Давно ушли в небытие мифы о только женских партиях в танце. Сегодня мужчины по праву занимают лидирующие партии, без них мы не можем представить современный балет.
Основоположник мужского балета 20 столетия. Родился в семье танцовщиков в 1890г. В 1907году окончив училище, начал выступать с Мариинским театром, практически сразу играя главные роли. У Нижинского была неповторимая на тот момент техника, особо неприметный в жизни, он полностью перевоплощался в своего героя. Неподражаемы были его прыжки-полеты птицы. Не всегда новаторство и эксперименты Нижинского имели успех, он как бы опережал время и публика его не понимала. В 1919 году было последнее выступление артиста. Позднее в балете приняли его стиль экспрессионизма и совершенно новые движения пластики. Несмотря на короткий период творчества(10 лет), он был и остался кумиром.
Родился в 1940 году в рабочей семье. В 1947г, за компанию, с другом пошел в танцевальный кружок. А через 2 года в 1949 был принят в хореографическое училище, где поражал своих преподавателей мастерством и виртуозностью. После училища, в1958 году был приглашен в труппу балета Большого Театра, где, практически сразу, начал играть главные роли. Самой фееричной стала партия Спартака, после чего Васильева прозвали «богом танца». Своими движениями он передавал малейшие акценты в музыке, сливаясь с ней в единое целое. Васильев награжден несколькими наградами, стал лауреатом многих конкурсов, завоевав первые премии и золотые медали.
В 1889 году начал танцевать в кордебалете, через 11 лет стал премьером труппы. Автор учебного пособия системы танцевальных движений Степанова. Преподаватель теории танца в школе балета. Горский — реформатор балета. Он внес в балет законы драмы и чувство достоверности происходящего. Его постановку «Дон Кихот» до сих пор ставят в театрах, хотя на тот момент восторга у критиков она не вызвала. Как балетмейстер, Горский внес большой вклад в развитие и совершенствование классического танца. Многие известные балеты, поставленные Горским по своей трактовке, начали жить новой жизнью.
Будучи 16 летним выпускником училища, Ермолаев играет бога ветра — свою первую партию в балете «Талисман». Балетмейстер театра сразу увидел безудержную энергию и силу парня и создавал образы под его характер. Фанат балета, он перестраивал под себя все партии, репетируя ночами при свете свечи. Ермолаем изменил привычный образ мужской роли в балете, его виртуозные движения – тройные туры в воздухе, двойные револьтады, до сих пор не могут повторить танцоры.
Итальянец, родился в семье артистов балета в 1850г. Обучался в флорентийской академии танца Дж. Лепри. С 1870г выступал на сцене театра Ла Скала. Мастер мимики и па-де-де. Автор методики развития танцевальной техники балета.
dancesense.ru
Танцор фламенко и балета, хореограф, актёр. Создатель Цыганского фонда в Испании, с 2007 года посол цыган в Европейском союзе.Родился в цыганской семье в Кордове (Испания). Сам себя он называет «полумавром-полуцыганом» – семья отца родом из Малаги и из Тетуана, города на севере Африки. Его отец — из североафриканских цыган-кале, которые среди испанских цыган имеют прозвище «мавры», а со стороны матери его отдалённые предки перекочевали из России. Его детство прошло на улицах одной из бывших мусульманских столиц Испании, а затем в мадридском районе Лаваптес. Неизвестно, кем бы стал цыганский мальчишка, пройдя уличные «университеты», если бы в его судьбу не вмешался дядя Кристобаль Рейес, профессиональный танцор фламенко. В 12 лет под его влиянием Хоакин начал заниматься танцами. Как раз в это время Рейесыпереехали в Мадрид.
