Оказывается, кулинарные традиции рождаются не в дорогих ресторанах для людей с изысканным вкусом, а творятся руками самой Матушки Природы. Именно она выбирает за нас вкусовые предпочтения – если земля богатая, приносит хорошие урожаи, значит, и пища будет разнообразной, если же земля приносит скудные урожаи, то и кухня будет незамысловатой.
По такому же принципу и сложились кухни народов мира, относительно их географического местонахождения и некоторых исторических событий. На сегодняшний день, не считая того, что манго и киви можно купить даже на северном полюсе, впрочем, как и осетровую икру и морошку можно приобрести на юге, понятие национальных кухонь все еще не исчезло.
И все же есть один исключительный народ — евреи, которые, даже живя в разных странах нашей планеры, придерживаются своей национальной кухни, которая была продиктована им не Матушкой Природой, а Священным писанием.
Кошерная пища – именно такое название носит еда евреев, что в переводе с иврита означает «пригодная пища, правильна, полезная». Так что же такое кошерная еда? Чем рецепты этой кухни отличаются от нашей? Именно об этом мы сегодня и поговорим. Приступим.
Кошерная пища представляет собой еду, которая разрешена кашрутом. Что такое кашрут, спросите вы? Кашрутом называется перечень предписаний, которые оговаривают не только разрешенные продукты питания, но и методику, и способ их приготовления.
Кошерная и не кошерная пища.
Это значит, что люди должны придерживаться определенных правил во время приготовления того или иного кошерного продукта. Приметно то, что само слово «кошерный» можно применить не только по отношению к продуктам питания, но и к самому человеку, случаю, предмету и т.п. В общем, ко всему тому, что считается правильным и положительным.
О том, как выглядит кошерная еда написано в Священно Писании, то есть в Библии. К примеру, о мясе сказано примерно так: «животные с раздвоенными копытами и жующие жвачку». Это означает то, что в рационе должно быть только мясо парнокопытного скота.
Знать перечень пищи, рецепты ее приготовления мало, необходимо соблюдать все правила забоя животных, чтобы не испортить конечные продукт. Если говорить о растительной пище, то она вся считается кошерной.
Многие люди, которые зачастую летают на самолете, могут усомниться в том, что во время авиаперелета им могут предложить такое меню. Можем вас заверить, аэрофлот предоставляет такие услуги. И если при покупке билета на аэрофлоте вам не предложили выбрать тип пищи, то необходимо зайти на официальный сайт авиакомпании и указать тот вид кухни, который бы вы хотели кушать в самолете.
Кошерная и не кошерная части коровы.
Как правило, аэрофлот формирует готовые блюда за 5 часов до вылета, а в самолете они оказываются непосредственно перед самым вылетом. Поэтому если вы желаете выбрать определенные вид кухни, то следует задуматься об этом заранее, а не тогда, когда вы уже сидите в самолете.
Правда, иногда бывает и такое явление, когда люди, находящиеся уже в самолете, резко меняют тип своей пищи. В этом случае служащие на аэрофлоте вынуждены в кратчайшие сроки менять блюдо, которые было приготовлено для гостя ранее.
Если же вы придерживаетесь правил кашрута, да еще и имеете свои вкусовые предпочтения, то это нужно обязательно обговаривать на аэрофлоте, либо же оставить комментарии, во время бронирования билета на аэрофлоте, а точнее на его официальном сайте. Если же этого не сделать, то во время перелета вам предложат стандартное меню, которое аэрофлот предлагает всем.
Давайте сперва разберемся с видами мяса, которые считается кошерным. Мы уже с вами выяснили, что в еврейской кухне должно использоваться мясо парнокопытного скота, но вместе с тем необходимо выбирать еще и травоядное животное.
Давайте напряжем наши извилины и попытаемся вспомнить животных, которые подходят под эти описания:
Мясо свиньи запрещено кашрутом, потому как это животное, хоть и имеет копыта, но все же оно не полностью травоядно. Вдобавок ко всему, мясо пойманного на охоте или же больного животного, не является кошерным.
