Зависимость от компьютерных игр – новый вид психологической зависимости, при которой компьютерная игра становится ведущей потребностью человека.
Вроде бы данный вид зависимости не столь страшен, как алкоголизм или наркотическая зависимость, при которых токсичные вещества становятся незаменимыми для нормального обмена веществ. Но это лишь на первый взгляд, ведь психологическая зависимость от компьютера является не менее сильной, чем любая другая. К тому же современные компьютерные игры становятся все более «продвинутыми» и все совершеннее имитируют реальность, поэтому все больше людей становятся их заложниками.
Статистика по распространенности данной зависимости существенно отличается у разных исследователей. Доктор психологических наук Александр Георгиевич Шмелев считает, что около 10-14% людей, пользующихся компьютером, являются «заядлыми игроками». В то же время психолог Гарвардского университета Мареза Орзак приводит куда менее утешительную статистику: она считает, что среди лиц, играющих в компьютерные игры, 40-80% страдают зависимостью.
Существуют некоторые гендерные и возрастные аспекты подобной аддикции. Интенсивность увлечения компьютерными играми более выражена среди юношей, чем среди девушек. Юноши, в среднем, расходуют на компьютерные игры в 2 раза больше времени. Чем старше и образованнее человек, тем он меньше времени тратит на компьютерные игры (появляются совершенно другие цели, и становится жалко тратить время впустую).
Причины возникновения зависимости от компьютерных игр следующие:
В основе механизма формирования компьютерной зависимости лежит уход от реальности и потребность в принятии определенной роли. В большинстве случаев это является средством компенсации жизненных проблем. При этом человек начинает себя реализовать в игровом мире, а не в реальном.
Сейчас существует множество компьютерных игр, к счастью, не все они одинаково опасны. Условно их можно разделить на ролевые и не ролевые. Определив, к какой категории она относится, можно оценить, насколько она опасна.
Ролевые игры отличает их выраженное влияние на психику человека. При этом человек «вживается» в определенную роль, отождествляет себя с каким-то персонажем, одновременно уходя от реальности.
Среди ролевых игр можно выделить 3 типа:
Сильнее всего «затягивают» игры с видом «из глаз». Геймер полностью идентифицирует себя с определенным компьютерным персонажем, максимально входит в роль, ведь он «смотрит» на виртуальный мир глазами своего героя. Буквально через несколько минут после начала сеанса человек начинает терять связь с реальным миром, полностью переносится в виртуальный мир. Он настолько отождествляет себя с компьютерным героем, что может считать действия компьютерного персонажа своими собственными, а сам виртуальный мир начинает им восприниматься как реальный. В критические моменты он может ерзать на стуле, пытаясь увернуться от выстрелов или ударов, бледнеть.
Если смотреть на своего героя «извне», то сила вхождения в роль меньше, по сравнению с предыдущим типом игр. Несмотря на то, что отождествление с компьютерным персонажем выражено менее, эмоциональные проявления, связанные с игрой, все равно присутствуют, что видно во время неудач или гибели компьютерного героя.
При руководительских играх человек руководит несколькими (или множеством) персонажей. Он не видит на экране своего героя, а придумывает себе роль. Выраженное «погружение» возможно только среди людей с развитым воображением. Психологическая зависимость, формирующаяся при руководительских играх, довольно выраженная.
Существует ряд признаков зависимости от компьютерных игр:
К счастью, развивается данная зависимость не одномоментно, она проходит ряд стадий. Чем раньше заметить ее наличие, тем легче будет с ней справиться.
Выделяют 4 стадии аддикции от компьютерных игр:
Зависимость может проявляться в виде одной из двух форм – социализированной и индивидуализированной.
Индивидуализированная форма – худший вариант, для нее характерна утрата контактов с окружающими. Человек очень много времени проводит за компьютером, потребности общаться с семьей, друзьями, окружающими у него не возникает. Компьютер и все, что с ним связано для таких людей – своеобразный «наркотик», необходимо регулярно принимать очередную «дозу». В противном случае возникает «ломка» в виде депрессии, повышенной раздражительности.
Для социализированной формы характерно сохранение социальных контактов. Люди, страдающие подобной зависимостью, предпочитают сетевые игры. Подобное занятие для них является не столько «наркотиком», сколько соревнованием. Данная форма менее пагубна для психики по сравнению с индивидуализированной.
Возможно, вам будет интересно узнать о лечении компьютерной зависимости.
psi-doctor.ru
Обеспокоенные родители, видя зависимость от компьютерных игр у подростков и детей, ищут возможности помочь детям избавиться от игровой зависимости. Реалии современного мира таковы, что сегодня все больше и больше становится детей чрезмерно поглощенных играми в интернете и для которых они становятся приоритетом над всем остальным.
Эти игры воспроизводятся на компьютерах, игровых консолях, мобильных телефонах и карманных устройствах. Всюду, где вам повстречаются дети, вы также найдете компьютерные игры. При этом увлечение электронными развлечениями популярно не только среди мальчиков, но и среди девочек.
Хотя большинство родителей устроило бы знание того, что игры, в которые играют их дети, ограничены только образовательными программами. Но реальность такова, что дети играют в компьютерные игры в основном для чистого развлечения, а не для образования.
Мы рассмотрим, что могут сделать родители, чтобы не допустить развитие зависимости игромании у своих детей.
Пристрастие к компьютерной игре обычно относится к чрезмерному, нездоровому количеству затрачиваемого времени на компьютерные игры. Вместо того чтобы заниматься делами в реальном мире, зависимый пользователь посвящает большую часть своего времени играм. Он изолирует себя от других, игнорирует более важные обязанности и часто одержим получением более высокого статуса или рейтинга достижений в своей любимой компьютерной игре.
