Дешевая-обувь.рф

5.9. Опросник суицидального риска в модификации т.Н. Разуваевой. Опросник кило 281 шкала побег в процентах


2.2 Анализ и обработка результатов исследования Тест – опросник «Шкала самоуважения Розенберга»

Данная методика выбрана нами для оценки самоотношения у подростков. Опросник обладает хорошей надежностью и конструктивной валидностью, что позволяет наиболее точно определить уровень самооценки у подростков.

Результаты проведенного исследования приведены в таблице 1.

Таблица 1. «Шкала самоуважения Розенберга»

Количество испытуемых

Уровень самооценки

высокий

средний

низкий

13

48%

10

37%

4

15%

Рассмотрим результаты, полученные с помощью тест – опросник «Шкала самоуважения Розенберга».

0 – 15 баллов – низкий уровень самооценки;

16 – 25 баллов – средний уровень самооценки;

26 – 40 баллов – высокий уровень самооценки.

На основе качественного анализа анкеты мы можем сделать следующее заключение. У тринадцати подростков наблюдается завышенный уровень самоуважения, что указывает на определенные отклонения в определенные отклонения в формировании подростка. У десяти ребят средний уровень уважения себя. У четырех прослеживается низкий уровень, что возможно говорит о крайнем неблагополучии в развитии личности.

Положительные значения свидетельствуют о позитивных установках в когнитивных и аффективных компонентах Я- концепции группы в целом.

Результаты исследования свидетельствуют о большом количестве подростков в классе с повышенным уровнем самооценки, лишь небольшой процент испытуемых имеет низкий уровень самоуважения к самому себе. Среди участников группы есть немало испытуемых с умеренным уровнем самооценки.

Тест Кэттелла (16pf – опросник)

Данная методика выявила, что испытуемые, которые набрали высокие баллы по фактору MD «адекватность самооценки» (13 человек), общительны, добросердечны. Им свойственна естественность и непринужденность в поведении, доброта, внимательность. Они охотно работают с людьми, доверчивы, не бояться критики, испытывают яркие эмоции, живо откликаются на события. Искренни в отношениях между людьми. Эмоциональны, динамичны в общении, что приводит к тому, что они часто становятся лидерами и энтузиастами в групповой деятельности. Верят в удачу.

Однако им также свойственна доминантность во взаимодействии с окружающими. Они властны, независимы, самоуверенны, упрямые до агрессивности. Они независимы в суждениях и поведении, свой образ мыслей. Склонны считать законом для себя и окружающих.

У школьников же, которые набрали средние баллы по фактору MD «адекватность самооценки»(10 человек), наблюдается открытость и общительность с окружающими, мягкосердечность в отношениях; абстрактность мышления, сообразительность, быстрая обучаемость, работоспособность. Это реалистично настроенные люди. Они лучше способны следовать требованиям группы, характеризуются постоянством интересов. Иногда у них наблюдается эмоциональная ригидность и нечувствительность.

Испытуемым свойственно осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность.

Также у школьников наблюдается критичная настроенность, наличие интеллектуальных интересов, аналитичность мышления, стремление быть хорошо информированным. Спокойно воспринимают новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяют авторитетам.

Испытуемые, которые набрали низкий балл по фактору MD «адекватность самооценки» (4 человека), характеризуются необщительностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей.

Наблюдается низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость. Данные испытуемые застенчивы, склонны уступать дорогу другим. Часто зависимы от группы, следуют за общественным мнением, предпочитают и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируясь на социальное одобрение. При этом отсутствует инициатива принятия решений. Характеризуются консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям.

Не уверены в своих силах, робки, предпочитают находиться в тени. Большому обществу предпочитают одного- двух людей, друзей. Отличаются повышенной чувствительностью к угрозе.

studfiles.net

Опросник невротических расстройств — Psylab.info

Опросник невротических расстройств (сокр. ОНР) - клиническая тестовая методика, являющаяся адаптацией 1983 года Г.Х. Бакировой опросника BVNK-300, созданного H.D. Hansgen в 1982 году. Опросник направлен на выявление актуального психического состояния, личностных черт (включая патологические) и некоторых других патологических состояний.

Опросник содержит 300 утверждений, с которыми испытуемый должен выразить степень своего согласия или несогласия по 6-балльной шкале. Пункты образуют 30 шкал: 15 клинических, 7 личностных и 6 специальных, а также 2 контрольные:

На основании оценок клинических шкал могут быть выявлены и описаны симптомокомплекс невротических и неврозоподобных нарушений в психической и соматической сферах, произведена: сравнительная оценка их выраженности. В процессе использования методики целесообразно обращаться не только к шкальным оценкам, но и к конкретным ответам испытуемого на утверждения, входящие в шкалу. Такой же подход рекомендуется применять и при интерпретации личностных шкал.

Таким образом, ОНР является валидным универсальным психодиагностическим инструментом, позволяющим одновременно оценивать как невротический профиль актуального состояния, так и невротичность личности в целом.