В кошерные рецепты приготовления не входят такие мясные продукты как седалищный нерв и сало, собственно как и вторая половина тела. Для наглядности возьмем такое животное как коза – мясо, которое начинается от вымени, не разрешается вводить в рацион. По таким же принципам питаются и мусульмане.
В национальной кухне евреев можно встретить только домашнюю птицу, которая, кстати, была забита специальным человеком и то, только после того как ему разрешит это сделать община. К кошерным видам птиц относятся: куры, гуси, утки, перепелки, индейки, голуби и т.д.
Что же касается продуктов, которые можно получить от птиц (речь идет о яйцах), то в рецепты блюд можно добавлять только продукты от кошерных птиц. В том случае, если в яйце был обнаружен кровяной сгусток, то оно ни в коем случае не годиться для приготовления блюд кошерной кухни.
Согласно правил кашрута, в меню должна присутствовать рыба, которая имеет плавники и чешую. На первый взгляд, можно подумать, что под это описание подходит абсолютно вся рыба, но как бы не так.
Осетр, акула, угорь, сом, кита, дельфин нельзя использовать в кошерном меню, поскольку эти виды рыб не имеют чешуи. Вдобавок, в меню кошера не должны входить рецепты, в состав которых входит мясо ракообразных и моллюсков.
Все рецепты кошерного меню должны соответствовать правилам кашрута. Кашрут разделяет все продукты питания на три типа: мясные, молочные и нейтральные.
Мясные продукты питания ни в коем случает нельзя совмещать с молочными. А вот к блюдам из нейтральных продуктов можно добавлять и мясо, и молочные изделия. Категорически запрещено употреблять молочную продукция сразу после мясной.
Временной промежуток между этими видами продуктов должен быть как минимум два часа. Под запретом также и блюда, которые сочетают в себе оба этих продукта. Рыба же относится к нейтральным продуктам, но и в традиционной кухне, она не совмещается с мясом.
Кашрут диктует настолько строгие законы, что даже на кухне все шкафчики распределены строго по типам пищи, то есть отдельно полки и инструменты для молочных продуктов, отдельно для мясных, ну и соответственно, отдельно для нейтральных. Что ту говорить, если даже на кухне присутствуют сразу несколько раковин для мойки разных продуктов.
И если сейчас вы просто ошеломлены такой информацией, то спустя несколько минут вы поймете, что, в принципе, нет ничего удивительного. Вот вспомните, что на кухнях ресторанов также отдельные мойки, ножи, разделочные доски и прочие кухонные принадлежности. А все это делается исключительно с целью поддержания гигиены.
Чтобы следовать правилам кашрута, необходимо соблюдать принципы правильного убоя и разделки животного:
И подводя итог, хотелось бы отметить, что «кошерная пища» — это попросту один из методов улучшения питания человека, благодаря которому можно обезопасить организм от всевозможных отравлений, расстройств, научить его правилам питания.
Будьте здоровы, красивы и счастливы!
lediznaet.ru
Тора – религиозная иудейская книга, содержит в себе предписания, как должен питаться иудей. Дозволенная еда, согласно этим предписаниям, называется «кашруту», что значит «пригодный».
Запрещено включение в рацион хищной птицы, грызунов, насекомых, моллюсков, раков.
В Шабат (седьмой день недели) запрещено зажигать огонь, поэтому в этот день едят только холодные закуски или приготовленные на медленном огне блюда.
Также в праздник Песах запрещено употреблять хлеб и прочие изделия из пяти злаков, смешанных с водой, проще говоря – муки.
Закон, прописанный в Торе, «не варить козленка в молоке его матери» означает, что мясные и молочные продукты нельзя вместе готовить, более того, запрещается употреблять их одновременно. С момента последней трапезы должно пройти от 3 до 6 часов, чтобы было дозволено съесть кисло-молочный продукт.
