Туристам из Украины, России и Беларуси очень повезло — огромное количество рек и озер предоставляют возможность заниматься водным туризмом в каждом регионе.
Эта дисциплина развивает умение работать в команде, силу, выносливость, концентрацию, самообладание. Являясь частью экотуризма, оказывает минимальное влияние на природу (в том случае, когда ради коммерческих туров не взрывают русла рек). Цель — пройти маршрут, который состоит из участка реки, водохранилища, озера или связки нескольких водоемов.
Огромное количество разного экстрима на воде усложняет четкую классификацию. В специализированной литературе к этой отрасли относят все: от дайвинга до спортивной рыбалки. Я остановлюсь на классификации по средствам сплава.
Походы на надувных плотах набрали феноменальную популярность за последние пятьдесят лет. Впервые советские водники увидели рафт в 1989 году на советско-американских соревнованиях «Project Raft», и победу, ко всеобщему удивлению, одержала наша команда. Ей же удалось победить и в следующем году в Штатах. С 1997 года рафтинг имеет свою международную федерацию IRF.
6-8-местные надувные плоты рафты в корне отличаются от других гребных судов для сплава, поэтому имеют свои методы и техники маневрирования: панчинг, хай-сайдинг, лоу-сайдинг, даунстрим флип, дарксайдинг и другие.
Если есть возможность заброски и выброски, а также необходимость брать с собой много вещей, надувной плот — идеальное решение. Этим он и полюбился организаторам коммерческих туров.
Рафтинг в Новой Зеландии. Можно только позавидовать этим ребятам
Многоместные модели плотов неповоротливы в мелководных реках, на них сложнее проходить повороты и узкие пороги. Альтернативой в определенных условиях может стать катамаран.
Узкие маломестные плавсредства уступают по популярности рафтингу, так как для управления ими необходима сноровка.
Одноместные закрытые каяки идеальны для спокойной воды, а для опытного гребца и белая вода не проблема. Особенность каяка в малой грузоподъемности и больших габаритах, что затрудняет его транспортировку и использование в походах. Подробно о путешествиях на байдарке читайте в статье Спуск на байдарках для новичка.
Узкие и легкие туристические лодки имеют десятки разновидностей: разборные и неразборные, надувные, деревянные, складные, суперлегкие и тяжелые, с установкой паруса и др. Разборное судно удобно в транспортировке, в остальном же ничем не уступает монолитной конструкции. Чем длиннее и уже судно, тем выше его скорость, но для прохождения бурного потока используют максимально маневренные и короткие лодки.
Открытые каноэ более функциональны и грузоподъемны, чем байдарки и каяки, хотя и уступают им в скорости и маневренности. Встречаются даже надувные модели, легко проходящие заросшие заводи тихих рек. В каноэ несколько сложнее поддерживать стабильность, так как центр веса гребца располагается над водой. Но в походах по спокойным маршрутам оно имеет свои плюсы: возможность хорошо загрузиться и посадить 2-4 человек, постоянный доступ к вещам. Начать с каноэ первые пробы водных походов — хороший выбор.
На страницах этого веб-журнала вышла серия материалов о катамаранинге. В это емкое понятие вложена история водного туризма целой эпохи, данная тема обсуждалась в статье История появления катамаранов.
Туристические катамараны чаще всего состоят из двух надувных гондол на легком каркасе и имеют 2-4 посадочных места (редко до 8-ми). К плюсам этого судна относится компактность в разобранном виде, небольшая осадка и быстроходность, огромное разнообразие моделей и возможность взять с собой увесистое снаряжение. Он подходит как для спокойных, так бурных рек, устойчив, безопасен, приспособлен к транспортировке. Между гондол можно сделать палубу, поставить парус, закрепить транец для мотора. Современные катамараны — лучшая альтернатива рафтам.
Один из самых захватывающих и техничных видов — хождение под парусом в прибрежных водах морей и по внутренним водным путям. Чтобы получить удовольствие от похода под парусами, необходимо знать физику течения и ветра, всегда держать судно под контролем.
Морской яхтинг подчиняется Международным правилам предотвращения столкновений на море (COLREG). На внутренних водах могут действовать аналогичные правила, например европейские ПСВВП.
Под парус можно поставить даже каноэ, полинезийцы тысячу лет назад успешно путешествовали на таких, но нельзя сказать, что яхтинг и парус доступен каждому. Самостоятельное управление лодкой, на которую влияют три стихии — не для новичков. Даже катание в хорошую погоду в спокойных защищенных водах могут быть небезопасными — погода быстро меняется, а небольшое судно не так-то просто контролировать.
Вывод: суда для туристических сплавов могут быть любыми. Главное, чтобы они соответствовали сложности маршрута, а у участников похода не возникало трудностей с их управлением.
Для водного туризма важна простота транспортировки и грузоподъемность судна. Например, перевозить 80-килограммовую упаковку с рафтом не удобно, однако он может переправлять снаряжение всех пассажиров. Иногда к месту старта приходится добираться на поездах, а потом дополнительно забрасываться на автомобиле (в лучшем случае), поэтому хорошо, если суда разборные и легко распределяются по рюкзакам участников экипажа. В этом отношении хороши катамараны, байдарки и надувные каяки.
В зависимости от плавстредства, снаряжение и экипировка туриста-водника имеет свои особенности. Есть несколько особенно важных деталей личного снаряжения, необходимых во время пребывания на воде, о которых стоит упомянуть в рамках общих правил:
Более подробно рекомендую почитать Список снаряжения туриста-водника Валентина Евстафьева. Написано в стиле путевых заметок — остроумно и полезно.
Существует три международных классификации сложности рек: International Scale of River Difficulty (American Whitewater), версия International Canoe Federation и Deutscher Kanu-Verband. В России разработана своя классификация. Ознакомиться с таблицей оценки трудности водных препятствий можно в Нормативном акте по спортивно-оздоровительному туризму стр. 102.
