Одним из наиболее популярных видов плавания на животе является кроль. Техника плавания заключается в чередующихся гребках, которые выполняются вдоль оси движения. Действия ног синхронизируются с руками и тоже двигаются чередуясь.
Голова и тело пловца поворачивается на вдохе к кисти, которая выполняет гребок. Выдох происходит при опускании головы в воду. Популярностью кроль обязан скорости плавания. Различают двух-, трех-, шестиударный кроль – по количеству ударов ногами.
В связи со сложностью отработки навыков в воде практикуют сухое плавание т.е. отработку техники на суше и затем в воде. Начинающему пловцу необходимо знать не только как выполнять движения, но и какие именно упражнения необходимы для улучшения техники.
Любая техника предварительно отрабатывается с целью лучшего усвоения движений и их автоматизации. Для проработки навыков предусмотрены комплексы упражнений, которые позволяют доводить действия до автоматизма.
Знаете ли вы? Самым старым стилем плавания является брасс. Среди рисунков первобытных людей в Пещере пловцов есть изображение человека, плывущего брассом. Изображение относится к 9000 г. до н э.
Если вы работаете под руководством тренера, вам обязательно укажут на ошибки, допущенные в процессе и подскажут способы их исправления. Профессионал также поможет выбрать из нескольких разновидностей гребков те, которые получаются у вас лучше других и создать идеальную комбинацию для плаванья.
Базовые действия состоят из гребка одной рукой, затем второй. При этом вторая - пытается как-бы догонять первую. Поработав так несколько минут – смените последовательность. Для тренировки выносливости выполняются действия «с отсрочкой»: делаете гребок – задерживаете кисть под водой на несколько секунд и выполняете гребок второй. Все техники отрабатываются на суше и в бассейне.
Техника заключается в совершенствовании движений ног или рук. Для этого необходимо усвоить какие именно элементы являются правильными.
Алгоритм базовых действий следующий:
Отработка навыка действий руками заключается в совершенствовании техники с дополнительными приспособлениями и без них. Применяют различные типы плавания одной рукой и поочередную смену рук. В качестве приспособления используется доска, которую поочередно передают из одной кисти в другую.
Важно! Погружение в воду дает человеку ощущение того, что его вес уменьшился на 90%. Поэтому плавание рекомендуют для работы по улучшению осанки и разработки опорно-двигательного аппарата.
Техника плаванья одной рукой. Лежа на животе выполняются поочередные гребки руками. Ведущая кисть вытянута вперед. Вторая выполняет движения: поднимается для выполнения гребка, чуть сгибается, выполняет гребок, уходит под воду и там выполняет вторую часть поворота до возвращения в исходное положение. Красная линия — хорошая линия; Зеленая — похоже, рука слишком далеко впереди; желтая - сегмент плеча чересчур вертикально расположен; черная - сегмент от плеча к локтю сдвинут дальше вперед
Через несколько гребков смените руки. Тренинг развивает мышцы плечевого пояса. Второй вариант этого упражнения – конечность тянется не вперед, а размещается вдоль туловища и прижимается к бедру. Упражнение может совмещаться с упражнением для ног или без него. Для тренировки выносливости можно проплывать в данной технике 1 длину бассейна.
Плавание с рукой, сжатой в кулак. Если сжать кисть в кулак и в таком положении проплыть некоторую дистанцию, то кулак будет увеличивать движущую силу. Так тренируется эффективность отталкивания пловца от поверхности воды. Сжимать в кулак лучше не доминирующую руку, что повысит её роль в перемещении пловца.
Такой вариант удобен для отработки одинаковых по силе движений, так как в обычном режиме плавания доминирующая – всегда создает большую силу, чем не доминирующая. К тому же мышцы доминирующей конечности всегда развиты лучше, что создает несколько неровный стиль в заплыве на скорость. Упражнение для постановки руки с поднятым локтем. Практикуется вместе с техникой плавания одной рукой. Разделитель дорожки используется как ограничитель движения, которое выполняется вдоль разделителя. Расположитесь к нему как можно ближе и выполняйте гребок так, чтобы не задевать его. Упражнение развивает координацию движений.
Это упражнение актуально для новичков, если выполнять его с дополнительными элементами (например, доской). Передача доски из руки в руку вырабатывает компактность действий: ликвидируются неправильные широкие взмахи и чрезмерное вращение головой при повороте тела в сторону.
Важно! Лучшее время для занятий плаванием с 7.00 до 9.00 и с 18.00 до 20.00. В это время организм пребывает в наиболее расслабленном состоянии, восприимчив к физическим нагрузкам и готов сжигать лишние калории.
Видео: как правильно работать руками при плавании кролем.Плавание «по-собачьи». Рука сгибается в локте и идет вниз, кисть поворачивается, подтягивается рука, отталкивается и начинает движение из воды. Упражнение предназначено только для отработки техники рук и не совмещается с упражнениями для ног.
Техника выполнения заключается в проработке движений ног. Основным элементом правильного действия является движение от бедра, не сгибая ногу в коленном суставе. Удары ног должны помогать двигать тело спортсмена вперед и быть синхронными с перемещением рук.
Знаете ли вы? Первое упоминание о плавании, как о способе тренировки спортсменов относятся к эпохе Древнего Рима. А вот самостоятельным видом спорта плавание стало только в XV веке. Кроль является наиболее юным стилем спортивного плавания.
Плавание на боку. Данное задание предназначено для работы над перемещением ног по диагонали. Спортсмен размещается на боку, нижняя конечность тянется вперед. Верхняя находится на бедре. Маховые движения выполняются от бедра. На 8 ударе спортсмен поворачивается в другую сторону и снова выполняет 8 маховых движений. Действия могут чередоваться: выполняете 2 маха с одной стороны и затем 2 с другой стороны. Для тренировки выносливости, это же упражнение выполняется путем проплывания 1 длины бассейна и только потом выполняется поворот. При выполнении следите за техникой дыхания. Вдохнули – поворачиваетесь в сторону.
Отработку техники движения ног выполняют со стенкой бассейна в качестве опоры. При этом происходит как-бы плавание на месте. Пловец располагается на боку и отрабатывает движения ногами или может размещаться лицом вниз.
Плаванье в ластах помогает лучше понять не только технику, но и правильное движение ноги под воздействием давления воды. Обязательно для тех, кто любит сгибать ногу. Ласты позволяют пловцу лучше чувствовать мышцы ног.
Плавание при помощи прямых ног – это тренинг профилактики сгибания ног в коленях. Движения выполняются ногой от бедра, сгибается только тазобедренный сустав. Изгиб происходит только там, где на ногу влияет давление воды при перемещении ноги вниз.
Задачей упражнений на суше является отработка мышечных ощущений и контроль техники выполнения действия отдельной группой мышц. В воде все мышцы задействованы в комплексе.
Даже понимая, что техника выполнения была неверной, спортсмену не удастся хорошо отработать правильное движение. Кроме того, в воде отсутствует опора, которая помогла бы сосредоточиться только на одном действии и забыть об остальных.
Также следует учесть, что не все мышцы развиты одинаково и упражнения на суше отлично подходят для того, чтобы скорректировать их развитие. Упражнения на суше уменьшают риск травматизма от неправильной техники выполнения действий в воде. Сухое плавание облегчает освоение техники, совершенствует стиль и улучшает спортивные результаты. Тренинг может выполняться на скамейке (сидя, стоя или лежа). Тренировка рук выполняется, лежа на скамейке лицом вниз. Ноги тренируют сидя или стоя. Сидя с упором на скамейку, спортсмен следит за правильностью техники. Если спортсмен стоит, то задание должно осуществляться с опорой.
