Наиболее распространенным вариантом туристической горелки является газовый примус. Это очень простая в использовании вещь: сама горелка компактная и легкая, а топливо для нее продается в стандартизированных баллонах. Ее очень просто включить, она безопасна, так как пламя очень маленькое, нет вспышки. Можно даже готовить в палатке, если на улице плохая погода. Существуют очень легкие горелки, вес которых не достигает даже 100г.
Эта модель практически идеальна по безопасности. Тем не менее, помните о том, что во время накручивания газового баллона на горелку вы все же иногда выпускаете газ, который может впоследствии загореться, поэтому не производите эту операцию в палатке.
Такая газовая горелка подходит большинству туристов, которые ходят в походы, кроме любителей зимнего туризма: газ плохо горит при температуре ниже -30. Также газовой горелки может оказаться недостаточно, чтобы обеспечить пищей большое количество людей: ее мощность относительно невелика.
Недостатки такого выбора – в газовых баллонах. Во-первых, их нельзя утилизировать в природных условиях, поэтому нужно таскать с собой лишнюю тяжесть до ближайшего очага цивилизации. Во-вторых, газ запрещено провозить в самолетах, а цены на баллоны в удаленной местности могут быть сильно завышены.
Такая горелка подойдет тем, кто совершает походы в зимнее время. Например, для восхождений на горные вершины жидкое топливо подходит гораздо лучше, чем газ. Также, только жидкая горелка обладает достаточной мощностью, чтобы быстро приготовить пищу и согреть чай для большого количества людей.
Жидкотопливные горелки могут «питаться» исключительно определенным видом топлива или же могут потреблять разные его виды – это мультитопливный вариант. Его можно было бы назвать оптимальным, если бы не одна особенность: такие горелки нужно постоянно чистить.
Какой бы тип горелки вы ни предпочли, обязательно присмотритесь к следующим характеристикам. Первое, что нужно уточнить – это время закипания 1л воды. Считается, что замер происходит при комнатной температуре. Так вы сразу увидите, насколько подходит вам производительность горелки.
Затем обратите внимание на максимальный расход топлива. Желательно выбирать как можно более экономичный вариант. Это особенно важно, если вы ходите в пешие походы, ведь баллоны придется нести в рюкзаке. Также очень важными свойствами будут вес и размеры горелки.
Различные дополнительные опции не имеют особого значения. Самыми важными среди них можно считать регулятор мощности пламени и пъезоподжиг.
Лето - отличное время для пеших прогулок. На выходные можно отправиться в поход с родственниками и друзьями. Но хорошо организованный поход - это прежде всего отличная подготовка к нему.
Изучите карты интересующих объектов, туристические справочники, интернет-порталы. По возможности, обратитесь в ближайший туристический клуб, где расскажите примерный план своего похода. Вам порекомендуют, как оптимизировать ваше путешествие и дадут другие ценные советы. Не стесняйтесь задавать вопросы.
Уточните по всем доступным источникам, есть ли на вашем пути источники воды, пригодные для питья, приготовления пищи и умывания. Если ваш путь пролегает рядом с населенными пунктами, то вы можете воспользоваться источниками коллективного пользования (колонки, колодцы). Если же населенных пунктов поблизости не будет, то обязательно убедитесь по картам, что в намеченном месте имеются ручьи, реки, озера, родники. Отметьте их все на одной из карт. Используя воду из открытых водоемов, строго соблюдайте правила обеззараживания воды. Никогда не пейте сырую воду из непроверенных источников.
Проверьте, разрешено ли разведение костров в запланированных местах остановки. Подкорректируйте план стоянок. Если же использование открытого огня запрещено на пути всего следования, то возьмите с собой туристический примус.
Посмотрите прогноз погоды. Длинные и теплые летние дни – наиболее подходящее время для туристических походов. Но это не значит, что летом не нужно брать походные ботинки и теплую одежду. Подберите и подготовьте походное снаряжение и одежду по сезону. Не забудьте запастись защитой от комаров и клещей.
Запланированный поход должен быть простым по организации, дешевым с точки зрения материального обеспечения и интересным по содержанию. Продумайте, чем вы будете заниматься в походе.
Правильно подберите снаряжение и облегчите рюкзак. Рюкзак нужно собирать минимум за 2-3 дня. Составьте список необходимого заблаговременно. Составляя список вещей и производя расчет продуктов питания, всегда имейте ввиду, что все это придется нести на собственных плечах. Поэтому берите с собой только самые нужные вещи, позволяющие обеспечить необходимый комфорт в полевых условиях.