Родителям важно признать, что они играют значимую роль в развитии или отсутствии зависимости к компьютерным играм. Они должны быть готовыми предпринять соответствующие шаги, чтобы помочь своим детям избежать зависимости. Являясь родителем ребенка, который любит играть в компьютерные игры или может еще не начал в них играть, следующие советы помогут избежать данной проблемы.
Заключение
С того времени, когда компьютерные игры пробились в дома, родители задавались вопросом, могут ли жестокие видеоигры отрицательно повлиять на детей и подростков.
Если дети (мальчик или девочка) проводит больше четырех часов перед компьютером, это индикатор того, что у ребенка, подростка может развиться зависимость от компьютерных игр. Поэтому родители должны проявлять бдительность, поощряя чадо к другим видам деятельности: спорту, искусству или музыке. А также им рекомендуется принять к сведению советы по профилактике зависимости от компьютерных игр и методах борьбы с игровой зависимостью своих детей.
С уважением, Helen.
Предлагаю посмотреть видео 99 мыслей про зависимость от компьютерных игр.
saytpozitiva.ru
Современные технологии постоянно развиваются, каждый человек не хочет от них отставать. Зависимость от компьютерных игр становится все популярнее, поскольку с каждым днем выходит все большее количество подобного контента. Компьютер органично вошел в жизнь каждого человека и уже довольно сложно представить дальнейшее существование без него.
Каждый человек использует устройство в различных целях: кому-то он нужен для поддержания деловых связей, а кому-то для расширения собственного кругозора. Если время, которое проводит человек за своим компьютером, играя в игры, превосходит установленные нормы, то можно говорить о том, что развилась игровая зависимость.
Игрок начинает все больше интересоваться событиями, происходящими в виртуальном мире, не обращая внимания на реальную жизнь. Как показывает мировая статистика, то зависимость от компьютерных игр обнаружена более чем у 5% населения планеты. Если не будут предприняты соответствующие меры, то проблема начнет прогрессировать. В любом случае, родные и близкие люди должны обратиться за помощью к психологу, который поможет избавиться от проблемы.
Патофизиологические признаки и принципы формирования многих зависимостей идентичны. Они обусловлены стимуляцией определенных мозговых центров. Не надо думать о том, что вышеописанная проблема касается только подростков, можно встретить большое количество взрослых, проводящих десятки часов за своими любимыми играми.
Люди испытывают эйфорию и улучшение настроения сразу после погружения в виртуальный мир. Игровая зависимость приводит к тому, что человек перестает контролировать время, проводимое за своим компьютером. Сон – объективная преграда на пути к круглосуточной игре, а потому большинство игроманов прибегает к помощи кофеиносодержащих напитков и прочих стимуляторов. Они могут оказывать негативное воздействие на организм взрослых и детей.
У взрослого поколения игроков можно наблюдать изменение рациона питания, который смещается в сторону слабоалкогольных напитков и полуфабрикатов. Игровая зависимость ведет к тому, что геймер не может контролировать соблюдение личной гигиены:
Последствия зависимости связаны с ведением малоподвижного образа жизни, смещенного цикла сна и неправильного питания. Если в техническом состоянии компьютера произойдет сбой, то у «хронического игрока» сразу испортится настроение. Он будет находиться в состоянии стресса, выплескивая свою агрессию на родных и близких.
Игровая зависимость подталкивает на постоянные денежные траты на новое оборудование и обновление необходимых программ. У зависимого человека реальность начинает занимать второстепенное место. Он перестает задумываться о своей работе, семье и развитии собственной личности. Его мышление сводится только к прохождению новой миссии или установке нового обновления.
Признаки будут усугубляться по мере развития зависимости, несмотря на то, что многие начнут осознавать бесполезность проводимого времени. Такие люди все чаще начинают стремиться покинуть существующий мир и погрузиться в виртуальную реальность. Лучше хорошо сыграть роль персонажа, чем решать реальные проблемы. В лексиконе зависимого человека все чаще появляются темы, связанные с компьютерными играми. Со временем они начинают занимать все его свободное время, и мозг думает только о них.
Игровая зависимость приводит к тому, что ЦНС (центральная нервная система) находится под постоянной нагрузкой, поскольку в головной мозг постоянно поступают определенные импульсы, возбуждающие определенные центры. У пациента можно наблюдать следующие проявления:
Чем дольше проблема будет прогрессировать, тем больших последствий следует ожидать. Взрослый человек, который много времени уделяет компьютерным играм, начинает испытывать постоянный дискомфорт, связанный с неуверенностью в себе и потерей смысла жизни. Как показывает клиническая практика, то игровая зависимость накладывает определенный отпечаток на либидо, приводя к различным проблемам в сексуальной сфере. Зависимого человека не так трудно выделить из толпы. Он плохо идет на контакт, проявляет замкнутость и застенчивость.
Последствия зависимости у детей и подростков имеют несколько иной характер. Если игры попали в жизнь ребенка, то они могут повлиять на формирование его личности. В скором времени, малолетние игроманы превращаются в озлобленных и агрессивных детей, если родители попросят хотя бы на минуту отойти от компьютера.
Последствия зависимости будут связаны с регулярным непосещением школы, а врать родителям и близким станет нормой. В некоторых семьях дело доходит до того, что дети начинают воровать или выпрашивать деньги на любимую игру, которая может вызывать жестокость в силу своего агрессивного сюжета.
Игровые эффекты могут перегрузить незрелую психика ребенка. Тонкая грань между реальным и виртуальным миром может полностью стереться. Чем раньше дети начинают увлекаться играми, тем быстрее у них появятся проблемы со здоровьем и успеваемостью. Многие могли заметить, что приемы пищи все чаще проходят, не отходя от компьютера, а это все сказывается на процессе пищеварения.