Для подсчёта сырых баллов необходимо сложить все значения по всем пунктам каждой шкалы.

№ Название шкалы Пункты

Для получения «сырых» оценок по личностным шкалам необходимо суммировать баллы ответов испытуемого на утверждения, относящиеся к полюсу шкалы, соответствующему ее названию, и вычесть баллы ответов на утверждения, относящиеся к противоположному полюсу шкалы. Полученный результат представляет собой «сырую» шкальную оценку (R) для всех личностных шкал кроме шкалы 17 («Познавательная и социальная пассивность»). Для вычисления «сырой» оценки по этой шкале необходимо полученный результат вычесть из 119.

№ Название шкалы Номер утверждения В прямых значениях В обратных значениях № Название шкалы Номера утверждений

При интерпретации данных отдельного испытуемого по этим шкалам, учитывая отсутствие нормативных данных, полученную испытуемым «сырую» шкальную оценку R следует сопоставлять с пороговым значением. Диагностически значимыми являются R-оценки, превосходящие пороговое значение:

Для подсчёта сырых баллов необходимо сложить все значения по всем пунктам каждой шкалы.

№ Название шкалы Номера утверждений

Перевод в Т-баллы осуществляется по следующей формуле, аналогичной формуле MMPI:

Где R - «сырые» баллы по шкале, M - средненормативное значение по шкале, а s - стандартное отклонение.

№ Название шкалы M s
№ Название шкалы M s

Сырые баллы по клиническим и личностным шкалам могут быть переведены в Т-баллы, что обеспечивает сравнение с нормативной популяционной выборкой.

Описанный выше статистический анализ и представление данных опросника невротических расстройств аналогичны анализу, проводимому при использовании широко известного опросника MMPI (при этом «профиль» опросника невротических расстройств повернут на 90 градусов). Интерпретация данных тестирования проводится на основании анализа совокупности шкальных оценок, сопоставления их между собой и с нормативными данными.

1 Степень ухудшения общего самочувствия 63, 133, 141
2 Колебания интенсивности жалоб 75, 91, 107, 121, 157
3 Расстройства в сфере пищеварения 64, 70, 76, 83, 88, 92, 94, 98, 112, 122, 124, 134, 153
4 Расстройства сердечно-сосудистой деятельности 65, 71, 77, 81, 89, 99, 111, 113, 114, 146
5 Нарушение общей чувствительности 66, 72, 84, 97, 100, 123 142, 145, 150, 155, 160
6 Нарушение моторики 78, 82, 93, 105, 115, 117, 135, 147, 156
7 Психическая истощаемость 62, 67, 79, 85, 90, 101, 106, 110, 125, 131, 136, 138, 143, 151, 163, 166, 269
8 Нарушения сна 80, 95, 102, 109, 126
9 Повышенная возбудимость 68, 69, 73, 86, 103, 118 120, 127, 132, 137, 140, 152, 161, 164
10 Переживание малоценности 20, 25, 172, 175, l92, 199, 202, 213, 217, 220, 225, 227, 230, 234, 238, 240, 298
11 Пониженная работоспособность 74, 96, 104, 108, 119, 128, 139, 149, 15.8, 159, 162, 165, 167
12 Навязчивые мысли и действия 173, 178, 181, 189, 196, 203, 205, 214, 228, 231
13 Немотивированный страх 168, 182, 190, 222, 226, 237, 243
14 Фобические расстройства 171, 174, 180, 197, 204, 206, 208, 211, 215, 219, 223, 229, 232, 239, 241
15 Нарушения социальных контактов 169, 176, 179, 183, 191, 198, 207, 212, 216, 224, 233, 236, 242
16 Неуверенность в себе 7, 9, 31, 32, 33, 47, 209, 245, 251, 252, 258, 263, 271, 283, 288, 294, 300 37, 46, 184, 253, 264, 267
17 Познавательная и социальная пассивность
1, 2, 5, 8, 16, 28, 30, 42, 49, 52, 53, 60, 244, 259, 272, 275, 276, 277, 290
11, 61
18 Невротический сверхконтроль поведения 3, 13, 29, 34, 43, 51 247, 273, 281, 297 15, 248, 256
19 Аффективная неустойчивость 38, 54, 57, 185, 266, 269, 284, 286, 292 20, 278, 289, 299
20 Интровертированная направленность личности 4, 19, 35, 45, 55, 260, 293 10, 18, 44, 250
21 Ипохондричность 12, 14, 17, 27, 39, 50, 249, 257, 274, 292
22 Социальная неадаптивность 21, 41, 59, 188, 195, 235, 254, 262, 287 26, 270, 291, 296
23 Злоупотребление курением 58, 148
24 Злоупотребление лекарственными средствами 87, 129, 144, 154
25 Злоупотребление алкоголем 193, 200, 210
26 Гипоманиакальные проявления 22, 48, 261, 265
27 Паранойяльная настроенность 24, 194, 201, 218
28 Галлюцинаторно-бредовые нарушения 170, 186, 221, 279
29. Симуляция 23, 56, 116, 130, 177, 246
30. Диссимуляция 6, 36, 40, 187, 255, 268, 280, 285, 295
1 Степень ухудшения общего самочувствия 6,3 3,6
2 Колебания интенсивности жалоб 7,2 3,4
3 Расстройства в сфере пищеварения 14,3 5,9
4 Расстройства сердечно-сосудистой деятельности 20,5 8,1
5 Нарушение общей чувствительности 16,7 5,9
6 Нарушение моторики 18,1 5,9
7 Психическая истощаемость 30,0 12,3
8 Нарушения сна 7,7 3,3
9 Повышенная возбудимость 36,5 11,9
10 Переживание малоценности 31,8 11,6
11 Пониженная работоспособность 32,0 10,8
12 Навязчивые мысли и действия 24,6 8,8
13 Немотивированный страх 11,8 4,6
14 Фобические расстройства 31,3 10,8
15 Нарушения социальных контактов 30,9 9,3
16 Неуверенность в себе 63,2 12,2
17 Познавательная и социальная пассивность 50,9 13,1
18 Невротический сверхконтроль поведения 37,1 6,1
19 Аффективная неустойчивость 34,1 7,0
20 Интровертированная направленность личности 28,6 6,2
21 Ипохондричность 22,7 6,9
22 Социальная неадаптивность 24,8 6,8