Яйца со сгустками крови считаются не кошерными, так как согласно вере, душа это кровь и пока кровь есть в животном/зародыше, его есть нельзя. Это касается мяса, рыбы и птицы. Интересно, что для употребления в пищу годится только передняя часть туши, так как в задней находится седалищный нерв, на который наложен запрет. Отделить его от мяса крайне затруднительно, поэтому было решено отказаться от этой части целиком.
Существуют определенные правила забоя – шхита. Специально обученного для забоя человека называют шойхет. К соблюдению всех норм относятся очень чутко, так как невыполнение хотя бы одного условия делает еду не кошерной.
Во-первых ни одно животное не должно видеть, как забивают другое. Во-вторых, оно не должно нервничать, поэтому рука шойхета должна быть твердой, а нож – максимально острым, чтобы облегчить смерть. Во время забоя нужно пресекать любые попытки скота или птицы пошевелиться, иначе животное будет испытывать боль. Резать нужно в определенном месте, оно находится на шее.
Животное должно быть здоровым, поэтому сразу после забоя происходит вскрытие и идет осмотр внутренних органов. Чтобы при жизни поддерживать здоровье скота, запрещено применять гормоны, антибиотики, активаторы роста и прочее. Это касается и растительной пищи.
Далее дают стечь всей крови, могут положить в соль, чтобы она впитала в себя остатки крови, или прогнать ее путем выдавливания. Как уже сказано выше, если в мясе будет содержаться хоть один сгусток крови, это сделает его непригодным в пищу.
При этом в Швейцарии, Швеции, Дании и Нидерландах шхита запрещена законом о защите животных как негуманный метод забоя скота.
Также существует ограничение на употребление вина. Вино в иудаизме – сакральный напиток, на столе его можно увидеть лишь по субботам, в честь праздников либо семейных церемоний. Кошерным считается вино строго еврейского происхождения.
Кошер требует строгого контроля за производством, поэтому на всех кошерных продуктах можно увидеть знак сертификации. В странах, где иудаизм очень распространен, существуют кафе и рестораны, включающие в свое меню кошерные блюда. Также многие авиалинии предусматривают кошерное питание. Например «Аэрофлот» предоставляет пассажирам кошерное питание бесплатно, надо всего лишь подать заявку за 36 часов до вылета.
Халяль означает «дозволенный Аллахом», придерживается правила «дозволено все, что не запрещено в Исламе». Чаще всего халяльную пищу употребляют мусульмане.
Между халялем и кошером есть много различий, но в чем-то они схожи. Например, в запрете на свинину. Однако, некоторые вещи, которые для халяля считаются допустимыми, запретны для кошера. Все кошерные продукты являются халяльными, но не все халяльные – кошерными.
В последнее время, как и в вегетарианстве, все больше людей переходят на кошерную еду, даже если их религия того не требует. Дело в том, что кошерные продукты экологически-чистые и безопасные, так как проходят сертификацию, при которой соблюдаются все технические и гигиенические требования. Кошерное питание – гарантия того, что Вы едите мясо здорового животного, не испытавшего сильный стресс перед смертью (гормоны страха также влияют на вкус и пользу мяса). Также данный вид питания сбалансирован и организован, поэтому многие переходят на него, чтобы сохранить, поправить или укрепить свое здоровье.
Возможно, Вам также будут интересны статьи:
Органические продукты питания
Диета и философия
helperia.ru
Иудейские законы, касающиеся допустимых продуктов питания и приготовления пищи называются кашрут – множественное число от ивритского слова кошерный (כשר), что означает надлежащий или подходящий. Кошерная еда – это еда, которая считается правильной и одобренной для потребления религиозными евреями.
Еврейские диетические законы довольно сложны. Продукты должны быть приготовленны в соответствии со строгими принципами и прямым надзором раввината. Особенно жесткому контролю подвержено мясо. Производство кошерного мяса тщательно контролируется, от момента ритуального убоя животного, разделки и подготовки мяса на продажу для общественного потребления.