Находясь в школе, все мысли игромана заняты только предвкушением будущего досуга. Больные подростки начинают отказываться от привычного коллектива, в рационе все больше превалирует нездоровая пища.
Последствия любой зависимости отрицательно влияют на здоровье каждого человека. По мере прогрессии текущего состояния дают о себе знать проблемы с суставами и позвоночником. Сидячий образ жизни, в конечном счете, приводит к нарушению обменных процессов.
Долгое сидение приводит к следующим последствиям:
Рассматривая более запущенные случаи, надо выделить проблемы с сердечно-сосудистой системой. При условии продолжительного употребления кофеина может начаться истощение нервной системы, приводящее к серьезным последствиям.
Необходимо учитывать и тот факт, что зависимые люди начинают плохо питаться, а это приводит к развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта:
Рассматривая детский вариант проблемы, необходимо отметить, что развитие долей мозга, отвечающих за память и концентрацию внимания, замедляется. Если родителями не будут предприняты оперативные меры, то у их чада могут начаться проблемы с развитием.
Несмотря на большое количество физиологических проблем, необходимо рассматривать и психологические. Зависимые люди не могут достичь существенных успехов в жизни, поскольку у них утрачивается инициативность и «боевой запал». Постоянная тяга к играм плохо сказывается на профессиональных результатах: сотрудник может играть в рабочие часы, не выполняя свои обязанности. Халатность и отсутствие стремления приведет к увольнению.
Некоторые компьютерные игры требуют постоянного вливания денег, чтобы в них можно было играть. Долги – закономерное следствие зависимости. В надежде на победу человек может занимать деньги или брать кредиты.
Чем раньше человек осознает свою проблему, тем быстрее можно будет предпринять шаги по ее устранению. Если самостоятельно выбраться из нее не удается, всегда можно обратиться к квалифицированным специалистам, решающих подобные вопросы. Все зависимости имеют аналогичный механизм развития, а потому главное – узнать правильные рычаги воздействия.
legkopolezno.ru
Зависимость от компьютерных игр — психологическая проблема, которая заключается в постоянном стремлении человека играть в игры за компьютером, мучениях, если такой возможности у него нет (даже если перерыв составляет всего несколько часов) и т.д. |
Сегодня игровую зависимость ставят в один ряд с наркоманией и хроническим употреблением алкогольных напитков. Люди часто прощаются с реальным миром, ныряя в виртуальный, и постепенно это превращается в болезненную привычку. В частых случаях самостоятельное избавление невозможно, возникают конфликты с родными, нужна помощь специалиста.
В основном зависимость от компьютерных игр приобретают дети и подростки. Но есть редкие случаи среди взрослых. Развитие зависимости постепенное. Если зависимый человек хотя бы на 2-4 часа отрывается от компьютера, у него начинаются психологические и даже физические мучения. Игры имеют такой же механизм действия, как наркотики: они вызывают выработку гормона счастья (эндорфина). Но есть и другие теории развития зависимости, о которых будет сказано ниже детально.
Один из методов, с помощью которого разработчики «подсаживают» молодых людей на компьютерные игры — превращение игрока в лабораторную крысу. Любая зависимость имеет 3 фактора: активность, время, награда. И эти факторы можно по-разному соединить, чтобы у игрока выработался определенный стереотип поведения. Принцип удовольствия тут значения не имеет.
Современные компьютерные игры построены по работам психолога Берреса Фредерика Скиннера, который раскрыл мысль, как на поведение человека можно влиять при помощи простых стимулов и системы вознаграждений. Он изобрел аппарат, который со временем назвали камерой Скиннера. Это была небольших размеров клетка, в которую встроена кнопка. Когда крыса, которую посадили внутрь, нажимала кнопку, она получала награду — корм. Соответственно, желание получить награду заставляло подопытную крысу нажимать на кнопку снова и снова.
Подход к созданию игр менялся из года в год. Раньше разработчики не отслеживали время игрока, которое проводится за игрой. Они получали определенные средства от покупки игры, а потом покупатели приходили к ним за новой игрой. Сегодня же актуальны многопользовательские онлайн-игры, задача которых: как можно дольше задержать игрока в виртуальной реальности.
Но невозможно бесконечно придумывать квесты и сюжеты, чтобы обеспечить многочасовое сидение игрока за компьютером. Потому и вспомнили о теории Скиннера. Но разработчики мира по-разному всё же относятся к скиннеровским трудам. Часть из них считает, что эти принципы обеспечивают аморальную эксплуатацию игроков (геймеров).
Следующий метод зарождения зависимости: создание виртуального «корма» для игроков. Игры привязывают к себе тем, что виртуальное в них кажется вполне реальным. Потому Верховный суд Южной Кореи вынес решение о необходимости официального оформления на законодательном уровне виртуальных товаров по такому же типу, как реальных. Виртуальные предметы геймеры ценят так же, как реальные, потому ходят в их поисках из уровня на уровень, проводя часы за компьютером. Собирательство присуще всем людям, и этот инстинкт отлично учитывают разработчики компьютерных игр.
Следующий метод: заставить геймера жать кнопку снова и снова. «Корм» выдается не систематически при нажатии на кнопку, а через случайные промежутки времени. Это заставляет «давить на кнопку» (то есть, играть в игру) всё чаще. Последователи скиннеровской теории называют такое поведение вознаграждением с переменным режимом времени. В игре периодически возникают случайные награды (которые невозможно предсказать), потому человек не может отвлечься в страхе пропустить их.