psylab.info

5.9. Опросник суицидального риска в модификации т.Н. Разуваевой

Предназначен для диагностики суицидального риска, выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения попыток самоубийства.

Опросник ОСР прошел психометрическую адаптацию. На первом этапе при обследовании 24 пациентов кризисного стационара на базе больницы № 20 г. Москвы были отобраны пункты ММИЛ (Березин), выражающие специфику ответов суицидентов по сравнению с обычными людьми. На втором этапе перечень пунктов из ММИЛ был дополнен рядом авторских оригинальных вопросов, и пилотажная версия ОСР из 72 пунктов предъявлялась 77 испытуемым с целью отбора пунктов по методу экстремальных групп. 20 испытуемых из 77 были пациентами указанного Кризисного отделения больницы № 20. В результате было отобрано 29 пунктов, обладавших значимым φ = коэффициентом четырехклеточной корреляции между ответами на пункт и показанием в группе суицидентов.

Опросник

Инструкция: Вам будет предложено оценить 29 утверждений. Если Вы, читая утверждение, соглашаетесь с ним, то поставьте знак «+» в соответствующей графе регистрационного бланка. Если не соглашаетесь – поставьте знак «–».

  1. Вы всё чувствуете острее, чем большинство людей.

  2. Вас часто одолевают мрачные мысли.

  3. Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.

  4. В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.

  5. Вам определённо не везёт в жизни.

  6. Работать (учиться) Вам стало труднее, чем раньше.

  7. Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.

  8. Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.

  9. Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.

  10. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.

  11. Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем вы ожидали.

  12. Вы считаете себя обречённым человеком.

  13. Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связанно с неудобствами.

  14. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.

  15. Человек, который водит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.

  16. В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что всё кончено.

  17. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.

  18. Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.

  19. В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваше решение и даже изменить его.

  20. Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.

  21. Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.

  22. Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.

  23. Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже очень плохое.

  24. Будущее представляется Вам довольно беспросветным.

  25. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путём.

  26. Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьёзные планы.

  27. Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.

  28. Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.

  29. Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.

Регистрационный бланк

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Ключ

По каждой шкале подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл умножается на коэффициент. Делается вывод о наличии/отсутствии факторов суицидального риска и степени их выраженности. Чем ближе значение фактора к максимально возможной его величине, тем более он выражен.

Шкала

Номера суждений

Коэффициент

mах значение фактора

1. Демонстративность

12,14,20,22,27

1,2

6

2. Аффективность

1,10,20,23,28,29

1,1

6,6

3. Уникальность

1,12,14,22,27

1,2

6

4. Несостоятельность

2,3,6,7,21

1,5

7,5

5. Социальный пессимизм

5,11,13,15,22,25

1

6

6. Слом культурных барьеров

8,9,18

2,3

6,9

7. Максимализм

4,16

3,2

6,4

8. Временная перспектива

2,3,12,24,26,27

1,1

6,6

9. Антисуицидальный фактор

17,19

3,2

6,4

Интерпретация

1. Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи». Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной ригидностью, когда «диалог с миром» может зайти очень далеко.

2. Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте – аффективная блокада интеллекта.

3. Уникальность. Восприятие себя, ситуации и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом «непроницаемости» для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой опыт.

4. Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Данная шкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога – «Я плох».

5. Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. Наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога – «Вы все недостойны меня».

6. Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте – инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об «экзистенции смерти». Одна из возможных внутренних причин культа смерти – доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: «Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования».

7. Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.

8. Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.

9. Антисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.

studfiles.net

Описание шкал опросника АСВ - Pro-Psixology.ru

Дадим описание шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики типов негармоничного воспитания.

Уровень протекции в процессе воспитания (шкалы Г+ и Г-)

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипо-протекция).

Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы (утверждения шкалы Г+ опросника АСВ).

Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю «не до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Степень удовлетворения потребностей ребенка (шкалы У+ и У-)

Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных — прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» является примером высокого уровня протекции (поскольку родитель много занимается воспитанием) и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка.

В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения.

Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они «балуют» его. Любое его желание — для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией, — «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

Количество и качество требований к ребенку в семье (шкалы Т+, Т- и 3+, 3-)

Требования к ребенку — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет, — учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи.

Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать.

Наконец, невыполнение требований ребенком может повлечь применение санкций со стороны родителей — от мягкого осуждения до суровых наказаний.

Формы нарушений системы требований к ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+, Т-; 3+, 3-; С+, С-.

Требования-обязанности — это перечень повседневных обязанностей ребенка по отношению к себе и по отношению к другим членам семьи.

Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к ка-кому-либо делу по дому.

Требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют прежде всего степень его самостоятельности, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов (шкала 3+). Такой подход может лежать в основе типа негармонического воспитания — «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует реакции оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сензитивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов; а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.

Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала 3-). В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертим-ного типа личности у подростка и особенно неустойчивого типа.

Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкалы С+ и С—)

Чрезмерность санкций (шкала С+) (тип воспитания «жесткое обращение»). Для родителей характерны приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости.

Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н)

Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.

Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К.Леонгарда, содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями характера.

Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Сочетание различных отклонений в воспитании.

Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонений характера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип негармоничного воспитания. Классификация типов негармоничного воспитания также дана в табл. 5.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

Доминирующая гиперпротекция

Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени. Однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±). В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию.

Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями.

При жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Т±, 3±, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.

Гипопротекция (гипоопека — Г-, У-, Т-, 3-, С±). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.

Психологические причины отклонений в семейном воспитании

Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. В этом случае показаны разъяснительная работа и рациональная психотерапия. Однако нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Особую роль в практике врача-психотерапевта играют две группы причин.

Отклонения личности самих родителей.

Акцентуации личности и психопатии нередко предопределяют определенные нарушения в воспитании. При неустойчивой акцентуации родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся гипопротекцией, пониженным удовлетворением потребностей ребенка, пониженным уровнем требований к нему. Инертно-импульсивная (эпилептоидная) акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жесткое обращение с ребенком. Стиль доминирования может также обусловливаться чертами тревожной мнительности.

Демонстративно-гиперкомпенсаторная акцентуация личности и истероидная психопатия у родителей нередко предрасполагают к противоречивому типу воспитания: демонстрируемая забота и любовь к ребенку при зрителях и эмоциональное отвержение в отсутствие таковых [Эйдемиллер Э.Г., 1994].

Во всех случаях необходимо выявить отклонение личности родителей, убедиться в том, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании. Поэтому внимание врача-психотерапевта направляется на осознание родителями взаимосвязи между особенностями своих личностных характеристик, типом воспитания и нарушениями поведения у подростка или ребенка.

Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. В этом случае в основе негармоничного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка. Попытки разъяснительной работы, уговоров изменить стиль воспитания оказываются неэффективными. Перед психологом встает трудная задача выявить психологическую проблему родителя, помочь ему осознать ее, преодолеть действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию.

Излагая наиболее часто встречающиеся психологические проблемы, лежащие в основе негармонического воспитания, мы опирались на опыт практической работы с родителями детей и подростков с невротическими расстройствами, нарушениями адаптации, личностными расстройствами (психопатиями) — соответственно 120, 60 и 80 семей.

Как и предыдущем разделе, одновременно с описанием этих личностных проблем будут указываться шкалы АСВ, предназначенные для их диагностики.

Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ). Обусловливаемое нарушение воспитания — повышенная протекция (потворствующая или доминирующая).

Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: супруга нет — смерть, развод, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и др.). Нередко при этом мать, реже — отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов, — потребность во взаимной исключительной привязанности, частично — эротические потребности. Мать нередко отказывается от вполне реальной возможности повторного замужества. Появляется стремление отдать ребенку (подростку) — чаще противоположного пола — «все чувства, всю любовь». В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям — ревность, детская влюбленность. Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции.

Стремление к расширению сферы родительских чувств за счет включения эротических потребностей в отношения матери и ребенка, как правило, ею не осознается. Эта психологическая установка проявляется косвенно, в частности в высказываниях, что ей никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализированных ею собственных отношений с сыном не удовлетворяющим ее отношениям с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они предъявляют ее в виде многочисленных придирок к ним.

Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК). Обусловливаемое нарушение воспитания — потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей подросток все еще маленький. Нередко они открыто признают, что маленькие дети вообще им нравятся больше, что с большими не так интересно. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимался как несчастье).

Рассматривая подростка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН). Обусловливаемое нарушение воспитания — потворствующая гиперпротекция либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком (подростком) в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя в этой ситуации «минимум требований — максимум прав». Типичная комбинация в такой семье — бойкий, уверенный в себе подросток (ребенок), смело выдвигающий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ним, родитель.