Базовые действия рук – это эллипсоидные движения, выполняемые поочередно. Постановка ладоней – ковшом. Махи ногами выполняются вверх-вниз. Постарайтесь синхронизовать действия руками и ногами. Тренировка на суше обязательна для отработки различных групп мышц и техники.
Отработка техники гребка происходит стоя в полунаклоне. Не задействованная рука опирается на колено. Вторая выполняет гребок: рука приподнимается, как бы входит в воду и выполняет гребок, уходя вниз под воду. Затем изгибается и начинает новое движение со следующим гребком.
Если не удается выполнить полное движение, то его разбивают на две части: момент, когда рука входит в воду и момент выхода из воды. Каждое из действий можно отрабатывать отдельно. Действия можно совмещать с отработкой техники дыхания. Упражнения для обучения движению руками при плавании кролем на груди на суше Рука поднимается вверх над водой, делается поворот и вдох. Движение кисти вниз сопровождается выдохом. Следующее действие начинается тогда, когда выдох окончен. Если не синхронизировать систему дыхания с техникой рук, то это будет проблемой при движении в воде. Аналогично отрабатываются действия второй.
Чтобы отрабатывать поочередное движение рук исходной позой будет полунаклон. Обе руки поставить перед собой и выполнять левый гребок, затем правый. Не забывайте одновременно поворачивать голову в сторону движущейся кисти. Отрабатывать движения можно одновременно с техникой дыхания.
Упражнение мельница для рук выполняется сидя на скамейке. Одну руку поднять вверх, как при гребке, вторую опустить к бедру. Гребки выполняются с поочередной сменой положения рук (верх-вниз). Цель – тренировка мышц плечевого пояса.
Цель тренировок на суше – знакомство с мышечными ощущениями и закрепление их в сознании.Упражнения для обучения движению ногами при плавании кролем на груди на суше При движении в воде спортсмен не видит своих действий, он может их только ощущать, в то время как от их правильности зависит и техника плавания, и скорость. Целью упражнений для ног является отработка подготовительного и ударного движений.
Отработка маховых движений выполняется стоя на скамейке. Руки держатся за опору. Прямая нога начинает взмах, затем сгибается голень и бедро продолжает двигаться вперед. Носок касается пола, и эта часть ноги не движется, пока бедро не закончит движение вперед. Теперь бедро движется в обратном направлении до возврата ноги в исходное положение.
Попеременное движение ногами сидя на скамейке напоминает ножницы, только с движениями вверх-вниз без скрещивания. Отрабатываются прямые движения ноги и укрепляются мышцы.
Движение ног в положении лежа. Пловец располагается на скамейке лицом вниз. Руки находятся перед собой. Выполняются взмахи прямыми ногами.
Видео: как правильно работать ногами при плавании кролем
Два базовых действия в дыхании – это вдох и выдох. Вдох ртом происходит тогда, когда рука делает гребок с поворотом тела в сторону. Выдох выполняется тогда, когда голова наклонена вниз. На каждую сторону должно приходиться одинаковое количество вдохов. Выдох делают через 3-5 гребков.
Узнайте, что такое, в чем польза и противопоказания стретчинга, йоги, аквааэробики, бега, калланетики, фитнес-йоги, бурпи, скандинавской ходьбы с палками, суставной гимнастики и степ-аэробики.Старайтесь не захватывать слишком много воздуха. Дыхание должно быть равномерным и расслабленным. Дыхание может происходить только на одну сторону или на обе стороны попеременно. Двухстороннее дыхание обычно практикуется новичками. Спортсмены со стажем выполняют односторонний вдох на каждый третий или пятый гребок.
Знаете ли вы? Если вы начинаете задыхаться через 4-5 вдохов, то это значит, что вы делаете неглубокий выдох. Некоторые начинающие спортсмены задерживают часть воздуха в легких – про запас. Именно поэтому они устают быстрее.
Количество посещений бассейна и интенсивность тренировок зависят от поставленной перед собой цели. Для занятия плаванием в качестве общеукрепляющих и поддерживающих форму нагрузок можно посещать бассейн 2-3 раза в неделю.
Знаете ли вы? Если вы постоите в воде 20 минут, то в крови происходит увеличение количества гемоглобина. Таким образом даже пассивный отдых во время тренировки улучшает кровообращение в организме, в т.ч. мозговое и активизирует клеточные процессы.
В свободные от посещения бассейна дни добавьте в ваш режим дня бег, езду на велосипеде или просто прогулки на свежем воздухе. Плавание помогает бороться с лишним весом, нормализует работу системы кровообращения и дыхания. Также плаванье кролем тренирует общую выносливость организма.
Для достижения профессиональных результатов тренировки должны быть ежедневными. Длительность одной тренировки должна составлять не менее 1,5 км плаванья кролем в воде. Расстояние для заплыва должно увеличиваться с каждой пятой тренировкой. Тренировки должны быть интенсивными. Если вы устали – попробуйте полежать на воде, но не сидите и не стойте на берегу.
Видео: как правильно плавать кролем
Знаете ли вы? Кроль как способ плавания был известен индейским племенам, благодаря которым с ним благополучно подружились американские колонисты. В 1844 году американская команда победила английскую в скорости благодаря кролю. Обиженные англичане не приняли новый стиль, назвав его варварством из-за большого количества брызг.
Техника плавания кролем, как и любым другим стилем не является сложной. Главное – это отработанные действия, их синхронность и правильная техника дыхания.lifegid.com
Упражнения, которые можно выполнять кролистам на суше, можно разделить на две группы: упражнения для (1) имитации техники плавания и (2) для развития силы.
Рассмотрим подробно обе этих группы.
Следует отметить, что никакая работа на суше с точки зрения техники плавания не заменит работы в воде.
В этой связи, имитацию двигательных движений на суше в основном делают в самом начале обучения плаванию – с тем, чтобы понять, представить и прочувствовать, как двигаются все конечности, а затем перейти к занятиям в воде.
Понимая это, теперь перейдем к рассмотрению отдельных элементов – работе ног и рук.
Следует сесть на пол или на скамью, ноги вытянуть перед самой и слегка поднять.
Стопы должны быть вытянуты от себя и слегка повернуты внутрь, ноги – максимально выпрямлены. В таком положении начинаем попеременную работу ими, имитируя плавание в воде, как показано на этой иллюстрации:
Работа на сушеХотя при плавании ноги слегка сгибаются за счет волнообразных движений, здесь крайне желательно держать их все время прямыми – чтобы почувствовать напряжение и работу бедер – привыкнуть к тому, что работа идет за счет мышц бедра, а не за счет сгибания в коленях.
Порой это задание делают, сидя на краю бортика бассейна – ноги в таком случае работают над водой.
Лягте на бок и делайте махи прямыми ногами, как показано в этом ролике:
Для выполнения этого задания ложимся на грудь и также имитируем ударные движения. Здесь также важно, чтобы они были прямыми, не сгибались.
Как это выглядит, показано здесь:
Положение рук при этом можно менять – сначала обе они впереди, затем – одна, затем – обе прижаты, и в каждом из этих положений работаем ногами.
Необходимо встать одной ногой вперед и опереться на нее, как показано на рис. “а” и “б”.
После этого имитируются все фазы гребка: вкладывание руки в воду, гребок, выход руки из воды и ее последующий пронос для нового вкладывания (см. рис “в” и “г”).
Имитация гребкаВыполнив это задание несколько раз, можно также попробовать его делать с выполнением дыхания в сторону.
Ложимся на скамью таким образом, чтобы руки свисали с обеих сторон. Желательно, чтобы и голова также находилась за пределами скамьи.