И пусть вы потратите немного больше времени на организацию похода, зато вы столкнетесь с меньшими трудностями в походе.
Видео по теме
www.kakprosto.ru
Примус «Шмель» – вещь в походе незаменимая. Небольшой вес, небольшие габариты, хорошие технические характеристики – что еще нужно туристу, рыбаку или охотнику для того, чтобы всегда иметь под рукой мини-печку для приготовления пищи? Представляете: после дневного перехода под дождем, когда вокруг нет ни самой малой сухой щепочки для разведения костра, а у вас в рюкзаке – вот он, красивый какой – примус «Шмель»! Зажигайте горелку, и через несколько минут кипяток для чая готов. А пока вы согреваетесь горячим чаем, примус приготовит что-нибудь более существенное.
Итак, примус «Шмель»: возможности и технические характеристики.
Габариты: сто тридцать шесть на сто пятьдесят восемь миллиметров. Масса без учета топлива – тысяча семьсот грамм, емкость топливного бачка, в зависимости от разновидности примуса – от восьмисот до девятисот пятидесяти миллилитров. Время непрерывного горения при полной заправке – от трех с половиной до шести часов. В качестве топлива используется обычный автомобильный бензин, и в зависимости от октанового числа и других характеристик, в том числе от объема бачка, время может быть разным. Наибольший диаметр устанавливаемой на примус «Шмель» посуды составляет двести сорок миллиметров, а нагреть два литра воды до девяноста пяти градусов по Цельсию вы сможете всего за десять минут. Правда, лишь при условии, что температура окружающего воздуха будет не ниже плюс шестнадцати градусов по Цельсию. Наиболее устойчиво устройство «Шмель» работает в диапазоне температур от минус тридцати до плюс сорока градусов по Цельсию. Этого более чем достаточно для обычных туристов или любителей охоты и рыбалки.
Разработан примус был еще в Советском Союзе, и заслуженно завоевал популярность в самых широких кругах населения, ведь тогда увлечение туризмом было поистине массовым. Почему же конструкторы дали своему детищу имя «Шмель»? Примус, скорее всего, ассоциировался у создателей с этим представителем перепончатокрылых из-за небольшого размера и своеобразного низкого гудения во время работы. Возможно, это гудение сильно напомнило романтичным конструкторам жужжание шмеля в полете.
Советская промышленность выпускала несколько модификаций примуса, различавшихся объемом топливного бачка и некоторыми конструктивными особенностями. Эта модель портативного примуса оказалась настолько удачной, что породила целую волну подражаний, которая после развала Советского Союза превратилась в вал. Новые независимые государства начали выпуск своих «независимых» примусов. На Украине примус «Мотор Сич» выпускает одноименный завод в Запорожье, а в Киргизии «Шмель» местного производства получил название «Дастан». Правда, насколько качество независимых примусов соотносится с качеством советского «Шмеля», история умалчивает.
Купить примус «Шмель» можно как в любом магазине туристического инвентаря, так и заказать через интернет. Второй случай будет, пожалуй, даже предпочтительнее. Не надо ковылять до ближайшего магазина, к тому же «Шмель», как товар специфический, продается не в любом супермаркете или киоске «Роспечати». Достаточно лишь выйти в сеть и набрать соответствующий текст в поисковой строке «Яндекса» или «Гугла» - и перед вами самый широкий выбор, от «бэушных» до новых.
fb.ru
Туристический примус очень пригодится вам во время длительных путешествий. С его помощью приготовление пищи будет происходить быстрее, удобнее и безопаснее, чем на костре.
В зависимости от того, как происходит заправка примусов, они разделяются на следующие виды:
Туристический примус «Шмель» является одним из самых популярных приборов, используемых туристами. Он имеет несколько модификаций:
Таким образом, у туристов имеется возможность выбора разнообразных моделей туристических примусов для походов и путешествий.
womanadvice.ru
Обо всех достоинствах примуса могут хорошо рассказать сторонники дальних походов, которым приходилось проводить в горах не один день. Только тот, кому приходилось нести в своем рюкзаке не только теплую одежду, спальник, палатку и продукты, но и дрова для костра, может понимать всю ценность этого приспособления для приготовления горячей еды в столь сложных условиях.