В одних случаях «слабое место» обусловлено психастеническими чертами личности родителя. В других — определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказываний таких родителей — признание ими массы ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Фобия утраты ребенка (шкала ФУ). Обусловливаемое нарушение воспитания — потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» — повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т.д.

Один источник таких переживаний родителей коренится в истории появления ребенка на свет — его долго ждали, обращения к врачам-гинекологам ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т.д.

Еще один источник — перенесенные ребенком тяжелые заболевания, если они были длительными. Отношение родителей к ребенку или подростку формировалось под воздействием страха утраты его. Этот страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других случаях — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

В типичных высказываниях родителей отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка: они находят у него множество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных во времени переживаниях по поводу здоровья подростка.

Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Обусловливаемые нарушения воспитания — гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.

Адекватное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя».

Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями личностного развития. Однако это явление очень редко ими осознается, а еще реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с ребенком (подростком), в плохой переносимости его общества, поверхностности интереса к его делам.

Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла.

Другой причиной НРЧ могут быть личностные особенности родителя, например выраженная шизоидность.

Замечено, что родительские чувства нередко значительно слабее развиты у очень молодых родителей, имея тенденцию усиливаться с возрастом (пример любящих бабушек и дедушек).

При относительно благоприятных условиях жизни семьи НРЧ обусловливает тип воспитания «гипопротекция» и особенно «эмоциональное отвержение». При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто перекладывается значительная доля родительских обязанностей — тип воспитания «повышенная моральная ответственность» — либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение.

Типичные высказывания родителей содержат жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь».

Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелательных качеств (шкала ПНК). Обусловливаемые нарушения воспитания — эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, протестные реакции, несдержанность и т.д. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами ребенка, родитель (чаще всего — отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителя сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации: характерным стремлением является выявить в любом поступке «истинную», т.е. плохую, причину. В качестве таковой чаще всего выступают качества, с которыми родитель неосознаваемо борется.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). Обусловливаемые нарушения воспитания — противоречивый тип воспитания — соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отверженцем либо доминирующей гиперпротекцией другого.

Конфликтность во взаимоотношениях между супругами — частое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него на поводу.

Характерное проявление ВК — выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания «строгой» стороны. Это связано с тем, что именно «строгая» сторона, как правило, является инициатором обращения к врачу или медицинскому психологу.

Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола. Шкала предпочтения мужских качеств — ПМК и шкала предпочтения женских качеств — ПЖК. Обусловливаемые нарушения воспитания — потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.

Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу, т.е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными суждениями о мужчинах вообще: «Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к противоположным качествам — быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах». Именно такие качества родитель с ПЖК видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может служить отец, видящий массу недостатков в сыне и считающий, что таковы же и все его сверстники. В то же время этот отец «без ума» от младшей сестры мальчика, так как находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении ребенка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания «эмоциональное отвержение». Возможен противоположный перекос с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к мальчику может сформироваться воспитание по типу «потворствующая гиперпротекция».

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ф.И.О.______ Возраст_____

Дата проведения эксперимента_______

ВопросыШкала
121416181Г+7
222426282Г— 8
323436383У + 8
424446484У — 4
525456585Т + 4
626466686Т — 4
7274767873+4
8284868883-3
929496989С + 4
1030507090С- 4
1131517191Н 5
1232527292РРЧ6
1333537393ПДК4
1434547494ВЫ 5
1535557595ФУ 6
1636567696НРЧ 7
1737577797ПНК4
1838587898ВК 4
1939597999ПЖК4
20406080100ПМК 4
101107113119125г+
102108114120126г-
103109115121127У+
104110116122128РРЧ
105111117123129ФУ
106112118124130НРЧ

Правила пользования опросником АСВ

Заполнение опросника предполагает создание доверительной атмосферы между психологом и родителем (родителями). Опрос может проходить в присутствии психолога или же опросники могут быть даны для заполнения дома. Каждый опрашиваемый (если их двое — мать и отец) получает свой текст опросника и бланк регистрации ответов. Психолог, проводящий исследование, зачитывает инструкцию, убеждается, что опрашиваемые ее правильно поняли. Он просит родителей заполнять опросник независимо друг от друга. После того как родители приступили к заполнению анкеты, повторное инструктирование или пояснения не желательны.

Таблица 5

Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) семейного воспитания

Примечание:

«+» означает чрезмерную выраженность соответствующей особенности воспитания;

«-» означает недостаточную выраженность;

«±» означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или невыраженность указанной особенности воспитания.

Бланк регистрации ответов составлен так, что номера ответов, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке (правда, для некоторых шкал таких строк две — вверху и внизу). В крайнем правом столбце указаны сокращенные названия шкал. Справа от сокращенного названия шкал указано диагностическое значение для каждой шкалы. Так, например, ответы на вопросы 1,21, 41, 61 и 81, а также 101, 107, 113, 119, 125 (всего десять вопросов) относятся к шкале Г+ (гиперпротекция), диагностическое значение которой равно 7. Для подсчета баллов по каждой шкале необходимо подсчитать число обведенных в соответствующей строке номеров. Если названия шкал подчеркнуты, как, например, Г+, то к результату необходимо прибавить число баллов по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка и обозначена теми же буквами. Если число баллов достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя диагностируется соответствующая особенность стиля воспитания.

