит. Т.к. мотивации поворачивать нет, ребёнок будет «висеть» на верёвке и ехать напрямую, не тормозя. Но до 3-х лет у вас точно не получится отпустить ребёнка на горе без поводка. Старайтесь свести функцию поводка к функции страховки. Т.е. не бойтесь дать ребёнку разогнаться до падения, только будьте аккуратны и не задавите малыша - поводок должен быть достаточной длинным, минимум 5 метров. Не бойтесь, что ребёнок упадёт - сальто через голову для них нормальный трюк, единственное, что их может испугать - это испуг родителя после детского падения, ну и неприятно, если в рот набился снег. Хорошая замена поводку - это лыжные палки. Схема простая: вы держите палки с одного конца, а ребёнок с другого. Можно стоять к ребёнку лицом - тогда скорость небольшая, т.к. вы едете спиной вперёд, но полностью контролируете ребёнка. Можно стоять к ребёнку спиной, тогда скорость выше, и малыша контролировать сложнее. Да, - ребёнок должен быть выше по склону. Старайтесь, чтобы он не висел на палках. Используя палки, очень хорошо приучать дитя ездить поворотами, - в отличие от поводка, сцепка здесь жёсткая, и вы находитесь впереди ребёнка, задавая направление движения. Этот способ я практиковал для проезда крутых участков трассы, на пологих ребёнок рулил самостоятельно.И вот вы решились отпустить малыша в свободный полёт. Обратите внимание, что дети гоняют напрямую, иногда притормаживая плугом. Как я уже говорил, - это отдельная история, как мотивировать ребёнка поворачивать. В первую очередь сами забудьте про плуг, хотя очень соблазнительно ездить именно плугом на скоростях, близких к нулю. Можно привлечь детей постарше, чтобы показывали пример. Ну и опять игра, игра и игра. В течение всего первого сезона «без поводка» ребёнок будет постоянно срываться в езду напрямик - пресекайте такие попытки.Перед тем как пустить ребёнка вообще в свободный полёт, т.е. без присмотра, позаботьтесь о том, что ребёнок усвоил основные правила техники безопасности на горе. Но думаю , что пятилетнего киндера вы вряд ли решитесь упустить из виду, по этому я эту тему в пропущу. Подъемники: Подъём, наверное, - одно из самых опасных мероприятий для ребёнка. Для двухлетнего малыша хорошо подходит бугельный подъемник(«швабра»). Киндера вы должны поставить у себя между ног. Только ОЧЕНЬ внимательно следите, куда едут лыжики малыша! На практике в «одиночное плавание» на бугеле ребёнка можно отпускать в 5-6 лет. Есть маленькая хитрость, которую нужно подсказать ребёнку: на горизонтальных участках пусть тормозит плугом. Вагончики (типа «яйцо») - тоже хорошо, но грузиться в них и вылезать очень проблематично. Киндер не может самостоятельно залезть в вагончик, а держать в охапку ребёнка, свои и детские лыжи не очень просто. Кресло - проблема грамотно усадить ребёнка. Одежда и перчатки должны быть строго не из скользкой ткани. Идеально, когда оба родителя с двух сторон поднимают и усаживают малыша. Ноги не должны свисать вниз. Практика показала, что киндер ростом до 1 метра, легко помещается вместе с лыжами под пластиковым колпаком кресельного подъемника. Обращайте внимание, как и куда опускается страховочная трубка с подставками для ног. На 4-х и более местных креслах есть промежуточные упоры между сидушками, которые могут очень сильно придавить ноги. Кресельный подъемник опасен тем, что страховочное оборудование там не рассчитано на маленьких пассажиров. Можно сажать дитя на колени, но я этот способ не практиковал. И всё же немного о психологии: Если ребёнок на горе говорит, что устал, то скорее всего ему просто неинтересно или он проголодался. Из уставшего ребёнка сделать неуставшего - задача довольно сложная. В ход могут идти переключение внимания, новая глобальная затея, мотиваторы в виде шоколадки после победного спуска. Ещё интересный момент: известно, что со своими родителями дети себя ведут хуже, чем с чужими (капризничают, не слушаются и т.п.). В этой ситуации нужно кооперироваться с друзьями, у которых аналогичный подход к совместному отдыху с детьми - смело меняйтесь детьми и разъезжайтесь в разные углы горки. Проверено на практике - работает очень хорошо.Ребёнок быстро устаёт от монотонного катания, поэтому скатывание с горы на лыжах можно чередовать с валянием в снегу, катанием на санках и пр. Заключение: Если малыша начать ставить в 2,5-3 года, то по этой методике к 4 годам бебика можно спокойно отпускать на горе. Дальнейшее его обучение не имеет особого смысла - жизнь сама научит остальному. Ну, можно пару лет спустя 2-3 часа потратить на то, чтобы рассказать ему про параллельные лыжи, переднюю стойку и работу палками. И не забывайте следить за безопасностью ребёнка, а также, чтобы не замёрз или не вспотел. Для детей старше 8 лет вообще подходят методики обучения для взрослых. Чего не рекомендую делать: спускать ребёнка между ног, подмышкой, хотя это рекомендуют некоторые авторы. Т.е. всячески избегать езды "в обнимку". В большинстве случаев киндер расслабляется, повисает на вас и вообще забывает, что он на лыжах. Отзывы и комментарииДля того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере Большое спасибо за статью! Я в этом году буду проходить через это с сыном и уже начал изучать всякие материалы на эту тему. Мне очень понравилась Ваша идея одеть ребенка в лыжные ботинки, надеть лыжи, и поиграть в лыжи дома на полу чтобы подготовить ребенка. Также, Ваши замечания про детскую психологию очень полезны. Я думаю что я начну с того что сдам ребенка в детскую школу при горе где дети ездят в специальном детском лягушатнике на транспортере вверх и потом по почти плоскому склону вниз под налюдением инструкторов. Через пару таких занятий начнем кататься сами и будем использовать поводки как Вы советуете. Большое спасибо за статью. Несколько вопросов: насколько я себе представляю, поводки обычно состоят из двух лямок метров по пять длиной которые крепятся к бокам жилетки которая одевается на малыша. Говорят этими лямками, потягивая или левую или правую, можно управлять поворотами малыша. Вы не пробовали? Насколько это эффективно? Другой вопрос - эти поводки часто продаются вместе с приспособлением которое скрепляет вместе носки лыж чтобы они не разъезжались. Вы не пробовали, насколько оно полезно и насколько долго имеет смысл его использовать? Посадка с ребенком на кресельный подъемник вроде бы понятна, а вот сойти с подъемника может быть труднее так как там обычно бывает небольшая горка и малыш может испугаться или растеряться. Какие у Вас были наблюдения по этому поводу? Что Вы делаете чтобы избежать неожиданностей? "Двух веревочные" поводки не пробовал. Возможно они и дадут эффект, т.е. ребенок будет быстрее прогрессировать. Но я считаю так, что на покупку спец поводков вы потратите 3-4 часа личного времени... может лучше это время поковыряться с ребенком на горе? :) Проблема наезда лыжи на лыжу есть, но потребности в специальном устройстве для детей я не вижу. Посмотрите внимательно самое начало фильма про Волен (ссылка вверху статьи), там Алевтине 2, 5 годика, лыжики стоят параллельно и даже тенденции нет разъезжаться или наезжать друг на друга. Скреплять мыски ИМХО полезнее для начинающих взрослых. Слезать с кресла с ребенком проще простого, там все естественно получается. Взял ребенка в охапку и скатился кубарем с горочки :). С малышом, который пугается таких маленьких горочек лучше на кресло не садиться, значит, ему еще рано лезть в горы. Тренируйте его внизу. Кстати, оригинал статьи на моем сайте уже год висит, там фоток побольше, а тут была статейка 15-летней давности... надо было бы ее для истории оставить. Прикольно сравнить как развивается методология обучения в моем представлении :) Если требуется использовать какую-либо страховку, значит вы неправильно выбрали склон для занятий. Выбор склона соответствующего способностям и умениям ученика (ребёнка, взрослого - неважно) одна из основных задач инструктора. Вместо того чтобы отпускать его "до падения" выберите склон с контруклоном. Приспособления для какой-либо фиксации лыж заменяют игры. Так же как и попытки вдолбить дитю отличие "право-лево" прекрасно замещаются цветными ленточками на ногах. Чем "дальше в лес" тем веселее - дети любят скорость. И, как правильно замечено - не очень стремятся поворачивать. Траектория движения ребёнка по склону довольно близка к линии падения. Об этом нельзя забывать когда вы идёте друг за другом. З.