В этом положении, начинаем делать гребки:
Гребки на скамьеЕсли говорить про обучение детей, то наглядно это также показано на второй минуте данного видео:
Стоя, имитируем гребковые движения обеими руками – они как бы напоминают мельницу.
Это упражнение показано в начале предыдущего видео.
С точки зрения силовой подготовки, для кроля в первую очередь важно уметь делать сильный гребок и сильные удары ногами. Также важны растяжка плечевого пояса для амплитуды гребковых движений, сильные мышцы кора (пресс, поясница) для баланса тела и вращения корпуса, хорошо растянутые лодыжки для эффективной работы стоп.
Соответственно, этим аспектам и посвящены соответствующие упражнения, рассматриваемые ниже.
Российским тренером А.И. Постовым был разработан комплекс упражнений специально для кролистов – в него входят 30 разных заданий.
Все они продемонстрированы самим автором в данном видео, обязательно рекомендуем к просмотру:
Алгоритм действий:
Вот видео, в котором показан данный метод:
Также можно делать тягу и двумя руками одновременно!
Алгоритм действий:
Если задание дается легко – возьмите более тугой эспандер либо по два эспандера на каждую ногу.
Как это выглядит, показано на второй минуте следующего видео. В начале там также достаточно интересное и нестандартное упражнение для кролистов – бег спиной на беговой дорожке.
Развивает мышцы плечевого пояса.
Порядок действий:
Вот как это выглядит:
Если задание дается легко, можно взять в каждую из ладоней дополнительный вес.
Наконец, помимо всего вышеперечисленного, если комплекс упражнений для кроля, разработанный Робертом Кифута – американским специалистом по плаванию, трудившимся в первой половине XX века.
Вот разработанный им комплекс:
Упражнения для кроля от Роберта Кифутаiplav.com
При изучении всех спортивных способов плавания применяют раздельно-целостный метод обучения. Суть его состоит в том, что вначале осваивают отдельные элементы, а затем — весь способ в целом.
Упражнение № 1. Если занятия проводятся со взрослыми людьми, то обучение движению ног на суше следует начинать с имитации по фазам подготовительного и ударного движений. Для этого занимающийся, стоя на одной ноге на скамье, держится рукой за опору.
На счет «раз» прямая нога движется назад, на счет «два» бедро останавливается, а голень, сгибаясь в колене, продолжает движение стопой назад. Выполнив правильно две фазы подготовительного движения, приступают к имитации рабочего или ударного движения. На счет «три» бедро вместе с голенью двигается вперед, причем голень в движении отстает от бедра, и нога сгибается в колене на 10—15°. Носок при этом должен быть вытянут, повернут вовнутрь и при движении касаться пола. На счет «четыре» бедро останавливается и начинает движение в обратном направлении, т. е. назад. Голень же с нарастающей скоростью продолжает движение стопой вперед, и нога, разгибаясь, приходит в исходное положение.
Упражнение № 2. Наиболее распространенным упражнением при изучении движений ног на суше является попеременное движение прямыми ногами в положении сидя на полу или на скамейке (рис. 6.2, а). При выполнении этого упражнения носки ног должны быть вытянуты и повернуты вовнутрь. Ноги в коленях прямые, размах движений стоп — около 0,4 м.
Необходимо подробнее остановиться на одном из методических требований к этому упражнению. В отличие от предыдущего при движении прямыми ногами требуется постоянное напряжение мышц бедра, исключается даже незначительное сгибание ног в коленных суставах.
Такая постановка задачи преследует цель создания представления об усилиях при работе ногами. Формирование двигательного навыка в плавании осложняется тем, что при выполнении движений в воде занимающиеся лишены возможности видеть свои действия. Обратная информация о выполняемом движении идет лишь от рецепторов мышц, связок и суставов. При выполнении движений на суше прямой ногой формируются мышечные ощущения, сходные с теми, которые возникают в воде. Это исключает в дальнейшем появление таких распространенных ошибок, как чрезмерное сгибание ног в коленном суставе в первой части ударного движения и сгибание колена в первой фазе подготовительного движения.
Упражнение № 3. После освоения упражнения в положении сидя переходят к изучению движений ног в положении лежа на груди. Выполняя движения прямыми ногами лежа на груди, обучающиеся должны принимать такие положения рук, которые в дальнейшем будут повторяться в воде. Первое такое положение — руки впереди (рис. 6.2, б). Затем принимается положение одна рука впереди (например, левая), другая (правая) — вдоль тела (рис. 6.2, в). Потом положение рук меняется, т.е. правая переводится вперед, а левая располагается вдоль тела. Последним из этой серии является движение ног, когда руки вытянуты вдоль туловища (рис. 6.2, г). При движении ног (в положении лежа на груди) главным условием остается движение прямыми ногами.
После того как будут освоены движения ног на суше, можно начинать отрабатывать работу ног в воде.
Упражнение № 4. Первые движения ногами необходимо выполнять, держась руками за какую-нибудь неподвижную опору (рис. 6.3, а). Такой опорой может быть поручень или край сливного бортика бассейна, дно водоема или партнер по выполнению упражнения. Необходимо следить, чтобы у занимающихся не появлялось чрезмерного сгибания ног в коленях. При возникновении этой ошибки целесообразно дать завышенный темп с укорочением амплитуды движений голеностопных суставов. Движение ног с приподнятой головой сменяется упражнением на задержанном вдохе при опущенном в воду лице и выпрямленных руках. Затем выполняется упражнение в согласовании с дыханием, при котором поворот головы для вдоха делается вначале в сторону прижатой правой руки, а затем — в сторону прижатой левой руки.
Упражнение № 5. После этого переходят к изучению движений ног с подвижной опорой, которой могут служить любые плавающие средства, способные поддерживать руки у поверхности воды и дающие возможность держать поднятую над водой голову. Наиболее простым будет упражнение, при котором обучающийся держит плавающее средство за ближний к нему край с вытянутыми руками. Вначале выполняют движения с поднятой головой и произвольным дыханием. Освоив структуру движений и добившись удовлетворительного продвижения, выполняют это же упражнение, но с опущенной в воду головой на задержанном вдохе. При этом тело обучающегося занимает правильное положение, и работа ногами будет приближена к реальным условиям плавания (рис. 6.3, б).
Упражнение № 6. Затем дается задание выполнять движение ногами, держа поддерживающее средство одной рукой, а другую — прижатой к телу (см. рис. 6.3, б).
При этом обучающийся делает вдох при повороте головы в сторону прижатой руки, а выдох — в воду после поворота головы лицом вниз. Выполнив задание, обучающийся держит поддерживающее средство другой рукой и выполняет поворот головы для вдоха в другую сторону. С самого начала изучения дыхания в согласовании с работой ног не только в этом упражнении, но и в других целесообразно придерживаться правила, при котором объем заданий был бы одинаковым при повороте головы как в правую, так и в левую стороны.
Упражнение № 7. После освоения движений ног с поддерживающей опорой следует переходить к изучению движений ног в безопорном положении (рис. 6.3, в).
Наиболее простым из этой серии упражнений является движение ног с расположенными впереди руками, вдох при этом выполняется с подниманием головы лицом вперед. На первых этапах обучения допустимо при поднимании головы делать поддерживающие гребковые движения кистями рук, облегчая ими удержание головы над водой. Затем это же упражнение необходимо провести на задержанном вдохе. Упражнение выполняется на задержанном вдохе всего 5 — 10 с. Более длительная задержка дыхания вызывает ощущение удушья, мешающего сосредоточить внимание на выполняемом движении. Движение ног с опущенным в воду лицом помогает исправлять такие ошибки, как излишний прогиб тела в пояснице или слишком высокое положение головы над поверхностью воды.