При обнаружении нескольких особенностей (отклонений) воспитания следует обратиться к таблице 5 — «Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) семейного воспитания» для установления конкретного, присутствующего в воспитательном поведении данного родителя типа семейного воспитания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

pro-psixology.ru

Опросник САН: интерпретация результатов

Чтобы оценивать самочувствие, активность и настроение, был разработан специальный опросник. Его создали сотрудники Первого Московского медицинского института им. И. М. Сеченова. А если более конкретно, то в 1973 году опросник САН разрабатывали В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников. Об особенностях этого тестирования рассказывается в статье.

Каким образом используется опросник

Тест востребован для оценки психического состояния. При этом он отображает самочувствие не только пациентов медицинских учреждений, но и здоровых людей. Исследование направлено на определение биологических ритмов. Они представлены периодически повторяющимися изменениями особенностей, силы явлений и процессов биологического характера. Также это касается индивидуальных особенностей, отображающих психофизиологические функции.

Прохождение тестирования состоит в соотношении состояния с психологическими признаками. Опросник САН очень удобен в использовании. Он представлен в виде шкалы с индексами (3 2 1 0 1 2 3). Испытуемому предлагается 30 пар слов, для которых свойственно противоположное значение. Задание состоит том, чтобы выбрать и обвести в кружок по 1 цифре на каждой шкале. Выбранное значение должно наиболее точно отражать состояние человека, каким оно является в момент проведения теста.

Составляющие опросника

Используя бланк, можно анализировать своё самочувствие в настоящий момент времени. Суть состоит в том, что внутреннее состояние всегда сформировано из нескольких характеристик.

Опросник САН выявляет такие особенности:

  1. Самочувствие, состоящее из силы, утомляемости и здоровья.
  2. Активность – из подвижности, скорости протекания функций.
  3. Настроение, составляемое характеристиками эмоционального состояния.

Именно эти характеристики показывают, как чувствует себя опрашиваемый в данный момент времени. Благодаря тестированию становится ясным общее состояние здоровья, степень подвижности, а также эмоциональный фон.

Структура теста

Опросник САН составлен из 30 пар противоположных качеств, характеризующих самочувствие. Ответы на них помогают разобраться в себе, отображая меру проявления каждой характеристики в данный момент времени. При прохождении теста нужно максимально точно описывать своё состояние. Для этого в каждой из приведенных пар нужно выбирать особенность, с помощью которой можно отобразить состояние в данный момент времени. С этой целью следует выбирать цифру, которая максимально точно соответствует ощущениям в данный момент времени.

Каждая из шкал имеет средний балл, который равен 4. Вот таким образом устроен опросник САН. Самочувствие, активность, настроение определяются как благоприятные, когда оценка превышает 4 балла. А вот если значение является меньшим, то нельзя судить о хорошем отношении к происходящему в этот момент времени. Для нормальных оценок состояния свойственен диапазон 5,0-5,5 баллов.

Самочувствие

Одной из подлежащих анализу особенностей является то, как индивидуум чувствует себя. Она представляет собой совокупность субъективных ощущений. Таким образом происходит выявление особенностей физиологического и психологического комфорта. Направление чувств и мыслей также определяется, если попробовать в действии опросник САН.

Интерпретация результатов свидетельствует о том, что самочувствие представлено некоторой обобщающей характеристикой. Это может быть бодрость, недомогание и прочие. Подобные эмоции могут вызывать дискомфорт в разных частях тела.

Активность

Деятельность является общей характеристикой живых существ. При этом собственная динамика состоит в том, чтобы преобразовывать или поддерживать жизненно значимые взаимоотношения с внешними раздражителями. Этому сопутствует определённое разделение. Оно представлено видами активности:

  1. Химической.
  2. Активностью сознания.
  3. Физической, нервной, психической активностью.
  4. Группы.
  5. Личности.
  6. Общества.

Активность напрямую связана с тем, каким образом происходит прогнозирование развития событий. Это касается самой среды, а также положения живого организма в ней.

Кроме того, это сфера проявления темперамента. Она определяется широтой взаимодействия человека и окружающей среды (социальной и физической). Этот параметр определяет самочувствие, отвечающее характеристикам:

  1. Инертность.
  2. Пассивность.
  3. Инициативность.
  4. Спокойствие.
  5. Стремительность.
  6. Активность.

Настроение

Указанное качество представлено продолжительными состояниями, для которых характерна устойчивость. Так устроен опросник САН. Интерпретация предполагает оценивание эмоционального фона, характеризующего подавленное или приподнятое настроение. Эмоциональный фон представляет собой реакцию на последствия определённых событий. Это касается и их значения в отношении общих ожиданий, жизненных планов и интересов.