И бытовой, и туристический примус работают по принципу Жидкое топливо, находящееся в бачке прибора, посредством создаваемого давления подается в трубочку горелки. Здесь бензин или керосин нагреваются и, испаряясь, выталкиваются через отверстия форсунки. Для того чтобы процесс протекал в нормальном режиме, необходимо встроенным постоянно поддерживать давление в резервуаре.
Перед розжигом необходимо прогреть металл горелки. Можно сделать это, предварительно плеснув немного керосина, или поджечь сверху кусочки
Смешиваясь с воздухом, пары топлива горят в конфорке, нагревая посуду с водой или едой, поставленную сверху. Среднее время работы прибора - около 50 минут. Это дает возможность вскипятить чайник, приготовить простое горячее блюдо (например суп или кашу).
Туристический примус - это прибор для нагревания воды и приготовления пищи, который работает от жидкого топлива (керосина или бензина). Есть современные модели, в которых используются небольшие газовые баллончики.
Первое такое устройство появилось за 8 лет до конца 19 века в Германии и быстро «завоевало» симпатии обывателей. В Союзе выпуск бытовых горелок начался в двадцатых годах 20 столетия. Каждая уважающая себя семья имела на своей кухне примус бензиновый. Туристический народ тоже быстро оценил преимущество этого легкого по весу и неприхотливого прибора.
Как работает примус туристический? Инструкция предельно проста:
Топливо, попадая из бачка в подающую трубку горелки, при нагреве испаряется. Огнеопасные пары, выходя через форсунку, сгорают при смешивании с воздухом. Для того чтобы весь процесс проходил в нормальном и постоянном режиме, требуется предварительное прогревание рабочей части примуса. А перед самым розжигом в резервуар с топливом подкачивают воздух, создавая давление, которое нужно поддерживать.
Если при поджигании вместо голубого пламени из сопел вдруг вылетает черно-серый дым, значит, сам примус недостаточно нагрет. Несколько минут терпения, и «кормилец» начнет издавать равномерное жужжание. Возможно, именно поэтому одну из моделей так и назвали - «Шмель».
Фото и сведения из архивов сохранили дату и имя изобретателя: 1892 год, Франц В. Линдквист, впоследствии основавший компанию по выпуску данных нагревательных приборов. Подобные горелки начали производить в Союзе с начала 20-х годов, и они быстро завоевали уважение домашних хозяек.
Первые модели были простой копией зарубежных примусов. В дальнейшем их изменяли и усовершенствовали.
Перечислим несколько наиболее популярных моделей:
Опытные туристы рекомендуют иметь с собой в походе кусок стеклоткани. Как его использовать? После розжига и установки на туристический примус посудины с водой вся конструкция закрывается сверху этой тканью для лучшего сохранения тепла. Кроме того, после использования на ней разбирают и чистят горелку, стеклотканью оборачивают колбу устройства при переносе в рюкзаке.
Если поверхность земли не очень ровная, котелок можно поставить не на сам примус, а на камни, а разожженную горелку подсунуть снизу.
Удачного похода и приятного аппетита вам, любители высот, рыбалки или охоты!
В первой части посвященной реставрации этого легендарного примуса мы восстановим его работоспособность, а также я покажу вариант конверсии его под работу на газу.
Вторая часть будет посвящена восстановлению внешнего вида коробки, а также адаптации горелки под работу со стандартными насосами и бутылками от любой мультитопливной горелки
Еще на тему восстановления примусов можно почитать про . Также не безынтересным будет обзор горелки .
Кстати. На газу ПТ1 работает отлично. Первый вариант конверсии.
Второй вариант с жестким соединением и первыми пробами пайки тугоплавким припоем. Поэтому получилось криво.
Регулировка пламени. К сожалению из-за того, что конус шпинделя подразбит, герметично закрыть вентиль для газа штатной ручкой, без приложения пассатижей, невозможно.
По габаритам мне такой вариант очень не понравился, поэтому отпаял удлинитель. И собрал все назад.Следующая задумка - сделать переходник под шланг обычной горелки с целью сопрячь примус туриста с бутылкой и насосом мультитопливной горелки. Резьба на присоединение горелки к бачку - м10х1.
Еще один вариант для модернизации - замена штатной крышки бачка на крышку оснащенную клапаном для присоединения насоса. В этом направлении я тоже буду работать. Резьба крышки бачка м20х1.5.