Выбор водоема для водного похода может закончиться настоящим исследованием тематической литературы и документации. К счастью, энтузиасты уже собрали несколько подобных архивов, один из которых опубликован в веб-журнале «Водный туризм Украины». В архиве собрана литература о маршрутах от Алтая до Якутии. Ранее мы рассказывали о лучших реках для сплава в России.
Лучше всего искать интересные маршруты в старых советских книгах, которые в изобилии оцифрованы и доступны в электронном виде. Чем хороши советские книги по спортивному туризму: в них масса лайфхаков и хорошо рецензированных сведений по теме. Несколько таких изданий приведены в последнем разделе.
Прочитал кодекс American Whitewater Organization, и он оказался максимально емким и точным руководством по безопасности на белой воде. Предлагаю ознакомиться с кодексом в оригинале, и приведу несколько наиболее понравившихся тезисов.
Личная ответственность:
В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.
В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.
Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.
Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.
С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.
После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.
Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции.
Стал доступен опыт зарубежных коллег, появилось новое снаряжение и материалы, поэтому, как только кризисный период миновал, водный туризм в России начал быстро развиваться. Появилось новое поколение водников, выросшее на традициях старой школы с её походами и спортивностью, но вносящее в них современные мотивы, такие как соревнования, использование нового снаряжения и судов.
pro-extrim.com
Долгая зима позади, лед на водоемах растаял и с каждым днем солнце греет сильнее, а это значит, что пришло время отправляться в первое в новом сезоне путешествие на байдарке.
Сплавы на байдарках – это настоящая романтика, а для многих и ностальгия юных лет, когда байдарочные походы были чуть ли не обязательными. Свежий воздух, плеск воды под веслом, быстро сменяющиеся виды по обе стороны реки, купание, задушевный разговор с попутчиками, уютные острова, яркий костер в ночи, еда с дымком из котелка и сладкий сон в палатке под звуки ночного леса.
Если вдруг вы еще не знакомы, то байдарка это небольшая герметичная лодка с высокой маневренностью обычно рассчитанная на двух-трех туристов. Для сплавов по бурным рекам чаще используют надувные суда, а для тихих рек и озер каркасные или каркасно-надувные. Все необходимое для похода снаряжение пакуется в герметичные мешки и грузиться в байдарку, что прекрасно подходит семьям с детьми и тем кто просто не любит нагружать спину рюкзаком, а предпочитает во всю наслаждаться отдыхом.
Некоторые преимущества похода на байдарках:
- идеально подходит для новичков;
- высокая мобильность;
- возможность посетить «дикие» места;
- в поход можно взять много, например, еды и не страдать из-за ее веса;
Для участия в байдарочном походе не требуется длительное обучение, профессиональные навыки и долгие тренировки. Однако это не означает, что можно отправляться в путешествие без предварительной подготовки и помощи профессионалов. Не говоря уже о сплаве по быстрым рекам. Опытные инструкторы Клуба Приключений обучат туристов необходимым навыкам управления байдаркой, выберут самый красивый и насыщенный путь и осуществят страховку на бурных порогах.
Командой Клуба Приключений разработаны маршруты по красивейшим рекам России и ближнего зарубежья с разным уровнем сложности, в которых путешествие по воде сочетается с пешими прогулками. Приятным бонусом в байдарочном походе будет возможность загорать, рыбачить и прыгать в реку после походной баньки.
Развернуть ↓www.vpoxod.ru
Основы техники водного туризма
Водный туризм - один из наиболее массовых видов самодеятельного туризма. Его особенность - разнообразие используемых плавсредств (лодки и байдарки в походах I-III категорий сложности, байдарки, надувные лодки, плоты и катамараны в походах всех остальных категорий). Разнообразие плавсредств расширяет круг вопросов, составляющих техническую подготовку туристов-водников, так как требует большего объема работы по подготовке плавсредств к походу. В водном туризме техническая подготовка включает освоение техники движения (техники гребли - различной для разных типов судов), преодоления препятствий, страховки и спасательных работ.
Техника движения и преодоления препятствий в водных походах включает как элементы собственно движения на воде обходом препятствий, так и различные приемы обноса препятствий и проводки судов с берега. На маршрутах III-V категорий сложности включаются также элементы комбинации водного маршрута с пешим или горным (подходы, а также волоки с преодолением перевалов), где применяются элементы пешеходного и горного туризма.
Участники массовых водных походов (в том числе походов выходного дня, многодневных некатегорийных походов и походов I категории сложности по спокойным рекам и озерам), совершаемых на лодках (прогулочных, шлюпках, ялах), до выхода на маршрут осваивают технику народной гребли и гребли на морских ялах.
Наиболее распространенное плавсредство для спортивных походов I-III категорий сложности - туристская байдарка. Освоение основных приемов гребли и управления байдаркой - это тот фундамент технической подготовки туриста-водника, без которого невозможно дальнейшее совершенствование техники, необходимой в водных походах высших категорий сложности. Начальная техническая подготовка туриста-водника к спортивному походу на байдарке включает: посадку в байдарку с берега и с воды; отчаливание от берега с последующим разворотом судна на 180°; зачаливание при слабом (до 0,5 м/сек) течении с разворотом судна на 180°; преодоление естественных и искусственных препятствий.
Следующий этап технической подготовки туриста-водника включает преодоление естественных препятствий, характерных для маршрутов II-III категорий сложности: ход против течения, проводка байдарки против течения на бечеве и "корабликом", преодоление каменистых перекатов, несложных порогов, стоячих волн; прохождение прижимов; преодоление улова.