MMO ZT Online, разработанная в Корее, базируется на том, что в виртуальной реальности там разбросаны закрытые сундуки, в которых заключены предметы, важные для игрока. Но сундуки открываются только ключом, а ключи покупаются за деньги. Причем не виртуальные, а реальные. Зависимость подкрепляется в этой игре тем, что в конце каждого дня специальный приз дают тому игроку, кто открыл максимальное количество сундуков (то есть потратил больше всего реальных денег на виртуальные удовольствия). Это элемент соревнования, который также заставляет проводить как можно больше часов за компьютером. Выше описанный принцип у Скиннера называется формированием условных рефлексов путем последовательного приближения к конечной цели.
Еще один механизм развития зависимости: игрока заставляют жать на кнопку всегда. Чтобы человек вдруг не перешел на другую игру или реальное увлечение, специалисты по разработке применяются несколько принципов. Первый из них: постепенное приучение. Сначала «награды» в игре приходят геймеру достаточно быстро, потом их всё тяжелее и тяжелее добыть. Потому каждый уровень компьютерных игр всё более тяжелый, требует всё больших усилий и затраченного времени.
Второй принцип, которым заставляют геймера играть всегда: ликвидация всех сигналов стопа. Если геймер перестанет играть на какое-то время, он потряет то, чего достиг (очки, награды, бонусы и пр.). Но некоторые разработчики применяют другой путь, например, в Новом Супер Марио уровни короткие. Потому игроку кажется, что он провел за компьютером не так много времени, и он щелкает уровни, как семечки.
Третий принцип: играй или проиграешь. Это так называемый метод избегания. Как это реализуется в игре? Например, если ты перестанешь выполнять определенные действия, то потеряешь то, что наработано. Яркий пример: Ферма, Animal Crossing.
Еще один механизм формирования зависимости: игроку дают возможность почувствовать себя специалистом в какой-то сфере. Потому детям часто кажется, что они умеют водить машину, раз они делали это сотни раз в виртуальном мире. Это просто пример, но таких игр на самом деле великое множество. Сюда же относят и Guitar Hero. Те, кто неспособен быть лидером и получать победы в реальной жизни, подсаживаются на соревновательные компьютерные игры. Там просто стать известным спортсменом, рок-звездой, киллером, который контролирует человеческие жизни и т.д.
Другой вопрос: как заставить человека пойматься на эту удочку (начать играть)? Для этого есть свои приемы, например, заставить геймера считать виртуальность не чем-то чужеродным, а своим домом. Игры заполняют то место в нашей жизни, которое в реальности пусто. Это отношения, победы, профессионализм, обладание властью и авторитетом и т.д.
Специалист Malcolm Gladwell выделил три критерия, которым должна отвечать работа, чтобы человек был доволен ею:
У многих низ нас этих составляющих попросту нет, причем не только на работе. А в компьютерных играх как раз можно отследить наличие в полной мере всех трех факторов. Независимость проявляется в том, что геймер сам выбирает миссии и задачи, а также игрока, его внешность и т.д. В играх награда за труды приходит сразу (иногда — с небольшим перерывом). Не нужно ждать неделю, месяц, год. Это ближе всего природе человека, приносит удовольствие любому. В большинстве фирм сегодня люди не видят результаты своих трудов, потому у них нет ни зависимости от работы, ни любви к ней. Игры являются психологическим убежищем, которое спасает от суровой реальности, в которой нам лень действовать и лень ждать результатов.
Играя за компьютером, человек не читает книг, не ходит на лекции и не общается с умными людьми (или делает это меньше времени, чем мог бы). Потому свои задатки он на небольшое количество процентов реализует в играх. Но большинство задатков просто напросто не развиваются, потому в будущем зависимым от компьютерных игр людям сложно найти достойную работу. Немногие способны превратить свое хобби такого плана в бизнес.
Зависимость от компьютерных игр исследователи предлагают делить на 2 группы:
Зависимость отражается на поведении геймера. Вот признаки игровой зависимости:
Физические проявления игровой зависимости:
Если есть физические симптомы зависимости, тут не обойтись одной только помощью психотерапевта. Нужно более серьезное медицинское лечение и реабилитационные меры. Физические недуги как результаты игровой зависимости могут быть весьма серьезными.
Профилактические меры от игровой зависимости:
Лечение не должно быть спонтанным, нужен четкий план. Большинство специалистов отвергают радикальные меры по типу лишения ребенка компьютера или запрет на общение с друзьями и выход из квартиры. Не должно быть также регулярных замечаний и истерик. Если ребенка-игромана изолировать от компьютера, он может замкнуться в себе. И тогда нужна будет серьезная психотерапия. Вероятные последствия радикальных методов также включают проявления агрессии, уходы из дома самовольно и попытки самоубийства.
Но в Китае признали зависимость от компьютера болезнью, и потому решили лечить молодых людей в специальных лагерях по типу военных. Детей там воспитывают по армейским принципам, и большинство воспитателей там бывшие военные. В лагерях для игроманов высокий уровень дисциплины, физические нагрузки в большом количестве и бытовые обязанности. Также детей там заставляют общаться с психологом и полностью подчиняться руководителям. Есть также развлечения, но все они конструктивные и обучающие.
Для семьи игромана также предусматривается психотерапия, чтобы они не пребывали постоянно в стрессовом состоянии и гармонизировали атмосферу в семье. Специалист должен помочь игроману и тем людям, с которыми он живет. Часто родители не разбираются в проблеме, потому и нужна помощь врача, здесь нет ничего необычного.
Не забывайте, что любой зависимый нуждается в помощи и поддержке, иначе его психологические проблемы усугубятся. Только взаимодействие психотерапевта и семьи больного может решить проблему.