Упражнение № 8. Более сложным в изучении движений является плавание одними ногами с вытянутой вперед одной рукой и прижатой к телу другой (рис. 6.3, г). При повороте головы для вдоха в сторону прижатой руки могут возникать излишние напряжения мышц туловища и шеи, являющиеся причиной потери равновесия. Положение рук необходимо менять через равные промежутки для того, чтобы навык поворота головы формировался не только в одну, удобную для поворота головы, но и в другую сторону. Это дает возможность формировать не только симметричные движения руками, но и движения туловищем.
Упражнение № 9. Еще более сложным для выполнения является плавание с помощью одних ног с прижатыми руками к туловищу (рис. 6.3, д). Это упражнение вначале выполняется с подниманием головы вверх для выполнения вдоха, затем — на задержанном вдохе и после этого — с поворотом головы для вдоха. При выполнении этого упражнения вдох делается поочередно в правую, а затем в левую стороны. Это упражнение устраняет часто появляющуюся у занимающихся ошибку, когда при повороте головы для вдоха обучающийся опирается вытянутой рукой о воду. При этом происходит развитие ощущения равновесия туловища за счет ритмичной работы ног.
Нужно иметь в виду, что освоить движения ног кролем за одно или за два занятия невозможно. Навык движения ногами, при котором не возникает усталости мышц, чаще появляется на пятом или шестом занятии. У некоторых людей развитие навыка движений ногами затруднено. Если у занимающегося ноги тонут или нет существенного продвижения вперед, а иногда даже возникает движение назад, то в этом случае нужно вернуться к упражнениям с поддерживающими средствами. Но нужно помнить, что движение ног с поддерживающим средством следует выполнять в ограниченном объеме. Дело в том, что увлечение упражнениями с подвижной опорой приводит к формированию навыка с неестественным для свободного плавания прогнутым телом и высоким положением плеч и головы.
Упражнение № 10. В положении полунаклона одна рука опирается на согнутое колено одноименной ноги (рис. 6.4, а), другая вытянута вперед, выполняется имитация гребка и подготовительного движения. Гребок и подготовительное движение изучаются по частям: вначале имитируется вход руки в воду, затем — начало гребка и его окончание, потом — выход руки из воды и пронос ее над водой (рис. 6.4, б, в). Если занимающемуся не удается выполнить имитацию отдельных частей движения руки, сходных с теми, которые выполняются спортсменами, нужно предложить сделать движение в упрощенном виде. Для этого в том же исходном положении дается задание произвести движение спереди назад слегка согнутой в локтевом суставе рукой и, не разгибая локоть, вернуть ее через сторону в исходное положение. Такое же движение необходимо выполнять и другой рукой. Затем упражнение повторяется в согласовании с дыханием. Во время гребка рукой голова поворачивается и делается вдох. При возвращении руки в исходное положение голова поворачивается лицом вниз и выполняется выдох. Имитацию каждого последующего гребка можно начинать только тогда, когда занимающийся закончит выдох. Если время вдоха и выдоха превышает время цикла движения руки, то с каждым последующим циклом будет происходить опаздывание вдоха, и согласование нарушится.
Рис. 6.5. Упражнения для обучения движению руками при плавании кролем на грудиУпражнение № 11. Освоив раздельное движение рук на суше, переходят к изучению их движения в воде. Обучение всегда начинается с упражнений из исходного положения стоя на дне. В воде, как правило, повторяются все имитационные упражнения, которые выполнялись на суше. Для того чтобы во время выполнения гребков занимающегося не сносило вперед, он делает более широкую, чем на суше, стойку, при которой передняя согнутая в колене нога значительнее выносится вперед (рис. 6.5, а). Туловище при этом имеет больший наклон, приближаясь к горизонтальному положению. Рука, не участвующая в движении, опирается на колено согнутой впереди одноименной ноги, а рука, которой имитируется движение, находится впереди у поверхности воды. Во время выполнения упражнения голова занимающегося поднята над водой. В этом исходном положении имитация гребка должна осуществляться без ускорения. Изучается только направление движения кисти, предплечья и плеча. Если при этом исходном положении развивать гребковое усилие, то, несмотря на упор передней ногой, тело начнет смещаться вперед.
Упражнение № 12. После того, как будут изучены подготовительное и гребковое движения с поднятым над поверхностью воды лицом, приступают к изучению движений рук с опущенным в воду лицом. Упражнение выполняется на задержанном вдохе, поэтому по продолжительности оно может быть не более 15 с. Занимающемуся следует держать глаза в воде приоткрытыми и контролировать движение руки (рис. 6.5, а).
Изучив движение рук, можно начинать осваивать гребки в согласовании с дыханием. Поворот головы для вдоха изучается вначале в сторону гребка одной руки, а затем ~ в сторону гребка другой руки. Голова для вдоха поворачивается в тот момент, когда рука заканчивает гребок. Очень важно, чтобы во время вдоха голова не поднималась над водой, а поворачивалась так, чтобы рот и затылок были у самой поверхности воды. Раздельное движение рук повторяется многократно, сериями по 20—30 раз подряд (рис. 6.5, б).
Упражнение № 13. После изучения движений руками стоя не дне, приступают к изучению движений у неподвижной опоры в горизонтальном положении (рис. 6.25, в).
Упражнение № 14. Когда будет достигнута удовлетворительная работа рук в положении стоя на дне, можно приступать к изучению движений рук с поддерживающей опорой. Держась за ближний край опоры двумя руками, обучающийся делает гребковые движения вначале одной, а затем — другой рукой, не согласуя движения руки с дыханием, но часто работая ногами. При этом голова может находиться над поверхностью воды и осуществлять зрительный контроль за движением руки. Затем это же упражнение выполняется на задержанном вдохе со зрительным контролем.
После освоения этих движений можно приступать к изучению движений руки в согласовании с дыханием. Выполнив скольжение с руками, вытянутыми вперед, начинают движение ногами и с поворотом головы для вдоха делают несколько гребковых движений вначале одной, а потом другой рукой. При этом следует обратить внимание на частую и ритмичную работу ногами. Если при выполнении движений рукой ноги замедляют темп, то необходимо повторять упражнение, добиваясь устранения этой ошибки. Неритмичная, с перебоями работа ног не позволяет стабилизировать положение тела в воде, являясь причиной смещений таза в стороны. При неритмичном движении ног в момент их остановки исчезает подъемная сила, необходимая для поддержания тела в горизонтальном положении.
Упражнение № 15. Освоив гребок с дыханием под одну и под другую руку, переходят к раздельно-попеременным движениям. На суше из исходного положения, стоя в полунаклоне, руки впереди, имитируются гребковое и подготовительное движения поочередно одной, а затем и другой рукой. Необходимость переключения внимания с одной руки на другую в упражнениях с попеременными движениями заметно усложняет освоение гребков руками, но в то же время создает неблагоприятные предпосылки для изучения в дальнейшем согласованного движения рук. После того, как попеременные движения рук будут усвоены, выполняют эти движения с поворотом головы для вдоха под каждую руку. Чтобы избежать сложностей в изучении этих движений в воде, нужно уже на суше добиваться от занимающихся умения задерживать на несколько секунд обе кисти рук впереди.
Упражнение №16. При выполнении раздельного движения рук в воде вначале дается задание выполнять движения с произвольным дыханием, затем — на задержанном вдохе и после этого — в согласовании с дыханием.