Поднимаем рассекатель вровень с гранью колокола. Разжигаем, пламя отличное. На этом мы закончим первую часть. Спасибо за внимание!
Туристический примус очень пригодится вам во время длительных путешествий. С его помощью приготовление пищи будет происходить быстрее, удобнее и безопаснее, чем на .
В зависимости от того, как происходит заправка примусов, они разделяются на следующие виды:
tehnashop.ru
В безлесной зоне источником тепла служит туристский примус Шмель, в настоящее время выпускается в Казахстане под названием Дастан. Или похожие на него Пчелка и заграничный их аналог Фебус. Однако на открытом воздухе примус не способен вскипятить 5—10 литровую емкость.
Поэтому для сохранения тепла и экономии горючего надо прикрывать примус тепловым экраном, например из стеклоткани. Кусок стеклоткани надо обязательно подшивать по краям и не трясти над открытой посудой.
Поскольку горючее для примуса приходится нести с собой, проблема его экономии стоит очень остро. Во-первых, надо сократить потери при хранении (см. дальше), а при заправке примуса надо лить горючее через воронку. Много горючего расплескивается при заливке из больших (свыше 2 литров) канистр. Снизить потери поможет резиновая груша или трубочка-сифон. Нельзя держать канистры вблизи от работающего примуса или входа в палатку. Ведь если канистра будет подтравливать и возле нее вспыхнет примус или кто-то закурит, возможен взрыв. Именно так наши зарубежные гости сожгли гордость советского альпинизма гостиницу Приют Одиннадцати.
Во-вторых, надо постараться не расходовать горючее на испарение воды во время варки в обычной посуде. Для этой цели незаменим автоклав. Третья причина потерь — рассеяние тепла в пространство. Кухню надо прятать от ветра. Сохранить тепло поможет тепловой экран из стеклоткани. В сложных зимних и горных походах очень удобен экран из листовой нержавеющей стальной ленты шириной около 400 мм и толщиной 0,1—0,15 мм. В нижней части экрана вырезаются отверстия, через которые пропускаются ручки примусов и подсасывается воздух. Стальной экран работает, если между ним и варочной посудой выдерживается зазор 10—15 мм. Сохранить его можно, подкладывая за экран небольшие камешки.
Четвертый путь экономии (первые три упоминались выше) — сокращение времени приготовления пищи. Как бы мы ни изолировали примус и посуду от окружающей среды, потери неизбежны: и тем больше, чем выше температура воды в посуде. Следовательно, чем дольше идет нагрев, тем больше горючего расходуется зря. Чтобы сократить время приготовления пищи, надо как можно тщательнее сооружать тепловой экран, увеличить мощность примуса, делать дно посуды шире, а стенки ниже. Мощность примуса можно увеличить, рассверлив на 0,1—0,2 мм отверстие форсунки и заменив двойной круглый рассекатель плоским, подобным рассекателю примусов Турист или Огонек. Можно поставить под одну емкость два примуса, примус с двумя головками ненадежен.
Если примус начинает «рычать», исчезает пламя, а рассекатель раскаляется (динамическое горение), необходимо погасить огонь и зажечь его снова. Если при этом примус снова «рычит», нужно снять и заново установить рассекатель. Обычно динамическое горение обусловлено неплотной установкой рассекателя. Когда температура в автоклаве поднимается медленно или не поднимается совсем или вода в кастрюле закипает дольше обычного, не надо ждать, пока вся заправка примуса выгорит. Проверьте зазор между экраном и посудой, прикройте примус от ветра листом полиэтилена или пенополиуретана, перенесите кухню в защищенное от ветра место, например, в палатку или в тамбур между палатками, установленными тандемом.
Вообще говоря, работа с примусом требует внимания и смекалки. Халатности и безразличия походная кухня не прощает. Примус под тепловым экраном, особенно спаренный, легко перегревается, при этом срабатывает предохранительный клапан и примус вспыхивает. Последствия могут быть весьма плачевными: опрокинутые кастрюли, сожженные палатки, обваренные и обгоревшие туристы. Поэтому наиболее опытные путешественники увеличивают жесткость пружины в клапане или ставят в него заглушку. Примусные бачки сделаны с большим запасом прочности, случаи их разрыва не известны. Однако примус, накрытый экраном, обязательно должен стоять в крышке от своего футляра, наполненной снегом или водой для охлаждения. В этом случае можно не опасаться перегрева.