Также в разделе: Нарушения эмоций, воли, влечений:
www.eurolab.ua
735
Личный компьютер или иной гаджет становится неотъемлемой частью нашей жизни. И мало кто использует эту чудо-технику только для работы. В ней проходит часть нашей жизни: с помощью неё мы общаемся, высказываемся, заводим знакомства и даже – получаем удовольствие. А иногда – играем. Или совсем не иногда. Ведь, вернувшись с работы, порою так хочется забыть про все проблемы и погрузиться в мир виртуальных баталий. Но, совсем не вдруг, наступает момент, когда эта самая работа (учёба или вообще весь мир) становится не нужен, неинтересен и с лёгкостью отставляется на задний план в угоду его величество виртуальной игре.
Зависимость от компьютерных игр (игровая зависимость) являет собой вариант психологической зависимости, которая носит навязчивый и неконтролируемый характер увлечения компьютерными, мобильными или видеоиграми.
Она очень напоминают зависимость от алкоголя или наркотиков: сперва проба, потом активное потребление и привыкание. Единственная разница заключается в том, что привычку вызывает не химически активное вещество, а пристрастие к виртуальной игре.
Давайте сперва попробуем выделить признаки, которые должны заставить вас насторожиться и заподозрить такую неприятность:
Дополнительно хочется отметить тонкую грань в том случае, если человек сам является создателем (тестировщиком) подобных игр, или его заработок зависит от аннотаций и описаний их. Не факт при этом, что у человека будут наблюдаться формы зависимости. Чтобы это выяснить давайте возьмём рабочий день (даже если он связан с играми) и отделим от свободного времени. Если наблюдается стремление продолжить игру, вкладываются деньги и отдаётся предпочтение одной игре в данный период времени – зависимость скорее всего присутствует. Если, описав игру (или пройдя необходимый уровень), человеку она становится не интересна, деньги не только не вкладываются, а, наоборот, игры приносят прибыль в семейный бюджет – это не стоит считать зависимостью. Ведь работники алкогольной промышленности могут вообще не употреблять спиртные напитки. А сомелье и различного рода дегустаторы предпочитают лишь оценивать вкус и зачастую выплёвывают сам алкоголь.
Существует целый ряд причин зависимостей, но все они носят личностный характер.
Можно вспомнить пример китайской девочки, которая умерла во время компьютерной игры. Как выяснилось в последствии, она играла несколько суток подряд, вообще не прерываясь. Кстати, прямо в этой игре были проведены её виртуальные похороны.
Исследования психиатра Джерольда Блока, высветили и другую проблему зависимости от компьютерных игр. Так, заядлые любители интернет-сражений чаще других переходят на нездоровую пищу в угоду экономии дополнительного времени на прохождение, забрасывают учёбу и работу. Так же было выявлена большая агрессивность и сниженная ценность жизни – как своей, так и чужой. Происходит определённый сдвиг в сознании, ведь количество жизней в игре можно пополнить, а задание пройти заново в случае смерти персонажа. Так, были описаны ряд случаев, когда молодые водители провоцировали аварии на дорогах и получали серьёзнейшие увечья. В беседе они утверждали, что увлеклись скоростью и азартом, как это было во время прохождения трассы в виртуальных гонках. Однако, чёткая корреляция между дополнительным лихачеством и авариями до сих пор установлена не была. Статья же Блока вызвала ряд критики из-за «косвенности» доказательств.
Психолог М.С. Иванов обращает внимание на другую сторону проблемы – вхождение и закрепление образа в игре, как самого себя. Так, интеграция с персонажем прохождения изменяет не только личностные установки, но и приводит к потере своего Я. Им были выделы соответствующие факторы, которые влияли на «шкалу вредности» игр:
По мнению психолога, к этому всему добавляются признаки рассогласования своей реальной сущности и вымышленного образа. Человек возвращается в неудовлетворённость собой, потерю личностного смысла жизни, потерю целей, снижение самочувствия, настроения, активности, повышение тревожности и социальной дезадаптации. Таким образом, он может избежать негативных переживаний только вернувшись в игру, что само по себе похоже на зависимость.
Однако, если взять классификатор, то такого диагноза либо до сих пор не существует, либо он признаётся специалистами не всех стран. Есть целый ряд высказываний за и против. Тем не менее, если близкий человек попал в лапы такого увлечения, стоит задуматься о помощи, которую можно ему оказать. Ведь в основе подобного рода злоупотреблений всё равно лежит глубокая личностная неудовлетворённость. Поэтому наиболее рациональным способом является обращение к психологу. Но, здесь возникает самая главная проблема. Человек, который открыл для себя компьютерную игру, как способ выражения и трансформации в то, что хочется, не всегда готов на контакт с психологом. Более того, он не видит причины менять свою жизнь и не готов покидать свою «зону комфорта». Поэтому, важным моментом является своевременное оказание помощи такому человеку, пока есть возможность «достучаться до него» и остались важные и значимые социальные связи, и некоторые перспективы в реальной жизни.
Интересный подход «стресс-возвращения» предложил один американский психолог, который утверждает, что заставить покинуть привычную обстановку «зависания в игре» может лишь яркие моменты, задевающие физиологические механизмы человека. Как пример он приводит возможность переключения на секс. Или выработку негативных связей стимул-реакция, таких как ведро холодной воды в случае зависания более трёх часов. Хотя многие психотерапевты выступили с жестокой критикой такого метода, ссылаясь на активное и недопустимое вмешательство в личное пространство такого подопечного.
Как бы там ни было, но людей, пропадающих в компьютерных играх, с каждым днём становится всё больше. Отсутствие чёткой и действенной схемы помощи так же становится дополнительным минусом в процессе возвращения их к активной социальной жизни. Поэтому, важнейшим моментом является пропаганда вреда, контроль со стороны родителей и проработка других психологических проблем, способных вызвать такую зависимость.
psihter.ru
Содержание статьи
Игровой зависимости преимущественно подвержена молодёжь. Однако, среди людей, подверженных игромании немало взрослых и казалось бы серьёзных людей. Но именно молодёжь, дети, чаще всего становятся жертвами пагубного воздействия виртуальной реальности.
