Этот обзор посвящен спальному мешку-одеялу Арктика XXL.
Вес 2,6 кг
Ширина 100 см
Длина 240 см
Температурный диапазон -10 (-5) +5
Больше технической информации на сайте произодителя Normal
Таким как я, ростом 170 см, нет проблем найти подходящий спальник в любом магазине. В большинство стандартных спальников-одеял я легко залезаю в зимней куртке. А для тех, кто несколько повыше, это уже не так просто. Не все модели спальников производят увеличенного размера. Правда такой не во всякую палатку залезет. Вот фото для сравнения со стандартного размера пенкой.
Спальник упаковывается в мешок размерами около 26 х 45 см. Мешок хоть и с компрессионными лямками, но не рассчитывайте ужать его даже до 30 см.
Капюшон на молнии и при желании его можно расстегнуть.
Застегивается он в форме треугольника. Молния вшита с запасом.
Весь спальник застёгивается по периметру на 2 молнии. Одна по длинной стороне, вторая по короткой.
Чтобы в стык не заходил воздух молнии вшиты внахлест. До этого я не видела такого решения, у моих остальных спальников молнии вшивались полностью, а концы прятались под швы. Несколько раз я рвала эти стыки, когда ворочалась во сне. Так что, думаю, решение грубое, но вполне оправданное.
По периметру плеч – утяжки на стопорах в районе ключицы. У груди карман на молнии – для важных мелочей, я в таких клапанах обычно храню батарейки и аккумуляторы для фотоаппарата, чтобы на холоде они не разряжались.
Есть еще один карман-клапан вшитый в затылочной части. Туда можно складывать какие-то мягкие вещи и одежду, чтобы потом не искать их по всему спальнику.
Предусмотрены лямки для подвешивания спальника на сушку, вшиты светоотражающие ленты. Сохраняющий тепло клапан идет внутри всего спальника вдоль молнии. У изголовья молния закрывается на липучки, а по периметру капюшона есть утяжка.
Материалы очень простые, утеплитель холофайбер, 150 г/м2. Укладка внутри спальника ячеистая, в шахматном порядке. Внутренний слой 210T Nylon RipStop – ткань, прочная на разрыв благодаря определенному плетению, когда через определенное число нитей вплетается более толстая нить.
Особое внимание заслуживает материал нижней части (черный на фото). Он очень прочный, безумно приятный на ощупь и не пропускает влагу.
Лично мне больше нравится, когда изнутри материал мягкий и не скользит, как нейлоновая ткань. Так телу приятно и меньше копится статическое электричество. Например, у моего спальника-оделяла внутренняя сторона из мягкой хлопковой ткани, но она все-таки больше подвержена износу. Каждый выбирает по себе.
Пока проверен на майских праздниках при температуре «за бортом» около нуля. В спальнике достаточно жарко, спали расстегнутыми. Для серьезной проверки, к сожалению, нужно ждать сезона.
- Вместительный, но громоздкий и тяжелый
- Качественно сшит и прослужит долго
- Добротные материалы, надежность
Спасибо за внимание. Вы можете прочитать мои другие обзоры на снаряжение Normal.
NinaDiz normal, личный опыт, спальник, спальный мешокСнаряжение Личный опыт Обзоры
yeti.today
Некоторые оосенности, взято с сайта производителя:
Технические характеристики:
Утеплитель однозначно должен был быть синтетический, так как предполагалось использование в условиях выской влажности.
Температура Limit Comfort -11C. Да, многовато, но жар костей не ломит, можно и расстегнуть молнию при желании.Испытания спальник проходил в условиях, приближенных к весеннему сплаву. На Лофотенских островах ночью бывает очень даже прохладно. Минимальная температура, при которой мне пока что удалось воспользоваться спальником +4С. Конечно, при такой температуре в этом спальнике не было ни малейшего намёка на замерзание. Надеюсь, получится этой зимой проверить температурный режим в более суровых условиях.
Дожди на Лофотенских островах бывали достаточно сильные, и моя старенькая палатка не выдерживала, тент протекал в паре мест. Невозможно не найти в этом плюс – протестировала наружную ткань на промокание. Оказалось, что наружная ткань прекрасно сдерживает влагу. На ощупь сама она была влажная, а внутри ни малейших признаков воды.