Упражнение №17. Следующим упражнением будет раздельно-попеременное движение рук. Необходимо обращать внимание на паузу в движениях рук в тот момент, когда обе руки встречаются впереди. При встрече кистей большие пальцы должны касаться друг друга. Если в воде не удается достигнуть раздельности движений рук, занимающемуся дают в руки поддерживающую опору и добиваются необходимого раздельного движения.
Упражнение № 18. После этого выполняют раздельно-попеременное движение с поворотом головы для вдоха под гребок каждой руки с подвижной опорой. Внимание занимающегося должно быть обращено на выполнение длинного гребка, на необходимость сохранения паузы для кистей рук, ритмичное движение ног. Переходя к раздельно-попеременному плаванию в согласовании с дыханием, следят за тем, чтобы у занимающегося не нарушался ритм движений, длина гребка обеих рук и поворот плеч при вдохе в одну и другую стороны были одинаковыми. Однако при всех тех полезных качествах, которые развивает это упражнение, выполнять его с большим числом повторений нельзя, так как может произойти формирование стойкого навыка раздельного движения рук, что впоследствии отрицательно повлияет на развитие способности тонко ощущать передачу гребкового усилия с одной руки на другую.
Рис. 6.6. Упражнение для обучения согласованию движений при плавании кролем на груди (пояснения в тексте)Упражнение № 19. Освоив гребок руками в согласовании с дыханием с подвижной опорой, приступают к изучению движений руками без опоры, вначале на задержанном вдохе, осуществляя зрительный контроль за гребками (рис. 6.6, а), а затем — движения руки в согласовании с дыханием (рис. 6.6, б). При изучении кроля упражнение движения рук в согласовании с дыханием является основным, и от того, насколько качественно оно изучено, во многом зависит успех овладения этим способом плавания.
Вдох также выполняется вначале под одну, а затем под другую руку. Если пренебречь этим правилом и изучать вдох только под одну из рук, то в дальнейшем у плывущего возникает асимметрия в движениях. Поворот плеч становится больше в сторону той руки, под которую делается вдох. При этом во вращение вовлекается таз, смещающий направление движения ног в сторону от вертикали. Поэтому из всех других этому упражнению нужно отводить на занятиях наибольшее количество времени и внимания.
Так же, как и предыдущее, его повторяют сериями много раз, добиваясь легкого и непринужденного дыхания, правильного согласования дыхания и движения руки, ощущения давления ладонью о воду. На первых этапах обучения рекомендуется делать небольшую паузу для работающей руки в тот момент, когда она закончит подготовительное движение. Пауза необходима для того, чтобы занимающийся успел закончить выдох к началу следующего гребка.
Упражнение № 20. Упражнение в полураздельном согласовании является последним из группы упражнений для изучения движений рук. Оно осваивается труднее, чем все предыдущие, и поэтому при его выполнении нужно применять счет, с помощью которого можно фиксировать положение головы и рук. Счет помогает перейти от полураздельного согласования движений к слитному.
На суше принимается положение полунаклона, одна рука впереди, другая — сзади, голова — лицом вниз. На счет «раз» одновременно имитируется гребок передней правой и подготовительное движение левой рукой, расположенной сзади. На счет «два» выполняется гребок левой и подготовительное движение правой рукой. При выполнении этого упражнения нужно следить за тем, чтобы обе руки одновременно начинали и заканчивали движение.
В дальнейшем пауза между счетом «раз» и «два» сокращается, и движения рук становятся слитными. Это упражнение вначале выполняется на задержанном вдохе, а затем, после того, как будет освоена одновременная смена рук, упражнение усложняется путем включения в него движения головы.
Упражнение № 21. На суше принимается положение полу-наклона, правая рука располагается впереди, левая рука — сзади, голова — лицом вниз. На счет «раз» одновременно выполняют движение обе руки. На счет «два» — поворот головы и вдох. На счет «три» — поворот головы лицом вниз и выдох. Затем упражнение повторяется.
Упражнение № 22. Только после того, когда эти движения будут освоены на суше, они выполняются в воде в положении стоя на дне. Нужно стараться, чтобы занимающиеся выполняли его в той координации, которая была достигнута на суше. При выполнении этого упражнения обращают внимание на глубину вдоха и выдоха, наличие паузы между движениями рук и головы и одновременность смены положения рук. С переходом на слитные движения рук и головы не следует торопиться, так как ошибки, не устраненные ранее, в дальнейшем при совершенствовании движений становятся трудноисправимыми. Постепенно, сокращая паузы между счетом, добиваются слитного движения.
Если все-таки удовлетворительного выполнения не происходит, возвращаются к ранее выполняемым упражнениям и выявляют причины, затрудняющие их освоение.
Только после того, как будет достигнута согласованность дыхания с движениями рук, переходят к плаванию с движениями ног в полураздельном и затем в слитном согласовании.
Изучение согласования движений рук и ног. Обучение плаванию кролем на груди всегда следует начинать с шестиударного согласования движений рук и ног.
При шестиударном согласовании в период гребка каждой руки ноги выполняют четыре ударных движения, в период подготовительного — два ударных движения. При этом вход, например, правой кисти в воду и начало ее движения вперед и вниз должны совпасть с ударом одноименной, правой, ноги. Начало давления кисти на воду совпадает с ударом противоположной, левой, ноги. В средней части гребка правой руки удар делает правая нога. Окончание гребкового усилия совпадает с ударом противоположной ноги.
Шестиударный вариант согласования, позволяющий держать в устойчивом равновесии туловище при гребках рук и поворотах головы, обучающиеся осваивают без заметных трудностей в процессе раздельного, раздельно-попеременного и полураздельного плавания. Но если развитие навыка шестиударного согласования затруднено, применяется метод подсчета числа ударных движений ног под гребковые движения рук.
Упражнение № 23. На суше принимается исходное положение стоя в полунаклоне, руки впереди. Имитация движений ног кролем в положении стоя очень условна. Под каждый счет обучающийся переносит вес тела на одну ногу, а другую, освобождая от опоры, сгибает в колене и ставит на носок. Сгибание ноги в колене является имитацией ударного движения. При раздельном согласовании движений рук, когда цикл движения повторяется только одной рукой, например правой, упражнение выполняется следующим образом:
Вначале упражнение выполняется в медленном темпе с остановкой на каждом счете, затем скорость подсчета можно увеличивать, следя за тем, чтобы согласованность движений рук и ног не нарушалась. При изучении согласования с раздельно-попеременным или с полураздельным движением рук упражнение выполняется не на шесть счетов, а на семь. Это происходит потому, что при попеременной работе рук или при полураздельном их согласовании отсутствует момент одновременного начала гребка одной рукой и окончания гребка другой. Поэтому на счет «семь» необходимо выполнить только имитацию движения ног, чтобы начало гребка другой рукой совпало с ударом одноименной ноги.
Упражнение № 24. В воде изучать согласование лучше в безопорном положении. Вначале подсчет количества ударов ног ведется при раздельном движении рук, а затем — при раздельнопопеременном и полураздельном их согласовании. Переходить к слитному согласованию движений рук целесообразно, лишь когда шестиударное согласование становится устойчивым.
sportwiki.to
Что представляет собой кроль как стиль плавания?
Кроль — это стиль плавания, отличающийся своей технической простотой и высокой скоростью движения пловца, появившийся ещё в древности, но активно использующийся европейцами лишь с 19 века (до этого Европа знала лишь брасс). Синонимичное название — вольный стиль.
В наиболее общем виде технику кроля на животе можно описать следующим образом.
Пловец, лежа на животе, совершает маховые и гребковые движения руками вдоль туловища и при этом попеременно поднимает и опускает ноги (руки в этом стиле похожи на крылья мельницы, а ноги — на ножницы). При плавании человек то опускает лицо в воду, то поворачивает его для вдоха.