Хотя игромания официально наукой не признаётся, в некоторых странах на государственном уровне уже не первый год принимаются меры по борьбе с пагубным увлечением некоторыми видами игр. Такие меры принимаются не на ровном месте.
Зависимого от компьютерных игр человека легко выделить из толпы. На поздних стадиях зависимости, поведение игромана, оторванного от компьютера, становится неадекватным, антисоциальным. Помешанный на играх перестаёт следить за своим внешним видом, забывает помыться, постричь ногти и даже поспать. О нормальном питании речь в таких случаях уже не идёт, человек сидит на воде, шоколадных батончиках и прочем фастфуде. А такое питание рано или поздно приводит любого человека как минимум к гастриту, а то и к язве.
Известны случаи по всему миру, в том числе и в России, когда подростки, ради продолжения игры убивали своих братьев, сестёр, мешающих играть и родителей, спрятавших от них игровую консоль или клавиатуру.
Кстати, ограничение зависимого от компьютерных игр человека в доступе к игре, приводит его к состоянию, похожему на ломку наркомана.
На неокрепшую детскую психику особо негативно влияют игры, в которых регулярно воспроизводятся сцены насилия над людьми. Дети, через чур сильно погрузившиеся в процесс насилия в виртуальном мире переносят такую модель поведения и в реальную жизнь, с трудом разграничивая виртуальную реальность и «реал». Иногда, когда люди вживаются в роль своих виртуальных персонажей, встречи виртуальных противников в реальной жизни заканчиваются увечьями и убийствами.
Кроме психических расстройств, человек, играющий в компьютерные игры рискует приобрести ряд физических заболеваний и связанных с ними проблем. При долгом сидении за компьютером (более 16-24 часов подряд), есть риск получить инфаркт и инсульт из-за застоя крови. Кроме того, неионизирующая радиация, исходящая от компьютеров, негативно влияет на возможность продолжения рода у мужчин, убивает генофонд. Непрерывное сидение перед монитором негативно влияет на состояние нервной системы, повышает раздражительность и возбудимость. Нередко, люди, зависимые от компьютерных игр страдают гипертонией и головными болями, не говоря уже об ухудшении зрения, которое потом можно восстановить, но с большим трудом.
Причины зависимости от компьютерных игр кроются в человеческой психике в первую очередь. Игроман – это человек, не сумевший реализовать себя в реальной жизни. имеющий существенные внутренние проблемы, конфликты с обществом. Компьютерные игры, не обязательно онлайновые, часто увлекают человека в периоды разрушения надежд, в отсутствие возможности реализовать свои мечты и планы.
Известно, что более всего зависимость от компьютерных игр распространяется на подростков, молодёжь, находящуюся в переходном периоде. Игры дают им возможность психологически самоутвердиться, самореализоваться, ничем при этом не рискуя.
То же самое происходит и со зрелыми людьми, переступившими порог 40-летия. Это ещё один важный и опасный возрастной период, когда человек оценивает результаты уже прожитых лет жизни, начинает ощущать приближение старости. Если человек осознаёт, что половина, а возможно и большая часть жизни уже прошла, а он ни на шаг не приблизился к своей мечте, жизнь прошла совсем не так, как он себе когда-то представлял, то начинается кризис.
Большинство пытается утопить свою печаль в алкоголе, другие используют наркотики для ухода от неприятной реальности. Некоторые пытаются наверстать за короткий период всё то, что упустили, от чего отказывались в молодости. Но кое-кто из взрослых людей уходит в виртуальную реальность, и некоторых она затягивает безвозвратно.
Сегодня не редки случаи, когда 35-45 летние мужчины целыми сутками просиживают за компьютером, играя в танчики, бросают работу, забывают, что существует реальная жизнь, семья, дети. Компьютерные игры стали адом для этих семей.
Не смотря на то, что большинством врачей и медицинских организаций, зависимость от виртуальных игр не признаётся в качестве болезни, в некоторых странах не первый год принимаются меры и разрабатываются методы по лечению и профилактике появления этого заболевания.
В одной из клиник Великобритании открыто отделение, специализирующееся на лечении зависимости от компьютерных игр. В Китае за последнее десятилетие открыто несколько детских лагерей, в которых возвращают к реальной жизни подростков, ушедших с головой в мир компьютерных грёз. А в Южной Корее интернет-провайдеры обязаны снижать скорость доступа в интернет тем пользователям, которые слишком много времени уделяют ролевым онлайн играм.
К сожалению, вышеперечисленные меры носят лишь общий характер и принимаются лишь в некоторых странах. Благодаря этому, проблема зависимости от компьютерных игр медленно, но уверенно набирает обороты на фоне становящегося всё более доступным интернета и удешевляющихся компьютеров.
Увы, попытки родственников больного самостоятельно вылечить его от зависимости, обречены на провал тем больше, чем сильнее укоренилась проблема. На поздних стадиях заболевания, когда человек пренебрегает работой, учёбой, правильным питанием и сном, когда человека перестаёт интересовать секс, ему необходима помощь квалифицированного специалиста. Надо иметь ввиду, что в первую очередь зависимому от компьютерных игр, необходимо осознать наличие у него проблемы. Иначе, он подсознательно и сознательно будет противиться процессу лечения.
Лечение же состоит в первую очередь в том, что работая с пациентом, психологи и психотерапевты подводят его не просто к поверхностному пониманию, а к глубинному осознанию бессмысленности и бесполезности игр. Их задача состоит в том, чтобы помочь осознать пациенту важность тех вещей, которые происходят с ним в реальном мире, пока он погружён в мир виртуальный. После психотерапии, дополненной медикаментозным лечением, зависимому становится значительно легче отказаться от компьютерных игр.