Специальная планка для устранения попадания ткани в молнию, которую сейчас делают почти на всех спальниках, не спасает от заедания. Хотя, вероятно, снижает их количество. Но это нормально, я пока не встречала такой спальник, у которого эта планка действительно работает.
Сверху молния фиксируется клапаном с застежкой Velcro. У меня длинные волосы и в других спальниках они бывало путались в липучке. Не очень приятно. А здесь поставлена современная застёжка, за которую волосы абсолютно не зацепляются. По шкале комфорта использования спальник сразу поднялся на пару пунктов после обнаружения этой особенности.
Однако, есть особенность у этого спальника, которая заставляла ворочаться почти каждый раз, когда я в него залезала. Фиксатор на внутреннем воротнике. Сам воротник достаточно широкий и в незатянутом виде разворачивается в сторону ног, когда залазишь в спальник. Сам воротник никак не мешает, когда на него ложишься, а вот фиксатор всё время оказывался под лопаткой. Приходилось постоянно поправлять воротник обратно, чтобы он смотрел вверх, тогда фиксатор находится на уровне головы сбоку и не мешается. Но такие манипуляции приходилось проводить практически каждый раз.
Приятным сюрпризом для меня стал обнаруженный специальный флисовый карман в нижней части спальника, куда помещались стопы. Это не анонсировано в описании и нет никаких фотографий этого чуда на сайте (может быть я невнимательно читала), поэтому было очень приятно в один из вечеров найти ногами этот тёплый карман.Компрессионный мешок вполне обыкновенный, упаковывать в него спальник достаточно удобно. По размерам он немного больше, чем требуется спальнику.
Очень важна для меня была внутренняя ткань. Я не люблю спать в термобелье, да и температурный режим спальника позволял не одеваться на ночь. Было важно, чтобы ткань была приятна к телу. К сожалению, рукой это не почувствовать, а можно понять лишь во время использования. К моей радости, у спальника Arctic-30 оказалась очень приятная внутренняя ткань. А ещё, этот спальник мягкий. Может быть это для кого-то и неважно, но для меня, через 2 месяца путешествий по Лофотенским островам, почувствовать себя хотя бы отчасти в мягкой постели – большого стоило.
В общем, ощущаю себя счастливой владелицей отличного тёплого спальника. Не страшны мне теперь с ним никакие холода.
Фотографии: REDFOX.RU
Евгения Горбацевич redfox, redfox arctic -30, личный опыт, спальник, спальный мешокСнаряжение Личный опыт Обзоры
yeti.today
Снаряжение, используемое в походных условиях, принято делить на индивидуальное, групповое и специальное. Индивидуальное снаряжение - это носильные вещи, спальные принадлежности, предметы личной гигиены и некоторые другие предметы индивидуального пользования (кружка, ложка, миска, рюкзак и т.п.) Групповое снаряжение - это палатки, посуда для варки еды, топоры, пилы, маршрутные материалы и другие предметы коллективного пользования. К специальному снаряжению могут относиться предметы как группового, так и индивидуального пользования, необходимость которых вызвана спецификой того или иного способа передвижения (спасательные жилеты, веревки, ледорубы и т.п.). Кроме того, к этому типу относится и снаряжение для поисково-спасательных работ, средства связи, сигнализации и т.д., которыми комплектуется группа в зависимости от решаемых задач. Коротко рассмотрим особенности различных видов походного снаряжения и требования, предъявляемые к нему.