Ы. написано на личном опыте, а также по оставшимся в голове следам инструкторских курсов в австрии. Если требуется использовать какую-либо страховку, значит вы неправильно выбрали склон для занятий. Это основа обучения. Но родителям часто хочется кататься вместе с ребенком, показать всякие интересные и красивые места. Тут и приходят на помощь всякие страховки. В таком случае можно говорить не об обучении, а просто о катании с ребенком, типа экскурсии. Приблизительно, как альпинисты в связке идут в гору. Если это разовые спуски, то ничего плохого здесь нет. Я согласен со Ski_Baby: единственный склон с которого невозможно далеко уехать - это склон в лягушатнике. Конечно хорошо отдавать малыша на попечение инструкторов в лягушатнике, но это кусается с финансовой стороны да и хочется самому попыть с ребенком на снегу а не только смотреть на него со стороны. А как только начнешь ездить с ребенком сам за пределами загона для малышей- пусть это будет даже самый пологий зеленый склон - все равно склон длинный и возможность уехать не туда потенциально существует. И разогнаться тоже можно если ехать по зеленому склону по прямой. Так что лучше держать ребенка на поводке чем пытаться ловить за шкирятник в процессе движения Меня интересует еще один вопрос - обычная система обучения включает обучение плугом а потом отучивание от плуга и переучивание на параллельное ведение лыж. Я знаю что взрослые нередко осваивают плуг за два дня и потом затрачивают несколько лет чтобы полностью от него отучиться. Так что плуг выглядит как очень вредная привычка. Существуют системы обучения сразу параллельному катанию, нампример PMTS direct parallel. Я вот только не знаю насколько эта система применима для детей - может быть им слишком сложно следовать последовательности упражнений требующихся в этой системе. Было бы очень интересно узнать пробовал ли кто нибудь обойти плуг и научить ребенка сразу кататься в параллельной стойке? И если учить ребенка через плуг, сколько времени занимает его потом переучить на параллельный поворот? Кстати, я посмотрел видео на которых дана ссылка в статье, и был впечатлен тем как красиво, интересно, и качественно они сделаны! Смотрели вместе с малышом, после чего он опять побежал одел шлем, лыжи, и мы стали снова практиковаться на ковре
У меня сын с двух лет, без плуга. Еще куча детей из нашего клуба, 10-12 лет, без плуга начинали. Если есть возможность не туда уехать, то это пока еще не его склон. Стандартная австрийская система: прямая->плуг->карв. Между этими этапами нет чёткой границы, переход осуществляется постепенным добавлением элементов следующей ступени к предыдущей. Т.е. нет "переучивания". Есть чёткий план работы с начинающими с кучей упражнений. Тот же плуг, правильно выполненный, очень динамичная (и с непривычки довольно непростая для правильной демонстрации) вещь. Кстати, из двухнедельного курса примерно 50% времени ушло на отработку этого самого плуга, несмотря на то что в группе были весьма неплохие лыжники и спортсмены. С детьми с одной стороны проще - они плуг, пусть даже и частично, используют очень долго. Нам показывали раскадровки с соревнований 10-12 летних детей и тыкали пальцем в элементы плуга в слаломе. И анатомия у детей совсем не наша, и мир видят они из другой перспективы. Поэтому не надо избегать плуг, ему нужно правильно учить! В любом случае, плуг ли, карв, неважно - это работа корпусом не меньше чем ногами, и блокировать корпус палками, вожжами и чем угодно - это создавать проблемы ребёнку на будущее. И... игры, игры, игры. К сожалению у нас был всего 1 день посвящённый занятиям с детьми. Да, конечно, возможности школы по части разноообразия неисчерпаемы, но и простыми способами можно "продвигать" чадо к правильному катанию. Одна из любимых игр моего старшего это "сорвать с дерева банан (при перекантовке тянемся вперёд и вверх) и запихать его в ботинок не врезавшись в дерево (завершаем перекантовку, наклоняем корпус вниз по линии падения склона). Объяснять это обычными словами... Ну лично у меня нервов не хватает :) З.Ы. как "отче наш": правильный выбор склона. "и блокировать корпус палками, вожжами и чем угодно - это создавать проблемы ребёнку на будущее." Про блокировку возжами согласен. Езда с палками это особый случай. Основной смысл езды с палками - это приучить киндера ездить с поворотами. Т.е. при "блокировке" палками нужно ездить СТРОГО змейкой! В результате таких упражнений у меня мелкая разучилась гонять напрямик :-), а это делают почти все дети. Мне как-то спокойнее отпускать ее одну. К тому же палками, я стараюсь не блокировать, почти 90% времени ребенок просто держится за палки не подозревая, что я эти палки не держу :-) vitos, В школах для этой цели строят канавы, бугры и прочие штуки которые просто и незатейливо загоняют ребёнка в змейку. Ну есть ещё масса способов заставить детей переносить вес на одну лыжу. Вне школы эти возможности разумеется ограничены. Я со своим поступил следующим образом: 2 ленточки разного цвета повязаны на коленки. Он у меня прётся от мультика "Тачки" соответственно ленточки были:красная (МакКуин) и зелёная (Чико). Ну и в кармане на всякий случай ещё синяя (Кинг) и жёлтая (Мэтр). Начинаем движение по прямой. Далее следует "Кажется МакКуин отстаёт, давай-ка поможем ему!" при этом давим обеими руками на колено с красной ленточкой. Потом то же самое с другой ногой. Что происходит с траекторией движения при попытке достать и надавить обеими (именно обеими) руками на колено, думаю, объяснять не надо :) Советы насчёт спец.площадок и лягушатников замечательны, но в реальности не осуществимы. Потому что у нас ни на какой учебный склон ребёнка с родителем без инструктора курорта не пустят. А вожжи (именно двойные возжи, а не поводок) позволяют контролировать скорость, направление движения, и в какой то мере (вместе с игровыми моментами) стойку ребёнка. И, кстати, позволяет сразу поставить поворот без плуга. Австрийская система хороша при наличии австрийской инфраструктуры - приехал в горы, ребёнка на неделю в горнолыжные ясли, на выходе получил партнёра по катанию. ;-) У нас, к сожалению, хороших детских инструкторов можно пересчитать по пальцам, с трёхлетками, по моему, вообще никто не работает, ценник негуманный, организация отсутствует. А предлагаемая методика позволяет работать с ребёнком в наших реальных условиях. Можно добавить всяких игровых моментов (как добиться вертикальной работы ногами, правильного положения рук, поворотов), но как база - очень хорошо. Спасибо большое за статью! Я с семьей живу в Японии и ставлю в этом году на лыжи дочку 3,5 года. У нас горнолыжные курорты в 2х часах езды от дома, поэтому можно себе позволить ездить в радиалки хоть каждые выходные. Школы здесь в изобилии, но все, естественно, на японском или на плохом английском - и то, и другое не выход. Дочка очень ждала поездки в горы из-за снега - там, где мы живем, он выпадает один-два раза за зиму. Поэтому и лыж ожидала с нетерпением, а особенно поездки наверх на подъемнике. Я сама сшила по образцу вожжи и жилетку из ремней, купили оборудование, шлем. Подъем пошел на ура, первый спуск из-за ощущения скорости тоже с энтузиазмом, а потом как раз пошло нытье, что лыжи разъезжаются, ногам в ботинках больно и в таком духе. И оказалось, что я как мама и нструктор в одном лице плоховато подкована теоретической базой, как в какой последовательности учить. Вроде, все ясно, а у самой уверенности в правильности того, что делаешь с ребенком на горе нет. А теперь будет! С завтрашнего дня будем бороздить ковер :) У нас итак дочка с характером, поэтому многое приходится делать через игру. Но на обучение лыжам, то ли от собственной собранности на горе, чтобы не упасть с ребенком, ее не упустить, я эту практику не перенесла. Спасибо еще раз! Больше из серии юмора... Поставил на лыжи мелкого (11 месяцев). Т.е. он раньше поехал на лыжах, чем пошел :-) Отчет о поездке и видео можно посмотреть тут.