Медикаментозное лечение в первую очередь состоит в нормализации обмена веществ организма и восстановлении работы различных его систем. Важным звеном лечения зависимости является уменьшение раздражительности и нервозности успокаивающими препаратами. Плюс витаминизация организма, истощённого длительным периодом недостаточного питания и сна.
Однако, любую болезнь проще предотвратить, чем лечить, и зависимость от компьютерных игр не исключение. Условия и обстоятельства, при которых повышен риск чрезмерно увлечься компьютерными играми, уже описаны выше. Надо понимать, что люди не в равной мере подвержены риску. Если сравнить группу лиц, которые уже неплохо знакомы с компьютерными играми и группу, которая с играми раньше не сталкивалась, то безусловно, у первой риск подсесть на компьютерные игры будет на порядок выше.
Для профилактики развития игровой зависимости следует в критические периоды жизни отслеживать своё эмоциональное состояние. Если подступает депрессия, неплохо будет применить методы по профилактике и борьбе с депрессией, описанные в этой статье. Они помогут разнообразить жизнь и поднять общий тонус организма.
При появляющемся желании уйти в виртуальный мир, нужно сознательно занимать себя реальными делами, например чтением книг, наведением порядка в доме или занятиями спортом. Хорошо бы найти какое-то постоянное хобби. Обычная прогулка на свежем воздухе, катание на велосипеде – это тоже прекрасная возможность отвлечься, получить новые впечатления, возможно даже, интересные знакомства.
Всё тоже самое относится и к детям. Если они уже знают что такое компьютерные игры и активно в них играют, не стоит запрещать им компьютерные игры. Есть такая поговорка: «если вам очень не хочется что-то делать, строго запретите делать это вашим детям…». Просто надо обращать внимание на интересы детей, существующие помимо компьютера и поощрять их, поддерживать детей в этом направлении, с уважением относясь и к увлечению компьютерными играми. Ведь если человек уделяет компьютерным играм несколько часов в неделю, то это никак нельзя назвать зависимостью. Но грань между увлечением и зависимостью тонка.
Как и многие другие болезни, игровая зависимость - болезнь излечимая. Однако, она требует желания и усердия со стороны самого больного и большого терпения, любви и поддержки со стороны его родственников. Не на много больше, чем требуется для того, чтобы вовремя вернуть своего близкого человека на сторону реальной жизни и не запускать болезнь до последней стадии.
Будьте внимательны к своим близким. Будьте здоровы!
Метки: вредная привычка, психологическое здоровьеzdoru.ru
Самый распространенный временной период пристрастия к компьютерным играм — люди от 12 — 20 лет и преимущественно мужского пола. Игровая зависимость от компьютерных игр — современное зло, распространяющееся тревожными темпами не только среди подростков, молодежи или детей, но также среди взрослых. В этой статье мы рассмотрим причины, признаки, а также последствия, к которым приводит чрезмерная тяга к компьютерной игромании.
Симптомы игромании можно разделить на несколько категорий: физические, поведенческие и психологические. Обратите внимание на нижеприведенные симптомы, основанных на ряде исследований по склонности к компьютерной зависимости у подростков, детей, мужчин и женщин. (Много полезной информации также находится в статье об интернет зависимости у подростков и детей, которую советуем вам прочитать).
Последствия можно разделить на шесть основных категорий:
Социальные последствия. Игроман тратит почти всё свое свободное время на игры, тогда как на общение с друзьями, родственниками вне ее времени фактически не остается. С течением времени из-за отсутствия личных контактов с людьми, а также потери друзей и отношений он станет чувствовать себя изолированным, одиноким.
Финансовые последствия. Как взрослые, так и подростки, зависимые от компьютерных игр могут тратить большие деньги на новые «игрушки», пакеты расширения, плату за обслуживание и обновление компьютеров. Работающий человек может потерять работу из-за игр в рабочее время или частых отсутствий.
Эмоциональные / психологические последствия. Пристрастившиеся к компьютерным играм, могут испытывать депрессивное настроение, низкую самооценку, социальную тревогу, гнев, чувство вины и стыда за то, что не могут контролировать свои игровые привычки.
Семейные последствия — следующая сфера, где ощущается вред компьютерных игр. При этом напряженность и семейные конфликты возрастают по мере игнорирования просьб брачного спутника о сокращении времени на игры, чтобы уделить время семье. Зависимые игроки, как правило, сначала отрицают существование проблемы, пытаются скрыть, насколько они увязли в данном пристрастии, а затем обвиняют брачного партнера в попытке «контролировать» их жизнь. Родители зависимых детей обычно не соглашаются с тем, как дети пытаются решить проблему своей зависимости, что может привести к частым спорам и конфликтам.
Последствия в учебе и работе. У детей и подростков, увлекающихся компьютерными играми часто наблюдаются снижение успеваемости, плохие отметки, пассивное отношение к учебе. Отсутствует желание посещать школу, выполнять домашние задания, изучать новые предметы. Взрослые, пристрастившиеся к компьютерным играм, могут испытывать аналогичное ухудшение в работе, а также карьерных устремлениях. (Многие нашли для себя полезную информацию в статье, как успешно можно мотивировать подростка на учебу, которую мы рекомендуем прочитать).
Последствия для здоровья. Игроман может пренебрегать личной гигиеной, иметь плохие привычки в поведении, отказываться от здоровой физической активности. При этом питаться в основном быстрыми перекусами (чтобы не прерывать игру) и часто не здоровой пищей.
Данная зависимость — сравнительно новое развитие в мире психического здоровья по сравнению с депрессией, беспокойствами или вспышками неконтролируемого гнева, ярости. При этом лечение зависимости от компьютерных игр становится все более востребованным в борьбе с этой проблемой, особенно в молодежной среде.