Индивидуальное снаряжение
Рюкзак является основой для переноса груза. Рюкзаки бывают мягкие и станковые (с металлическим каркасом). Для длительного путешествия в труднодоступные районы предпочтительнее брать обычный мягкий рюкзак. Станковый может нанести сильную травму при падении, а так же сломаться, и его будет трудно починить, тем более он больше весит. Существует бесконечное множество модификаций рюкзаков. Мы остановимся на рюкзаках,предназначенных для экспедиций и маршрутов от одного дня до нескольких месяцев. Рюкзаки делятся на разные группы, но основное деление, из которого во многом следует назначение рюкзака, - это объем, измеряемый в литрах. Для выезда на один день подходит рюкзак 18-25 л. Важно, чтобы его спина была обязательно мягкой, обычно это дубляж спины пенополиэтиленом, а также разнообразные дышащие, впитывающие пот, мягкие на ощупь системы. Лямки рюкзака должны быть мягкими, но не продавливаться, иметь «анатомическую» скругленную форму и легко регулироваться. Далее следует группа рюкзаков объемом от 30 до 55 л, предназначенные для непродолжительных походов на два-три дня. Здесь большую роль играет форма. Все рюкзаки имеют, как правило, вытянутую, сигарообразную форму; опыт поколений показал, что такая форма наиболее эргономична, отлично ложится на спину и не стесняет движений. Рюкзак от 35 л должен уже иметь пояс, чтобы можно было разгрузить плечи, причем при примерке пояс должен находиться не на талии, а на бедрах, на костях таза, поскольку они могут выдержать длительную нагрузку, а если основное давление приходится на плечи, то достаточно быстро возникает компрессия позвоночника, начинает болеть спина и появляются прочие неприятности. Рюкзаки от 60 до 90 л это уже серьезные походные рюкзаки, рассчитанные в зависимости от конструкции на походы разной длительности и сложности, а объем от 100 до 140 л имеют экспедиционные рюкзаки для длительных зимних походов. Самыми распространенными материалами для небольших рюкзаков до 35 л являются Nylon, шате (рюкзачка), авизент. Эти материалы обладают непромокаемыми свойствами, прочные и вместе с тем достаточно легкие. Для производства спортивных рюкзаков по всему миру сейчас используется материал Cordura от фирмы Dupont с кевларовой нитью, но для маленького рюкзачка он грубоват и тяжеловат; часто с целью облегчения веса и рюкзаки 50-60 л делают из более легких синтетических материалов, а материал Cordura ставят только на дно, которое должно быть наиболее прочным. Существует несколько видов Cordura: Cordura 600, 700 и т.д. - более легкие и мягкие, Cordura 1000 - более жесткая и износоустойчивая, именно ее чаще всего ставят на дно рюкзака. Все виды Cordura имеют водозащитное покрытие, но не являются абсолютно непромокаемыми материалами, поэтому для походов, связанных с возможным намоканием, используют специальные герметичные рюкзаки с проклеенными швами, их еще называют «драйбэги». Еще одним самым главным критерием выбора рюкзака является строение его спинной подвески. Рюкзаки от 50 л должны иметь ребра жесткости в спине, то есть специальные дюралевые пластины, или же каркас, которые делают спину жесткой, каркасной и позволяют носить груз без вреда для позвоночника, поскольку при жесткой спине основная нагрузка падает на таз. Большинство рюкзаков такого объема имеют «плавающую» подвеску, то есть длина спины рюкзака регулируется под конкретного человека, что делает рюкзак более универсальным. Необходимо обратить внимание на наличие поясных оттяжек и различных приспособлений для прикрепления груза снаружи, поскольку очень часто невозможно все уложить в рюкзак.
Ввиду того, что при совершении длительных автономных лыжных переходов в Арктике, как правило, применяются санки-волокуши, транспортируемые лыжником на специальном поясе с мягкой буксирной системой, разгрузочные пояса на рюкзаках должны быть съемными, поскольку совместить их с буксировочным поясом невозможно, а использовать одновременно оба пояса крайне неудобно.
Спальный мешок. Основой для комфортного сна в полевых условиях является спальный мешок. В спальнике нет второстепенных деталей, важен и материал, из которого он сшит, и покрой и наполнитель. По покрою существует несколько основных модификаций спальников. Например, это спальники-коконы, которые не могут быть разложены в одеяло, и спальники-одеяла. Для серьезных походов используются коконы, в них меньше потери тепла, поскольку короче молния; в экстремальных ситуациях используют короткий спальник до пояса, который называется «нога», а сверху одевают куртку. Спальники типа «нога», как правило, используются при действии в горах, в условиях низкой влажности, небольшой продолжительности перехода и необходимости максимальной экономии веса для возможности увеличения темпа передвижения.
В Арктике, в условиях исключительно высокой влажности, и при совершении длительных лыжных переходов, спальный мешок зачастую является единственным средством, которое позволяет просушить некоторые элементы снаряжения от белья, рукавиц и др. – до отсыревшей обуви. Ввиду этого размеры спального мешка, как правило, должны быть больше, а молния более длинной.
Поскольку главным неблагоприятным фактором является образование конденсата, целесообразно предусматривать использование дополнительных спальных накидок, что помогает вывести зону образования конденсата («точку росы») из спальника в пространство между спальником и накидкой, и дольше сохранить спальный мешок в рабочем состоянии. В качестве накидки можно использовать теплые куртки или групповые накидки из любой ткани, например, парашюты и др.