|
www.rasc.ru
Многие считают, что могут учить других. В том числе, и горным лыжам. В самом деле, что тут сложного… Признаюсь, я тоже так думала… до курсов инструкторов 🙂
Особенно часто так думают родители. Во многом, они правы. Надо только помнить простые правила.
1. Не пытайтесь сделать за ребенка то, что он должен делать сам.
Да, ваш ребенок еще мал. Да, он нуждается в поддержке. Но многое он может и должен делать сам. Поэтому: не нужно никаких поводков, не надо возить за его палочки или поддерживать под подмышки. В таком положении он НИЧЕМУ не учится: вы помогаете ему стоять, помогаете ехать, помогаете останавливаться. Вы все делаете за него. Единственное, зачем можно делать вышеперечисленные действия: просто увлечь ребенка, показать, что горные лыжи – это здорово! Так что это может быть поощрением после самостоятельной работы, пока малыш не может самостоятельно съехать с горы.
2. Плуг помогает детям освоить горные лыжи намного быстрее.
Многие воспринимают понятие «плуг» в штыки, считая его, по меньшей мере, источником мирового зла. А ведь ребенок, которому показали плуг, обычно может уже в первый день спускаться с небольших горок, контролировать скорость, тормозить и останавливаться. То есть плуг дает ребенку навыки, обеспечивающие его безопасность на первом этапе обучения. Кроме того, плуг помогает ребенку в безопасной ситуации понять и освоить базовый навык горных лыж: перенос веса тела с одной ноги на другую. А для этого плуг нужно делать правильно!
Другой вопрос в том, что этот этап обучения горным лыжам должен быть кратковременным, нельзя дать ребенку «застрять в плуге». Переучивать такого ребенка будет довольно сложно. Но если вы продолжите обучение, то успехи не заставят себя ждать. 5-летних детей с успехом можно ставить на параллельные лыжи.
Приходилось видеть и родителей, отрицающих плуг, как атавизм, и пытающихся ставить детей сразу на параллельные лыжи. Мы не говорим, что это невозможно. Но это значительно сложнее, ребенку надо освоить довольно сложное комбинированное движение: разгрузку и поворот лыж под собой. Для этого нужна скорость, которой ребенок пока боится, потому что не может ее контролировать. А когда что-то долго не получается, желание учиться быстро пропадает.
3. Учить ребенка надо на очень пологом склоне с выкатом.
В идеале лыжи должны скользить, практически не разгоняясь, а выкат должен быть настолько плоским, чтобы лыжи останавливались сами, без усилий со стороны ребенка.
Огромная ошибка – тащить детей на довольно большие склоны. У некоторых детей нет страха высоты, но он обязательно появится после первых же падений. А падения на крутом склоне неизбежны. Ваша задача диаметрально противоположна: ребенок на первом этапе обучения падать не должен.
4. Обучение ребенка – это процесс, требующий от родителей недюжинного терпения.
Чем младше ребенок, тем больше придется с ним играть. Но помните: игра – не цель, а средство обучения.
Кроме того, не стоит рассчитывать на то, что ребенок научится очень быстро. Настройте и его, и себя на долгий путь. Горнолыжник становится на лыжи на несколько дней, а совершенствуется всю жизнь. Мой четырехлетний сын, спустившись плугом со своей первой горы, заявил, что теперь он умеет кататься, и мои советы ему больше не нужны 🙂
Есть еще одна сложность психологического плана. С родителями ребенок больше капризничает, он умеет ими манипулировать и пользуется этим. С посторонним человеком эти номера не пройдут, поэтому инструктору учить ребенка намного проще, чем родителям.
plugom.ru
У спортивных родителей, как правило, растут дети, которых приобщают к активному занятию спортом с самого раннего возраста. Малютка только научился ходить, а его уже начинают знакомить с плаванием, гимнастикой, коньками, лыжами. Естественно, что у родителей, главным увлечением которых являются скоростные спуски и слалом на всевозможных горнолыжных курортах, первая мысль — как научить ребенка кататься на лыжах?
Разумные и «продвинутые» родители не станут начинать со склона. В первую очередь малыш знакомится с понятием «дисциплина», учится внимательно слушать, выполнять указания человека, занявшегося процессом обучения. Поэтому, подготовка должна начинаться не на заснеженном спуске, а в спортзале, в обыкновенной спортивной секции, не имеющей отношения к горным лыжам.
Наиболее ранний вариант ознакомления со спортом в дошкольный период — спортивная гимнастика. В три года можно смело начинать занятия. Еще проще, если в семье родилась девочка. Двери секции художественной гимнастики откроются уже по достижении двух с половиной лет.
Полгода тренировок дадут определенный набор навыков. Теперь можно начинать обучение детей катанию на лыжах. Полный список подготовительных видов спорта выглядит следующим образом:
Рекомендуемый возраст, когда вопрос «Как поставить своего ребенка на горные лыжи?» станет актуальным — около трех с половиной лет. Известны случаи более раннего знакомства подрастающего поколения с этим видом спорта, но это скорее исключение, нежели правило.
