Дешевая-обувь.рф

Известные балерины русской школы балета 19-го века. Известный балерун россии


Выдающаяся русская балерина, обаявшая Хичкока

Выдающаяся русская балерина Тамара Туманова была человеком мира. Даже место ее рождения в разных биографиях трактуется по-разному. Дело в том, что она появилась на свет в товарном вагоне поезда, следовавшего в марте 1919 года из Тифлиса (ныне — Тбилиси) в Тюмень. Хотя некоторые источники и вовсе указывают на то, что будущая икона балета родилась неподалеку от Шанхая.

Впрочем, не так важно, где Тамара родилась: через 20 лет о ней знал уже весь цивилизованный мир. Искусству этой необычайной красавицы, в которой смешалась грузинская, русская, армянская и польская кровь, рукоплескали лучшие театры. Ее называли Черной жемчужиной русского балета. А после ухода со сцены Тамара сделала успешную актерскую карьеру.

Настоящая фамилия Тамары — Хасидович. Ее мать, если верить семейной легенде, происходила из древнего грузинского княжеского рода. В 1919 году ей, жене белого офицера, пришлось уехать из родного Тифлиса, когда там установилась советская власть. В поисках мужа она отправилась в Тюмень, а по дороге родилась дочка. Воссоединившись, семья перебралась сначала в Китай, потом в Египет и, наконец, во Францию. Получается, Тамара оказалась в эмиграции еще до того, как узнала, что такое родина.

В Париже Тамара поступила в балетную школу и уже с девяти лет выступала на сцене. В девять лет дебютировала в балете "L'Eventail de Jeanna". В 1933 году гениальный Джордж Баланчин взял её в труппу "бэби-балерин" (вместе с Татьяной Рябушинской и Ириной Бароновой). С легкой руки "мадам Прео" Тамара Хасидович-Борецкая стала Тумановой. Увидев в ученице огромный потенциал, Преображенская (знаменитая Ольга Преображенская, или "Мадам Прео" — прима Мариинского театра, в школе которой Тамара начала заниматься балетом) решила изменить ее неудобную фамилию на загадочный псевдоним, образованный от девичьей фамилии матери. Вскоре к новому имени прибавилось гордое и звучное — "Чёрная жемчужина русского балета".

Трио «бэби-балерин» буквально оглушило театральную сцену.

Фамилию ее отца европейцы выговаривали с большими проблемами, поэтому Тамара выбрала для себя звучный псевдоним Туманова. В каком-то смысле даже говорящий: она была весьма непроницаемой женщиной.Впрочем, не одной красотой завоевала Туманова ведущие балетные сцены Европы и Америки и мировые экраны. Она была великой труженицей, требовательной к себе и до щепетильности ответственной. Не позволяла себе ни капризов, ни выходок, присущих дивам. Обладательница неординарных данных, Туманова с самого своего необычного рождения была отмечена Творцом, была избранной.Начиная с 1930-х годов перед ней открываются двери ведущих театров мира: Парижская Опера, Ла-Скала, Ковент-Гарден. Джордж Баланчин, Серж Лифарь, Леонид Мясин специально для нее ставят спектакли. Михаил Фокин передает ей секреты балетного искусства. Ее жизнь заполнена творчеством. Она знакомится с крупнейшими деятелями искусства того времени: Александром Глазуновым, Сергеем Прокофьевым, Пабло Пикассо, Марком Шагалом и другими.Другое прозвище — Трагическая артистка — появилось как дань прекрасному артистизму. Злопыхатели даже обвиняли балерину в излишней игре на публику.
Танцор Юрий Зорич говорил: «Тамара всегда была гордостью балета! У нее фантастическая техника; мы шутили: когда она делает арабеск, то можно выйти пообедать, вернуться, а она все еще будет стоять в арабеске».Туманишвили стала первой в мире танцовщицей, которой удалось покорить Голливуд. В 1940-х годах Туманова увлеклась кино. В 1944 году Тамара дебютирует в фильме "Дни славы" Жака Тёрнера. Ее первой киноработой стала роль цыганской гадалки, исполнявшей испанские танцы. А первая полновесная драматическая роль ей досталась в фильме «Дни славы».Тамара Туманова с Грегори Пеком в фильме "Дни славы"