По материалам спальники делятся на натуральные и синтетические. Натуральные материалы, идущие на спальники, это обычно чистый хлопок или хлопок в сочетании с чем-либо. Такие спальники более тяжелые по весу, легче впитывают влагу, менее износоустойчивые и опять-таки более подходят для недальних поездок, эстетически они напоминают постель, более мягкие, приятные на ощупь, не шуршат, также они необходимы людям, страдающим аллергией на синтетику. Синтетические спальники более легкие, относительно защищены от намокания, более износоустойчивые и их легче стирать. И наконец, основное деление спальников приходится на наполнители.
Первая группа - это спальники пуховые. Всем хорошо известны достоинства пуха как утеплителя, но основным параметром выбора является качество самого пуха, а не его количество. Показателем качества пуха является степень его очистки и упругость, определяемая параметром Fill Power (объем в кубических дюймах, до которого восстанавливается предварительно сжатая 1 унция пуха), качественный пух имеет Fill Power от 600 и более. Также необходимо, чтобы пух был обязательно водоплавающих птиц, поскольку такой пух имеет природную смазку, препятствующую впитыванию влаги. Пуховые спальники являются наиболее теплыми и практически самыми легкими; при весе от 900 до 1200 г в них комфортно при температурах ниже -30 °С. Но у пуха есть свои минусы - его невозможно использовать в условиях повышенной влажности, поскольку несмотря на природную смазку, несмотря на специальные пропитки, пух отлично все впитывает и очень плохо сохнет. Поэтому для зимних походов по районам с высокой влажностью необходимо выбирать другие наполнители.
Синтетические наполнители тоже можно разделить на две основные группы: синтепон и полые силиконовые волокна. Синтепоновые спальники наиболее распространены, они рассчитаны на температуры до -5 °С, максимально до -10 °С, весят от 1100 до 2300 г. Для летних походов по материковой части Арктического региона они идеальны. По поводу недостатков можно выделить достаточно быструю «слеживаемость», то есть через несколько лет спальник потеряет процентов 20 своей теплоты. Спальники с силиконовыми полыми внутри наполнителями легкие (от 900 г), теплые (рассчитаны до -25 °С), легко стираются, очень быстро сохнут, впитывают минимальное количество влаги.
В зависимости от количества слоев утеплителя, правильному его распределению по всей длине спальника с увеличением толщины к ногам, а также используя при пошиве метод «чешуистого», а не листового размещения утеплителя в спальнике, современные спальники могут обеспечить достаточный уровень комфорта даже при температурах – 40-50°С. В последние годы появился новый вид производимого в России утеплитея - ШелтерЛофт. В дополнение к уже известным факторам, характеризующим качество утеплителя, Шелтер-Лофт имеет уникальные водоотталкивающие свойства, сохраняющиеся в течение длительного времени эксплуатации. Спальные мешки с этим утеплителем с успехом были испытаны группой ЭЦ «Арктика» в 2014 году при температурах до - 58°С.
Обувь в зависимости от вида перемещения необходима прочная и желательно водонепроницаемая. Старая или рваная обувь может привести к травмам. Обязательно в обувь вкладывать сменные стельки из пенополиуретана толщиной не менее 3 мм. В условиях автономного существования весьма эффективно защищают обувь от увлажнения бахилы. Это мешки или чехлы из какой-либо ткани, которые надеваются поверх обуви и благодаря образовавшейся прослойке воздуха сохраняют поверхность относительно теплой. Образующийся водяной пар конденсируется на внутренней поверхности бахилы, которая превращается в своеобразный водосборник, непрерывно высушивающий обувь.
Для обеспечения необходимого уровня теплозащиты следует использовать сменные носки-вкладыши (один или два одновременно), которые в случае отсыревания можно легко просушить в спальнике во время сна. Лучше использовать вкладыши из синтетических материалов и с синтетическим утеплителем. Большое значение имеют также сменные стельки, выполненные как из толстого войлока, так и из пенополиуретана. Однако при использовании стелек из синтетических материалов нередко к концу ходового дня появляется ощущение «жжения» ступней.