Ресторан может подавать кошерные продукты, но для того, чтобы он был признан кошерным в глазах религиозной общины, нужно заработать репутацию благодаря упорному труду и последовательности в соблюдении диетических норм и правил. Кошерный ресторан должен подавать кошерную еду!
Написаны тома о предмете в целом и в частности, какие пищевые продукты считаются кошерными, а какие нет. Фрукты и овощи, выращенные естественным путем, всегда считались кошерными. Это распространяется и на зерно, и на другие переработанные продукты растительного происхождения.
Когда дело доходит до мяса, морепродуктов и молока, начинают возникать проблемы. Ветхий Завет позволяет приверженцам Закона Моисеева есть определенных животных и морских существ. Такие животные, как свиньи, считаются нечистыми, и их не разрешается использовать в пищу в любой форме. Животные, которые питаются падалью и охотятся на других животных, также запрещены. Рыбы, имеющие плавники и чешую, разрешены, но морские хищники, такие как акула, запрещены. Моллюски и ракообразные также запрещены, как и амфибии и рептилии.
Молочные продукты от разрешенных животных, таких как коровы, козы и овцы, приемлемы, но еврейские законы требуют, чтобы мясо и молочные продукты хранились отдельно. Нельзя подавать мясо вместе с молочными продуктами, им недопустимо находится даже на одном столе. Такое разделение молочных и мясных продуктов представляет собой интересную задачу для ресторанов, которые хотят быть кошерными.
Мясо должно быть заготовлено, как описано выше, и может разделываться только кошерными мясниками. Все обработанные и изготовленные продукты должны соответствовать высоким требованиям раввината, исключается любой контакт пищи с некошерными продуктами.
Особая маркировка используется для продуктов, которые сертифицированы как кошерные, а также имеют товарный знак с пометкой «К» или с пометкой «О», что означает одобрение еврейского ортодоксального союза. На своем сайте союз дает подробную информацию о кошерных продуктах.
Ресторан считается кошерным, если он сертифицирован раввинами, которые специализируются на этих вопросах. Кошерный ресторан, как ожидается, следует рациону питания правоверных евреев, и предлагает только кошерные продукты. Периодические проверки ресторанов необходимы, чтобы убедиться, что ресторан придерживается стандартов приготовления и хранения пищи, технического обслуживания, оборудования и чистоты.
Из-за правил разделения мясных и молочных продуктов, кошерный ресторан имеет право выбирать подавать одно или другое. Кошерное заведение может принять решение подавать только молочные блюда, ограничивая себя от подачи мясных.
Фрукты, овощи, злаки и хлеб, как правило, считаются нейтральными. Кошерные рестораны также могут выбрать третий вариант - обслуживая только вегетарианцев. Ресторан, который не подает ни молочных, ни мясных блюд считается кошерным по определению.
Существует много причин, по которым евреи и неевреи предпочитают есть кошерную еду. Для них кошерные продукты являются продуктами более высоких стандартов. Кошерная еда не содержит вредных наполнителей и мясных субпродуктов. Для потребителей этой специфической кухни, кошерные рестораны относятся к более высокому стандарту приготовления пищи и обслуживания.
www.restobaza.com
Кашрут - это система диетарных ограничений, одна из отличительных черт иудаизма. Включает запрет употребления мяса определенных видов животных, особый способ убоя скота, разделение мясной и молочной пищи, запрет хлеба в Песах и другие правила.
Все животные делятся на четыре категории:
Млекопитающие
Из них разрешены в пищу только жвачные и парнокопытные (например, коровы, овцы, козы, олени). Все остальные – запрещены. Свинья обладает только одним из требуемых признаков. Это парнокопытное животное, но не жвачное, поэтому оно некошерное.