Её партнёром в фильме был Грегори Пек. Для него эта роль тоже дебютная, она принесла актёру, по его собственному признанию, первую любовь. Несмотря на то, что Пек и Туманова были пылко влюблены друг в друга, это не помешало Тамаре выйти в том же 1944 году замуж за американского сценариста, продюсера и режиссёра-постановщика "Дней славы" Кейси Робинсона. Брак Тумановой и Робинсона продлился чуть более 10 лет. За год до развода супруг снял Тамару в роли легендарной Анны Павловой и ещё в двух музыкальных лентах — "Глубоко в сердце" (1954) и "Приглашение к танцу" (1955) и вернулся к оставленной когда-то ради Тумановой первой семье.

После долгого перерыва Туманова вновь появилась на экране в 1966 году в детективе Альфреда Хичкока "Разорванный занавес", где сыграла роль увядающей звезды, которая никак не хотела поверить в то, что её слава закатилась. В 1966 году сам Альфред Хичкок пригласил Туманову в свою картину «Разорванный занавес». Говорят, знаменитый режиссер был без ума от глаз бывшей танцовщицы.Последней киноработой Тумановой стала картина Билли Уайлдера "Частная жизнь Шерлока Холмса" (1970).Туманова славилась сценическими костюмами, гримом и прическами. Созданный для неё Каринской (урожденная Жмудская) Варварой Андреевной (Karinska, Barbara) костюм Лебедя стал классикой художественной интерпретации этой миниатюры. Об этом пишет её коллега по балету Юрий Зорич:Тамара обладала безукоризненной красотой в жизни и на сцене. Её техника была бесподобной, динамичной и всегда оставляла незабываемое впечатление своим магнетизмом.Уйдя со сцены, Тамара Туманова жила тихо — не давала интервью, не принимала гостей и поздравлений, так же тихо она ушла 29 мая 1996 года в Санта-Монике.
Туманова, до последних дней сохраняя необычайный шарм, ушла в возрасте 77 лет в городе Санта-Моника, штат Калифорния. Незадолго до смерти она передала в дар Академии русского балета в Санкт-Петербурге свои сценические костюмы. В истории европейского и американского балета ей отводят роль звезды первой величины, а у нас вспоминают лишь от случая к случаю.

Кстати, Павлова, побывав на одном из выступлений «бэби-балерин», пришла за кулисы и сделала Туманишвили подарок — жемчужную брошь в форме розы, которую сняла с себя.

Сегодня эта брошь находится у прославленной грузинской балерины Нины Ананиашвили. Ее сама Тамара Туманова подарила балерине.

В конце жизни Тамара тяжело болела и перенесла несколько операций на почках. Смерть мамы окончательно подорвала здоровье балерины, и, не в силах больше переносить нечеловеческие страдания, она тихо угасла. Юрий Зорич так описывал последние дни Тумановой:Тамару я обожал, мы были большими друзьями. Когда я собирался в Пермь на Дягилевские торжества, меня попросили привезти для музея несколько фотографий Тамары.Мы договорились, что я к ней заеду на чай и заодно их заберу.В день визита я четыре часа не мог ей дозвониться, приехал без звонка и увидел у дверей санитарную машину: Тамару увозили в больницу, у неё оказалась гангрена. Ей предложили ампутировать ногу, но Тамара сказала «нет», так и умерла. Узнав, что она при смерти, я позвонил к ней в палату, утешал её, но она уже не могла говорить; сестра милосердия поднесла трубку к её уху и потом мне рассказывала, что Тамара, услышав мой голос, расплакалась. Я был растроган и очень горевал, что её больше нет. — Она и в старости оставалась невероятно красивой. — Даже в последние годы она хорошо выглядела. Бедная, сколько она перестрадала! Ей постоянно делали диализ. Тамара всегда была гордостью балета! У неё фантастическая техника; мы шутили: когда она делает арабеск, то можно выйти пообедать, вернуться, а она всё ещё будет стоять в арабеске. У Тамары стиль драматический, вообще, в ней было что-то мистическое.