В условиях автономного существования весьма эффективно защищают обувь от увлажнения бахилы. Это мешки или чехлы из плотной ткани типа кардуры в нижней части, и более легкой, легко «дышащей» вверху, которые надеваются поверх обуви и плотно крепятся на ноге выше икроножных мышц и защищают обувь от попадания снега на поверхность ботинок. Благодаря образующейся дополнительной воздушной прослойке обувь сохраняется в более теплом состоянии, однако образующийся водяной пар легко выходит наружу. При низких температурах, в районе -30°С и ниже, на внутренней части бахил может образовываться конденсат, который будет осыпаться на ботинки. Для того, чтобы избежать отсыревания ботинок от таяния на них конденсата следует использовать подбахильники, одевающиеся поверх ботинок, прежде, чем одеть бахилы. Подбахильники шьются из материала, легко впитывающего влагу, и одновременно являются дополнительным слоем, что также повышает защищенность ног от воздействия низких температур. В случае отсыревания подбахильники не сложно просушить в спальнике.
Кроме походной обуви необходимо иметь бивачную сменную обувь, чтобы ноги отдыхали. Особые требования к обуви для совершения переходов в горных районах.
Одежда. Основное требование к одежде - это не допустить перегрева организма во время движения и охлаждения во время ночлегов, стоянок, привалов. При этом при комплектации одежды должен соблюдаться принцип трех слоев. Главный секрет его в правильном подборе материалов, из которых состоит одежда.
Необходимо, чтобы самый первый слой отводил излишнюю влагу от тела, второй проводил отведенную сырость дальше и сохранял тепло, а третий выпускал конденсат наружу, не промокал и не продувался.
В настоящее время для первого слоя предлагаются разнообразные виды термобелья, для второго - одежда из тканей типа «Polartec» и, наконец, для третьего слоя (например, для курток и ветровок) - материал «Gore-Tex».
Еще недавно для первого (нижнего) слоя традиционно использовались хлопчатобумажные и шерстяные ткани, но они, справляясь с функцией сохранения тепла, быстро отсыревают и плохо сохнут. Поэтому с 90-х гг. XX в. для этих целей стали использоваться синтетические материалы, и в частности полипропилен.
Материал для термобелья имеет «ячеистую» структуру, при этом «ячейки», прилегающие к телу, отводят от него влагу, а верхние работают на максимальное распределение ее по поверхности и быстрое испарение за счет капиллярного эффекта. Таким образом, тело не отсыревает, а следовательно и не переохлаждается.
Как правило, в длительных автономных переходах используются три основных комплекта одежды. Это комплект теплой одежды для выполнения бивуачных и других работ, состоящий из теплой куртки и теплых брюк или полукомбинезона. Ходовой комплект состоит из легкой утепленной куртки и таких же брюк на сплошных застежках-молниях (самосбросы), которые можно снять или одеть не снимая обуви, а то и лыж. И третий комплект – ветрозащитный, который выполняется из легких капроновых каландрированных тканей, которые не продуваются ветром. Обычно достаточно одной широкой накидки анорачного типа, которая одевается через голову. В случае необходимости ее можно одеть даже поверх теплой куртки. Очень важно, чтобы все куртки имели удобные вшивные, а не пристегивающиеся капюшоны.
В зависимости от погодных условий эти три комплекта одежды или сочетание их отдельных элементов, с успехом позволяют обеспечить возможность движения или других действий.
Очень важно утеплить голову и лицо, так как на них приходится значительная часть теплоотдачи организма. По данным ученых, теплопотери с незащищенной головы при температуре воздуха минус 5° могут составить около половины общей теплопродукции организма, а при минус 15° - почти три четверти.
Наряду с защитой головы необходимо надежно защитить от воздействия низких температур руки. Тут тоже требуется как минимум три типа рукавиц и/или перчаток: Теплые рукавицы, для работы по установке лагеря, рукавицы для движения на лыжах, выполненные из плотных износостойких синтетических материалов. Нередко это могут быть «верхонки», которые одеваются поверх обычных рукавиц, и утепленные перчатки. В том случае, если предполагается работа, допускающая промокание в открытой воде (при преодолении водных преград), в комплекте следует иметь непромокаемые «верхонки».