Птицы
Тора не указывает признаков непригодных к употреблению птиц, а приводит их список. Как правило, разрешены домашние птицы – курица, утка, гусь, индейка. Дикие и в особенности хищные птицы – запрещены.
Обитатели вод
Из живущих в воде разрешены только рыбы, имеющие чешую и плавники. Таким образом, сом, угорь, акула, а также раки, крабы, креветки, мидии, устрицы, кальмары и прочие водные жители без чешуи – некошерны.
Нечисть ("шерец")
В эту категорию включены змеи, лягушки, улитки и прочие рептилии, земноводные, черви и насекомые. Все они запрещены к употреблению, за исключением определенного рода саранчи.
Дополнительное правило кашрута гласит: из чистого – чистое, из нечистого – нечистое. То есть, если животное запрещено в пищу, то и его продукты (молоко, яйца, икра) также запрещены. Например, кумыс (кобылье молоко) запрещен, поскольку лошадь – некошерное животное. Аналогичным образом запрещена черная икра, поскольку осетр не имеет чешуи. Единственным исключением является мед. Он кошерен, хотя является продуктом переработки пчел, относящихся к запрещенной категории "шерец".
Недостаточно взять мясо кошерного животного. Необходимо еще, чтобы оно было убито надлежащим образом. В иудаизме убой животных производится исключительно рассечением горла одним ударом ножа, чтобы животное умерло мгновенно и без страданий, а также, чтобы стекло как можно больше крови. Тора категорически запрещает употреблять кровь, "ибо кровь – это душа", поэтому с целью удаления остатков крови мясо замачивается, просаливается и затем тщательно промывается. Это правило касается только мяса животных и птиц, но не рыбы.
Основан на трижды повторяющемся в Торе требовании "не варить козленка в молоке его матери". Речь идет не только о запрете излюбленных в России бутербродов с маслом и колбасой и мясного борща со сметаной, но и об использовании двух раздельных комплектов посуды, а также о перерыве между употреблением мяса и молока от трех до шести часов (в соответствии с традициями разных еврейских общин).
Имеется также третья категория продуктов парве (ни мясо, ни молоко) – овощи, фрукты, рыба, грибы – их можно смело употреблять и с тем, и с другим.
Имеются также ограничения на употребление вина. Поскольку в иудаизме оно обладает сакральным предназначением и используется для освящения субботы, праздников и семейных церемоний, разрешается употреблять исключительно вина еврейского изготовления, начиная со сбора винограда и вплоть до закупорки бутылок.
Помимо этих основных правил, дополнительные ограничения действуют в неделю праздника Песах. В эти дни запрещено употреблять хлеб и другие продукты (печенья, макароны, каши и прочее), изготовленные из пяти видов злаков (пшеница, рожь, ячмень, овес, полба), входивших в контакт с водой.
В современном Израиле большинство продуктовых магазинов, кафе и ресторанов имеют специальные сертификаты о кашруте, выдаваемые главным раввинатом и местными религиозными советами. За соблюдением правил в них следят особые контролеры ("машгиах кашрут").
По мнению некоторых религиозных авторитетов (например, Рамбама), соблюдение кашрута полезно не только для души, но и для физического здоровья человека. Приятного аппетита и будьте здоровы!
Григорий Котляр Раввин реформистского направления в иудаизме. Руководит подготовкой к гиюру в Израильском Движении Прогрессивного Иудаизма.loveisrael.ru
Термин «кошерные продукты» пришел к нам из Израиля. Жизнь верующих евреев строго регламентируется специальной совокупностью правил и законов – так называемой Галахой. Галаха определяет все устои их семейной, религиозной, и общественной жизни. Понятие «кашрут» означает, насколько что-либо пригодно и дозволено с точки зрения Галахи.
Законы кашрута строго диктуют верующим евреям, что именно они должны есть, из чего должна быть приготовлена эта еда, и как её следует хранить. Иными словами, за качеством настоящих кошерных продуктов ведется очень жесткий контроль. Кто его осуществляет? 170 еврейских организаций (в числе которых – раввинаты и отдельные раввины), каждая из которых содержит свою печать. Все кошерные продукты обязательно будут иметь одну из этих печатей.