Фламенко увлекло Хоакина, у него очень скоро обнаружился врожденный талант, а пример дяди, добившегося немалой известности, служил путеводной звездой. Совсем скоро на Хоакина стали обращать внимание, разглядев в нем потенциальную звезду танцевальной сцены. Уже в 15 лет он был принят в труппу «Национального балета Испании» (Ballet Nacional de Espana; в то время его возглавляла Майя Плисецкая), с которым Хоакин объездил весь мир, и уже в 18 лет стал его солистом. Но амбиции талантливого молодого танцора простирались значительно дальше, он хотел совсем иного триумфа.В 1990 году Хоакин покидает труппу национального балета, чтобы работать в одиночку. Онставит «Кармен» в Вероне, принимает участие в постановке «Дон Кихота» вместе с Балетом Каракаса, его приглашают на Летний фестиваль фламенко в Токио. Он выступает на одной сцене с такими знаменитостями, как Майя Плисецкая, Силви Гиллем, Петер Шауффусс. В 1992 году Кортес создаёт свою собственную труппу «Балет фламенко Хоакина Кортеса» (Joaquin Cortes Ballet Flamenco). Собственный новаторский стиль Кортес определяет как смесь фламенко, классического балета и джаза. Начав профессиональную карьеру очень рано, Хоакин и закончить ее хотел раньше, неоднократно заявляя, что оставит сцену, когда ему исполнится 33 года.Свое намерение в 33 года покинуть сцену Кортес выполнил лишь частично. Он покинул испанскую сцену, посчитав, что за пределами Испании фламенко вызывает гораздо больший интерес, чем на своей родине. Уже три года Кортес живет и работает в Лондоне, лишь эпизодически приезжая в Испанию на гастроли.
var-veka.ru
Искусство танца является уникальной формой самовыражения, в нем используется универсальный язык тела, который доступен пониманию каждого зрителя. Балет и современные танцы, хип-хоп и сальса, восточный танец и фламенко – каждый из танцев дарит наслаждение наблюдателю, завораживает его, возрождает дух творчества.
Любимый танец назвать не сложно, а кто из вас сможет назвать любимого танцора? Кто из талантливейших людей достоин звания лучшего? В ком больше уравновешенности, силы и остроты?
Данный список поможет вам определиться, в нем продемонстрированы десять величайших танцоров ХХ века. Всех их объединяет огромная слава, популярность и способность влиять на сердца людей всего мира.
1. Рудольф Нуриев
Рудольф Нуриев стал тем, кто смог увлечь миллионы простых людей по всему миру. Родился он в России, и уже в двадцать лет солировал в балетной группе Мариинского театра. В 1961 году жизнь Рудольфа вне театра привлекла пристальное внимание российских властей, и ему пришлось спешно просить политического убежища в Париже. Дальнейшая жизнь танцора наполнилась чередой гастролей с Grand Ballet du Marquis de Cuevas.К сожалению, Рудольф Нуриев попал в число первых жертв ВИЧ-инфекции, и в 1993 году его не стало. Однако и 20 лет спустя мы можем наблюдать великое наследие, что Нуриев оставил после себя.
2. Михаил Барышников
Михаил Барышников является одним из величайших танцоров всех времен, многие критики считают его лучшим. Михаил родился в Латвии, но балетом он занимался в Санкт-Петербурге, в школе Вагановой. В 1967 году Барышников вошел в балетный состав Мариинского театра. С этого момента он играл ведущие партии во многих постановках. Михаил сыграл огромную роль в формировании балета 70-80-х годов.
3.Фред Астер и Джинджер Роджерс
Фред и Джинджер, безусловно, были сильной парой танцоров. Он привнес в танцы безупречную технику, а она добавила сексуальности. Во времена расцвета чопорности эта парочка сумела сделать свой танец в разы привлекательнее для масс.
Дело в том, что эпоха Великой Депрессии нанесла непоправимый урон американцам. Зато на выступлениях Фреда и Джинджер уставшие и бедные люди отдыхали душой, веселились и хоть на некоторое время покидали свою страшную реальность.
4. Хоакин Кортес
Хакин Кортес самый молодой танцор в этом списке, процесс строительства его наследия идет полным ходом. Тем не менее, Кортес уже успел стать феноменальным секс-символом, одинаково почитаемым как женщинами, так и мужчинами. Эль Макферсон назвал Хакина «ходячим сексом», Мадонна и Дженифер Лопес публично заявляли, что обожают этого танцора, а Наоми Кэмпбелл и Мира Сорвино состоят в списке разбитых сердец Кортеса.
Хоакин Кортес божественно танцует фламенко, более того, он прочно закрепил этот танец среди популярных культур. Если вы посмотрите хотя бы одно выступление Кортеса, вы сразу поймете, почему его называют секс-богом и богом фламенко. Кортесу 44 года, но у него по-прежнему нет супруги. Этот факт он комментирует так: «Танцы - вот моя жена, моя единственная женщина».
5. Майкл Джексон
Все мы помним Майкла Джексона и его музыкальные выступления-шоу. Именно Джексон сделал танец необходимым элементом современной популярной музыки. Сегодня движения Майкла считаются легендарными. Большинство современных поп-икон вроде Джастина Бибера и Джастина Тимберлейка признаются, что находятся под сильным влиянием стиля Майкла Джексона.