Личные мелочи - это кружка, ложка, миска, нож, индивидуальные средства гигиены, туалетные принадлежности, компас, очки, пенополиуретановый коврик для сна и маленький для сидения и многое Личные мелочи - это кружка, ложка, миска, нож, индивидуальные средства гигиены, туалетные принадлежности, компас, очки, пенополиуретановый коврик для сна и маленький для сидения и многое
Групповое снаряжение
Палатки должны быть легкими, прочными, непромокаемыми и обеспечивать максимум удобств при минимальных размерах. Палатки бывают шатровые (армейские) брезентовые или нейлоновые на большую группу 8-10 человек и палатки на 2-4 человека. Палатки делятся на две основополагающие группы: однослойные и двухслойные. В однослойной палатке от внешнего мира человек отделен только тонкой, желательно непромокаемой тканью, а двухслойная состоит из внешней непромокаемой и внутренней легкой, дышащей ткани. Однослойные палатки, выполненные из непромокаемых синтетических материалов, имеют ряд преимуществ, самое главное из которых - это легкость и компактность. А основной проблемой однослойных палаток является конденсат, который при непродуманной конструкции скапливается на стенках палатки. При выборе однослойной палатки обязательно обратите внимание на ткань. Если это непромокаемый, не дышащий материал, то совершенно необходима продуманная система вентиляции, то есть должны быть сетчатые отверстия со всех сторон палатки, сверху и снизу. Однослойные палатки производят и с использованием мембранного материала. Эти палатки очень легкие (1800-1900 г), они «дышат», поэтому нет конденсата, но очень дорогие.
Все же наибольшее распространение получили многочисленные виды двухслойных палаток как более дешевые и функциональные. По форме двухслойные палатки делятся на куполообразные и «бочки», исключение составляют огромные кемпинговые палатки, которые имеют форму многокомнатных домов с окнами и коридорами. Форма купола сейчас приобрела наибольшую популярность. Чем же так хороша форма купола? Во-первых, такое строение придает палатке исключительно прочную устойчивость и самонесущую стабильность. Во-вторых, большой внутренний объем позволяет сидеть в палатке и вообще чувствовать себя комфортно. В-третьих, быстрота и простота установки. Что касается способа прикрепления внутренней палатки к внешней, то возможны два варианта. Первый, когда тент палатки накрывает дуги, и внутренняя палатка на крючках или с помощью завязок прикрепляется к дугам. Второй, когда внутренняя палатка прикрепляется непосредственно к тенту на пуговицах, а дуги продеваются в специальные карманы по верху тента, и при установке одновременно ставится внешняя и внутренняя палатки.
Отдельной темой в куполообразных палатках идет тамбур, т.е. палатка может быть вообще без тамбура, что конечно облегчает вес, но не оставляет возможностей для хранения вещей, а может иметь один или два тамбура. На самом деле тамбур очень полезен: там можно готовить на горелке, не опасаясь сжечь вещи, там можно хранить бензин и другие, не самые приятные для проживания предметы. Но основным преимуществом палаток, оборудованных тамбуром, является возможность максимально защититься от попадания снега внутрь палатки. Особенно это важно в условиях пурги или сильного снегопада. В тамбуре участник перехода имеет возможность очиститься от снега, для чего в тамбуре всегда находится щетка-сметка, снять бахилы и ходовую обувь и надеть легкие «чуни», в которых можно находиться в палатке, спать в спальнике, а при необходимости и выйти из палатки. Такие меры защиты от попадания снега в палатку позволяют сохранить одежду и другое снаряжение от намокания.
Кроме этого в тамбуре имеет смысл оборудовать подобие туалета – вшить в пол небольшой затягивающийся изнутри тубус, что могло бы служить подобием туалета. При установке палатки заблаговременно сделать под ним углубление. В случае длительной пурги это нехитрое дополнение позволит сэкономить силы, а порой и здоровье группы.
Кроме этого в верхней части палатки целесообразно также вшить тубус, чтобы в случае полного заметания палатки снегом, что часто происходит во время многодневной пурги, можно было бы выбраться из нее, не нанося повреждений и не прибегая к ножу.
Второй вид палаток — это бочки, получившие большое распространение в начале 2000-х годов после международной антарктической экспедиции «Навстречу XXI веку – Millennium Expedition». Эти палатки, рассчитанные на одновременное расположение 20-25 человек, получившие название «Анаконда», имели туннелеобразную форму, длина их достигала 18 м при ширине до 6 м. Это давало большие преимущества: более комфортабельные спальные места, большее пространство для расположения вещей в выступающих нишах-тамбурах, устройства кухонь и др. Эти палатки с успехом использовались в базовых лагерях, но требовали использования надежных растяжек в условиях сильных антарктических ветров. В последующем на этом принципе были изготовлены палатки на 6-10 человек, которые с успехом используются в Арктике группами, двигающимися на транспортных средствах (колесные вездеходы, снегоболотоходы, снегоходы и др.