При этом важна чёткая идентификация состояния. Это может быть скука или восторг, радость. В отличие от ощущений, настроение направляется на один или другой объект. Его вызывает какой-то повод, причина. При этом немаловажным является присутствие эмоционального отклика на любые воздействия.

Как происходит обработка данных

Результаты опросника САН подсчитать несложно. Индекс 3 нужно выбирать при неудовлетворительном самочувствии, наиболее низкой активности и очень плохом настроении. Он соответствует 1 баллу.

За ним следует индекс 2, который соответствует такому же числу баллов. А 1 принимается за 3 балла и так далее. Полюса шкалы претерпевают постоянные изменения. Индекс 3 с противоположной стороны становится равен 7 баллам. Для положительных состояний свойственны высокие значения, а для отрицательных – наиболее низкие. По приведенным баллам следует рассчитать среднее арифметическое. Это нужно делать в целом, а также отдельно, в зависимости от активности, настроения и самочувствия.

Подобный тест очень эффективен и прост. Особенно удобно проходить его онлайн, каждый раз заполняя чистое поле. Хотя можно воспользоваться распечаткой и ручкой, чтобы выявить особенности своего самочувствия. Он может быть проведен профессионалом или с целью удовлетворения личного интереса.

fb.ru

Опросник Сан (интерпретация результатов)

Опросник сан был разработан коллективом авторов в 1973 году с целью оценки самочувствия, активности человека и его настроения. Поскольку данные 3 составляющие способны непосредственно влиять на работоспособность человека, подскажут момент необходимого отдыха для зарядки энергией и бодростью на ближайшее время, необходимо оценить степень каждой из них.

Методика сан представлена в виде опросника, где необходимо определить с помощью оценки степень своего психологического и физического состояния. Предлагается 30 пар слов, которые характеризуют настрой человека на протяжении дня и имеют противоположные значения.

Отдавая предпочтение тому или иному описанию в паре, проставляются необходимые оценки, по которым выводятся результаты состояния человека.

Подробно о тесте сан

Название теста пошло от первых букв основных составляющих состояния человека, на которых был сосредоточен данный опросник: самочувствие, активность, настроение.

Для каждой составляющей теста выделено 10 пунктов. Разрабатывая эту методику, автор утверждает, что именно эти критерии в полном объеме могут эффективно исследовать состояние каждой личности.

В таблице ниже приведен полный перечень опросника, достаточно в пустых ячейках отметить одной оценкой пару показателей. Оцениваете состояние настоящего времени в момент прохождения теста. Таким образом выбираете из предложенной пары тот показатель, который оптимально описывает состояние. Ставите ему оценку, насколько хорошее или плохое проявление данного показателя. Для получения более правдивых результатов важно проходить тест без преувеличения характеристик своего состояния.

Таблица теста

Показатель Оценка Показатель
3 2 1 0 1 2 3
1. Соображать легко Соображать трудно
2. Внимательный Рассеянный
3. Полный надежд Разочарованный
4. Довольный Недовольный
5. Счастливый Несчастный
6. Жизнерадостный Мрачный
7. Работоспособный Разбитый
8. Полный сил Обессиленный
9. Возбужденный Сонливый
10. Желание работать Желание отдохнуть
11. Веселый Грустный
12. Хорошее настроение Плохое настроение
13. Расслабленный Напряженный
14. Здоровый Больной
15. Увлеченный Безучастный
16. Взволнованный Равнодушный
17. Восторженный Унылый
18. Радостный Печальный
19. Отдохнувший Усталый
20. Свежий Изнуренный
21. Быстрый Медлительный
22. Деятельный Бездеятельный
23. Спокойный Озабоченный
24. Оптимистичный Пессимистичный
25. Выносливый Утомляемый
26. Бодрый Вялый
27. Самочувствие хорошее Самочувствие плохое
28. Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым
29. Активный Пассивный
30. Подвижный Малоподвижный

Подводим итоги опросника

Проставив оценки, необходимо их перевести по бальной шкале и подсчитать результаты. Слева направо все значения в данной таблице соответствуют такому количеству баллов: 3 = 7; 2 = 6; и так далее, чтобы последняя 3 была равна 1. Проставив необходимые баллы, необходимо сложить по 10 показателей самочувствия, активности и настроения и разделить на 10.  В результате получим средний показатель по перечисленным критериям.

Показатели самочувствия находятся в таблице под номерами 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26, 27, 28. Анализ активности проводится по показателям 1, 2, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 29, 30. Настроение характеризует последний блок вопросов под номерами: 3, 4, 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24.

Средний бал для каждой составляющей опросника сан должен находиться в пределах 5-5,5 балла. Это считается нормальный уровень, который позволяет продуктивно работать и заниматься необходимыми делами в радость. Если полученные значения ниже 4, то в таком случае стоит задуматься, как его повысить, возможно, нужно отвлечься и отдохнуть.