Его вклад в танцы был оригинальным и неожиданным. Новатор и самоучка Джексон со своей природной грацией, гибкостью и ритмом, в конце концов, создал свой собственный стиль. Майкл остался ему верен до конца, что принесло танцору невероятную славу и звание величайшей поп-иконы всех времен.
6. Сильви Гиллем
Сорокавосьмилетняя Сильви Гиллем продолжает бросать вызов законам балета и силам притяжения. Своим умом, целостностью и чувствительностью, природной любознательностью и смелостью Сильви сумела кардинально изменить лицо балета, сумела вывести балет за привычные классические рамки.
В парижской опере Сильви Гиллем исполняла многое, от «Raymonda» до «In The Middle Somewhat Elevated». Способности балерины сделали ее эталоном мастерства для большинства танцоров всего мира.
7. Джин Келли
В золотой век голливудских мюзиклов Джин Келли был одним из самых больших новаторов и звезд. Стиль танцора можно назвать гибридом различных танцевальных направлений - от современных танцев до балета.
Келли принес танец в театральные постановки и кино, в его наследии очень много интересных музыкальных видео. Работа Джина до сих пор оказывает влияние на танцоров.
8. Жозефина Бейкер
Имя Жозефины Бейкер неразрывно связанно с веком джаза, но и сейчас влияние этой танцовщицы так же крепко, как и столетие назад. Бейкер стала первой в мире знаменитостью, имеющей африканское происхождение.
В 1925 году Жозефина появляется в парижском La Revue Nиgre, и производит неизгладимое впечатление на французов сочетанием экзотического шарма и невероятного таланта. А дальше девушка запела. Во Франции Бейкер было более чем комфортно, ведь здесь не было расовых предрассудков, что буйствовали в Соединенных Штатах.
К 1975 году Бейкер заслужила необычайную привязанность французского народа и открыла собственную ретроспективную выставку в столице Франции. Буквально через неделю после открытия, Жозефина умерла от кровоизлияния в мозг.
9. Марта Грэм
Марта Грэм считается матерью современного танца. Она разработала неповторимую технику, поставила более 150 хореографических работ и воздействовала на все направления современного танца.
Техника Марты далека от классического балета, в ней используются определенные движения тела - сжатие, выпуск, спирали. Грэм пошла дальше, и показала, как с помощью тела можно говорить. Так появился язык тела.
Марта Грэм влияла на хореографию более семидесяти лет. За это время она выступила в Белом доме, съездила за границу в качестве культурного посла и получила высшую гражданскую награду - медаль Свободы.
10. Вацлав Нижинский
Вацлав Нижинский был одним из самых талантливых танцоров балета в истории. К сожалению, очень трудно найти видеосъемку его невероятного таланта, поэтому Вацлав стоит на последней позиции данного списка. А жаль, ведь Нижинский не задумываясь бросал вызов законам гравитации, устремляясь ввысь в удивительных прыжках.
В 1919 год Вацлав оставил сцену в возрасте 29 лет. Ранний выход на пенсию объясняется тяжелейшим нервным срывом танцора, позднее Нижинскому поставили диагноз «шизофрения». Последние годы своей жизни величайший танцор ХХ века провел в стенах психиатрических больниц и приютов.
sporter.md
В дореволюционной России балет пользовался большой популярностью. Несмотря на то что после революции многие танцоры императорского театра покинули страну и стали выступать на сценах иностранных театров, в России осталось немало артистов, которые были способны возродить в стране балетное искусство и основать советский балет. И в этом им помог первый народный комиссар по образованию Анатолий Луначарский, который приложил немало усилий для сохранения и развития этого вида искусства в полуразрушенном государстве. В 30-х годах 20-го века уже стали появляться первые звезды советского балета. Многие из них получили звание народного артиста РСФСР и СССР:
В эти годы Императорский театр Санкт-Петербурга был переименован в Балет им. Кирова (ныне Мариинский театр), а художественным руководителем этого театра стала заслуженная балерина Агриппина Ваганова – ученица Петипа и Чеккети. Она была вынуждена преобразовывать сюжетные линии, подчиняя их советским идеологическим принципам. Так, например, концовка балета “Лебединое озеро” с трагического была изменена на возвышенный. А Императорская Балетная Школа стала называться Ленинградским Государственным Хореографическим Институтом. Здесь обучались будущие звезды советского балета. После смерти выдающейся балерины в 1957 году это учебное заведение было переименовано в Академию русского балета имени Агриппины Вагановой. Так оно называется и по сей день. Наиболее популярными балетными театрами страны стали Большой театр в Москве и театр им. Кирова (Мариинский театр) в Ленинграде. Репертуар театров включал произведения как иностранных, так и русских и советских композиторов. Особенной популярностью пользовались произведения Прокофьева: балеты “Золушка” и “Ромео и Джульетта” и др. Балет не прекращал действовать и в годы Отечественной Войны. Однако своего расцвета он достиг в середине века. Изголодавшиеся по культурным мероприятиям за годы войны советские люди наводняли театральные залы, и каждый новый спектакль проходил с аншлагом. Деятели балета пользовались большой популярностью. В эти годы появились новые звезды советского балета: Татьяна Зимина, Мая Плисецкая, Юрий Григорович, Марис Лиепа, Махмуд Эсамбаев, Раиса Стручкова, Борис Брегвадзе, Вера Дубровина, Инна Зубковская, Аскольд Макаров, Тамара Зейферт, Надежда Надеждина, Вера Орлова, Виолетта Бовт и др.