Основа правильной техники кроль, как и большинства стилей начинается с техники рук.В движении рук выделяют следующие фазы:
Первая фаза характеризуется вхождением руки, согнутой под острым углом в локте, под воду. В первую очередь погружается кисть, затем предплечье и плечо. Основная нагрузка при гребке приходится на плечо, поэтому верхняя конечность должна входить в воду непосредственно перед ним.
После погружения руки под воду её вытягивают вперед, далее начинается другой этап движения рук.
Очень важно именно вытягивать руку вперед и тянуться за ней всем телом. Благодаря этому достигается максимальная обтекаемость, что позволяет увеличить скорость и уменьшить энергозатраты.
Вторая фаза состоит из опорного и главного частей гребка.Для опорного гребка руку слегка сгибают в локте до образования между плечом и предплечьем тупого угла. Основной гребок выполняется путём ещё большего сгибания руки в локтевом суставе до образования угла в 90 градусов.
Заключительное действие на данном этапе — выпрямление руки перед фазой её выведения из воды.
Третья фаза начинается при достижении выпрямленной рукой положения «вдоль туловища», то есть сбоку от таза пловца. Здесь стоит обратить внимание на область плеча: за счёт одновременного погружения под воду другой руки оно выходит из воды в первую очередь (потом должны выйти предплечье и ладонь).
Заключительную фазу можно назвать самой простой: согнутая в суставе рука заносится над поверхностью воды для совершения нового цикла движений. Очень важный момент — при движении руки над водой локоть смотрит в потолок.
При погружении руки опускаются не на одну линию перед собой, а параллельно линии центра. Левая чуть левее, правая чуть правее. Это так-же снижает сопротивление и увеличивает скорость.
Для доведения движений до автоматизма и совершенствования техники рук необходимо выполнять ряд упражнений (как с использованием специального инвентаря, так и без него). В рамках обучения технике плавания кролем используют доску для плавания, колобашку и широкие лопатки для рук.
Как говорилось ранее, техника ног заключается в совершении движений вверх-вниз попеременно. Движения плавные от бедра, колени сгибаются лишь для создания легкого волнообразного движения ноги. Носок всегда натянут от себя.
Амплитуда размаха должна составлять примерно четверть роста пловца. При правильном передвижении из воды видны только пятки.
Очень сложно плыть при сильно погруженных ногах. Если «тонут ноги» причины могут быть две:Упражнения для совершенствования техники ног кроль. Необходимый инвентарь — доска для плавания, желательный — ласты и утяжелители.
Движение пловца будет верным только при правильном дыхании.
Основная характеристика дыхания при плавании кролем — ритмичность.
Вдох осуществляется ртом при повороте головы набок, в сторону гребущей руки (при этом образуется так называемый воздушный карман). Затем лицо опускается в воду, где и происходит выдох (сначала ртом, потом носом).
Число вдохов на каждую сторону должно быть одинаковым, так как именно в этом случае вращение тела будет правильным, что и обеспечит высокую скорость движения.
Вдох лучше всего делать на каждый 3-й или 5-й гребок руками. Так будут тренироваться повороты головы в обе стороны. Но при обучении плавании кролем допустимо брать воздух каждый второй гребок — главное чередовать (один бассейн дыхание слева, второй справа).
При заборе воздуха с правой стороны:
Аналогично для левой стороны.
Движения ногами обычно быстрее движений рук в 2-3 раза. В зависимости от того, сколько движений ногами приходится на один цикл смены рук, выделяют двух-, четырёх- или шестикратный кроль.
Однако чтобы научиться плавать кролем нет необходимости следить за этим, лучше всего сконцентрироваться на правильном положении тела и головы при вдохе, и, собственно на самом дыхании. Если чувствуете что быстро устаете — делайте по 2 маха ногами на каждый гребок рукой.
Важный момент в плавании любым стилем — эффект скольжения. Для этого в кроле необходимо полностью вытянуться, поджать плечи и тянуться за рукой которая в данный момент вытянута вперед.
При плавании кролем наиболее распространены следующие ошибки.
Нет предела для совершенства!
Итак, после освоения новой техники плавания можно закрепить свой результат, получив разряд в секции по плаванию, что, безусловно, станет предметом гордости. Сделать это может любой человек при условии выполнения нормативов (которые приведены в таблице ниже и актуальны в 2014-2017 гг.).Призовое место в соревнованиях не ниже областного уровня даёт право на получение спортивного звания.
Другие записи
gym-people.ru
В этом номере мы поговорим о кроле, как о самом распространенном стиле плавания и попробуем ответить на все вопросы о нем, а также обсудим все преимущества тренировок в бассейне.
Кроль является самой популярной техникой у пловцов, особенно во время соревнований, когда допускается использование нескольких стилей одновременно. А все потому, что именно благодаря кролю можно развить максимальную скорость.
Сам термин «кроль» берет свое начало из английского языка и если взять буквальный перевод, то он будет звучать, как «ползать» или «ползти». Это очень четко определяет суть плавания «кролем»: пловец ложится животом на воду, его лицо – под водой, в это время он совершает поочередные гребковые движения руками, ноги опускаются и поднимаются, сменяя друг друга.
Давайте обозначим все положительные стороны именного этого стиля плавания:
Теперь перейдем к знакомству с основными техническими моментами кроля.
Исходное положение тела — лежа на животе, тело должно быть расслаблено.Начинаем с движений руками: совершаются круговые или элипсоподобные поочередные махи вдоль туловища. При этом необходимо держать ладони либо в прямом положении, либо придать им форму «ковша».
Никаких резких движений, рывков – все жесты должны быть максимально плавными и расслабленными. Движения рук должны быть направлены из-за головы под себя.
Одновременно проделываем махи ногами: движения проходят попеременно то одной, то другой ногой в стиле «ножниц».
Техника дыхания не маловажный момент во время плавания! Вдох совершается ртом, голова при этом повернута в сторону той руки, которая располагается под водой. Вдыхать нужно в начале первого маха, когда вода немного расступается перед головой. Выдыхать нужно во время обратного поворота головы, когда лицо – под водой.Предполагается, что на каждый третий гребок руки над водой нужно совершать вдох, то по правую, то по левую сторону от себя.
Техника выполнения движений должна быть правильной, ведь смысл тренировки в таком случае теряется. Мы составили список самых распространенных ошибок, которые может допустить новичок в бассейне, используя стиль плавания кроль:
Естественно, что на первых порах очень сложно выполнить все движения идеально: следить за техникой рук и ног, правильным дыханием, положением головы. Для того чтобы ваши первые занятия в бассейне прошли более удачно и комфортно, мы приведем несколько упражнений, которые помогут вам освоить технику кроля.
Они направлены на отработку движений, повышение скорости, а также позволят вам совершать движения руками и ногами в воде «на автомате».
Вот несколько простых и доступных упражнений:
Ознакомившись с техникой кроля, можем перейти к основным правилам, которые нужно соблюдать для того, чтобы достичь максимального эффекта от тренировок в бассейне:
В представленном видео рассказывается про технику выполнения одного из видов плавания – кроль. Представлены основные правила, которые необходимо уяснить, чтобы все движения совершать технически правильно. Упоминается про способ дыхания во время тренировки. Рассматриваются разные варианты кроля: как на груди, так и на спине.
Итак, подведем краткие итоги по кролю:
Помните, что ваше усердие и целеустремленность не пройдут даром, учитывая тот момент, что у вас появится такой мощный помощник, как вода.