Вопрос, требующий тщательной проработки. Основной тенденцией, которой руководствуется сегодня большинство при подборе экипировки, является внешний вид. Понятно, хочется, чтобы маленький лыжник выглядел как на картинке. К сожалению, часто случается так, что акцент на внешний вид идет в ущерб удобству, практичности.
Начать стоит с подбора одежды. Обязателен комбинезон. Только он даст необходимый комфорт, и позволит не «оставить за скобками» погодные условия. Перчатки, куда же без них. Специальная экипировка подбирается соответственно росту и размерам. У начинающих стандарт для лыж, палок — 90 сантиметров. Ботинки — самая важная часть экипировки. Если они давят, или болтаются на ноге, придется искать другие. Главная проблема возникнет именно при подборе ботинок, терпение — здесь главный помощник. Юный спортсмен не сможет объяснить степень дискомфорта. Горные лыжи — травмоопасный вид спорта, поэтому наличие шлема и защиты для позвоночника даже не обсуждается.
На этом этапе вдохновителям будущего горнолыжника предстоит выбор, учить малыша самостоятельно, или доверить процесс инструктору. Очень важный момент! Можно сказать, «палка о двух концах». С одной стороны, даже умение качественно кататься на лыжах не гарантирует способности передать это самое умение своему чаду. Совсем не обязательно, что тренер сможет найти контакт с обучаемым малышом. И, наоборот. На практике часто встречается, что малютка слушает незнакомого дядю (или тетю) гораздо внимательней, чем маму и папу.
Чаще всего выбор падает на инструктора. Тут должно очень сильно повезти. В последнее время кто только ни работает горнолыжными наставниками. Если процесс обучения, что называется, не «пошел», большинство «инструкторов» просто предлагают малышу покататься, держась за протянутую лыжную палку. Такой «урок» результата не даст. Может привести к отрицательному эффекту, связанному с потерей желания освоить лыжи в принципе.
Замечательный вариант — групповые занятия с инструктором. Подобная услуга сейчас встречается почти везде, где обитают любители этого вида спорта. Оптимальный состав группы 4-5 человек. Многие дети в коллективе «схватывают» быстрее, поэтому обучение получается максимально эффективными. Первый же 4-х часовой урок даст ребенку больше, чем индивидуальные потуги нескольких предыдущих дней.
Методик существует множество, но старт всегда одинаков. Первое занятие начинается с правильного расположения лыж относительно склона в момент пристегивания, знакомства с креплениями, правильной постановкой лыжного ботинка в крепление. Когда упражнение освоено, несколько раз закреплено, приходит время обучения ходьбе в лыжах. Сначала по ровной поверхности, затем по поверхности с небольшим уклоном. Дети учатся правильно ставить ноги, опираться при ходьбе на палки, разворачиваться на склоне. Небольшая прогулка подобным образом, переход к следующему упражнению.
Приходит черед знакомства с торможением. На ровной поверхности инструктор одевает на руки ученика ремни палок, тянет за них, предварительно объяснив ему движения, обязательные при торможении. При освоении этого элемента мнения специалистов расходятся. Одни считают, что начинать следует с банального «плуга». Другие настаивают на более сложном варианте с использованием коленей и поворота перпендикулярно склону, мотивируя свой выбор тем, что переучить после «плуга» намного сложнее, чем обучить правильно сразу. Правы все. Справедливости ради, практически везде доминирует «плуг».Пора начинать ездить. Понадобится пологий склон, используемый поперек. Процесс езды обеспечивается одновременным отталкиванием лыжными палками. Два, три отталкивания, торможение. Так продолжается длительный промежуток времени, до тех пор, пока вся группа не усвоила упражнение. Тем, кто сообразил раньше других, лишним не будет закрепить навык. К окончанию первого часа имеется сплоченный коллектив юных лыжников и лыжниц с горящими глазами. 15-ти минутный перерыв на горячий чай с бутербродами детский организм только раззадорит.
Второй час тренировки начнется с небольшого восхождения вверх по склону. Пришло время учиться подниматься «лесенкой», опираясь на нижнюю палку, и разобравшись с очередностью переступания ногами. Тренер предварительно расставил флажки, которые будут обозначать траекторию спуска. Они необходимы, так как являясь ориентирами, побуждают ребенка их объехать. Без флажков большинство детей невольно сужают траекторию, набирают скорость, с которой не в силах совладать. Это упражнение по времени займет столько, сколько заняли все предыдущие вместе взятые. Очередной перерыв, чай, бутерброды.
Многое в процессе обучения зависит от того, каким образом оборудован детский склон. Некоторым везет. У них третий час начинается с вращающихся по кругу каруселей. Начинающий лыжник держится за поручень, привыкая к скорости, одновременно, пытаясь свести ноги максимально близко одну к другой, добиваясь их параллельности. Ход карусели замедляется и ускоряется, в зависимости от степени готовности малыша. Замечательное упражнение, помогающее ребенку «почувствовать» лыжи.
После карусели следует переход на ленту транспортера-подъемника. Встать на ленту, сойти с нее. На обучение группы у опытного преподавателя уходит не более 5-ти минут. И вот маленькие лыжники и лыжницы уже на вершине склона. Пусть детского, пусть короткого, но на вершине! Завершается третий час занятий пробными спусками с вершины склона по флажкам-ориентирам. В этот момент немного жаль инструктора. Он контролирует спуск каждого ученика, съезжая задом, затем бегом поднимется наверх, к следующему.Четвертый час групповых занятий — закрепление пройденного материала. Поэтапно вспоминается все что было, начиная от креплений, расположения лыж, заканчивая спусками с вершины детского склона, уже без контроля инструктора. Особо одаренным тренер расставляет всевозможные надувные фигуры, сквозь которые будущие мастера пытаются проехать. Что удивительно, у многих уже получается. Большим почетом пользуются карусели. Подъем на транспортере уже не кажется не то что невозможным, но даже не страшным. Лыжи «слушаются» своих хозяев, поворачивают, куда хочется, останавливаются, когда требуется.
Голодные, уставшие, но гордые собой юные горнолыжники заканчивают занятия, одним хором с родителями поблагодарив учителя. Результат превзошел ожидания. В особенности, на фоне безуспешных попыток хоть как-то «зацепиться» за катание на протяжении нескольких предыдущих дней, повергающих отчаявшихся родителей в уныние.
До освоения в полном объеме техники владения лыжами еще очень далеко, но базовые знания, достаточные для постепенного введения начинающих спортсменов в когорту горнолыжников, получены.
Этот вариант не станет панацеей. Вполне вероятно, кому-то не подойдет. Тут нужно понимать, что занятия спортом так же индивидуальны, как занятия музыкой, рисованием, прочим. Одному — «дано», другому — нет. Впрочем, каждый сам творец своего счастья, и способен совершить массу собственных ошибок.
vsnege.com
Основанная в 1950 году французская компания Club Méditerranée («Средиземноморский клуб») на протяжении всей своей истории уделяла особое внимание семейному отдыху вообще и отдыху с детьми в частности. Первый горнолыжный курорт Club Med был открыт в 1956 году в Швейцарии, и с тех пор зимний отдых «в стиле Club Med» стал самостоятельным брендом и синонимом горнолыжного premium all-inclusive, где в стоимость проживания включено все: высокая кухня от шеф-поваров, ски-пассы, развлечения для всех членов семьи, а также занятия с профессиональными инструкторами Французской горнолыжной школы ESF.