Ручки насосов у примусов сделаны из легкоплавкого металла, поэтому если примусов два, их надо развернуть в разные стороны, а еще лучше — заменить ручки на самодельные, из бронзы или латуни. При использовании газовых горелок учтите, что пластмассовые и алюминиевые детали горелок Кемпингаз под экраном могут расплавиться и вызвать взрыв. Более надежны горелки Примус, но и у них при перегреве выгорают уплотнения ручки управления. Их можно заменять кольцами из термостойкой пластмассы. Но лучше всего, когда горелка связана с баллоном гибким шлангом. Элементарные переходники можно изготовить даже в школьной технической мастерской.
При соблюдении всех правил расход топлива на примусе не превышает 35 мл на человека на одну готовку, 60—70 мл в день. Если добывать воду из снега, расход увеличивается до 100 мл. Эти показатели проверены автором в горных походах на высотах от 3 до 6 тыс. метров. Горючим для примусов служит чистый (неэтилированный) бензин, гептан или другая не ядовитая горючая жидкость с температурой кипения около 80 градусов. В связи с резким ухудшением качества бензин А-76, А-72. А-66 использовать не рекомендуется. Нельзя использовать петролейный эфир, выводящий из строя резиновые прокладки насосов.
Надежность работы примуса во многом зависит от способа его разжигания. Нельзя разогревать примус бензином, слитым через форсунку. На высоте и зимой холодный бензин плохо горит, копоть засоряет горелку. Лучше воспользоваться сухим спиртом или техническим (денатурированным) спиртом. Перед разжиганием примусы надо надежно установить на ровной площадке, а под них подложить фанерку, иначе снег протает и примусы опрокинутся.
Наиболее распространенная причина отказа примусов — засорение форсунки. Если после разогрева примус не зажигается (не слышно шипения выходящих паров), попробуйте прочистить форсунку, несколько раз повернув в разные стороны ключ. Если при этом примус не зашипит, проверьте, накачан ли он. Когда и насос не поможет, придется остудить примус, отвернуть ниппель и прочистить его и головку сверху (не повредите иглу!). Используйте первую гитарную струну или тонкую пружинящую проволоку. Иногда помогает резкий удар по штуцеру при открытом, не прижатом клапане.
Помогает чистка запорного клапана шкуркой-нулевкой, но при этом придется полностью разобрать головку, разрушив сальниковое уплотнение ключа. Восстановить уплотнение можно асбестовым шнуром. В примусах, где подача бензина перекрывается шариковым клапаном (типа Шмель-4), проволока не поможет. Придется отвинчивать головку, вынимать сетчатый фильтр и высвобождать пригоревший шарик иглой или шилом. Кстати, чтобы клапан не пригорал, после выключения примуса полезно продуть головку парами бензина, поворачивая ключ в разные стороны. Когда клапан прочищен, головка устанавливается на место.
Однако, после этого может нарушиться ее уплотнение и при разжигании из-под резьбы появится пламя, или начнет падать давление после нескольких минут горения. Можно попытаться восстановить уплотнение, затягивая резьбу. Для этого хорошо иметь в ремнаборе обычный гаечный ключ на 20 миллиметров. Восстановить уплотнение поможет и специально вырезанное из мягкого алюминия уплотнительное кольцо. Полезно добавлять в топливо аспект-модификатор, это снижает частоту отказов.
По материалам книги «Питание в туристическом походе». Алексеев А.А.
survival.com.ua
Туристический примус очень пригодится вам во время длительных путешествий. С его помощью приготовление пищи будет происходить быстрее, удобнее и безопаснее, чем на .
В зависимости от того, как происходит заправка примусов, они разделяются на следующие виды:
Туристический примус «Шмель» является одним из самых популярных приборов, используемых туристами. Он имеет несколько модификаций.
В первой части посвященной реставрации этого легендарного примуса мы восстановим его работоспособность, а также я покажу вариант конверсии его под работу на газу.
Вторая часть будет посвящена восстановлению внешнего вида коробки, а также адаптации горелки под работу со стандартными насосами и бутылками от любой мультитопливной горелки.
По классификации горелок все подобные примусы относятся к классу бензиновых горелок давление в бачке которых создается за счет нагрева непосредственно от самой конфорки. Благодаря минимуму деталей такие примусы обладают фантастической надежностью и отличной ремонтопригодностью, а также огромными возможностями для модификаций.