А есть ли у вас опыт занятий в бассейне? Пробовали ли вы плавать кролем или, например, брассом? Как данные техники плавания осваивали? Делитесь своим опытом и впечатлениями с нами в комментариях!www.davajpohudeem.com
Упражнения на суше:
Эти упражнения постепенно подводят учеников к изучению техники плавания кролем на груди.
1. Сидя на скамейке, упереться руками сзади, ноги прямые, носки оттянуты. Выполнять движения как при плавании кролем - попеременно вверх-вниз, в быстром темпе.
2. Упражнение "Мельница". Исходное положение (и. п.): одна рука поднята вверх и прижата к уху, другая внизу и прижата к бедру. Выполнять круговые движения вперёд, прямыми руками. Положение рук в любой момент движения прямо противоположное. Это упражнение основное в ознакомлении с движениями руками при плавании кролем на груди и на спине.
3. Ноги шире плеч, наклон вперёд, взгляд направлен вперёд перед собой. Одна рука вреди, другая сзади у бедра. Из этого и. п. Выполнять движения руками вперёд имитируя плавание кролем.
4. Согласование дыхания с движениями рук при плавании кролем.- ноги шире плеч, наклон вперёд, одна рука впереди, другая сзади. Повернуть голову в сторону руки которая сзади- сделать вдох и начать движения руками с выдохом.
Упражнения в воде:Повторим упражнения у бортика работы ногами, разученные в уроке 1.5. Сидя на краю бортика бассейна, упереться руками сзади, ноги прямые опущены в воду, носки оттянуты. Выполнять движения как при плавании кролем - попеременно вверх-вниз, в быстром темпе, чтобы было как можно больше брызг.6. Исходное положение: руками держаться за бортик, тело в горизонтальном положении лежа на груди. Выполнить попеременные движения ногами вверх-вниз с образованием как можно больше брызг, носки оттянуты.А теперь новые упражнения.
7. Доска для плавания в руках, держим её за край на вытянутых руках. Плывём на ногах кролем, ноги работают попеременно вверх-вниз. Делаем вдох над водой, опускаем голову в воду - делаем выдох (через нос и рот с пузырями) и считаем про себя до Ноги при этом работают без пауз. В зависимости от ваших физических возможностей, проплывите от 100 м до 500 м. Это необходимо для доведения до автоматизма плавания на ногах.
8. Согласование дыхания с движениями одной руки при плавании кролем (это упражнение можно выполнить сначала у бортика, а затем в движении). Левая рука держит доску, правая рука выполняет гребок, одновременно с движением правой руки голова поворачивается вправо для вдоха. Далее рука выходит из воды для проноса и выполняется вдох. Руку кладём на доску, голову опускаем в воду и считаем про себя до 5, работая при этом ногами. Проплыть от 100 до 300 м.
9. То же упражнение, но работает левая рука и вдох соответственно влево.
10. Левая рука держит доску, правая рука выполняет гребок, одновременно с движением правой руки голова поворачивается вправо для вдоха. Далее рука выходит из воды для проноса и выполняется вдох. Руку кладём на доску, голову опускаем в воду и на задержке дыхания, держа доску уже правой рукой, выполняем гребок и пронос левой рукой. Далее снова меняем руки. И левая рука выполняет гребок, пронос и вдох и тд. Проплыть от 100 м до 300 м.
На этом этапе основное внимание уделяется изучению движений ног и рук.
Обратите внимание:
Основная ошибка, обучающихся плаванию – это слишком сильное сгибание ног и рук при плавании кролем на груди. Поэтому надо стремиться, чтобы при выполнении упражнений ноги и руки были выпрямлены, носки оттянуты.
Возникает вопрос: почему ноги руки должны быть прямые, тогда как в описании техники плавания, руки и ноги сгибаются в локтевом и коленном суставе соответственно???
Ответ: Такое можно сказать «неправильное» выполнение упражнений (имеется ввиду выполнение упражнений прямыми ногами и руками и акцент на это) как раз даёт правильное выполнение этих упражнений, то есть небольшое сгибание в локтевых и коленных суставах, а не сильное, что уже не правильно.
При постановке дыхания при плавании кролем основными упражнениями являются движения одной и обеих рук в сочетании с поворотом головы на вдох (упр. 8, 9 и 10). При выполнении этих упражнений следует обращать внимание на правильное исходное положение. Чтобы лучше запомнить это положение, нужно в конце гребка рукой дотронуться до бедра и в этот момент повернуть голову для вдоха. Вдох должен согласовываться с движением руки и всегда выполняться только в завершающей стадии гребка, когда рука находится у бедра.
plavanieinfo.ru
Плавание – один из наиболее популярных и массовых видов спорта. При движении в воде практически работают все мышцы тела. Плавание способствует развитию выносливости, координации движений. Это – эффективное средство укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Велико и прикладное значение плавания. Переплывать большие расстояния, оказывать помощь терпящему бедствие на воде должен уметь каждый человек. Не случайно даже в древние времена плавание считалось одним из основных признаков культуры.
Общеразвивающие и специальные упражнения плавания выполняют на суше, в вводной части урока плавания. Их основное назначение — подготовка организма занимающихся к предстоящей нагрузке в основной части урока, содействие общему физическому развитию детей, формирование правильной осанки, развитие преимущественно тех групп мышц, которые выполняют основную работу в плавании. К числу специальных упражнений относят также имитационные упражнения, которые по форме и характеру напоминают движения пловца.
Все эти упражнения выполняют в виде комплексов, которые включают в каждое занятие. Каждый такой комплекс обычно состоит из 8 — 10 упражнений, половина из которых специальные. Комплексы могут иметь направленность, зависящую от того, какой способ плавания изучают. Приводим комплекс общеразвивающих и специальных упражнений. 1. Ходьба и бег на месте (1 мин).
2. Упражнения типа потягивания (4 — 6 раз).3. Упражнения с наклонами и поворотами туловища (6 — 8 раз). 4. Упражнения в приседаниях с различными положениями рук (6— 8 раз). 5. Сесть с опорой руками сзади, ноги прямые, носки оттянуты. Поднять прямые ноги и выполнить ими несколько движений в быстром темпе, как при плавании кролем (1 мин). 6. Мельница. Из основной стойки поднять одну руку вверх. Выполнить круги руками сначала вперед, затем назад с постепенным ускорением (руки прямые). 7. Ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, смотреть прямо перед собой, одна рука вытянута вперед, другая сзади у бедра. В этом положении круги руками вперед («мельница») (2 мин). 8. Выполнить упражнение «мельница» с шагами, притоптыванием и прыжками на месте.