Далее следует очень внимательно отнестись к материалам, которые используются для производства различных составляющих частей палаток.
Дно палатки. Поскольку именно дно соприкасается подчас с очень мокрой почвой, снегом и льдом, а в условиях переходов по морскому льду – со слоем мокрого снега, раскисшего от соли, то к материалам, предназначенным для него, предъявляются повышенные требования прочность на разрыв, непромокаемость, проклеенные швы. Этим требованиям соответствуют материалы с полиуретановой пропиткой. Иногда попадаются палатки с дном из армированного полиэтилена (терпаулинга) такой материал абсолютно непромокаем, прочен, но несколько утяжеляет палатку.
Тент. На материал тента обрушиваются испытания погодой, то есть палящие лучи солнца, снег, град, поэтому основные требования к тенту - прочность, непромокаемость, легкость и тонкость. Самыми распространенными материалами для тентов сейчас являются POLYESTER с нанесением полиуретанового слоя и силикон (ткань из полимера сложного эфира с нанесенным слоем силикона). Эти материалы при высоких прочих показателях достаточно тонкие, и их можно компактно свернуть и упаковать; достаточно легкие, чтобы в длительном походе носить на себе четырехместную палатку.
Каркас. Каркас палатки не должен деформироваться после первой же ее установки; качественные каркасы имеют такую упругость, что даже, если сильный ураган совсем положит палатку, во время затишья она будет стоять столь же ровно, как и до урагана. Остаточной деформацией грешат каркасы, изготовленные из дюраля, однако он достаточно дешев. Для серьезных маршрутов необходимы дуги из специального алюминиевого сплава. Лучшими признаны каркасы из стекловолокна (фибергласа). Очень легкий и прочный материал остаточной деформации не имеет, но он не такой упругий и морозоустойчивый материал, как алюминиевый сплав.
Посуда и костровое хозяйство - набор котлов целесообразней подбирать из условия 0,5-0,8 литра на человека. Лучше всего, если они будут сделаны из нержавеющей стали. В безлесных зонах используют бензиновые и газовые горелки. В Арктическом регионе газовые горелки оправдывают себя только в летнее время, в зимнее время при низких температурах газ замерзает.
Горелки разделяются на использующие только один бензин.
Современные мультитопливные горелки надежные, могут использоваться круглогодично, заправка их возможна любыми видами горючего от очищенного бензина до дизельного топлива и керосина. Горелка очень легко чистится от нагара, возникающего при использовании топлива не самого высшего класса, быстро разбирается и собирается при помощи прилагаемого набора инструментов. В комплекте, как правило, есть емкость для топлива, которая вынесена от самой горелки на шланге в металлической оплетке. Такие горелки были опробованы в условиях экстремальных экспедиций и показали себя более надежными, чем все остальные виды горелок.
В условиях длительных арктических переходов для приготовления пищи целесообразно использовать специальные устройства, получившие еще полтора века назад название «кухни Нансена», по имени знаменитого норвежского арктического путешественника и исследователя. Главное назначение этой кухни – оптимизировать за счет цилиндрического кожуха процесс расходования тепла, выделяемого горелкой. В верхней части кухни обеспечивается возможность установки еще одной емкости со снегом или льдом, чтобы процесс получения воды шел одновременно с приготовлением пищи. Благодаря этому существенно сокращается расход топлива и экономится время на приготовление пищи.
В состав группового снаряжения обычно входит медицинская аптечка и походный ремонтный набор, а именно иголки, нитки, ножницы, шурупы, плоскогубцы, отвертки, запасные детали для ремонта примуса, клей и т.п. Кроме того, к групповому снаряжению относятся маршрутные материалы, карты, электрические фонари, запасные батарейки и другие предметы общего пользования.
Кроме того, к групповому снаряжению относятся маршрутные материалы, карты, электрические фонари, запасные батарейки и другие предметы общего пользования.