В этой всемирно известной школе с более чем полувековой историей предпочитают ставить на лыжи своих детей многие европейцы, ведь за неделю отдыха ребенок гарантированно проходит путь от первых шагов на лыжах до уверенного катания и даже первой гонки, которой традиционно заканчивается обучение.Для тех, кто хочет легко и безболезненно научить детей кататься на горных лыжах или сноуборде, это наиболее комфортный вариант: идеальные альпийские декорации, атмосфера праздника, опытные инструкторы и редкая возможность совместить обучение ребенка с полноценным отдыхом. В отличие от многих других видов спорта катание на горных лыжах — это то, чем можно заниматься вместе вне зависимости от возраста и пола: бабушки и дедушки, родители и дети могут кататься вместе, получая массу позитивных эмоций на любом из курортов компании Club Med в Альпах, где их уже 21.
Вот 4 курорта, где приобщить ребенка к горнолыжному отдыху будет комфортнее всего: Club Med Grand Massif Samoëns Morillon
Открывшийся в этом сезоне флагман Club Med расположен в самом сердце Северных Альп в регионе Гран Массиф всего в полутора часах езды от аэропорта Женевы. Он предлагает не только ski-in/ski-out, но и услугу easy arrival — возможность еще до вылета забронировать экипировку и тренировки. Вы не потеряете ни минуты — лыжи и ботинки будут ждать вашего приезда в шкафчике в ski room, а ваши дети будут уже записаны на занятия. Для обучения и совершенствования у курорта есть 20 зеленых трасс, 64 синих, 50 красных и 14 черных.На курорте работают традиционные Club Med Mini Clubs для детей 4 возрастных групп: от 4 месяцев до 17 лет. Также гостям предлагается специальный 5-дневный курс − Snow Garden, где 3 часа в день под присмотром внимательных и профессиональных инструкторов G.O (с фр. gentils organisateurs — «заботливые организаторы») впервые ставят на лыжи детей с 3 лет, а с 8 — учат кататься на сноуборде.А пока дети катаются, родители могут расслабиться в SPA от CARITA или поужинать в ресторане Gourmet Lounge, меню которого разработал обладатель 2 звезд «Мишлен» – Эдуард Лубэ.
Club Med Valmorel
Один из самых любимых европейцами горнолыжных курортов отпраздновал в прошлом году свой 40-й сезон. Вальморель — это отдельный магический мир, созданный в Савойском регионе архитектором Пьером Дьене. Он стал первым горнолыжным курортным городком, отмеченным призом «Экологически безопасный туризм» (Green Globe) за низкий уровень воздействия на окружающую среду.Если вы хотите отдохнуть только своей компанией или семьей, обратите внимание на эксклюзивные альпийские шале Club Med Valmorel Chalets с 2, 3 или 4 спальнями, которые входят в Club Med Exclusive Collection. Уединенное размещение, высокий уровень сервиса, роскошный вид на Монблан располагают к созерцанию, а горнолыжные или сноубордические тренировки понравятся и давним любителям активного отдыха, и новичкам. В Club Med Valmorel также открыты Club Med Mini Clubs, где для детей от 4 месяцев до 17 лет каждый день расписан по минутам: спорт, кулинарные мастер-классы, танцы и конкурсы с утра и до позднего вечера! Кроме того, для подростков 11-17 лет открыта программа Multi Snow Sports: под руководством G.O и тренеров дети могут попробовать экстремальное катание в лесной местности, слалом и ски-кросс.
Club Med Pragelato Vialattea
Пока дети обучаются азам катания, родители могут насладиться спусками Кубка мира (в 2006 году тут проходили даже Олимпийские игры). Club Med Pragelato Vialattea расположен в самом сердце провинции Пьемонт на высоте 1600 метров и окружен охраняемым природным заповедником. Трассы для катания находятся в крупнейшем альпийском регионе Виа Латтеа, который занимает второе место среди горнолыжных комплексов Европы по величине. Здесь можно просто кататься, а можно также записаться на занятия и поднять свой уровень или просто воспользоваться тем, что инструктора — лучшие гиды по курорту и каждый день будут показывать вам новые трассы, подбирая такие, где людей меньше, а качество снега выше.Гостей здесь ждут просторные альпийские домики, свежий горный воздух, Club Med Mini Clubs для детей и SPA для взрослых от французского бренда PAYOT.
Club Med Peisey-Vallandry
Городок Пейзе-Валландри спрятался между древних горных вершин, и если вы ищете уединенное местечко, лучшего варианта не придумать. Все члены семьи наверняка оценят шикарный спа-комплекс с открытым бассейном, из которого открывается вид на горнолыжные трассы. Можно отправиться туда вечером или днем, чтобы прямо из воды смотреть, как дети осваивают горные лыжи на идеальных трассах и тем самым развивают отличную координацию, смелость и умение быстро принимать решения, а в качестве бонуса приобретают крепкий мышечный корсет, сильные ноги и здоровые легкие.Club Med – единственная туристическая компания, у которой есть эксклюзивная полетная программа на весь горнолыжный сезон с «Аэрофлотом». Каждое воскресенье с конца декабря до конца марта Club Med ставит рейсы для своих клиентов Москва-Гренобль, а по маршруту Москва – Турин рейсы запланированы с 6 января.
workingmama.ru
Спортивное развитие детей является одной из первоочередных задач воспитания. Множество видов спорта, разнообразие секций и кружков, развитие спортивных баз и тренировочных лагерей делают доступным практически любое занятие для подрастающего человека. Часто родители интересуются, как научить ребенка кататься на лыжах, можно ли сделать это самостоятельно, и с какого возраста начинать? Разобраться с этим поможет данная статья.
Прежде чем покупать все необходимое снаряжение, костюмы, лыжи и палки, стоит подумать, подходит ли этот вид спорта для ребенка.
Кроме того, раньше, чем в 4 года начинать осваивать катание на лыжах не стоит: опорно-двигательная система и позвоночник должны окрепнуть настолько, чтобы это не стало помехой для здоровья малыша.
Возраст в 5 лет является стартовым, когда родители могут задуматься о лыжном спорте. К этому времени скелет ребенка почти окреп, опорно-двигательная система продолжает развиваться и расти вместе со всем организмом. Физические нагрузки и правильная активность будут только способствовать дальнейшему укреплению здоровья. Спортивные центры, которые пестрят рекламой «Мы учим детей кататься на лыжах уже в 3 года!» не заслуживают доверия, поскольку ошибаются уже в самом подходе к детям.
Итак, вы решили, что ваш малыш уже готов встать на лыжи. Теперь нужно правильно подобрать спортивный инвентарь, а сделать это не так просто, как может показаться. Нужно будет учесть не только параметры ребенка, но и условия для катания на лыжах.
На первое время подойдет обычная зимняя одежда, например, комбинезон и куртка. Но лучше выбрать не очень теплую одежду, рассчитанную до -5 градусов, даже если на улице -15. Ведь ребенок будет двигаться, потеть и в таком разгоряченном состоянии ему будет сложно заниматься обучением.
Многие родители сомневаются, как выбрать лыжи для ребенка. Важной характеристикой их должно быть совпадение по размеру, ведь взять их «на вырост» нельзя, малыш не сможет кататься на слишком больших лыжах.