Слава «черной жемчужины», при необыкновенной полукавказской красоте, постоянно делала ее самой блестящей из звезд «Русского балета». Ее фотографировали знаменитые фотографы, интервьюировали знаменитые журналисты. Ей еще не было и двадцати, когда в интервью журналу «Американский танцор» она сказала замечательные слова: «Важнейшей вещью в балете является развитие драматических способностей балерины при создании ее ролей. Это приходит все больше с опытом передачи на сцене больших чувств и глубоких переживаний. Танец и игра составляют единое целое. Они должны быть взаимосвязаны. Недостаточно быть хорошей или даже блестящей техничкой. Балерина должна быть и тонкой актрисой. Всякий балет, во-первых, означает понимание его музыки. Затем, что не менее важно, драматические качества, которые даже труднее развить, чем первоклассную технику. Техника всегда должна идти фоном. Как только она начинает выставляться напоказ, уровень искусства падает, и мы видим представление, но не артиста. Меня всегда одинаково сильно интересует театр, музыка и драма, точно так же, как и танец. Балерина должна обладать широким и глубоким пониманием всего искусства, только танец недостаточен. Он один вас далеко не уведет». Эти слова - замечательный завет Тамары Тумановой, великой звезды нашего века, молодым балеринам сегодняшнего дня. И еще несколько снимков этой великой танцовщицы.
ТPortrait of Tamara Toumanova, 1936 by Mme. S. GeorgesТатьяна Рябушинская, Тамара Туманова, Ирина БароноваДжордж Платт Паймс. Тамара Туманова 1946Тамара Туманова в балете «Призрак Розы»Тамара Туманова в роли ВозлюбленнойТамара Туманова и Сергей Лифарь

http://www.fresher.ru/2017/05/04/vydayushhayasya-sovetskaya-...

https://nekropole.info/ru/Tamara-Tumanova

http://playcast.ru/communities/georgia/?act=news&id=4037...

http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post289854398/

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

zhiznteatr.mirtesen.ru

Известные балерины русской школы балета 19-го века

 История балета в России начинается в 30-е годы 18-го века. В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. Танцмейстером корпуса в 1734 году стал Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства. В 1738 года Жаном Батистом Ланде была открыта первая в России школа балета

- Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). Балет в России постепенно развивался и в 1794 году начались постановки первого русского по национальности балетмейстера Ивана Вальберха. При Павле I были изданы были особые правила для балета — было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины и мужские роли в то время исполняли женщины, например, Евгения Ивановна Колосова (1780-1869). Колосова одной из первых стала исполнять на балетной сцене русские танцы. Другим её новаторством стало то, что она сменила пышный стилизованный костюм на античный хитон. Артист балета и балетмейстер Адам Глушковский писал о Колосовой: "Я более сорока лет следил за танцевальным искусством, много видел приезжающих в Россию известных балетных артистов, но ни в одном не видал подобного таланта, каким обладала Евгения Ивановна Колосова, танцовщица петербургского театра. Каждое движение ее лица, каждый жест так были натуральны и понятны, что решительно заменяли для зрителя речи". Евгения Колосова была на сцене с 1794 по 1826 годы, после чего занялась педагогической деятельностью.

 

 

Одной из учениц Евгении Колосовой была Авдотья (Евдокия) Ильинична Истомина (1799—1848), воспетая Пушкиным в "Евгении Онегине":

Театр уж полон; ложи блещут;Партер и кресла, все кипит;В райке нетерпеливо плещут,И, взвившись, занавес шумит.Блистательна, полувоздушна,Смычку волшебному послушна,Толпою нимф окружена,Стоит Истомина; она,Одной ногой касаясь пола,Другою медленно кружит,И вдруг прыжок, и вдруг летит,Летит, как пух от уст Эола;То стан совьет, то разовьет,И быстрой ножкой ножку бьет.