Советский ПТ-1 является копией шведского Оптимуса 8r.
Очень компактно упаковывается в металлический чехол. Его мы будем реставрировать во второй части.
Внутри находится горелка.
Как мы видим сама горелка и бачок находятся в приличном состоянии. Но рассекать провис вниз.
Начинаем разборку. Снимаем теплозащитный экран.
Откручиваем колокол.Еще лучше видно, как под воздействием гравитации постепенно просел рассекатель из мягкой латуни. Он должен быть вровень с верхним срезом или чуть выше.
Выкручиваем форсунку. Видно, что грани почти слизал предыдущий "ремонтник".
Рейка для прочистки форсунки. В нее должна быть впаяна игла, но иглы нет, сломал один из предыдущих владельцев. Рейку убираем за ненадобностью.
Снимаем крышку шпинделя. Если не ошибаюсь тут резьба М10х1.
Вынимаем шпиндель. Вот, как он выглядит.
Чистим, снимаем первую шайбочку, выкидываем резиновый сальник, вместо него туго наматываем фум ленту сложенную вдвое до толщины шайб. Надеваем снятую на предыдущем шаге шайбу.
Теперь переходим к демонтажу бачка. Он залит советским аналогом фиксатора резьбы. Чтобы открутить бачок его надо выжечь. Перед выжиганием обязательно просушите и проветрите горелку от следов бензина.
Откручиваете аккуратно. Предыдущий владелец пытался скрутить без термообработки и скруглил две грани.
Открученный корпус горелки.
Вынимаем старый фитиль.
Оказывается примусы такого типа широко ипользуют буржуйские байкеры. Точнее 3 типа примусов: Optimus 8R, Optimus 111 и наш примус туристский- ПТ. Отличие имеет только Optimus 111, у него есть насос и бачёк больше. Наш ПТ это точная копия Optimus 8R.
я первым делом разобрал клапана на бачках, проверил целы-ли резинки и растянул пружинки, поджимающие сам клапан, когда в бачке есть давление.
Изначально пружинки подпирали клапан достаточно слабо. На форуме байкеров такую процедуру рекомендуют сделать сразу, чтоб потом не получить отвращение от данного примуса навсегда. Затем я проверил все места соединений- трубки с бачком, трубки с горелкой, горелку, регулятор.Оказалось, что на одном примусе трубка в бачёк закручена на один оборот меньше, чем в другом. Данный узел советуют не разбирать, так как там используется коническая резьба посаженная на специальную термокраску, которая обеспечивает герметичность соединения. Поэтому я всё оставил, как есть. В комплекте к примусу идёт: воронка для бензина, ключ гаечный, ручка регилировачная, инструкция, сальник (кстати раньше шёл графитовый сальник, а в этих примусах я обнаружил сальники из резины, возможно пропитанной графитом, может терморезина, а может просто резина. Возможно после развала страны в 1993 году, когда были выпущены эти примуса, стали забивать на стандарты, или небыло графита. В общем ковырять я её не стал, вдруг она всё-таки с примесью графита и рассыпится...). Бачёк для бензина оказался ЛАТУННЫМ! Латунь толстая и имеет высокую теплопроводность, поэтому бачёк нагревается практически равномерно со всех сторон. Раньше я считал, что он сделан из нержавейки. Заполнить бачёк бензином до краёв невозможно (если конечно не делать этого специально), в горловину бачка впаянна трубка, для того, чтобы верхняя треть бачка оставалась с воздухом.Следующим делом было испытать данный агрегат.Я положил примус, бензин "Калоша" и сухой спирт в пакет а затем в рюкзак. Подготовил котёл с водой и засёк время...На доставание примуса из рюкзака и заправки его бензином ушло 1 мин 30 сек.