Беговые лыжи делают из дерева и из пластика. Есть и комбинированные модели, которые имеют деревянные и пластиковые вставки. Специалисты считают, что именно они лучше всего подходят новичкам.
Они больше подойдут тем, кто уже более-менее умеет кататься. Для детей, которые на начальных этапах обучения нередко будут падать, деревянные лыжи придется покупать не раз, т.к. они легко ломаются. Недостаток деревянных моделей и в том, что они не скользят по мокрому снегу, и их приходится обрабатывать специальной мазью.
Они намного прочнее, но также имеют свой существенный недостаток – они очень скользкие, и устоять на них бывает сложно даже взрослому новичку. По лыжне раскатанной и широкой такие лыжи будут разъезжаться в разные стороны. Сейчас многие пластиковые изделия имеют противоскользящие насечки, именно такие лыжи вам и нужны.
Для детей раннего возраста подойдут лыжи с мягким креплением. В 3 года дети легко могут травмироваться, не говоря уже о малышах помладше. Поэтому им пока не нужны жесткие крепления и лыжные ботинки. Но и в валенках ребенку будет неудобно кататься, лучше приобрести ему удобные ботинки. А вот детям в 6-7 лет и старше, которые уже умеют держать равновесие на лыжах, можно предложить «взрослые» лыжи со спортивными ботинками.
Обратите также внимание на пяточное крепление. Малышу, впервые вставшему на лыжи, будет комфортнее, если его ноги будут зафиксированы, и пятки не будут съезжать с планок. Позже, когда ребенок освоит азы лыжного спорта, такое крепление ему не понадобится. Школьники на физкультуре вовсе обходятся без «заднего» крепления даже не умея кататься, а вот малышам до 5 лет по-взрослому ездить на лыжах намного сложнее.
Теперь обсудим длину лыж и лыжных палок. Для детей 2-6 лет лучше выбрать лыжи короче, чем для более взрослых деток. Пусть они будут длиной, равной росту ребенка. Палки должны быть короче лыж, не выше плеча малыша. В 6 лет и старше детям можно взять лыжи чуть длиннее. Для классического хода идеальная длина – рост+20 см, для конькового – рост+10 см.
Нужно обязательно покупать лыжи и пакли ярких расцветок. Очень часто для детей продаются комплекты белых палок и белых лыж с небольшим рисунком. Такие палки очень часто теряются в снегу.
Для новичков в лыжном спорте нужно вбирать короткие лыжи, чтобы ребенку не было слишком тяжело двигать ими на склоне. Для этого от роста ребенка отнимаем 20 см. Например, если рост 120 см, то лыжи нужно брать ровно 1 метр.
Горные лыжи лучше покупать с платформами для крепления лыж. В этом случае вам придется менять лишь ботинки, когда нога ребенка вырастет, а лыжи прослужат несколько сезонов.
Выбирая палку, ее нужно непременно примерить. Ребенок должен взять палку за ручку, при этом изгиб локтевого сустава должен составлять 90°.
Ботинки нельзя покупать «на вырост. Лучше купить подороже, но раздвижные. У таких есть специальный клапан, позволяющий изменить их длину на 3-4 размера.
Очень важно защитить голову ребенка от падений и ушибов, которые неизбежны в начале обучения. Шлем одевается на шапку, поэтому его тоже нужно мерить. Лыжники вместо шапочки используют балаклаву — шапку с вырезами для глаз и носа, которая защищает лицо от холода при спуске с горы.
Другие не менее важные элементы защиты — шорты и панцирь. Лыжники падают в основном на бок, поэтому важно защитить копчик и спину. Но для начинающих лыжников эти виды защиты пока не обязательны.
Глаза тоже нужно защищать от ветра и холода. Поэтому поверх шлема надеваются очки.
Некоторое оборудование и снаряжение можно взять напрокат, хотя бы до тех пор, пока не будет осознанного и твердого желания заниматься долго и серьезно. Потом костюм и лыжи можно будет купить.
Анастасия, 35 лет, мама двоих подростков: «Когда Егору было 8 лет, а Диме почти 12, мы с мужем решили научиться кататься на лыжах, и детей научить вместе с нами. Недалеко от нашего дома находится спортивный комплекс, в котором проходят занятия для детей и индивидуальные тренировки для взрослых. Но покупать все снаряжение для семьи сразу было дорого, поэтому мы решили взять лыжи, палки и ботинки напрокат. Детям так понравилось, что они продолжают ходить к тренеру и уже очень хорошо умеют кататься на лыжах. Теперь можно покупать им хорошее снаряжение, ведь я уверена, что они будут заниматься и дальше».
Если родители решили отдать предпочтение самостоятельному обучению, стоит учесть подготовительные моменты.
Это нужно сделать первый раз нужно дома, все правильно застегнуть и зафиксировать на ребенке. Пусть малыш попробует пройтись в снаряжении, почувствует его тяжесть и удобство.
Убедитесь, что по выбранной площадке не ездят машины. Это может быть, к примеру, парк. Снег должен лежать ровным и чистым слоем, а поверхность под снегом должна быть безопасной и без препятствий.
Перед началом движения важно научить ребенка падать в сторону. Если упасть правильно, это будет не больно, а лыжи останутся целыми.
С самого начала лучше всего ребенка научить шагать в лыжах. То есть поднимать ноги так, чтобы лыжи полностью отрывались от снега. Палки при этом ребенку ни к чему, он и не сможет пока ими управлять. Когда малыш научится ступающему шагу, не будет путаться и падать, самое время перейти к следующему этапу обучения.
Палки пока остаются в стороне, а мы учимся скользить. Главная задача ребенка – не отрывать ноги с лыжей от снега, а просто скользить ими вперед. Сначала правой ногой, перемещая вес тела на эту же сторону, потом левой. Здесь уже можно подключить палки. Не забываем: правая нога – левая палка, левая нога – правая палка.
Чтобы ребенок понял технику скольжения, можно помочь ему буксиром. Поставьте лыжную палку сначала с одной стороны, пусть малыш подтянется к ней одной ногой, потом повторите с другой стороны.
Сделайте два плотных снежных валика или шара и положите их перед каждой лыжей, и пусть ребенок толкает их поочередно.
При самостоятельном обучении нужно объяснить ребенку правила классического и конькового хода. Эти две техники являются базой для любых прогулок на беговых лыжах, поэтому начинаются занятия именно с них. В дальнейшем можно освоить с ребенком горные лыжи.
Для скольжения по лыжне классическим ходом нужно показать ребенку, как поставить лыжи параллельно друг другу, немного согнув ноги в коленях. Туловище при этом должно располагаться ровно. Подвинув одну лыжу вперед, ребенок должен перенести на нее свой вес, а затем подтягивать вторую.
Следующим видом обучения станет толчок-скольжение – техника, позволяющая набирать скорость во время движения. При этом нога делает упор не в сторону, а сверху вниз на снег. Первые шаги могут быть сложными для ребенка, дальше будет проще.