Другой прославленной балериной тех лет была Мария Ивановна Данилова (1793-1810), чей творческий путь оборвала смерть от туберкулеза в возрасте 17-ти лет.

 

Историки до сих пор спорят, какая русская балерина первой стала танцевать на пуантах (опираясь только на кончики пальцев ног). Одни считают, что это была Мария Данилова, другие придерживаются мнения, что это была Авдотья Истомина.

Еще одной ученицей Евгении Колосовой была Екатерина Александровна Телешева (1804—1857). Один из современников писал о ней: "При самой очаровательной наружности имела она столько чувств и игры, что увлекала самого бесстрастного зрителя". Покровителем и любовником, фактически гражданским мужем Телешовой, был граф, Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Милорадович.

Екатерина Телешева. Портрет работы Ореста Кипренского

 

Известной русской балериной 19-го века была Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа (1836-1882). Мужем балерины был артист балета Мариус Петипа.

Плодом союза артистической пары Мария Суровщикова - Мариус Петипа была дочь Мария Мариусовна Петипа (1857—1930), которая, как и её родители, стала известной артисткой балета. Историк балета Михаил Борисоглебский писал о ней: "Счастливая „сценическая судьба“, прекрасная фигура, поддержка знаменитого отца сделали её незаменимою исполнительницей характерных танцев, перворазрядною балериной, разнообразной в своём репертуаре".

17 лет (с 1861 по 1878) на сцене Мариинского театра выступала Матильда Николаевна Мадаева (сценический псевдоним Матрёна Тихоновна). Большим скандалом в петербургском обществе стал её брак с князем Михаилом Михайловичем Голицыным, представителем одного из знатнейших российских родов, офицером, дослужившимся до чина Генерал-адъютанта Свиты Его Величества. Этот брак считался мезальянсом, т. к. супруги происходили из разных сословий, а по законам 19 века офицеры императорской армии не могли состоять в официальном браке с выходцами из низших сословий. Князь предпочёл уйти в отставку, сделав выбор в пользу семьи.

Видной представительницей московской школы балета 19-го века была Прасковья Прохоровна Лебедева (1839-1917), которая 10 лет была ведущей танцовщицей Большого театра.

Другой известной балериной Большого театра была Лидия Николаевна Гейтен (1857-1920).  На протяжении двух десятилетий Гейтен танцевала практически все женские партии, не имея на сцене Большого соперниц. В 1883 году балетная труппа Большого театра была значительно сокращена, но Гейтен отказалась от предложений перейти в петербургские театры, чтобы сохранить традиции московского балета. После ухода со сцены Гейтен преподавала в Московском хореографическом училище.

30 лет (с 1855 до 1885 года) проработала на сцене императорских театров Петербурга Любовь Петровна Радина (1838-1917). Современники писали про неё: "Выдающийся успех имела в танцах характерных, требующих огня и увлечения, но отличалась и в мимических ролях".

В 60-е годы 19-го века на сценах Петербурга, Москвы и Парижа блистала Марфа Николаевна Муравьёва (1838—1879). Итальянский балетмейстер Карло Блазис писал, что «из-под ног её во время танцев сыплются алмазные искры» и что её «быстрые и беспрестанно изменяющиеся pas невольно сравниваешь с нитью пересыпающегося жемчуга».

 С 1859 по 1879 годы в Большом театре выступала Анна Иосифовна Собещанская (1842—1918). Юрий Бахрушин в книге "История русского балета" писал: "будучи сильной танцовщицей и хорошей актрисой, Собещанская первая отступила от общепринятых правил и, выступая в балетных партиях, стала применять характерный грим. Блазис, наблюдавший Собещанскую в начале её деятельности, писал, что она „восхитительна как танцорка и, как мимистка“ и что в её танцах „видна душа, она выразительна“ и иногда доходит даже до „исступления“. Позднее другой современник утверждал, что „не трудностью прыжков и быстротою оборотов производит она наилучшее впечатление на зрителя, но цельным созданием роли, в которой танец является истолкователем мимики“.