Кошерная еда подразделяется на три группы:
Мясные продукты
«Басар» - это то мясо, которое было получено от кошерных животных. Кошерными считаются травоядные жвачные животные, которые живут на суше, и копыта которых раздвоены. Иными словами – овцы, коровы, козы, газели, лоси, жирафы… В Торе указываются животные, которые обладают только одним признаком кошерности. Это – кролики, верблюды и даманы (животные, питающиеся травой, но не имеющие раздвоенных копыт), и свинья – имеющая раздвоенные копыта, но не жующая траву.
Чтобы быть включенным в список кошерных продуктов, мясо должно обладать еще одним свойством, а именно - отсутствием крови. Кашрут не позволяет употребление крови в каком бы то ни было виде, так как еда с кровью будит в человеке жестокость. Не разрешается также есть яйца, в которых имеются сгустки крови.
Что касается птицы, каких-либо признаков относительно них кашрут не обозначает, но в Торе перечисляются те птицы, мясо которых есть нельзя. Это – пеликан, сова, орел, сокол и ястреб. Другими словами, в список кошерных продуктов может быть включена только домашняя птица (утки, индейки, гуси, куры), а также голуби.
Кошерные яйца обязательно должны иметь неодинаковые концы (один должен быть заостренным, другой – более круглым). Яйца, оба конца которых являются тупыми или острыми, считаются непригодными к еде, так как обычно такие яйца несут хищные птицы или птицы, которые питаются падалью.
Кошерная рыба отличается двумя признаками: у неё должна быть чешуя и плавники. Остальные представители морей и океанов (крабы, креветки, раки, осьминоги, устрицы, угри и т.п) не могут считаться кошерными продуктами, поскольку не обладают ни тем, ни другим. Змеи, черви и насекомые также считаются некошерными.
Молочные продукты
В отношении молочных продуктов («халяв»), действует следующий принцип: молоко, которое было получено от кошерных животных, считается чистым – а значит, может считаться кошерной едой. Молоко же, полученное от некошерных животных, считается нечистым – и, таким образом, не может считаться кошерной едой.
Нейтральные продукты
Овощи и фрукты («парвэ») можно причислять к кошерным продуктам только в том случае, если они не червивы, и если они не соприкасались с некошерными продуктами. Например, помидор, смазанный свиным жиром, есть запрещается.
Кошерные продукты очень распространены, в основном, на израильском рынке. Однако в последние годы тенденция неуклонно меняется. Население развитых стран придает все больше значения здоровому питанию – а значит, и качеству той еды, которая попадает на стол потребителя. С этой точки зрения кошерные продукты могут служить своеобразным гарантом надежного качества. В список кошерных продуктов включается самая разнообразная продукция – от алкогольных напитков и кондитерских изделий до детского питания и сухих супов.
Однако, обратите внимание на следующую информацию. Надпись «кошер» должна обязательно сопровождаться именем раввината (или раввина), под контролем которого был изготовлен данный продукт. В противном случае – при наличии одной только надписи – продукт считаться кошерным не может.
womanadvice.ru
Один мой товарищ, любитель разнообразного экстрима, открыл закон природы, который он назвал "законом Миклухо-Маклая". Закон этот формулируется так: "В незнакомом месте ешь то, что едят местные жители". Приятель утверждает, что закон этот так же незыблем, как закон Архимеда или же правило буравчика.
Какую только необычную еду он не пробовал в дальних странах! Иной раз приходилось преодолевать подступающую к горлу тошноту, но закон Миклухо-Маклая ни разу его не подводил. На здоровье товарищ до сих пор не жалуется.