Последующие годы советский балет стал визитной карточкой СССР. Труппы Большого и Кировского театров с успехов гастролировали по всему свету, выезжали даже за железный занавес. Некоторые звезды советского балета, очутившись "за бугром" и взвесив все “за” и “против” решили остаться там и попросили политического убежища. Их на родине считали предателями, а в СМИ писали о знаменитых “невозвращенцах”. Александр Годунов, Наталья Маркова, Михаил Барышников, Валерий Панов, Рудольф Нуриев - все они имели большой успех и были востребованы на балетных сценах самых престижных театров мира. Однако наибольшую популярность в мире завоевал советский артист балета Великий Рудольф Нуриев. Он стал легендой в истории мировой культуры. С 1961 года он не вернулся с парижских гастролей и стал премьером в Ковент-Гардене, а с 1980-х годов стал руководителем “Гранд Опера” в Париже.
Сегодня русский балет не теряет своей популярности, и взращенные советскими балетмейстерами молодые артисты востребованы во всем мире. Русские деятели балетного искусства в 21-м веке свободны в своих действиях. Они могут беспрепятственно заключать контракты и выступать на сценах иностранных театров и своими блестящими выступлениями доказывать всем и вся, что русский балет – лучший во всем мире.
fb.ru
Ваши оценкиПока нет рейтинга Loading ... |
xn--80ajiln2ae3adk3b.xn--p1ai
Со времени своего появления балет претерпел немало изменений. Сегодня в его хореографии используются техники современного и джаз-танца, гимнастики, акробатики и даже восточных единоборств. Происходило это не само по себе, а силами танцоров, многие из которых после завершения сценической карьеры становились хореографами. О самых известных артистах балета. Они не только блистали на лучших сценах мира, но и воспитали не одно поколение танцоров и определили судьбу этого вида искусства.
Авдотья Истомина
История балета в России начинается в 1730-е годы. Танцевали поначалу только женщины: Павел I строго-настрого запретил мужчинам участвовать в постановках. Одной из первых звезд российского балета можно назвать Авдотью Истомину. Вот как Пушкин описал ее в «Евгении Онегине»:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Кстати, по одной из версий именно Истомина была первой балериной, которая стала танцевать на пуантах.
Матильда Кшесинская
Ни ростом, ни весом Матильда не вписывалась в балетные стандарты. Да и не танец сделал ей имя. Ее фото не сходили с первых полос светской хроники, ведь она была любовницей Николая II в те времена, когда он был еще наследником престола. О ней писали как о фантастической роковой красавице.
После прихода к власти большевиков Кшесинская уехала в Париж, где открыла балетную студию. В 1936 году на сцене лондонского театра «Ковент-Гарден» было организовано ее прощальное выступление. Хотя Кшесинской в то время было уже 63 года, она исполнила русский танец из «Лебединого озера».
Вацлав Нижинский
Несмотря на то, что записи выступлений Нижинского не сохранились, он считается одним из самых талантливых танцоров балета в истории. Очевидцы были поражены его прыжками, которые, казалось, бросают вызов гравитации.
В 1911-м Нижинского уволили из Мариинки за то, что он самовольно изменил свой костюм в «Жизели». Выйдя на сцену полуобнаженным, актер шокировал присутствовавших на постановке царских особ. Лишенный права танцевать на сценах императорских театров, Нижинский стал главным танцовщиком в труппе Дягилева. Несмотря на блестящую карьеру, уже в 29 лет Нижинский был вынужден оставить сцену. Нервные срывы, бывшие следствием шизофрении, не позволяли артисту выступать. Его последний танец публика увидела в 1919 году. Последние годы жизни артист провел в психиатрических больницах и приютах.