Проходить данный тест можно несколько раз в неделю, это позволит выявить те моменты в самочувствии, когда важно заняться собой и отвлечься от злободневной суеты, что в итоге принесет намного больше сил для эффективного выполнения разных задач на работе и дома.

poznala.ru

Шкала Лайкерта. Примеры использования в социологических анкетах

Порядковая шкала оценок или шкала Лайкерта названа в  честь своего разработчика Рэнсиса Лайкерта. Такой тип вопроса необходим в анкете, если вы хотите измерить чье-либо мнение или отношение к проблеме.

Частый вариант использования шкалы — респондентов просят указать степень своего согласия или несогласия с заданным утверждением. Для этого задаются варианты ответов в диапазоне от минимума до максимума. Например, при ответе на вопрос «Укажите, насколько вы удовлетворены состоянием сервиса в нашей гостинице» на полюсах расположены два промежуточных утверждения «совершенно не удовлетворен» и «полностью удовлетворен» . При этом для них применяется цифровое обозначение, где «совершенно не удовлетворен» соответствует единице, а «полностью удовлетворен» — цифре «5». Средним значением, которому в данном случае соответствует цифра «3», может являться ответ «затрудняюсь ответить».

 

Шкалу Лайкерта, состоящую из 5 позиций можно записать и в текстовом формате:

  • Полностью согласен
  • Частично согласен
  • Трудно сказать, согласен или не согласен
  • Частично не согласен
  • Совершенно не согласен

Такой вариант ее представления удобен для ее восприятия респондентом, в отличие от семипозиционной шкалы, в которой варианты ответа, записанные текстом будут непонятны для респондента

Также значениями шкалы могут выступать цифры от -7 до +7 с нулевым показателем в центре. Разрядность или количество отметок в шкале определяется исходя из конкретно заданных задач исследования. Наиболее популярны в маркетинговых и социологических исследованиях 5-разрядные шкалы (5 пунктов ответа).

 

Шкала с положительными и отрицательными цифровыми показателями без нулевого (нейтрального) значения в центре носит название шкала Стэпела. В такой  шкале может быть представлено несколько утверждений, как это показано на рисунке ниже. Цель такой шкалы — выяснить отношение респондента к проблеме, основываясь на нескольких полярных характеристиках /  свойствах объекта. Семантическая шкала в данном случае может состоять из большого количества пар антонимов.При такой шкале обычно наносятся граничные определения, а пространство между ними разбивается на 7 диапазонов (от 1 до 7 или -3 до +3), которые характеризуют степень приближенности мнения респондента к тому или иному определению. Пример использования шкалы такого типа представлен ниже.

 

 

В отличие от простого вопроса-выбора, шкала Лайкерта позволяет определить степень суждения. Это может быть очень полезно при рассмотрении сложных вопросов. А так как многие маркетинговые стимулы основаны на субъективных отношениях и мыслительных ассоциациях, не выраженных в какой-либо явной степени, то данный тип шкалы особенно эффективен при исследовании продуктов / услуг предприятия, его товарной марки или имиджа в целом.

При обработке результатов подсчитывается среднее арифметическое для каждой пары антонимов или для другого показателя, который предложен в шкале. Однако для пользователей «Анкетолога» задача упрощается — результаты обрабатываются автоматически.

Рекомендации по использованию шкалы Лайкерта

  • Позиции шкалы (варианты ответов) обозначайте словами. Нумерованные шкалы от 1 до 5, к примеру, несмотря на их широкое использование в профессиональной сфере, доставляют респондентам неудобства, так как они не сразу догадываются, какой конец диапазона имеет отрицательно значение, а какой — положительное. Определения от «плохо» до «отлично», как показывает практика, лучше воспринимаются опрашиваемыми.
  • Создавайте вопросы с нечетным количеством вариантов ответа (0-4, 1-5, 1-7, 1-9). Такие шкалы имеют среднее значение, которое выбирают при невозможности ответа на поставленный вопрос.
  • Не создавайте слишком много вариантов ответа. Практика показывает — у респондентов возникают затруднения при ответе на поставленный вопрос, если вариантов ответа в шкале больше 7. Чтобы опрашиваемые выбирали ответ осмысленно, а не случайно, всегда придерживайтесь этого правила.
  • Сохраняйте однополярность. Методологически более эффективным делает вопрос однополярная шкала. Например, судя по нашему опыту, шкала со значениями «очень смелый» / «совершенно несмелый» находится для респондента в одном смысловом ключе, а «очень смелый» и «очень робкий» — в разных.
  • Формулируйте вопросы именно в виде вопросов. Согласие или несогласие с утверждениями часто подвержены ошибкам — респонденты с большей вероятностью соглашаются с утверждениями, что бы в них не говорилось. Вместо этого старайтесь задавать респондентам вопросы — их чаще всего читают с большим вниманием.

В целом, шкала Лайкерта очень удобна и универсальна. Она позволяет в достаточно лаконичной форме оценить уровень эффективности, удовлетворенности или степень вероятности с максимальной точностью оценочных значений.

 

Вы можете построить свою анкету с использованием шкалы Лайкерта на проекте Anketolog.Ru, а  также собрать ответы респондентов.

blog.anketolog.ru