Освоение новичками основных приемов гребли и управления байдаркой начинается со знакомства с веслом: в отличие от народной гребли (на шлюпках, прогулочных лодках, ялах), с которой даже новички в водном туризме достаточно знакомы, весло для байдарочной гребли (как спортивной, так и туристской) имеет другой способ хвата. В походах I-III категорий применяется комплектное к стандартной байдарке весло, т. е. имеющее стандартную длину. В походах IV-V категорий сложности туристы нередко пользуются самодеятельными надувными каяками, а весла используют спортивные. Подбор длины весла производится в этом случае индивидуально, по тому же принципу, что и подбор длины лыж: при высоком росте весло можно взять несколько короче, при малом - длиннее (на 5-10 см).
Лопасти весла для спортивной байдарки развернуты относительно друг друга на 90°. Точно так же должны быть развернуты при сборке лопасти весла, имеющегося в комплекте к стандартной туристской байдарке.
При прямом, неразвернутом, весле происходит жесткий захват его двумя руками, и гребец, пытаясь сделать гребок, вынужден сгибать кисть верхней, толкающей, руки, что существенно снижает эффективность толчка. Кисти закрепощены, что приводит к быстрому утомлению мышц предплечья.
Нормальная ширина хвата, т. е. расстояние между кистями рук на весле, должна быть равна чуть меньшему расстоянию между локтями разведенных в сторону рук.
Посадка в байдарку с берега. Вначале в нее садится задний гребец (№ 2), потом передний (№ 1). Гребец № 1 придерживает байдарку за фальшборта, пока № 2 не сядет. Потом № 1 кладет весло таким образом, чтобы одна лопасть легла на фальшборт перед сиденьем гребца № 1, а другая - на берег. В это время Гребец № 2 придерживается за берег рукой или веслом.
Посадка в байдарку с воды. Оба гребца кладут весла перед своими сиденьями поперек байдарки, на фальшборта. Посадка производится в той же последовательности. При посадке гребца № 1 гребец № 2 упирается веслом в дно.
Отчаливание байдарки от берега с последующим разворотом на 180°. Перед посадкой гребцов байдарка всегда должна находиться носом против течения.
Технически наиболее простой способ изменения курса байдарки (поворота) - дугообразный гребок, начинающийся от носа или кормы. Этот гребок тем эффективнее, чем дальше от байдарки движется лопасть. Дугообразный гребок от кормы аналогичен гребку от носа.
Приведенный способ разворота байдарки особенно эффективен при невысокой скорости ее относительно воды. Когда скорость велика и судно сопротивлением воды стабилизировано на курсе, поворот его с помощью такой техники требует больших усилий.
Техника гребли вперед в туристских байдарках принципиально не отличается от применяемой в спортивной гребле. Туловище должно быть прямым, ступни упираются в перекладины кильсона, колени - в фальшборта. Жесткость посадки проверяется легким открениванием судна движением бедер.
Зачаливание на слабой (до 0,5 м/сек) струе с разворотом байдарки на 180°. Передний гребец короткими дугообразными гребками гребет, с одной стороны байдарки, задний табанит тыльной стороной весла с противоположной стороны.
Препятствия на водном маршруте принято подразделять на естественные и искусственные.
Основные естественные препятствия - мели, перекаты, быстрины, отдельные камни, топляки, береговые заросли, завалы.
Песчаные мели и перекаты для байдарок, как правило, серьезной опасности не представляют. Их преодолевают по наиболее глубокому месту, которое можно определить по темному цвету воды, большей скорости течения, крупной и ровной волне при ветре. Расположение мелей в русле нередко меняется после паводков и половодий.
Волны на открытых водоемах. При высоте волн до 0,5 м и наличии на байдарке фартука и средств непотопляемости начинающие туристы могут проходить их вблизи подветренного берега с интервалом между байдарками не более 15-20 м. При более сильной (высокой) волне начинающие туристы должны идти к берегу и зачаливаться.
Быстрины удобны для движения на прямых участках рек без большого уклона. На поворотах они требуют осторожности. Во избежание навала байдарки на вогнутый берег следует заранее сходить с середины потока и прижиматься к выпуклым участкам берега.
Заросли. Нависшие над водой кусты, подмытые деревья часто служат причиной переворота (оверкиля) байдарки. Поэтому на быстрых реках следует держаться подальше от навального (вогнутого) берега с нависающей растительностью и не пытаться затормаживать судно, ухватившись за неподвижные предметы.
Завалы образуются там, где упавшие деревья перегораживают реку. В случае завала байдарку приходится обносить по берегу или расчищать небольшие проходы. При высокой скорости течения важно заранее пристать к берегу, чтобы не быть затянутыми под препятствие.
К искусственным препятствиям относятся мосты, паромы, некоторые рыболовные сооружения, плотины, шлюзы, молевой сплав.
Мосты на небольших реках проходят, как правило, под наиболее высоким пролетом. Подходить к мосту надо на малой скорости. Следует опасаться старых устоев, топляков, свай, других препятствий. Особо осторожно надо проходить под мостами, пересекающими реки под острыми углами: вероятность навала на устой здесь наибольшая.
Паромные переправы проходят в соответствии с положением парома: либо посередине реки над тросом, либо под тросом, прижавшись к высокому берегу.
Плотины, шлюзы, наплавные мосты, запани (цепи бревен, связанных тросом), лесные заторы, молевой сплав туристы-водники должны обносить. Не подходя близко к препятствию, надо пристать к берегу и просмотреть путь волока.
К типичным препятствиям на маршрутах II и III категорий сложности относятся ход против течения, каменистые перекаты, пороги, прижимы, волоки.
Ход против течения. На спокойной реке (скорость течения на плесе не более 1 м/сек) идут на веслах. Отдельные мелководные быстрины при скорости течения свыше 2-3 м/сек и каменистые перекаты преодолевают с помощью проводки вброд. Туристы должны обязательно быть обуты. На длинных аналогичных участках, а также при низкой температуре воды применяют проводку байдарок бечевой. Приведем два способа проводки бечевой, наиболее часто применяемые.
1. К носовой обвязке привязывается веревка длиной 10-15 м, за которую один турист ведет байдарку, а второй веслом направляет ее нос в нужную сторону.