После того как ребенок освоит скольжение с палками и без них, самое время учить его поворачивать на лыжах. Самый простой способ – переставлять лыжи, поворачивая ими в нужную сторону. Чтобы повернуть, нужно поднять лыжу так, чтобы ее конец (задняя часть) не отрывался от снега, иначе лыжа придавит вторую, и ребенок сразу же упадет. После поворота вторая лыжа становится параллельно первой, и так до тех пор, пока лыжник не повернет в нужном направлении. На снегу при этом остаются следы от лыж, которые напоминают расходящиеся солнечные лучи. Такая аналогия поможет ребенку с улыбкой обучиться новому навыку.
После обучения классическому методу можно попробовать научить ребенка коньковому ходу. Он сложнее и больше подходит для скоростного спортивного катания, поэтому лучше показывать его детям старшего возраста после 8-10 лет.
Основа конькового хода состоит из угловых рывковых движений, при которых отталкивание происходит внутренней частью лыжи и направлено в сторону.
Начинать практику лучше без лыжных палок, тренируя работу ног. Палки в дальнейшем лишь добавят скорость, но ребенок не должен перекладывать на них свой вес.
Шаг во время конькового бега должен быть широким, и направлен не только вперед, а по диагонали движения.
Многие родители задумываются об обучении катанию на лыжах, поскольку собираются провести отпуск в горах. Горные лыжи представляют собой особую разновидность катания, но если есть такая возможность, это стоит того, чтобы научиться. Для малышей эти техники могут быть сложными, но дети в 6 лет вполне способны научиться кататься на горных лыжах.
Основная стойка горного лыжника – ноги согнуты в коленях, тело наклонено вперед. Катание в горах предполагает постоянные спуски со склонов, поэтому, чем ниже будет наклонен ребенок, тем быстрее он будет ехать вниз.
Даже на самом пологом склоне подняться ребенку будет очень нелегко, если он только недавно встал на лыжи. Поэтому необходимо научить его подъему. Для этого существует несколько способов, но ребенку будет достаточно знать два приема. Первый из них называется «полуелочка», а второй – «лесенка». «Полуелочный» способ подойдет для пологого склона, второй для более крутого.
Полуелочный метод предполагает подъем на лыжах таким образом, чтобы одна лыжа лежала на снегу всей поверхностью, а вторая – ребром. Первая лыжа скользит прямо вверх, а вторая отводится носком наружу и переставляется вслед за первой. Получается, что одна лыжа рисует елочку, а вторая нет.
Это метод подъема по склону боковыми шагами. Лыжи становятся поперек склона ребрами. Сначала переставляется верхняя нога, за ней нижняя. Необходимо следить за тем, чтобы лыжа не становилась всей поверхностью на снег, иначе все старания будут напрасны. Чтобы этого не случилось, ребенку нужны передышки. Для более легкого подъема нужно научить малыша пользоваться палками.
Научившись вовремя тормозить, ребенок легко освоит катание на горных лыжах, что является мечтой каждого начинающего лыжника.
Как говорил знаменитый французский спортсмен Жан-Клод Килли: «Горные лыжи сами по себе не являются счастьем, но вполне могут его заменить».
И ведь на самом деле спуск по горным склонам – один из самых захватывающих моментов лыжного катания.
Освоить торможение ребенку поможет образ «кусочка пиццы»: чтобы затормозить на лыжах, между ними нужно образовать угол, как треугольник отрезанной пиццы.
Этот способ у профессионалов называется «плуг». Его суть в том, что удерживая носки вместе, нужно развести задники лыж в стороны и встать на канты (ребра) лыж, с силой надавливая на них. Для того, чтобы поставить лыжи на канты, нужно свести вместе колени, не сближая ступней. Чем сильнее будет давление на задники лыж, стоящих на кантах, тем более резким будет торможение. Чтобы сохранить равновесие, необходимо с началом торможения отклоняться назад.
Теперь можно научить маленького лыжника делать повороты на кантах лыж. Эта техника позволяет «вилять» по горному склону, увеличив длительность спуска и снизив скорость. При таких поворотах вес тела переносится то в одну, то в другую сторону.
До начала поворота снижаем скорость, встав в «плуг». Для того, чтобы повернуть, например, вправо, нужно левую ногу согнуть в колене, а затем начать ее разгибать. Лыжи, уже стоят на кантах, т.к. ребенок тормозил плугом. При разгибании левой ноги важно увеличивать на нее давление и переносить центр тяжести немного назад (т.е. вставать из позы лыжника с согнутыми коленями вверх). Эта техника поворота называется «резаный плуг».
Вы уже понимаете, что научить ребенка кататься на лыжах не так-то просто? Но это еще не все. Что самое интереснее в лыжном спорте? Конечно же, спуск! Каждый ребенок, умеющий хоть немного управлять лыжами, мечтает прокатиться по склону, и уже не сидя в санках, а стоя на лыжах! Однако этому тоже нужно учиться, и вполне возможно, что с первого, второго и даже десятого раза это может не получиться.
Чтобы помочь на первых порах бороться со страхом, носки лыж ребенка можно соединить специальным креплением, а самим везти его вниз по склону буксиром. Ноги при этом не будут разъезжаться и положение будет устойчивым.
Перед спуском ребенку необходимо принять позу лыжника, ту, о которой мы уже говорили – согнуть колени и наклониться вперед. Затем ему нужно оттолкнуться одной ногой, вторую подтянуть параллельно первой и ехать, максимально согнув ноги. При спуске нужно делать пружинящие движения телом так, чтобы скорость не уменьшалась, а только увеличивалась. Для первого раза подойдет пологий склон, чтобы ребенок смог легко затормозить.
Дальнейшие навыки будут вырабатываться во время тренировок, и зависеть от опыта. Чем чаще и упорнее ребенок занимается, тем проще ему дается катание на лыжах. Но если у него не получается или пропало желание обучаться, не стоит настаивать. Возможно, его интересы будут лежать в другой области.
Итальянский политик и философ Джузеппе Мадзини так выразил эту мысль: «Воспитание – значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет».
Учить ребенка кататься на лыжах самостоятельно можно, однако это будет лишь вид зимнего досуга, который не зайдет дальше любительского уровня. Тем более что многие родители не имеют понятия, как научить ребенка кататься на беговых лыжах.
Родители чаще всего учат детей обычному скольжению по снегу, тогда как тренер покажет ему и другие техники, например, научит кататься коньковым ходом.
Чтобы научить ребенка правильно кататься, а тем более выработать у него профессиональные навыки, лучше доверить процесс специалистам, которые знают свое дело.
Ирина, 37 лет, мама десятилетнего Данила: «Сын увлекся лыжами после просмотра олимпиады, сказал, что тоже хочет так научиться. Мы взяли напрокат экипировку, и пошли в лес. Но мы с мужем сами никогда не стояли на лыжах, хотя примерно и понимаем, в чем принцип катания. После нескольких часов и сотен попыток поехать, которые Даня так и не совершил, мы решили обратиться в спортивный центр. Всю прошлую зиму он тренировался в группе таких же ребят, а сейчас занимается индивидуально с тренером. Результаты видно после каждого занятия, и его, как и нас, это очень радует!»
Обучение в спортивном центре у профессионального тренера имеет множество преимуществ по сравнению с домашним любительским катанием:
Систематичность занятий вырабатывает дисциплину, а школьникам это помогает систематизировать свое личное время.
С первого занятия ребенок учится все делать правильно, ставить ноги, сгибать их, держать палки и др., что значительно влияет на легкость катания и формирование нужной техники.