Потом я разломил кусочек спирта надвое, поджёг и положил в чашку под горелкой.Вентиль я открыл на 3 мин 30 сек.Сразу появилось пламя синего цвета, ровное, без жёлтых языков.После этого я поставил котелок с водой.К сожалению засечь за сколько закипит 1 литр воды мне ни в 1-й ни во 2-й ни в 3-й раз не удалось. Примерно на 6-й минуте работы примуса в районе вентиля появилось пламя. Неожиданностью оказалось то, что гаечный ключ не налазил на щтуцер, так как он нагрелся и расширился. Пришлось выключить и примус. После охлаждения, ключ налез на штуцер и мне удалось его подтянуть. Когда процедура была выполнена, я с удивлением обнаружил, что штуцер после ключа оказался покоцанным. Осмотрев ключ более внимательно, я обнаружил, что сделан он был ужасно! Точнее он был вырублен из листового металла толщиной 2 мм. чем-то ужасно тупым. Поэтому все края ключа очень острые и выглядят так, как будто металл не резали, а рвали. Пришлось его полностью обточить, после чего он кстати стал налазить и на горячий штуцер. Мне это сильно пригодилось потому, что сальник я поджимал ещё 2 раза.Наконец мне удалось вскипятить на нём воду. На моём примусе она закипает за 9 минут. Температура воды 12 Град., температура в помещении 21 Град.Из чего я делаю вывод, что примус имеет мощность около 2 кВт. Если прибавить ещё 3 мин 30 сек. на разогреtehnashop.ru
В безлесной зоне источником тепла служит туристский примус «Шмель» (в настоящее время выпускается в Казахстане под названием «Дастан») или похожие на него «Пчелка» и заграничный их аналог «Фебус». Однако на открытом воздухе примус не способен вскипятить 5—10-литровую емкость. Поэтому для сохранения тепла и экономии горючего надо прикрывать примус тепловым экраном, например из стеклоткани. Кусок стеклоткани надо обязательно подшивать по краям и не трясти над открытой посудой.
Поскольку горючее для примуса приходится нести с собой, проблема его экономии стоит очень остро.
Во-первых, надо сократить потери при хранении (см. дальше), а при заправке примуса надо лить горючее через воронку. Много горючего расплескивается при заливке из больших (свыше 2 литров) канистр. Снизить потери поможет резиновая груша или трубочка-сифон. Нельзя держать канистры вблизи от работающего примуса или входа в палатку. Ведь если канистра будет подтравливать и возле нее вспыхнет примус или кто-то закурит, возможен взрыв. Именно так наши зарубежные гости сожгли гордость советского альпинизма гостиницу Приют Одиннадцати.
Во-вторых, надо постараться не расходовать горючее на испарение воды во время варки в обычной посуде. Для этой цели незаменим автоклав. Третья причина потерь — рассеяние тепла в пространство. Кухню надо прятать от ветра. Сохранить тепло поможет тепловой экран из стеклоткани.
В сложных зимних и горных походах очень удобен экран из листовой нержавеющей стальной ленты шириной около 400 мм и толщиной 0,1—0,15 мм (рис. 4 и 5).
В нижней части экрана вырезаются отверстия, через которые пропускаются ручки примусов и подсасывается воздух. Внимание! Стальной экран работает, если между ним и варочной посудой выдерживается зазор 10—15 мм; сохранить его можно, подкладывая за экран небольшие камешки.
Четвертый путь экономии (первые три упоминались выше) — сокращение времени приготовления пищи. Как бы мы ни изолировали примус и посуду от окружающей среды, потери неизбежны: и тем больше, чем выше температура воды в посуде. Следовательно, чем дольше идет нагрев, тем больше горючего расходуется зря. Чтобы сократить время приготовления пищи, надо как можно тщательнее сооружать тепловой экран, увеличить мощность примуса, делать дно посуды шире, а стенки ниже.
Мощность примуса можно увеличить, рассверлив на 0,1—0,2 мм отверстие форсунки и заменив двойной круглый рассекатель плоским, подобным рассекателю примусов «Турист» или «Огонек» (рис. 6). Можно поставить под одну емкость два примуса (примус с двумя головками ненадежен). Если примус начинает «рычать», исчезает пламя, а рассекатель раскаляется (динамическое горение), необходимо погасить огонь и зажечь его снова. Если при этом примус снова «рычит», нужно снять и заново установить рассекатель. Обычно динамическое горение обусловлено неплотной установкой рассекателя.
Рис. 4. Экран из нержавеющей стали. (Длина экрана должна превышать длину окружности варочной посуды на 10—15 см. Для двух примусов «Шмель» обычно 120 см.
Рис. 5. Использование теплового экрана (в разрезе).
Когда температура в автоклаве поднимается медленно или не поднимается совсем или вода в кастрюле закипает дольше обычного, не надо ждать, пока вся заправка примуса выгорит. Проверьте зазор между экраном и посудой, прикройте примус от ветра листом полиэтилена или пенополиуретана, перенесите кухню в защищенное от ветра место, например, в палатку или в тамбур между палатками, установленными «тандемом».