2. К носовой и кормовой обвязкам привязываются веревки длиной по 10-12 м, за которые байдарку ведут два туриста. Их задача - так выбрать длину веревки и дистанцию между собой, чтобы байдарка шла параллельно берегу и испытывала наименьшее сопротивление потока. Этим способом (он называется "кораблик") при невысокой скорости течения можно вести байдарку и в одиночку.
Описанные способы целесообразны, если возможен свободный проход вдоль берега. Проводка байдарок на бечеве и вброд применима также при ходе вниз по течению.
Каменистые перекаты проходятся на небольшой скорости; направление держать в центре треугольника, образованного сходящимися струями потока, где глубины обычно большие, а русло чище.
Пороги. Порог - это участок реки с большим падением и скоростью воды, осложненный многочисленными камнями и стоячими валами от сходящихся струй. О приближении к порогу можно узнать по замедленному течению и шуму воды. Достаточно серьезные пороги встречаются и на маршрутах II и III категорий сложности, поэтому надо знать хотя бы общие правила их прохождения.
Все пороги, линия движения в которых не просматривается с воды до конца или хотя и просматривается, но не вполне безопасна, необходимо разведать с берега. Несложные пороги с короткими чистыми сливами и невысокими валами проходят по основной струе.
При прохождении порогов с большим количеством камней в русле приходится маневрировать между ними. Для этого надо заднему гребцу притабанивать со стороны препятствия, а переднему делать короткие дугообразные гребки с другой стороны, стремясь как бы обтечь камень корпусом байдарки, все время просматривая дальнейший путь.
Длинные пороги (1-2 км и более) следует проходить отрезками по 200-300 м с промежуточными чалками, предварительно разведав и наметив места чалок и страховок.
Стоячие валы в порогах нужно проходить по возможности носом, перпендикулярно или под углом, незначительно отличающимся от прямого. При этом крутые валы надо преодолевать на скорости, "прокалывая" их, а пологие - можно без скорости, взбираясь на них. Если есть возможность, линию стоячих валов лучше проходить по краю, где они ниже. При гребле в стоячих валах лопасть следует погружать в гребень вала, а не во впадину между ними.
При прохождении прижимов надо держаться края струи, дальнего от прижима.
Применяемые приемы: прохождение на положительной скорости по краю струи, дальнему от прижима, с последующим разворотом байдарки на 180°, а также прохождение по тому же краю струи на отрицательной скорости. В этом случае оба гребца табанят, строго следя, чтобы угол атаки между направлением струи и кормой байдарки всегда был острым (10-15°, в зависимости от ситуации). Тот же прием можно выполнять, развернув байдарку носом против течения. В этом случае гребцы гребут вперед, здесь угол атаки будет уже между носом байдарки и направлением струи. В обоих случаях поток сам отталкивает байдарку от прижима.
Очень опасны прижимы с подсосом под скалу; прижимы с отбойной струей всегда позволяют избежать навала на скалу.
Для пересечения быстротока применяется траверс. Его осуществление наиболее надежно, когда байдарка движется носом против течения. Скорость течения в быстротоке максимальная у середины реки и очень мала у берега, что необходимо учитывать, начиная траверс под минимальным углом к течению.
При входе в улов важно как можно скорее втянуть байдарку в "уловную" воду. Только тогда снос будет невелик и маневр удастся даже при небольшом размере улова. Для этого необходимо заранее несколько развернуть байдарку на струе носом к улову и придать ей ускорение поперек струи. Как только нос врежется в "уловную" воду, носовой гребец зацепом страхует байдарку от переворота, а кормовой одним-двумя сильными гребками вгоняет ее в улов и обратным гребком завершает разворот.
При выходе из улова на струю, напротив, не следует разгонять байдарку. Достаточно, чтобы струя подхватила нос. Тогда разворот произойдет за счет разницы скоростей воды в основной и "уловной", струях. Оба гребца при этом креном внутрь поворота и обратным гребком страхуют байдарку от переворота.
К препятствиям на маршрутах IV-V категорий сложности относят шиверы и пороги, но значительно более мощные и сложные, каньоны, непроходимые участки реки с тяжелыми обносами, низкую температуру воды, зачастую длительные и тяжелые подходы к маршруту, ненаселенность района. Для успешного прохождения таких маршрутов к группам предъявляются повышенные требования в технике и тактике, подготовке к путешествию. Все участники должны иметь хорошую физическую подготовку, владеть основами водной слаломной техники.
Для этой цели необходимо проводить предпоходные тренировки. За 2-4 месяца до основного похода желательно провести тренировочный поход средней категории сложности. В нем отрабатываются и проверяются отдельные технические приемы, тактика прохождения сложных участков, взаимодействие экипажей, организуются и проводятся страховочные работы, проходят испытания образцы нового снаряжения и многое другое.
Отличной школой является участие в соревнованиях по технике водного туризма. Ведь хорошее владение техникой гребли и управления судами - один из решающих факторов успеха водного путешествия.
Надувные суда и их применение. В водном туризме наиболее широко используются следующие надувные суда: надувные лодки типа ЛАС, НДЛ, надувные плоты ПСН-6, ПСН-10, СП-10, СП-12, катамараны и каркасные плоты с надувными элементами.
Для управления каркасными плотами применяются греби, расположенные на носу и корме плота. На надувных плотах, катамаранах гребут однолопастными веслами канойным способом. На них применяется та же техника гребли, те же приемы, что и в водном слаломе.
Надувные суда позволяют проходить более сложные маршруты. Применение надувных судов целесообразно начинать с походов III категории сложности, имея байдарочный опыт этой категории сложности.
В последние годы широкое распространение получили походы, в. которых используются разные классы судов в одной группе (например, 2-3 байдарки и 1-2 катамарана, или надувных плота, или каркасный плот и катамаран).
Наряду с достаточно длинной пешей частью (комбинированный поход) это, на наш взгляд, наиболее интересное и перспективное направление в водном туризме.