Анна Павлова
Слава пришла к ней в 1907 году после миниатюры «Умирающий лебедь». Павлова должна была выступать на благотворительном концерте, но её партнер заболел. Буквально за ночь балетмейстер Михаил Фокин поставил новую миниатюру на музыку Сан-Санса.
Исполнив в 1913-м последнюю партию на сцене Мариинки, балерина собрала труппу и переехала в Лондон. Павлова впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже неподготовленной публике.
В каждый спектакль она вносила много своего. Привычные образы она трактовала и танцевала по-новому, порой совершенно меняя сценическую жизнь спектакля.
Галина Уланова
Уже в 19 лет ей доверили ведущую партию в «Лебедином озере». А вершиной её творчества считается сцена сумасшествия в «Жизели». Критики писали, что она удивительным образом соединяет совершенную танцевальную технику с приёмами драматической игры и актёрской пластики. Создавалось впечатление, что в танце Улановой движение не прерывается, не заканчивается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе.
Во время гастролей Большого театра в Лондоне в 1956-м выступление Улановой вызвало такой ажиотаж, какого не было, по воспоминаниям очевидцев, со времен Анны Павловой.
У здания Шведской академии танца в Стокгольме ей поставлен бронзовый памятник «как лучшей балерине современности». Исключительный талант Улановой был отмечен множеством премий, наград и званий. В последние годы жизни она работала балетмейстером-репетитором в Большом театре.
Алисия Алонсо
Эта женщина познакомила Кубу с балетом и сделала это искусство популярным на острове. Получив оразование в США, в конце 1940-х она вернулась на родину и открыла балетную школу. После революции 1959 года Алонсо получила поддержку властей. Ее труппа превратилась в Национальный балет Кубы.
Алонсо много выступала в театрах и даже площадях, ездила на гастроли, её показывали по телевидению. Один из самых ярких ее образов — партия Кармен в одноименном балете. Танцовщина настолько ревностно относилась к этой роли, что даже запрещала ставить этот балет с другими исполнительницами.
Алонсо объездила весь мир, получив множество наград. А в 1999 году ЮНЕСКО вручила ей медаль Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.
Марис Лиепа
Когда на сцену выходил Лиепа, то своим танцем он затмевал партнерш. Казалось бы, его партия предопределена тем, что делает балерина. Но Лиепа всегда проявлял особенную мужественность, не свойственную его коллегам по цеху. Он вел танец решительно, мощно. Лиепу и воспринимали на сцене как мужчину, а не как ассистента прима-балерины.
Майя Плисецкая
По всем параметрам она подходила на роль балерины: большой шаг, высокий, лёгкий прыжок, стремительные вращения, необыкновенно гибкие, выразительные руки и тончайшая музыкальность. В воздухе она буквально зависала, чем приводила в восторг публику.
В 1960-е годы, будучи первой танцовщицей Большого театра, Плисецкая требовала больше ролей. Специально для нее была поставлена «Кармен-сюита». А в 1970-х был написан балет «Анна Каренина», в котором Майя выступила в роли хореографа.
Великая балерина осыпана множеством наград не только в России, но и в Испании, Франции, Литве. В 1994 году она организовала международный конкурс, дав ему свое имя.
Рудольф Нуриев
Он стал солистом Мариинки … в 20 лет! Современники отмечали его артистизм, харизму и невероятный талант. В начале 1960-х Нуриев попросил политического убежища во Франции. И навсегда покинул Советский Союз.
Нуриев известен не только своими партиями в балете и работами в кино, но и тем, что был одним из первых, кто умер от СПИДа.
Михаил Барышников
Отправившись однажды на гастроли, он не вернулся на родину, попросив убежища в США. В Америке Барышникову удалось не только исполнить множество самых разнообразных партий, но и сделать собственные постановки. Михаил Барышников прославился как танцовщик, наделенный не только безукоризненной техникой, но и огромной физической силой, позволявшей совершать невероятно высокие и длинные прыжки в воздухе, которые специалисты и любители балета называли фантастическими. Кроме того, ему свойственна редкая выразительность движений и чувство юмора, а скорость, с которой он перемещается по сцене, вызывает впечатление то вихря, то молнии.
В 1970−80-х Барышников был лицом балета. Затем он решил заняться кино и танцем модерн. Сегодня Михаил Барышников, пожалуй, самый влиятельный и известный танцор нашего времени.
www.colors.life