Упражнения для освоения на воде. Эти упражнения помогают приучать детей к непривычной для них среде, преодолеть чувство страха перед водой, помогают формировать элементарные навыки в движениях и действиях, которые в конечном счете обеспечивают навыки плавания. К числу упражнений для освоения с водой относят простейшие движения руками, ногами и передвижения по дну, которые служат для ознакомления не умеющих плавать с сопротивлением воды; погружения в воду; упражнения для дыхания; выплывания и лежания на воде; скольжения. 1. Полоскание белья. Зайти в воду по пояс, расставить ноги на ширину плеч и делать движения руками вправо, влево, вперед, назад. Руки выпрямлены, но не напряжены.2. В том же исходном положении согнутыми в локтях руками делать частые гребки руками (кисти рук напряжены) в виде восьмерки. За счет частых движений руками постараться оторвать от дна ноги.3. Стоя в воде по пояс, делать движения ногами вперед, назад, в стороны, меняя положение стопы. 4. Взяться за руки вдвоем и передвигаться в воде сначала шагом, затем бегом с поворотами направо, налево, помогая гребковыми движениями свободной руки. 5. Стоя в воде по пояс, наклониться вперед и опустить лицо в воду, погрузиться до уровня щек, глаз, с головой. В этом же положении опуститься под воду с головой и открыть глаза. 6. Упражнения в паре. Поочередно опускаться под воду, открывать глаза и считать пальцы партнера, близко поднесенные к лицу присевшего под воду. 7. Стоя в воде по грудь, нырнуть и достать со дна какой-нибудь предмет.8. Стоя в воде по пояс, наклониться вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и сделать выдох через рот. 9. Стоя в воде по пояс, наклониться вперед, опустить лицо на воду, касаясь ее щекой, сделать вдох, затем повернуть лицо в воду и сделать продолжительный выдох через рот и через нос (рис. 1). 10. Поплавок. Сделать вдох, медленно присесть под воду, задержав дыхание, принять положение плотной группировки и в этом положении всплыть на поверхность (рис. 2) . 11. Медуза. Сделать вдох, задержать дыхание, лечь на воду, расслабить руки и ноги и развести их в стороны. 12. Лежание на спине. Сделать вдох, задержать дыхание, спокойно лечь спиной на поверхность воды, держа руки вдоль тела. 13. Скольжение на груди. Встать лицом к берегу, поднять руки над головой и свести их ладонями вместе (голова между рук), сделать вдох, присесть и, оттолкнувшись от дна ногами, скользить вперед. 14. Скольжение на спине. Встать спиной к берегу, поднять руки и свести их ладонями вместе, сделать вдох, присесть, отклониться назад на спину и одновременно оттолкнуться ногами от дна. Скользить на спине до остановки. Облегченные способы плавания. Прежде чем приступить к изучению какого-либо способа плавания, вначале последовательно овладевают техникой движения ногами, дыхания, движения руками, затем движения руками согласовывают с дыханием, осваивают технику плавания данным способом при задержанном дыхании и, наконец, в полной координации.
Движения ногами в воде начинают изучать в опорном положении: на груди, держась вытянутыми руками за жердь или опираясь ими о дно, или на спине, опираясь руками о дно. Затем движения ногами выполняют держась за плавательную доску или надувной резиновый круг и, наконец, в свободном положении на груди или на спине.
Обучение дыханию производят с помощью упражнений, аналогичных приведенным выше, для освоения с водой (например, упражнения 8 и 9 из описанного комплекса) .
Движения руками в воде также начинают изучать в опорном положении (стоя по пояс в воде), а затем в безопорном (при свободном скольжении) с задержкой дыхания. В опорном положении, например, выполняют такие упражнения: стоя в воде, наклонившись вперед, движения прямыми руками через стороны назад до бедер; в том же положении попеременные укороченные и удлиненные движения руками, как в кроле (дыхание произвольное). В безопорном положении выполняют примерно такие же упражнения с задержкой дыхания во время скольжения.
После раздельного изучения техники движений ногами, руками и дыхания начинают выполнять упражнения, сочетающие движения руками с дыханием. Включают, например, движения руками в сочетании с дыханием (как в кроле на груди — без выноса рук и с выносом рук из воды) . Когда занимающиеся будут уверенно выполнять такие упражнения, приступают к согласованию движений руками и ногами, но при задержанном дыхании, а затем движения выполняют в полной координации. При плавании на груди, например, включают одновременные или попеременные движения руками с дыханием и движениями ногами кролем. Примерно такие же упражнения выполняют и при плавании на спине. Рассмотрим технику плавания кролем на груди и кролем на спине. Кроль на груди (рис. 3) — самый быстрый способ плавания.
Положение тела и головы. При плавании кролем пловец почти горизонтально лежит на поверхности воды, лицо опущено в воду. Во время вдоха голову поворачивают в сторону. Движения ногами. Ноги пловца, слегка согнутые в коленях, выполняют непрерывные ритмичные движения снизу вверх и сверху вниз — навстречу друг другу. Эти движения производят от бедра с одинаковым размахом, не превышающим 30 — 40 см. При правильном движении ногами на поверхности воды появляются только пятки, образуя брызги. Движения руками. Руки пловца выполняют попеременные движения: когда одна рука делает гребок, другая двигается над водой; когда одна рука заканчивает гребок у бедра и вынимается из воды, другая завершает движение над водой и входит в воду. Пловец продвигается вперед в основном при помощи гребков руками, поэтому гребок нужно удлинять, стараясь продолжить его до бедра. Во время гребка рука, слегка согнутая в локте, с постоянным ускорением движется назад. Гребковые движения руками выполняются под грудью и животом, т. е. пловец должен грести «под себя», не уводя руку в сторону.
Закончив гребок у бедра, руку вынимают из воды, выполняют ею движение по воздуху и снова опускают в воду против одноименного плеча. Во время гребка рука пловца, особенно кисть, должна быть жесткой и напряженной. Пловец должен чувствовать, что он продвигается вперед, как бы опираясь ладонью о плотный предмет и отталкиваясь от него.
Дыхание. При плавании кролем лицо большую часть времени находится в воде, поэтому для вдоха пловец поворачивает голову вправо или влево. Дыхание необходимо согласовывать с движением одной из рук. Вдох делают через рот в конце гребка, когда руку вынимают из воды. Выдох продолжают до тех пор, пока рука, под которую делается вдох, снова займет положение окончания гребка. Выдох в воду начинают сразу после вдоха и делают непрерывно через слегка приоткрытый рот. Согласование движений. При плавании кролем пловец продвигается вперед с помощью непрерывных попеременных гребков руками и непрерывных ритмичных движений ногами. При плавании кролем на каждые два гребка руками обычно производят шесть ударов ногами. Пловец делает вдох в конце каждого гребка рукой, под которую он дышит, т. е. на шесть ударов ногами и два гребка руками приходится вдох и выдох.Кроль на спине (рис. 4). Техника плавания кролем на спине очень похожа на технику плавания кролем на груди: одна и та же координация движении, похожи движения ногами и руками. При плавании на спине не нужно делать выдох в воду. Это позволяет новичкам осваивать кроль на спине быстрее, чем кроль на груди.
Положение тела и головы. При плавании кролем на спине пловец лежит у самой поверхности воды почти горизонтально. Затылок опущен в воду, над водой находится только его лицо. Движения ногами. Ноги двигаются так же„ как при плавании кролем на груди, т. е. выполняют непрерывные движения снизу вверх и сверху вниз— навстречу друг другу. Однако при плавании на спине колени сгибают несколько больше, а затем активно разгибают, что позволяет пловцу продвигаться вперед. При правильных движениях ногами на поверхности воды появляются брызги и пена. Движения руками. Руки пловца двигаются попеременно: когда одна рука делает гребок, другая совершает движение над водой; когда одна рука заканчивает гребок у бедра и выходит из воды, другая завершает движение над водой и входит в воду. Руки опускаются в воду на ширине плеч или немного шире. Во время гребка рука слегка сгибается в локте, но остается все время напряженной, особенно кисть. Гребок выполняется по направлению к бедру.Дыхание. При плавании на спине лицо все время находится над водой. Техника дыхания проста. Дыхание согласуется с движениями рук. Вдох делается в момент окончания гребка и выхода руки из воды; выдох продолжается все остальное время до тех пор, пока рука, под которую делается вдох, снова не придет в положение у бедра. Согласование движений. Пловец продвигается вперед за счет попеременных гребков руками и непрерывных движений ногами. При плавании на спине на каждые два гребка руками приходится обычно шесть ударов ногами. За это время пловец успевает сделать вдох и выдох.
zenslim.ru