Обеспечение безопасности. Водный - один из наиболее опасных видов туризма. Первое условие обеспечения безопасности водника - наличие индивидуальных спасательных средств на каждого участника любого водного похода, независимо от сложности маршрута. Анализ несчастных случаев показывает, что в подавляющем большинстве они были вызваны отсутствием, неисправностью или неправильным использованием индивидуальных спассредств.
Индивидуальное спассредство должно действовать без вмешательства спасаемого, обеспечивать плавучесть человека в воде, предохранять важные жизненные органы от ударов о камни.
Туристы часто используют армейские спасжилеты, имеющие подъемную силу 15 кг, достаточную для большинства походов. В сложных походах по горным рекам с сильно вспененной водой необходимы жилеты с подъемной силой не менее 22-24 кг. Для увеличения подъемной силы жилета применяются дополнительные надувные (или с наполнением из пенопласта) элементы плавучести.
Туристы, плавающие на надувных судах, часто применяют спасательные комплекты, защищающие ноги, колени и бедра от ударов о камни. Байдарочникам такие комплекты не рекомендуются, так как мешают быстро покинуть судно при перевороте.
В период межсезонья и при сплаве по горным рекам каждому участнику необходим гидрокостюм, хорошо защищающий тело от переохлаждения.
три стихии :: Техника водного туризма
Полезные ссылки на материалы по водному туризму
Книга Юрина Валентина Евгеньевича “Сольфеджио белой воды”
(азбука водного туризма) -
http://turizm.lib.ru/img/j/jurin_walentin_ewgenxewich/wwsolfeggio/wwsolfeg.pdf
(pdf версия)
http://gaba.su/ser/solf/contents.htm
(html версия)
- Замечательная подборка статей на сайте клуба водного туризма МГУ -
http://turclub.progressor.ru/materials/
Техника управления катамараном:
- Техника управления катамараном - http://gaba.su/ser/grebla.htm
- Техника управления катамараном - http://splav.corp.chel.su/text/tuk/tuk.htm
- Изучение сил, действующих на катамаран в прижиме - http://gaba.su/ser/prizhim.htm
- С.ПАПУШ СЛАЛОМНАЯ ТЕХНИКА ПРИ СПЛАВЕ ПО ГОРНЫМ РЕКАМ
- http://www.politeh.lv/turclub/veter.htm
Техника управления каяком:
- Кент Форд. Школа белой воды - http://wwsch.home.nov.ru/
- Как обучать эскимосу - http://www.kayak.lv/?&l=ru&id=teaching_roll
- Как выбраться из бочки - http://www.kayak.lv/?&l=ru&id=escape_the_hole
- Эскимосский переворот в бочке - http://www.kayak.lv/?&l=ru&id=roll_in_hole
- Навыки преодоления завалов. Теория и практика. -
http://www.kayak.lv/?&l=ru&id=kritusiekoki
- правила прохождения водопадов -
http://www.whitewater.ru/rodeo/waterfall-running-guide.html
- с водопадов буфом - http://www.whitewater.ru/rodeo/xnews3.html
- Как правильно делать буф - http://www.kayak.lv/?&l=ru&id=faqboof
- Флэтвил - http://www.kayak.lv/?&l=ru&id=flatwheel
- Флэтспин - http://www.kayak.lv/?&l=ru&id=flatspin
- cерфинг на валу - http://www.whitewater.ru/rodeo/m_surf.html
- свеча - http://www.whitewater.ru/rodeo/m_ender.html
- бластинг - http://www.whitewater.ru/rodeo/m_blasting.html
- пируэт - http://www.whitewater.ru/rodeo/m_piruet.html
- картвил - http://www.whitewater.ru/rodeo/m_cartwheel.html
- вейввил - http://www.whitewater.ru/rodeo/m_wavwheel.html
- Наезд на камень - http://www.whitewater.ru/rodeo/m_splat.html
- Прыжок со скалы - http://www.whitewater.ru/rodeo/m_jump.html
- школы каякинга - http://turclub.progressor.ru/materials/kayakschool.php
Безопасность:
- Основы алгоритма оказания первой помощи - http://www.kayak.lv/?&l=ru&id=CPR
- Классификация препятствий - http://kayak.ru/faqs/class.php
- отечественная классификация препятствий - http://www.clubato.ru/club/water/class.html
- международная классификация препятствий (на английском) -
http://www.c-w-r.com/information/classification.html
- статья Коррана Эддисона об альтернативной оценке препятствий -
http://www.whitewater.ru/doc.php?corran_addison_scale
- Дмитрий Постнов. Концепция безопасности -
http://www.whitewater.ru/tourism/misc/safety02.html
- Дмитрий Ватолин. Турики и туристы (полезные советы и наиболее частые причины
неприятностей в походах) - http://www.whitewater.ru/tourism/misc/safety03.html
- правда о бурноводинге - http://www.abvclub.ru/club_pravda.shtml
- прекрасный пример того, чем могут быть опасны даже маленькие на вид бочки -
http://www.youtube.com/watch?v=xE5N52V3IRk&mode=related&search=
Средства сплава и снаряжение:
- Статья о снаряжении - http://www.kayak.lv/?&l=ru&id=essential_gear
- четырехместный катамаран для экстремального сплава -
http://www.whitewater.ru/equip/02sizon.html
- сравнение катамаранов Рафтмастер и Тритон -
http://www.whitewater.ru/equip/kat_tritonvsmagrip/
Ссылки на сайты производителей снаряжения - http://kayaking.ru/ru/links/
Довольно субъективная статья В. Юрина о рафтах - http://lib.ru/TURIZM/kayakvsraft.txt
Статьи о снаряжении для каякинга и его выборе -
http://kayak.ru/school/lectures/spec_equip.php3
(виды каяков и снаряжения)
http://kayak.ru/school/lectures/kayaks.php3
(примеры каяков разных типов)
http://kayak.ru/faqs/novice.php3
(выбор лодки для начинающих)
http://lib.ru/TURIZM/seakayak.txt
(В. Юрин. типы каяков для ровной воды)
http://kayak.ru/links/
(ссылки на сайты производителей каяков)
http://kayak.ru/faqs/paddle.php3
(про весла для каяка)
http://kayak.ru/faqs/gala.php3
(про весла для каяка)
- обзор канойных весел - http://www.whitewater.ru/equip/c1/c_paddle_rev/c-paddle-rev.html
Разное:
- Походный этикет – некоторые правила поведения на природе -
http://www.kayak.lv/?&l=ru&id=ww_etiquette
- Каякеры и катамаранщики (давайте жить дружно) -
http://www.kayak.lv/?&l=ru&id=a20001108
studfiles.net
Водный туризм – это один из видов спортивного туризма, заключающийся в том, что преодолеваемый маршрут пролегает по водной поверхности. При этом в зависимости от липа этой поверхности водный туризм может быть речным, морским, озерным и т.д.