Так что, побывав в Израиле, одну из особенностей страны, кашрут, он принял без удивления, и даже с некоторым удовлетворением. А поскольку "прогулки" по самым экзотическим краям сделали из него стихийного этнографа и антрополога (потому-то и закон – Миклухо-Маклая!) он даже попытался по-научному разъяснить некоторые особенности еврейской кухни.
Пищевые пристрастия, а значит и запреты, существуют у всех народов мира. Кашрут – это система разрешений и запретов, определяемых еврейской религией. Запретов не только пищевых. Однако разговор о кашруте, как правило, возникает вокруг еды.
Главный пищевой запрет у евреев, так же как и у их соседей-арабов – запрет на употребление свинины. Запрету тому можно отыскать несколько объяснений. Одно из них, самое распространенное: свиное мясо легко поражается мелкими червячками-трихинеллами. Съев такое мясо, человек сам себя заражает паразитами, от которых потом очень сложно избавиться. Другое объяснение: свиной жир в жарком климате усваивается организмом хуже, чем, например, бараний. К тому же для такого усвоения требуется много воды. Именно этого резона придерживался мой приятель-экстремал.
Антропологи дают свое объяснение: дикий кабан был тотемным животным у пастухов, кочевавших по пустыне, общих предков евреев и арабов. Покровителем племени, воплощением духа умерших предков. Естественно, что тотемное животное не убивали и в еду не употребляли.
Среди богов ближневосточного пантеона дикий кабан символизировал бога Таммуза, периодически умирающего и воскресающего. Смерть Таммуза приходилась на день зимнего солнцестояния в конце декабря, а его возрождение отмечали в день весеннего равноденствия. Именно этого бога поминал в первой главе "Мастера и Маргариты" высокообразованный и несчастный Михаил Александрович Берлиоз.
На самом деле все эти объяснения весьма спорные, а человеку религиозному – даже излишние. Раз Бог сказал, надо выполнять, а не объяснять.
Запрет на употребление свинины и у евреев, и у мусульман понимается очень широко. Например, нельзя использовать изделия из свиной кожи. Благодаря этому обстоятельству хитрые венецианцы в 828 году вывезли из Александрии мощи покровителя своего города, святого Марка. Тело этого старого еврея они пронесли на корабль в корзине, прикрыв его сверху свиными тушами и шкурами. Естественно, что таможенники – все правоверные мусульмане – даже пальцем не коснулись богомерзкого груза.
В Священном писании перечисляются признаки, по которым мясо животных может или же не может употребляться в пищу. Кошерное животное должно быть жвачным и парнокопытным. Таким образом, говядину, баранину и козлятину употреблять в пищу можно. Из диких животных кошерными являются олени, лоси, горные козлы и даже жирафы. А вот верблюдов и кроликов с зайцами евреи есть не будут – жвачные они, но не парнокопытные. Пресловутая свинья же, наоборот, парнокопытное, но не жвачное.
Мясо хищных птиц некошерно. Это тоже можно объяснить. Например тем, что они питаются падалью. Но – повторю еще раз – для религиозного человека объяснения никакой роли не играют. Работает принцип: сказано Богом – исполняем. Проблем же с потреблением правильно умерщвленных кур, перепелов, уток, гусей и голубей нет.
Только что было упомянуто еще одно очень важное требование кашрута. Кроме того, что убиваемые животные должны быть абсолютно здоровы, их следует еще и правильно забить. "Правильно" значит, что расставание с жизнью должно происходить с минимальными мучениями. Обычно животному острейшим ножом перерезают артерии, и оно очень быстро умирает от потери крови, как бы засыпает. Кошерный забой животного требует большого умения, и в еврейских общинах этим занимаются специально обученные люди – шохеты.
Вследствие строгих правил, предъявлявшихся к правильному забою животных, европейские средневековые молодецкие забавы, вроде охоты или же корриды, не прижились среди евреев. Да и с точки зрения правоверных мусульман, мясо животных, убитых таким диким способом, также не пригодно в пищу. Кстати, употребление крови тоже запрещено под любым видом. Никакой кровяной колбасы! И никакого бифштекса с кровью! Мясо животных тщательно обескровливается. По мнению некоторых гурманов, от этого оно становится менее вкусным.