Занятия в общей группе мотивируют ребенка, рождают дух соперничества, но одновременно с этим учат работать в команде.
Регулярные тренировки, стремление добиться успехов могут стать настоящими спортивными достижениями подростка.
Таким образом, научить ребенка кататься на лыжах можно по-разному, важно понимать, зачем это нужно и насколько глубоким будет погружение в лыжный спорт. Тщательная подготовка и выбор правильного метода обучения дадут хорошие результаты, а главное, укрепят здоровье ребенка и его иммунитет.
www.tikitoki.ru
Какой горнолыжный курорт выбрать для детей?Многие родители, выбирая горнолыжный курорт, задаются вопросом: где же лучше ставить ребенка на лыжи? Я считаю, что не имеет большого значения, какой курорт вы выберете. Бытует мнение, что лучше начинать с пологих горок Скандинавии или Восточной Европы, так как в Альпах слишком крутые горы. Это не так. На каждом европейском курорте есть детские трассы и трассы для новичков, где дети любого возраста и взрослые могут начать осваивать горные лыжи. Везде в Альпах есть детские горнолыжные школы и инструктора.
Выбирая курорт для поездки с детьми, я бы отталкивалась от того, чтобы расстояние до курорта от аэропорта было не слишком большим, дорога — не слишком утомительной, чтобы на курорте было достаточно детской инфраструктуры, а также имелось размещение поближе к подъемникам и трассам. Плюс, конечно, стоит обращать внимание на погодные условия: в Финляндии, Швеции и Норвегии, например, часто бывает очень морозно. В Альпах же, как правило, сильных морозов не бывает, и часто светит яркое альпийское солнце!
В целом среди курортов, заслуживших славу лучших горнолыжных школ для детей, можно назвать Серфаус-Фисс-Ладис в Австрии, где высоко развита детская инфраструктура — прекрасные снежные парки на склонах, зимние аттракционы, игровые комнаты во многих отелях, детские рестораны и многое другое. Во Франции одним из лучших курортов для детей является Авориаз. Здесь расположено множество снежных фан-парков, есть прекрасный крытый аквапарк, а передвигаться по курорту можно только пешком или в санях, запряженных лошадьми — автомобильное передвижение на этом курорте отсутствует!
В каком возрасте ставить ребенка на горные лыжи?В любом, начиная с 3 лет. Лыжные школы, как правило, принимают на занятия детей от 3 лет, и у многих малышей уже в этом возрасте здорово получается делать свои первые лыжные шажочки. Но! Если вы чувствуете, что ваш ребенок еще слишком мал, что он не готов — настаивать не надо. Лучше пропустить сезон, просто погулять с ребенком возле детских трасс, покататься вместе на санках и предложить ему снова попробовать лыжи на следующий год.
Все дети разные. Среди моих знакомых есть дети, которые прекрасно поехали уже в два годика, а есть и те, что только после 4 лет стали с удовольствием обучаться катанию на гонных лыжах, а в 3 года просто отказывались это делать.
И прошу вас — никакого насилия! Никакого «быстро сдал в школу и убежал, пока ребенок отвернулся» — такие эксперименты не пойдут на пользу ни горным лыжам, ни вашим отношениям.
Если катание у вашего малыша с первого раза «не пошло» — не расстраивайтесь. Попробуйте организовать для ребенка просто веселые зимние каникулы — на любом горнолыжном курорте есть развлечения для самых маленьких. Пусть поездка запомнится ему, и на следующий сезон он с удовольствие поедет на горнолыжный курорт снова, и уже, скорее всего, сам захочет научиться кататься на лыжах.
Так, наша дочка Софи не захотела кататься в свой первый приезд во французский Шамони, где мы проводим всей семьей новогодние каникулы уже много лет. Ей было тогда чуть меньше трех, и вместо лыж мы с ней много гуляли по красиво украшенному городу, катались на санках, смотрели на занятия ребятишек в лыжной школе и ели самые вкусные в мире хот-доги из французского багета в уличном кафе на горе. Об этой поездке Софи вспоминала весь год, и очень ждала, когда же мы снова отправимся в горы. Стоит ли говорить, что на будущий сезон, когда она чуточку подросла, занятия пошли «на ура».
С детьми постарше, как правило, проблем не бывает. Наши старшие сыновья впервые встали на лыжи в 9 и 6 лет. Весь первый день они занимались с инструктором, а на следующий день уже уверенно могли съезжать с детской горки сами.
Кому учить ребенка: горнолыжная школа, частный инструктор или родители?Мое мнение: обучать должен учитель. Инструктор — не просто профессионал в катании на лыжах, он еще и эксперт-педагог и на своем личном опыте знает, какие приемы лучше всего работают с детьми. Кроме того, многие дети в присутствии родителей хотят на ручки, поиграть, снять неудобные ботинки, поваляться в снегу — но только не чуточку потрудиться для достижения успехов. С инструктором же они лучше сосредотачиваются и потом уже радуются, демонстрируя в конце урока новые достижения родителям.
Выбор между индивидуальным инструктором или детской лыжной школой — более сложный: тут стоит учитывать особенности ребенка и обстоятельств. Если ваш ребенок обожает социум, командные игры, адаптирован к детскому коллективу, легко остается во всяческих игровых комнатах без вас — вероятно, ему будет весело и комфортно в детской лыжной школе. А соревновательный дух будет придавать азарт и мотивацию к учебе. Если же ваш ребенок скорее интроверт, или просто пока не очень привык к коллективам — индивидуальный инструктор лучше подойдет. И технику он изначально поставит более качественно.
У нас было по-разному, ведь даже в одной семье все дети разные. Наш сын Егор с удовольствием ходил в горнолыжный детский сад полного дня на протяжении двух сезонов. Там он два раза в день занимался лыжами, а в середине дня они с ребятами играли и рисовали в группе. Это ему было вполне комфортно.
А вот с дочкой Софи садик не пошел. В первый день она осталась с удовольствием — ей было интересна новая обстановка, игрушки. Но уже через пару часов мне позвонили — дочь плакала и звала маму. Прибежав за ней, я увидела ее обессилевшей от слез и заснувшей. Больше в садик я ее не повела. А вот с индивидуальным инструктором у нас все сложилось более чем успешно. На занятия к нему она бежала с огромным удовольствием, и занималась с радостью.
Просмотрено: 66
myvitae.ru
Сегодня хочу поделиться с Вами нашим опытом горных лыж у детей.
Я катаюсь с 4 лет, папа повез меня на Эльбрус в 1986 году, в этом году юбилей: 30 лет на горных лыжах. Муж тоже катается много лет, поэтому мы, конечно, не могли не поставить на лыжи наших детей.
Мы не пропустили ни один горнолыжный сезон, ездили кататься каждую зиму, даже когда сыну было 2 месяца и даже когда я была беременна. Постараюсь суммировать наш опыт и поделиться им с Вами.
Итак, лыжи или сноуборд?
Мы с мужем оба катаемся и на сноуборде тоже, но ребенка мы принципиально ставим на лыжи и на то есть несколько причин:
Итак, каков наш опыт обучения горным лыжам?
Какие общие рекомендации можно дать?
Будьте здоровы!
Кандидат наук и мама, педиатр и неонатолог, Левадная Анна Викторовна.
annamama.ru