Водная гладь рек, озер и морей издавна привлекала человека. В Средние Века не было профессии романтичней, чем профессия моряка. А сколько известных путешественников и первооткрывателей новых земель, отправлявшихся в далекие плавания по морям, рекам и океанам, дало нам то время. К сожалению, в наше время профессия моряка уже не столь востребована, кораблей стало меньше, а число матросов, необходимых для их обслуживания, сократилось в разу. Да и путешествовать быстрее и удобней стало поездами, автомобилями и самолетами.
Видимо, для того, чтобы восполнить недостаток плавания по воде, люди и придумали водный туризм. Поговорим о нем подробней.
Самый популярный и доступный вид водного туризма. В зависимости от выбранного средства передвижения бывает сплав на плотах, байдарках, каяках и рафтах.
Сплав на рафте по горной реке. Фото – Википедия
Самый привлекательный и доступный сегодня вид водного туризма. Осуществляется он на специальных надувных лодках – рафтах. Организуется на любых порлноводных горных реках, имеющих пороги, перекаты и прочие, делающие сплав более привлекательным, естественные препятствия.
Большой плюс рафтинга в отсутствии необходимости специальной подготовки, достаточно лишь присутствия в лодке профессионального инструктора. Рафтинг предлагается на многих популярных туристических курортах России и Европы – чтобы поучаствовать в сплаве на рафтах можно поехать на Кавказ, Урал или полететь в Дубай, Черногорию, Хорватию, Словению или Турцию.
Организуются и соревнования по рафтингу, в которых могут принимать участие как профессиональные спортсмены, так и начинающие рафтеры. Чтобы разделить их на группы в зависимости от навыков рафтинга, существует специальная система классификации водных трасс, от 1 до 6.
Туризм на байдарках был популярен в нашей стране еще в советские времена, путешественники с огромными рюкзаками, в которых помещались лодки, весла и прочая походная утварь, садились в электрички, потом шли пешком по лесным тропам, чтобы в конце этого нелегкого пути насладиться несколькими часами сплава по равнинным реками Центральной России. Множество поклонников этого вида водного туризма плавают на байдарках и сегодня.
Каяк – более экзотический вид передвижения, созданный по мотивам лодок охотников эскимосов и алеутов. В зависимости от типа соревнований бывают каяки родейные, водопадные и т д. Главная их особенность – полная герметичность лодки, достигаемая за счет стягивания гибких бортов вокруг талии гребца.
Плоты бывают деревянные (из бревен) либо рамные с надувными элементами. Как правило плывут, используя естественный ток воды, без применения весел.
Для морского туризма могут применяться те же байдарки, каяки (на небольшие дистанции) и, конечно, парусные суда. Последний вид наиболее популярен среди видов водного туризма на морских и океанских акваториях. Одной из разновидностью судов для парусного туризма являются катамараны, завовоевавшие популярность в последние годы.
И, наконец, существует еще один вид отдыха, связанного с водой, который зачастую путают с водным туризмом – активный отдых на воде. В данном виде, в отличие от туризма, не ставится задача преодолевание препятствий и прохождение определенных маршрутов. Цель отдыха на воде – в первую очередь релаксация, оздоровление, смена обстановки. Именно поэтому такой популярностью пользуются курорты, расположенные на берегах рек, озер, морей и океанов.
sitewater.ru
Твитнуть
Лучшее, что может быть после тяжелой рабочей недели - это, конечно, отдых. Отдыхать совершенно необходимо всем и каждому. Однако отдых может быть и бывает очень разный. Некоторым людям достаточно тусклой жизни в выходной на диване перед телевизором и возможности выспаться – их не интересует забота о своем здоровье, они нелюбознательны, ленивы и не любят новых впечатлений. Иные же, более жизнерадостные, стремятся разнообразить свой досуг и получать от него и пользу, и удовольствие. Такие люди могут отдыхать в городе, или на природе. Но душный и шумный город не столько дает возможность отдохнуть, сколько утомляет – и наоборот, свежестью и новой внутренней энергией лучатся те, кто возвращается с отдыха на лоне природы.
Разумеется, выезд на пикник куда-нибудь близко к городу не дает полноценного общения с природой и отдыха, поэтому серьезно относящиеся к досугу и здоровью люди обычно предпочитают туристические походы. Это – настоящая возможность приобщиться и к удовольствию, и к романтике путешествия, а также польза для здоровья. Однако туристические походы неудобны тем, у кого нет достаточно времени на длительный поход или не блестящая физическая подготовка. Ведь, чтобы вынести долгую ходьбу пешком, с тяжелым рюкзаком на спине, нужно быть в очень хорошей спортивной форме.