Что касается рыб, есть можно только тех, что имеют чешую и плавники. Поэтому некошерны акула, угрь, осетр. Кстати, по последней причине черную, осетровую, икру в Израиле можно купить только в специальных "некошерных" магазинах. Красную же икру продают и подают везде.
Прочие морские обитатели хотя и вкусны, но абсолютно некошерны. Для еврейской кухни не существуют раки, крабы, устрицы, кальмары и прочие каракатицы. Правда, кошерные суши – объективная реальность, данная нам в очень неплохих вкусовых ощущениях.
А вот все насекомые несъедобны (кроме саранчи). Единственное некошерное насекомое, продукт которого разрешен к потреблению – пчелы.
Есть в еврейской кухне еще одна особенность, которую простые люди принимают как данность, а ученые и богословы пытаются своими методами объяснить необъяснимое. Запрещено смешение молочных и мясных продуктов. Бутербродик с маслом и колбаской – для евреев такой же кулинарный нонсенс, как говядина под сливочным соусом. Разделение блюд на мясные и молочные – очень строгое. Те, кто бывал в израильских гостиницах, наверное, помнят, что завтраки там всегда молочные, а обеды и ужины – мясные. Между приемом молочных и мясных блюд должно пройти около часа.
В связи с принятым у евреев раздельным приемом мясных и молочных блюд издавна возникала проблема с изготовлением твердых сыров. Традиционно молоко для твердых сыров сквашивали с помощью сычужного фермента, получаемого из желудка коров или телят. Кашрут запрещает такое смешение молочного и мясного продуктов. Следовательно, никаких сыров? Ничего подобного! Сейчас в Израиле производят много сыров, используя для сквашивания молока искусственно производимый фермент реннин. Впрочем, гурманствующие снобы (или же снобствующие гурманы?) уверенно заявляют, что равнять эти сыры с французскими бесполезно.
Есть продукты не мясные и не молочные – фрукты, например. Называются они "парве". Такую пищу можно есть когда угодно и без запретов.
Мусульмане строгого разделения молочных и мясных блюд не придерживаются. Зато у них другой запрет – на спиртное. У евреев же вино почитаемо. Наступление субботы или праздников отмечают среди прочего и бокалом вина, над которым произносят специальное благословение. Кстати, вино тоже должно быть кошерным.
Среди еврейских пищевых запретов стоит упомянуть еще недельный запрет на дрожжевой хлеб в весенний праздник Песах.
А сейчас, рассказав вкратце о правилах кашрута, которых с давних времен придерживаются евреи, заметим, что вопрос, вынесенный в заголовок статьи, некорректен. Введение ограничений на употребление тех или иных продуктов не влияет на вкус приготовляемых блюд. Израильская кухня, являющаяся частью кухни средиземноморской, без всякого сомнения, обильна и вкусна. Очень много овощей, фруктов и пряностей. Широко употребляется хумус ("турецкий горох"), признанный фаворит ближневосточной кухни.
Многие из репатриировавшихся в Израиль "русских" евреев тоскуют по свинине и по салу. Тоску эту легко разгоняют вкусные и разнообразные кошерные мясные блюда. А еще жаркий климат и другой питьевой режим. Дерябнуть рюмку водки и закусить сальцем в холодный морозный день – большое удовольствие. Но по здешней жаре об этом и подумать тошно. Ничего не поделаешь, закон Миклухо-Маклая, как было сказано, незыблем! Нарушать его – себе дороже.
Таким образом, сообщение о кошерности или некошерности заведения общественного питания ничего не скажет о том, вкусно ли здесь накормят. Скорее всего, это извещение о том, чем здесь потчевать не станут.
Марк Блау
mnenia.zahav.ru