В основном в лечении используется когнитивно-поведенческий подход, включающий в себя изменение поведения геймера и его восприятия своей зависимости. Лечение может принимать различные формы, в том числе:
Индивидуальная терапия с психологом, специализирующимся на лечении зависимости от компьютерных игр или с тем, у кого есть опыт на лечении различного рода зависимостей.
Плюсы: лечение адаптировано к индивидуальному игроку и основано на психоанализе. Целью психоанализа является — выявить и понять истинные, реальные причины полного погружения человека в игровой мир, а также помочь ему понять патологию своей привязанности. При этом могут всплыть разного рода психологические травмы, перенесенные человеком либо болезненные комплексы или иные проблемы. Для эффективности психотерапии необходимо чтобы зависимый игрок был согласен на их проведение, а также сотрудничал со специалистом.
Минусы: специалисты специализирующиеся конкретно на лечении компьютерной игровой зависимости встречаются довольно-таки редко. При этом их может быть трудно или вообще невозможно найти на местном уровне. Лечение может быть довольно дорогостоящим, особенно если требуется больше чем просто несколько сеансов (обычно одного-двух сеансов недостаточно).
Семейная психотерапия, особенно, если зависимым игроком является ребенок или подросток.
Плюсы: Так как игровая компьютерная зависимость всегда затрагивает других членов семьи, шанс на выздоровление увеличивается, если родители или брачный спутник активно участвуют в лечении и работают вместе над достижением взаимно-согласованных целей. Тогда в точности следуя советам и рекомендациям специалистов можно с большей вероятностью рассчитывать на положительный результат. Сеансы семейной психотерапии помогают зависимому человеку стать уверенней в себе, а также повысить собственную самооценку. (Здесь вы найдете советы того, что могут делать родители для повышения самооценки у подростка?)
Минусы: одной из трудностей является поиск специалиста совмещающего в себе опыт лечения игровой компьютерной зависимости и опыт семейной терапии. Вторым минусом может быть нежелание членов семьи участвовать в семейной терапии.
Стационарные лечебные учреждения.
Плюсы: интенсивное ежедневное наблюдение в клинике группой специалистов различных направлений, которые используют разные тренинги, терапии. Стационарное лечение от компьютерной зависимости является сегодня найэффективнейшим методом избавления от этой проблемы. При данном лечении гораздо проще контролировать ситуацию с зависимостью, которую, к сожалению, родственники пациента не всегда могут обеспечить. Из-за чего зависимые люди продолжают играть и растрачивать семейные деньги. В этих учреждениях созданы пациентам комфортные условия лечения.
Минусы: этот вид лечения не назовешь дешевым.
Книги по лечению игромании
Плюсы: удобные, доступные рекомендации от специалистов в области психического здоровья и лечения зависимостей.
Минусы: рекомендации и советы могут основываться на устаревших исследованиях и методах.
Методы лечения, обычно используемые для любителей видеоигр, варьируются в зависимости от лица, которого лечат.
Рецидив — это обычное явление в области лечения пристрастий к компьютерным играм. При этом учитесь рассматривать рецидив как часть выздоровления, а не конец ему. Послушайтесь совета психологов, которые советуют во время или после случившегося рецидива не медлить, а обратиться к специалистам лечебного центра, где вы ранее проходили курс преодоления зависимости, чтобы получить своевременную помощь.
Являясь родителем или брачным спутником человека/подростка прошедшего курс лечения от зависимости, не стесняйтесь обращаться за помощью, если у вас есть основание беспокоиться, что он снова вернулся к прежним играм. Не бойтесь с ним заводить разговор об этом. Ведь лучше иметь неловкий разговор, за свои подозрения, чем снова позволить дорогому вам человеку испытать зависимость от компьютерных игр.
Хотя практически любой, кто играет в компьютерные игры, может стать зависимым, но у некоторых групп, похоже, с большей вероятностью развиваются нездоровые уровни игры. Эти группы включают:
Не имея возможности или способности решать подобные проблемы, многие люди в большинстве случаев стремятся идентифицировать себя с виртуальными персонажами (часто из мира фэнтази), передавая через них свои реальные эмоции, вспышки гнева, бунты и межличностные отношения.
С помощью этих кратких вопросов вы сможете получить оценку того, являетесь ли вы или кто-то из ваших близких зависимыми от компьютерных игр.
Чем больше ответов «да», тем больше шансов стать зависимым от игр в интернете. В этом случае вы заслуживаете немедленной помощи. Обратитесь в лечебный центр к специалистам за консультацией. Вы не пожалеете что сделали первый шаг к преодолению возможной зависимости. Родители должны немедленно обратиться за помощью к медицинскому учреждению или специалистам по психическому здоровью, если они наблюдают подобные тенденции у своих детей.
Среди многих форм зависимости существующих в настоящее время (наркотики, алкоголь, интернет. соцсети ) одной из самых распространенных сегодня является игровая зависимость от компьютерных игр. Поэтому наряду с курением, алкоголем и наркотиками подобного рода зависимость станет частью болезней, официально признанных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в следующем пересмотре классификации болезней (МКБ) в 2018 году.
В этой статье мы постарались дать подробную информацию о наиболее часто задаваемых вопросах связанных с игровой зависимостью от компьютерных игр. Хотя эта тема не нравится геймерам или тем кто не считает себя зависимым, но с каждым днем становится все больше людей для которых игра никогда не заканчивается. Поэтому важно знать, с чем мы имеем дело и как этому противостоять.
С уважением, Андроник Олег/Анна.
Посмотрите видео 5 шокирующих случаев связанных с зависимостью от компьютерных игр.
semyadeti.ru