Однако есть прекрасная альтернатива такому времяпрепровождению, обладающая всеми плюсами отдыха на природе и не имеющая таких ограничений, как туристические походы. Это водные походы на туристических байдарках. Сплав на байдарках по реке – это активный отдых в условиях по-настоящему первозданной природы. Это в чистом виде та самая романтика, которую испытал каждый, кто когда-либо пел песни под гитару в кругу друзей у костра. Это чистый воздух и речной поток вокруг, дикая прелесть зеленых пейзажей и очарование посиделок у костра, испеченная в золе картошка и утренняя рыбалка. Вдобавок для путешествия на байдарках не требуется непременной физической подготовки – не придется ни потеть под рюкзаком, ни далеко ходить. То есть походы на байдарках не обладают ни одним из минусов, которыми отличаются туристические походы, зато обладают всеми плюсами и даже сверх того.
Вдобавок сплав на байдарках не занимает много времени. В него можно отправиться на выходные, в связи с чем становятся очень популярны корпоративные выезды. Отдых коллективом чрезвычайно положительно сказывается на психологии этого коллектива. Все знают друг друга, и не может возникнуть никаких неловких ситуаций, связанных с необходимостью новых знакомств или, что очень важно, с недоверием незнакомому человеку. Также абсолютно не нужно ждать, пока соберется группа, необходимая для сплава – корпоративные выезды снимают эти и многие другие проблемы.
Таким образом, оптимальный активный отдых после душного офиса – поход на байдарках. Минимум трудностей и максимум удовольствия!
www.vodturizm.ru
Какими только эпитетами не награждают Карелию. Это и "легкие Европы", и родина ценнейшего дерева - карельской березы, и сокровищница мировой и отечественной культуры. Однако для большинства туристов образ Карелии ассоциируется прежде всего с краем голубых озер и рек, которых в республике необычайно много. Неудивительно, что водный туризм в Карелии - один из самых популярных.Многочисленные карельские реки - мечта для водных туристов. Здесь нетрудно подобрать маршрут любой сложности. В последнее время особой популярностью пользуется рафтинг - сплав на надувных плотах, надежных, устойчивых и удобных для размещения группы туристов. С появлением рафта сплав по бурным рекам перестал быть привилегией туристов-водников, осуществлявших рискованные самодеятельные походы на байдарках. Для безопасного прохождения карельских маршрутов вполне достаточно мастерства гида, а все остальные члены команды могут ограничиться хорошей физической формой. Впрочем, при покупке тура вопрос о необходимом опыте лишним не будет.Сплавы на рафтах организуют по рекам Шуя, Суна, Чирка-Кемь, Охта и другим.Самые нетерпеливые стремятся отправиться в водные походы на майские праздники, а регулярно проводить сплавы турфирмы начинают с середины июня. Лучшее время для сплавов - июль и август. Эти два летних месяца радуют не только теплой погодой и прогревшейся на солнце водой, но и обилием лесных ягод.Один из самых популярных маршрутов рафтинга, в котором могут участвовать даже дети, - сплав по Шуе. Река течет в высоких берегах, покрытых сосновым бором, изобилует пляжами.Шуя - идеальное место попробовать себя в рафтинге, турфирмы здесь организуют двух-, трехчасовые сплавы. В отличие от многодневных туров этот вариант отдыха на воде больше похож на аттракцион: сначала туристов качает на перекатах, а потом обдает веером брызг - во время "прыжка" с мини-водопада - порога Большой Толли.Сегодня на Шуе может быть реализована мечта начинающих каякеров - любителей одноместных спортивных лодок: обучение "с нуля" и сразу на открытой воде. Неделя тренировок на воде (постановка правильного гребка, работа веслом, прохождение порогов, "эскимосский переворот" - постановка каяка обратно на киль после переворота) с постоянным проживанием на турбазе вблизи реки предваряет 20-километровый поход в сопровождении инструктора.Несложные водные маршруты проходят также по Суне, знаменитой далеко за пределами Карелии благодаря расположенному на ней одиннадцатиметровому водопаду Кивач - одной из главных достопримечательностей Карелии. Впрочем, есть здесь водопады и повыше. Например, Белые Мосты на реке Кулисмайоки имеет высоту падения воды 19 метров и очень живописен, а мощный шум воды, низвергающейся с базальтовых скал в глубокий каньон, разносится далеко по окрестностям. Этот водопад, как и многие другие спрятанные в лесах, туристам малознаком, поскольку доступен только участникам внедорожных приключений на джипах и водных путешествий.Для опытных туристов сплавы могут быть интересны в спортивном плане, если они проходят по рекам - Охте, Чирка-Кеми, Писто. Нередко рафтинг-туры - это не только динамичные спортивные сплавы, но и богатая экскурсионная программа. Перед сплавом по Охте участники тура посещают петроглифы в местечке Залавруга под городом Беломорск - рисунки, выбитые на скалах за несколько тысячелетий до нашей эры. А после окончания маршрута - Соловецкие острова, расположенные в Белом море на территории Архангельской области и тесно связанные с Карелией туристическими маршрутами.Водные путешествия в северной Карелии - не менее увлекательны в познавательном плане. Особенно, если они на территории Калевальского района - на родине всемирно известного эпоса. Сплав на байдарках по порожистой Писто или круиз на небольшом теплоходе по озеру Среднее Куйтто можно дополнить экскурсией по рунопевческим деревням, где сохранились старинные карельские постройки и достопримечательности, связанные с созданием шедевра мировой литературы - "Калевала". В поселке Калевала берегут как реликвию высохшую сосну, сидя под которой финский врач и литератор Элиас Леннрот записывал эпические руны местных сказителей, а в музее знакомят с традиционными ремеслами, промыслами и бытом карел.Богатырева ЕленаТуристский портал Карелии / www.ticrk.ru
russianroutes.ru
Водный туризм как вид спортивного туризма и активного отдыха разнообразен. В России в основном это сплавы и рафтинг по рекам различной степени сложности, парусный туризм, дайвинг, набирает популярность каякинг, ну и конечно рыбалка.