С 1877 по 1893 в Петербургской балетной труппе императорских театров танцевала Варвара Ивановна Никитина (1857-1920).

s30556663155.mirtesen.ru

Примы Большого театра. Самые известные балерины современности

Сцена Большого театра. Фото – Владимир Вяткин

28 марта отмечался юбилей Большого театра. Рассказываем о примах-балеринах, которые сегодня блистают на знаменитой сцене.

Мария Александрова

Имя народной артистки РФ Марии Александровой в афише — несомненная гарантия аншлага.

Балерина попала в Большой театр ещё в 1997 году, став лауреаткой первой премии международного конкурса. И почти сразу перешла из артисток кордебалета в ранг ведущих солисток.

Вот уже 20 лет без её участия не обходится ни один театральный сезон.

Все героини примы — обладательницы трудного характера, волевые и сильные женщины. Сегодня в Большом театре можно увидеть Александрову в образе Ундины из «Героя нашего времени» и в главной роли «Жизели» в редакции Григоровича.

Светлана Захарова

Светлана Захарова сначала выступала на сцене петербургского Мариинского театра, однако на взлёте своей карьеры не побоялась начать всё сначала и перейти в Большой.

С 2003 года артистка выступает в Москве, а в 2008 году даже стала примой-балериной знаменитого миланского театра «Ла Скала». Можно сказать, что Захарова успела перетанцевать все сольные партии культовых балетов, среди которых «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Кармен-сюита».

Но, несмотря на мировую славу, прима остаётся преданной Большому театру, и последняя её работа — Мери в балете «Герой нашего времени».

Евгения Образцова

Ещё одна бывшая прима Мариинки, а с 2011 года звезда Большого театра — Евгения Образцова.

Изящная, хрупкая девушка — идеальная героиня всех романтических сказок, поэтому за её плечами такие нежные образы, как Сильфида, Жизель, Баядерка, Принцесса Аврора, Золушка, Джульетта.

Однако балерина не стремится ограничивать себя рамками узкого амплуа: главное для неё — станцевать так, чтобы зрители поверили увиденному на сцене. Образцова много гастролирует и даже снимается в зарубежных фильмах.

Екатерина Шипулина

Екатерина Шипулина сегодня одна из самых востребованных балерин России. По окончании Московской государственной академии хореографии она была принята в труппу Большого театра, где успела поработать абсолютно со всеми хореографами.

Критики отмечают стремление Шипулиной к абсолютной точности исполнения. В репертуаре звезды десятки ведущих партий: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Эсмеральда в «Соборе Парижской Богоматери», Жизель в «Жизели».

Сегодня приму можно увидеть на сцене Большого в образе Ундины в балете «Герой нашего времени».

Екатерина Крысанова

Биография этой примы может удивить многих, ведь первое образование Екатерины Крысановой было не хореографическим.

Сначала знаменитая балерина училась в Московском центре оперного пения им. Вишневской и только после поступила в Московскую академию хореографии. Статус примы она получила не сразу, зато после участия в балете «Спящая Красавица» раз и навсегда стала любимицей зрителей и театральных критиков.

Последней работой Крысановой в Большом театре были «Русские сезоны» и роль парижской балерины Корали в «Утраченных иллюзиях».

Нина Капцова

Нину Капцову в 1996 году, сразу после окончания Московской государственной академии хореографии, приняли в труппу Большого театра. Она с детства была отличницей и не привыкла работать вполноги.

Результат усердных тренировок налицо: в 2011 году Капцова получила звание примы Большого. После чего закрепила свой успех ведущими партиями в балетах: «Изумруды», «Иван Грозный», «Онегин». Сегодня приму-балерину можно увидеть на сцене Большого в образе Маргариты Готье в «Даме с камелиями», а также в «Классической симфонии».

Елена Дудник, “Аргументы и факты“

Почитайте еще:

www.classicalmusicnews.ru