Специальное снаряжение
Специальное снаряжение как личное, так и групповое предназначено для разных видов. Так, в горах нужны страховочные веревки. Также необходим ледоруб, специальная обувь типа «Вибрам» с рифленой толстой подошвой, солнцезащитные очки из стекла, а при более сложных переходах и специальное альпинистское оборудование - кошки, карабины, скальные и ледовые крючья, зажимы и многое другое. На голове нужно иметь защитную каску. Для путешествий по воде используют различные типы плавательных средств: одно- или двухместные сборные байдарки «Таймень», «Свирь», катамараны, надувные плоты, сборные из бревен плоты, лодки. Особенности транспортировки снаряжения при водном переходе - это обеспечение водонепроницаемости, для чего все снаряжение и питание упаковывают в прорезиненные мешки. Обязательно каждый участник должен иметь спасательный жилет. Они бывают надувные и из пенопласта.
В зимних переходах передвижение групп осуществляется на лыжах, на снегоступах, либо с применением технических средств передвижения (снегоходы, снегоболотоходы на колесах с шинами сверхнизкого давления или других легких транспортных средствах). При движении на лыжах в таежной зоне следует применять лыжи бoльшей ширины, чем обычные беговые, и несколько укороченные, в расчете на глубокий и рыхлый снежный покров. При движении в условиях арктических льдов требования к лыжам существенно возрастают, поскольку этого требует характер встречаемых препятствий – торосы, трещины, участки тонкого льда (ниласа), разводья и др. До недавнего времени в арктических переходах с большим успехом использовались деревянные лыжи «Бескид» Мукачевского ДОК. Они имели прочную износостойкую скользящую поверхность из твердых пород древесины, металлическую окантовку и усиленные металлом носок и хвостовую часть. После тщательной просмолки такие лыжи великолепно вели себя в самом широком диапазоне условий (температурный режим от -50°С до оттепелей, характеризующихся образованием «подлипа», появлением пространств открытой поверхностной талой воды, при различной структуре снежного покрова, мокрого льда, покрытого толстым слоем кристаллов выступившей соли, и др.).
По своим прочностным качествам они существенно превосходили все остальные типы лыж. Так одна лыжа, поставленная на две точки опоры на расстоянии 1,2 м, при собственной длине 2 м., выдерживала вес лыжника с рюкзаком (общий вес около 110-120 кг.).
В настоящее время эти лыжи не производятся. Им на смену пришли «скитуровские» пластиковые туристические лыжи. Несмотря на наличие на скользящей поверхности насечек противоскольжения, применение их возможно лишь с использование камусных лент, крепящихся к лыже на поверхность скольжения. Эти ленты в условиях длительного перехода по льду истираются и требуют регулярной замены.
Используемые лыжные крепления, как правило, универсального типа, не требующие применения специальной обуви. В настоящее время широко используются капроновые раздвижные универсальные крепления, однако в России они не производятся.
Лыжные палки должны быть выполнены из алюминиевого сплава, обладать высокой прочностью, и быть оборудованы «стыковочным узлом», что позволяло бы использовать их для установки антенной мачты для КВ радиостанции. Длина лыжных палок должна быть меньше обычных «стандартов» для ходьбы на лыжах классическим стилем. Это необходимо для того, чтобы при движении согнутые в локтях руки не оставались длительное время в приподнятом состоянии. Такое положение рук затрудняет поступление крови к кистям и приводит к быстрому замерзанию рук. Целесообразно также кожаные или резиновые ручки палок заменить на полиуретановые и значительно усилить темляки, поскольку на них приходится нагрузка значительно бoльшая, чем при обычной ходьбе на лыжах.
На группу из 6-8 человек необходимо иметь 1-2 запасные лыжи, с учетом того, что в группе используются лыжи одного типа.
В длительных автономных лыжных переходах приходится транспортировать груз до 100 кг. и более на одного человека. Так, при совершении в 1998 году путешественниками Экспедиционного центра «Арктика» первого автономного лыжного перехода от берегов России до Канады через точку Северного полюса, который был рассчитан на 4 месяца движения, вес груза на одного участника на старте достигал 200 кг. Поэтому для транспортировки груза на длительных маршрутах применяются специальные индивидуальные санки-волокуши, изготавливаемые из морозостойких видов капрона или пластика. Санки транспортируются лыжником с использованием специальной буксировочной системы, состоящей из быстросъемного пояса, веревочного буксира и обвязки.
arctica.igps.ru