Самый популярный и распространённый в России вид водного туризма это сплавы. Потому что рек в России огромное количество и маршруты сплавов могут быть как сложные, категорийные для подготовленных спортсменов, так и простые для любых туристов. Сплавы по рекам хороши как активный вид отдыха для всей семьи. Во время таких сплавов вы наслаждаетесь природой, живописными берегами рек. В любом месте по желанию можно высадиться на берег для стоянки или чтобы обследовать заинтересовавшую достопримечательность. Сплавы прекрасно сочетаются с познавательным туризмом, когда можно познакомиться не только с местной природой, но и с историческими и культурными памятниками.
Как правило, для таких сплавов по рекам используются катамараны, плоты или надувные резиновые лодки, движение которых происходит благодаря течению воды, либо с помощью вёсел, а можно ещё установить мотор, получится некое подобие моторной лодки. Сплавляются ради отдыха в основном летом, когда тепло и вода в реках, если они горные, становится спокойная. Профессиональные туристы-спортсмены предпочитают сплавляться по большой воде, часто весной, когда реки бурные и полноводные. Такие сплавы на байдарках, катамаранах, каное — это уже экстремальный спорт с преодолением препятствий и испытанием себя.
Сплавы по рекам могут быть как организованные турфирмами, так и самостоятельные. География их в России также обширна. Очень интересны сплавы по рекам Урала, где много прибрежных пещер и скал необычайной красоты.
Другая разновидность экстремальных сплавов – рафтинг. Это сплав по бурным горным рекам с порогами, перекатами и водопадами на рафтах – «больших надувных бескаркасных судах, которые обладают большой плавучестью, надежны, устойчивы на воде и удобны для размещения группы туристов (6-12 человек)».
Сложность рафтинговых маршрутов также подразделяется на категории с первой по шестую. Считается, что до третьей категории сложности маршруты на рафтах могут проходить люди без специальной подготовки, но обязательно под руководством инструктора, который отдаёт команды о направлении работы вёслами.
Наиболее популярны рафтинг туры по рекам Карелии, Алтая, Кавказа, также турфирмами предлагаются интересные маршруты по рекам Восточной Сибири, Якутии, на Камчатке и Дальнем востоке.
Парусный туризм – это не только спорт и соревнования. Хождение под парусами это один из самых романтичных видов путешествий. Под парусами можно ходить и всей семьёй. Кроме парусных яхт для этого вида активного отдыха используются и байдарки, и катамараны, ялы, шлюпы и т.д.
Парусный туризм сейчас в России активно развивается. Мест для парусного туризма предостаточно. Это не только реки, но и моря, озёра, водохранилища. Однако для парусного путешествия нужна не только вода, но и ветер. Этот вид туризма зависит от погоды.
Подводное погружение или дайвинг — один из самых экстремальных видов туризма. Даже для кратковременного подводного погружения нужно предварительное обучение.
Не смотря на то, что занятие дайвингом не из дешевых, этот вид спорта и отдыха в России набирает популярность. Уже существует достаточно большое количество дайв-клубов, на внутреннем туристическом рынке предлагаются различные дайвинг-туры.
Совершить подводное путешествие можно не только в тёплом Чёрном море, исследуя подводный ландшафт и затонувшие объекты (рэки), но и в северных морях. Этим видом водного туризма можно заниматься круглый год. Большое количество мест для погружения оборудовано на берегах Баренцева и Белого морей. Белое море считается самым лучшим на земле местом для подлёдного плавания. А дайвинг на озере Байкал всем известен не только подлёдными путешествиями, но и глубокими погружениями и погружениями в гроты и каньоны. Владивосток и Камчатка также предложат все виды дайвинга: ландшафтный, подлёдный, рекреационный, технический и погружения на рэки.
Не только моря привлекательны подводными погружениями, а и многочисленные озёра Подмосковья и Ленинградской области. На Урале же это Челябинские озёра, карьеры Свердловской области и конечно уникальная Ординская пещера в Пермском крае.
Ещё один вид водного туризма с недавних пор развивается и набирает популярность в России. Это каякинг – плавание на быстроходных вытянутых узких лодках — каяках (одно, двухместных и трёхместных) с помощью двухлопастного весла. Этот вид спорта и активного отдыха сам по себе разнообразен. Условно его можно разделить на несколько видов. Это прогулки и путешествия по спокойной воде, например на озёрах, морских заливах, равнинных реках. Каякинг на «белой воде» с преодолением препятствий в бурном потоке воды. И родео или фристайл на воде, когда выполняются акробатические элементы на каяке благодаря неоднородным потокам воды.
В России наиболее развиты каяк-туры в Карелии, где есть программы, как для начинающих, так и для экстремалов. На Алтае тоже есть каяк-туры по реке Катунь для любителей «белой воды». Интересные туры предлагаются на морских каяках по Байкалу с отдыхом на острове Ольхон и знакомством с его уникальной природой. Не менее уникальна и природа Камчатки. Здесь туристам предложат интереснейший морской каякинг в гротах и пещерах Авачинской бухты и бухты Тихой.
И наконец, наверное, самый древний вид водного туризма и отдыха – рыбалка. Сейчас многие базы отдыха, расположенные на берегах водоёмов и ряд туристических фирм предлагают для любителей рыбалки рыболовные туры. Это могут быть настоящие рыболовные путешествия от сплавных туров по диким рекам и палаток на необитаемых берегах таежных озер, до современных рыболовных отелей с высоким уровнем сервиса. И география таких рыболовных туров огромна. Астраханская и Архангельская области, Кольский полуостров и Карелия, Байкал и Камчатка, Дон, Поволжье, Подмосковье, Якутия и Эвенкия.
Водный туризм один из самых интересных видов туризма, сочетающий в себе здоровый образ жизни, движение, удовольствие от преодоления сложных маршрутов, наслаждение природой и познание окружающего мира.
Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.
С уважением, автор сайта "Истоки. Путешествие по России" Валентина Гриценко
*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности
istoki-tur.ru