Вообще говоря, работа с примусом требует внимания и смекалки. Халатности и безразличия походная кухня не прощает. Примус под тепловым экраном, особенно спаренный, легко перегревается, при этом срабатывает предохранительный клапан и примус вспыхивает. Последствия могут быть весьма плачевными: опрокинутые кастрюли, сожженные палатки, обваренные и обгоревшие туристы. Поэтому наиболее опытные путешественники увеличивают жесткость пружины в клапане или ставят в него заглушку. Примусные бачки сделаны с большим запасом прочности, случаи их разрыва не известны. Однако примус, накрытый экраном, обязательно должен стоять в крышке от своего футляра, наполненной снегом или водой для охлаждения. В этом случае можно не опасаться перегрева.
Ручки насосов у примусов сделаны из легкоплавкого металла, поэтому если примусов два, их надо развернуть в разные стороны, а еще лучше — заменить ручки на самодельные, из бронзы или латуни.
Рис. 6. Плоский рассекатель для примуса «Шмель». Автор разработки А.Н. Симулин.
При использовании газовых горелок учтите, что пластмассовые и алюминиевые детали горелок «Кемпингаз» под экраном могут расплавиться и вызвать взыв. Более надежны горелки «Примус», но и у них при перегреве выгорают уплотнения ручки управления. Их можно заменять кольцами из термостойкой пластмассы. Но лучше всего, когда горелка связана с баллоном гибким шлангом. Элементарные переходники можно изготовить даже в школьной технической мастерской (подробнее об этом в следующей главе).
При соблюдении всех правил расход топлива не превышает 35 мл на человека на одну готовку, 60—70 мл в день. Если добывать воду из снега, расход увеличивается до 100 мл. Эти показатели проверены автором в горных походах на высотах от 3 до 6 тыс. метров.
Горючим для примусов служит чистый (неэтилированный) бензин, гептан или другая неядовитая горючая жидкость с температурой кипения около 80°С (в связи с резким ухудшением качества бензин А-76, А-72. А-66 использовать не рекомендуется). Нельзя использовать петролейный эфир, выводящий из строя резиновые прокладки насосов.
Надежность работы примуса во многом зависит от способа его разжигания. Нельзя разогревать примус бензином, слитым через форсунку. На высоте и зимой холодный бензин плохо горит, копоть засоряет горелку. Лучше воспользоваться сухим спиртом или техническим (денатурированным) спиртом. Перед разжиганием примусы надо надежно установить на ровной площадке, а под них подложить фанерку, иначе снег протает и примусы опрокинутся.
Наиболее распространенная причина отказа примусов — засорение форсунки. Если после разогрева примус не зажигается (не слышно шипения выходящих паров), попробуйте прочистить форсунку, несколько раз повернув в разные стороны ключ. Если при этом примус не зашипит, проверьте, накачан ли он. Когда и насос не поможет, придется остудить примус, отвернуть ниппель и прочистить его и головку сверху (не повредите иглу!). Используйте первую гитарную струну или тонкую пружинящую проволоку. Иногда помогает резкий удар по штуцеру при открытом, не прижатом клапане. Помогает чистка запорного клапана шкуркой-«нулев-кой», но при этом придется полностью разобрать головку, разрушив сальниковое уплотнение ключа. Восстановить уплотнение можно асбестовым шнуром.
В примусах, где подача бензина перекрывается шариковым клапаном (типа «Шмель-4»), проволока не поможет. Придется отвинчивать головку, вынимать сетчатый фильтр и высвобождать пригоревший шарик иглой или шилом.
Кстати, чтобы клапан не пригорал, после выключения примуса полезно продуть головку парами бензина, поворачивая ключ в разные стороны.
Когда клапан прочищен, головка устанавливается на место. Однако, после этого может нарушиться ее уплотнение и при разжигании из-под резьбы появится пламя, или начнет падать давление после нескольких минут горения. Можно попытаться восстановить уплотнение, затягивая
резьбу. Для этого хорошо иметь в ремнаборе обычный гаечный ключ на 20 миллиметров. Восстановить уплотнение поможет и специально вырезанное из мягкого алюминия уплотнительное кольцо.
Полезно добавлять в топливо аспект-модификатор, это снижает частоту отказов (Способ предложен учеником школы №286 г. Москвы А.Фирсовым).
survinat.ru